Родительское собрание "причины детской агрессии."
консультация (2 класс) по теме
Конспект родительского собрания. Презентация. Памятка для родителей "как помочь ребёнку справиться с агрессией." 2 класс
Скачать:
Предварительный просмотр:
- формирование у родителей умения выявлять причины агрессивности детей,
- познакомить с методами её коррекции и своего поведения в отношениях с ребенком в конфликтных ситуациях
- формировать у родителей культуру понимания проблемы детской агрессии и пути её преодоления,
- наметить пути сотрудничества педагога и родителей в профилактике детской агрессивности.
План работы:
- Вступительное слово
- Экспресс-анкетирование
- Информационный блок
- Анализ педагогических ситуаций, обсуждение
- Советы родителям по преодолению агрессивного поведения
- Подведение итогов.
Верная указка не кулак, а ласка.
Народная мудрость.
Здравствуйте, уважаемые мамы и папы. Тема нашего собрания серьезна и трудна. Это тема проявления нашими детьми жестокости и агрессии.
Тема, к сожалению, не случайна, поскольку агрессию проявляют не только подростки и взрослые, но и наши малыши – младшие школьники. С чем это связано? Как бороться с проявлением детской агрессии? И как мы, взрослые, можем помочь детям преодолеть её? На эти и другие вопросы мы попытаемся сегодня найти ответ
Рождаясь, ребенок имеет лишь два способа реагирования – это удовольствие и неудовольствие. Когда ребенок сыт, у него ничего не болит, пеленки сухие – тогда он испытывает положительные эмоции, которые проявляются в виде улыбки, довольного гуления, спокойного и безмятежного сна.
Если же ребенок испытывает по какой-либо причине дискомфорт, то он свое недовольство проявляет плачем, криком, брыканием. С возрастом ребенок начинает проявлять свои протестные реакции в виде деструктивных действий, направленных на других людей (обидчиков) или ценные для них вещи.
В той или иной мере агрессивность свойственна всем людям. Вспомните себя: часто нас захватывают отрицательные эмоции, хочется накричать, вспылить, но, как правило, мы все-таки сдерживаем гнев. А вот наши малыши пока не умеют управлять своими чувствами.
Со временем агрессия может закрепиться в таких чертах личности, как черствость, язвительность, вспыльчивость, поэтому необходимо организовать помощь ребенку как можно раньше.
Чтобы определить актуальность темы сегодняшнего собрания лично для вас и вашего ребенка предлагаю ответить на вопросы экспресс – анкеты.
Ребенок за последний год:
|
Если вы отметили хотя бы четыре признака, то ребенок агрессивен. Думаю, что в той или иной степени это касается каждого ребенка.
Как вы видите из вопросов экспресс – анкеты, агрессия может проявляться не только драками. Давайте, уважаемые родители, разберемся, как может проявляться агрессия.
- Агрессия в своих высказываниях. Чаще всего в этом виноваты сами родители. Кто–то из членов семьи очень часто “выпускает пар” таким образом. Поэтому у ребенка складывается мнение, что если что – то не получается или тебя не понимают, если нет другого выхода, можно поступать таким образом, используя бранные слова.
- Игры. Детей привлекают отрицательные герои, и многие охотно примеряют на себя роли таких персонажей. Это связано с тем, что многие отрицательные герои могущественны. Если ребенок в глазах взрослых не выглядит хорошим, то он и примеряет на себя отрицательную роль, сообщая окружающим: “Вы говорите, что я плохой, я и буду плохим, вам назло”
- Агрессия наблюдается в рисунках. Изображение катастроф, аварий и других жестоких ситуаций.
- Агрессия на окружающих людей. Это показатель неумения вести себя, отсутствие навыков культуры поведения, избалованности, эгоизма.
- Жестокость по отношению к животным. Жестокое отношение к животным воспринимается самим ребенком как шутка, забава, игра, которые, по его мнению, могут поднять его авторитет у сверстников. Ему кажется, что в глазах окружающих он будет считаться сильным, бесстрашным. Впоследствии это может развиться в преступную деятельность, агрессию по отношению к случайным прохожим.
Каковы же причины возникновения агрессивного поведения у детей? В первую очередь они связаны с семьей:
1) Грубое и жестокое отношение к нему родителей. Ребенок живет в атмосфере неприятия, нелюбви к нему.
