Психологические особенности младших школьников
методическая разработка (4 класс) по теме
Материал для ролительского собрания "Психологические особенности младших школьников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psikhologicheskie_osobennosti_mladshego_shkolnika.docx | 17.47 КБ |
psikh_osob.ppt | 537.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологические особенности младшего школьника.
4-ый класс (9,10 лет):
Познавательные процессы:
К четвертому классу у большинства детей уже складывается индивидуальный стиль учебной работы. Общий подход ребенка к ее выполнению хорошо прослеживается при подготовке домашних учебных заданий. Так, например, одни приступают к урокам сразу после прихода из школы, другим требуется отдых (разной продолжительности). Кто-то быстро и легко включается в работу, у других много времени занимает подготовительный период. Одни дети начинают выполнять домашние задания с трудных учебных предметов, другие, наоборот, с легких. Одни лучше усваивают материал с опорой на графические изображения (рисунки, схемы и т.п.), другие предпочитают словесное объяснение и т.д.
Различия в общем подходе к выполнению учебной работы связаны с индивидуально-типологическими особенностями детей, их работоспособностью, спецификой познавательного развития, преобладающим типом восприятия и переработки информации, неодинаковым интересом к различным учебным предметам и т.д.
Индивидуальный стиль учебной работы проявляется не только в общем подходе к выполнению учебных заданий, но и в использовании школьниками различных учебных умений и навыков. Владение продуктивными приемами учебной работы означает, что школьник приобрел умение учиться: он способен качественно усваивать предлагаемые знания и, в случае необходимости, добывать их самостоятельно.
Какие же общие умения важны для успешного обучения? Среди них можно выделить следующие умения:
1. слушать учителя;
2. выделять главную мысль сообщения;
3. связно пересказывать содержание текста;
4. отвечать на вопросы к тексту;
5. ставить вопросы к тексту;
6. делать содержательные выводы на основе полученной информации;
письменно выражать свою мысль;
7. привлекать дополнительные источники информации, пользоваться справочной литературой (словарями, энциклопедиями и пр.);
8. адекватно оценивать результаты собственной работы.
Большинство этих умений опирается на мыслительные способности:
умение сравнивать и находить общее и различное;
умение выделять главное,
отличать существенное от несущественного,
делать логические заключения и выводы.
Учиться всему этому необходимо в начальной школе, пока объем учебной нагрузки в значительной степени дозирован. В средних классах эти умения окажутся жизненно необходимыми, поскольку заметно возрастает количество новой информации, более сложным станет и ее содержание. В этой ситуации испытанный способ многократного повторения, который еще оправдывал себя в начальной школе, будет весьма неэффективным. Неумение же правильно работать с учебным материалом может стать причиной снижения успеваемости, неоправданного переутомления ребенка.
Рекомендация: для того чтобы понять, в какой степени ученик владеет некоторыми из основных приемов учебной работы, понаблюдайте, например, за тем, как он готовит пересказ. Читает ли весь текст несколько раз подряд, пытаясь запомнить все сразу? Читает ли всего один раз и, не пересказывая, уверен, что все хорошо знает? Фиксирует ли внимание на содержании отдельных абзацев, не устанавливая затем связи между ними? Отвечает ли на вопросы к тексту?
Его необходимо учить работать с учебным текстом: учить выделять главную мысль; составлять план текста; запоминать содержание текста и пересказывать его с опорой на план и т.д.
Навык связного пересказа необязательно развивать только на учебном материале: можно попросить ученика рассказать содержание прочитанной книги, увиденного кинофильма, описать события прошедшего дня и пр.
Ведущий вид деятельности:
В четвертом классе основным механизмом познания окружающего мира является учебная деятельность. В это время у большинства школьников намечается дифференциация учебных интересов, складывается разное отношение к учебным предметам: одни дисциплины нравятся больше, другие – меньше.
Предпочтение тех или иных учебных предметов во многом связано с индивидуальными склонностями и способностями ребенка: кому-то нравится математика, у кого-то ярко проявляются лингвистические способности и т.д.
Рекомендация: Даже если ученик не выделяется своими учебными успехами и, на первый взгляд, одинаково безразлично относится ко всем предметам, у него непременно есть склонность к лучшему усвоению учебного материала того или иного содержания. Пожалуйста, поддерживайте у него именно такие склонности, указывающие на более сильные стороны моего развития.
Также помните, что его жизнь не ограничивается стенами школы. За ее пределами он может быть погружен в такие занятия, которые позволят ему проявить свою умелость, добиться успеха, обрести уверенность в себе.
Социальная ситуация развития:
Четвероклассник продолжает приспосабливаться к системе требований взрослых, связанных с его учебной деятельностью, и приспосабливается к системе требований сверстников при общении с ними. Четвертый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни ребенка. Четвероклассники – это выпускники начальной школы. Именно этот факт во многом определяет те акценты, которые расставляют взрослые во взаимодействии с детьми данного возраста.
Рекомендация: контролируя ученика, не забывайте хвалить почаще. Только успех порождает новый успех. А для этого он должен верить в свои силы, знать, что самоценен.
Мотивация:
В четвертом классе у ребенка окончательно закрепляется мотивация к школе.
Мотивация к школе бывает:
Негативная. Ребенку не хочется и не нравится ходить в школу. У таких детей даже при хорошем развитии психических процессов нет успешной обучаемости.
Формальная. Ребенку нравится ходить в школу, но не для получения знаний, а ради формальных признаков: пообщаться с другими детьми, поиграть и т. п. У таких детей успеваемость обычно средняя.
Содержательная. Ребенок любит ходить в школу, ему нравится получать новые знания. Такие дети обычно достаточно успешны.
Новообразование:
Дети четвертых классов вполне в состоянии управлять собой и внешне – своим поведением, и внутренне – своими психическими процессами и чувствами. У четвероклассников уже встречаются самооценки различных типов: адекватные, завышенные и заниженные.
Рекомендация: Если ученик себя переоценивает, то обратите внимание на его неудачи. И объясните, как их можно избежать.
Если он себя недооценивает, просто за что-нибудь похвалите его.
Так он научится адекватно себя оценивать.
Общение:
1. Общению третьеклассника характерны следующие признаки:
2. Неустойчивость контактов.
3. Эмоциональность.
4. Зависимость от оценки взрослых: учителя, родителей. Ребенок общается с теми, кого взрослые одобряют.
5. Разрыв между мальчиками и девочками.
6. Взаимосвязь общения с деятельностью ребенка.
Рекомендация: не говорите при ученике негативно о его одноклассниках и их родителях. Ваша отрицательная оценка может стать причиной появления в классе изгоя.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуально психологические особенности младшего школьника
План- конспект родительского собрания в начальной школе....
Психологические особенности младших школьников
психологические особенности младших школьников...
психологические особенности младших школьников
психологические особенности младших школьников...
Программа "Использование психологических особенностей младших школьников в игровых технологиях на уроках английского языка"
Использование игровых технологий на уроках английского языка...
Психологические особенности младшего школьника
Изменения, происходящие в младшем школьном возрасте...
психологические особенности младшего школьника
памятка для родителей по психологическим особенностям младшего школьника...
Проектно-исследовательская работа по теме: « Индивидуально – психологические особенности младших школьников как основа дифференцированного обучения (природосообразный подход)." Обобщение опыта.
В данной работе я попыталась обобщить опыт своей работы по применению знаний об индивидуально-психологических особенностях младших школьных как основе дифференцированного обучения (при...