3) Агрессивное поведение родителей между собой: оскорбления, крики, брань, хамство, унижение друг друга – все это приводит к тому, что такое общение становится нормой жизни для ребенка. Психологи считают, что ребенок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно, и она стала нормой его жизни
4) Непоследовательность родителей. Когда сегодня им удобны одни нормы поведения, а завтра, в этой же ситуации, другие. Эта методика воспитания детей отвратительна тем, что у детей не формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, что вновь навязывается детям. Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.
5) Особенности биологического развития самого ребенка, некоторые черты его характера так же могут обуславливать его агрессивность.
Что же делать нам, взрослым, столкнувшись с проявлениями детской агрессии? Зачастую это вызывает у нас недоумение и растерянность. Обычно первое, что делают взрослые, наказывают ребенка. А оказывается, напрасно. Просто ребенок, столкнувшись с неразрешимой для него проблемой, не знает как правильно себя вести.
А нам, взрослым ни в коем случае нельзя подавлять агрессию в своих детях, так как агрессия – это необходимое и естественное для человека чувство. Важно научить ребенка не подавлять, а контролировать свою агрессию, отстаивать свои права и интересы, а также защищать себя социально приемлемым способом, не ущемляя при этом интересы других людей и не причиняя им вреда. Я предлагаю вам следующие советы психологов:
- Во-первых, требуется проявление со стороны родителей безусловной любви к ребенку в любой ситуации. Нельзя допускать высказываний, наподобие следующих: “если ты себя так будешь вести, то мама с папой тебя больше любить не будут!” Нельзя оскорблять ребенка, обзывать его. Проявлять недовольство надо именно действием, поступком, принимая личность ребенка в целом.
- Если ребенок просит поиграть с ним, уделить ему внимание, а вы в данный момент не можете этого сделать, не отмахивайтесь от малыша, тем более, не раздражайтесь на него за назойливость. Лучше покажите ему, что вы понимаете его просьбу и объясните, почему в данный момент вы ее выполнить не можете: “Ты хочешь, чтобы я почитала тебе книжку? Малыш, мама тебя очень сильно любит, но я так устала на работе. Пожалуйста, поиграй сегодня один”. И еще один важный момент – не надо откупаться от ребенка дорогими игрушками, подарками и т.п. Для него гораздо важнее и нужнее ваше непосредственное внимание.
- Агрессия в высказываниях Проблема засорения нашей речи “ненормативной лексикой” в настоящее время обсуждается везде. Нас уже не шокируют телепередачи, статьи в газетах и журналах, где скользит брань. Поэтому совсем неудивительно, что наши дети очень рано узнают о существовании таких слов. Каковы же наши действия в этих случаях.
а) Объясните детям, что люди используют ругательства лишь в крайнем случае, когда от отчаяния им уже не хватает сил и слов.
б) Следите сами за собственной речью.
в) Если ребенок спрашивает о значении того или иного слова, не уходите от ответа. Постарайтесь так объяснить ему значение слова, чтобы ему самому не захотелось его употреблять.
г) Если ребенок поймал на “нехорошем” слове вас, извинитесь перед ним, объясните, что вам не удалось сдержаться, и вы поступили плохо. Впредь старайтесь держать себя в руках.
- Родители, если не хотят, чтобы их дети были драчунами и забияками, сами должны контролировать собственные агрессивные импульсы. Надо всегда помнить, что дети учатся приемам социального взаимодействия, прежде всего, путем наблюдения за поведением окружающих людей (в первую очередь, родителей).
- Как я уже упоминала, ни в коем случае нельзя подавлять проявление агрессии ребенком, иначе подавленные агрессивные импульсы могут нанести серьезный вред его здоровью. Научите его выражать свои враждебные чувства социально приемлемым способом: словом или в рисунке, лепке или при помощи игрушек, или действий, безобидных для окружающих, в спорте.
- Перевод чувств ребенка из действия в слова позволит ему узнать то, что о них можно говорить, а не обязательно сразу давать в глаз. Также ребенок постепенно освоит язык своих чувств и ему проще будет вам сказать, что он обижен, расстроен, зол и т.д., а не пытаться привлечь ваше внимание своим “ужасным” поведением. Единственно, чем при этом нельзя злоупотреблять, так это уверенностью в том, что взрослый человек лучше знает, что испытывает маленький. Взрослый может лишь предполагать, основываясь на своем опыте, на самонаблюдении, на наблюдении над окружающими, что означает поведение ребенка. Ребенок должен быть активным рассказчиком о своем внутреннем мире, взрослый лишь задает такую возможность и предоставляет средства.
- Если ребенок капризничает, злится, кричит, бросается на вас с кулаками – обнимите его, прижмите к себе. Постепенно он успокоится, придет в себя. Со временем ему будет требоваться все меньше времени, чтобы угомониться. Кроме того, такие объятия выполняют несколько важных функций: для ребенка это означает, что вы способны выдержать его агрессию, а, следовательно, его агрессия может быть сдержана и он не разрушит то, что любит. Позже, когда он успокоится, вы можете поговорить с ним о его чувствах. Не стоит читать нравоучения при таком разговоре, просто дайте понять, что готовы его выслушать, когда ему плохо
- Уважайте личность в вашем ребенке, считайтесь с его мнением, воспринимайте всерьез его чувства. Предоставляйте ребенку достаточную свободу и независимость, за которую ребенок будет сам нести ответственность. В тоже время покажите ему, что в случае необходимости, если он сам попросит, готовы дать совет или оказать помощь. У ребенка должна быть своя территория, своя какая-то сторона жизнь, вход на которую взрослым позволен только с его согласия. Ошибочным считается мнение некоторых родителей, что “у их детей от них не должно быть никаких секретов”. Недопустимо рыться в его вещах, читать письма, подслушивать телефонные разговоры, шпионить! Если ребенок вам доверяет, видит в вас старшего друга и товарища, он сам вам обо всем расскажет, попросит совета, если сочтет необходимым.
- Покажите ребенку конечную неэффективность агрессивного поведения. Объясните ему, что даже если вначале он и достигнет для себя выгоды, например, отнимет у другого ребенка понравившуюся вещь, то впоследствии с ним никто из детей не захочет играть, и он останется в одиночестве. Вряд ли его прельстит такая перспектива. Расскажите также о таких негативных последствиях агрессивного поведения как неотвратимость наказания, возвращение зла и др.
- Если вы видите, как ваш ребенок ударил другого, сначала подойдите к его жертве. Постарайтесь утешить, успокоить обиженного ребенка. Таким образом, вы лишаете внимания своего ребенка, перенося его на товарища. Внезапно ваш ребенок замечает, что веселье кончилось, и он остался в одиночестве. Обычно требуется повторить это 2-3 раза – и драчун поймет, что агрессивность не в его интересах
- Необходимо устанавливать социальные правила поведения в доступной для ребенка форме. Например, “мы никого не бьем, и нас никто не бьет”.
- Не забывайте хвалить ребенка за старательность. Когда дети реагируют должным образом, сделайте все, чтобы закрепить эти усилия. Скажите им: “Мне нравится, как ты поступил”. Дети лучше реагируют на похвалу, когда видят, что родители действительно довольны ими. Не стоит говорить: “Хороший мальчик” или: “Хорошая девочка”. Дети часто не обращают на это внимания. Лучше сказать: “Ты доставил мне огромное удовольствие, когда поделился со своим младшим братом, вместо того чтобы драться с ним. Теперь я знаю, что могу доверить тебе уход за ним”. Такая похвала имеет большое значение для детей. Она позволяет им почувствовать, что они могут произвести хорошее впечатление.
- Беседовать с ребенком о его поступке надо без свидетелей (класса, родственников, других детей и взрослых). В беседе стараться использовать меньше эмоциональных слов (стыдно и др.).
14. Нужно постараться исключить ситуации, провоцирующие негативное поведение ребенка.
15. В борьбе с агрессией можно прибегнуть к помощи сказкотерапии. Когда маленький ребенок начинает проявлять признаки агрессивности, сочините вместе с ним рассказ, в котором этот ребенок будет главным героем. Используя картинки, вырезанные из журналов, или фотографии самого ребенка, создайте ситуации, в которых ребенок ведет себя достойно и заслуживает похвалу. Поговорите с ним в тот момент, когда ребенок спокоен, не нервничает. Когда у ребенка эмоциональный кризис, успокоить его нелегко.
16. Надо предоставлять возможность ребенку получить эмоциональную разрядку в игре, спорте и т.д. Можно завести специальную “сердитую подушку” для снятия стресса. Если ребенок чувствует раздражение, он может поколотить эту подушку.
Давайте вместе на основе изложенного материала разберем несколько ситуаций и придумаем оптимальные варианты решения:
- Родитель резко подавляет ребенка: “Прекрати! Не смей так делать!” Шлепает и ставит в угол.
- Родитель делает вид, что не замечает агрессивного поведения ребенка и ребенок продолжает действовать агрессивно.
- Родитель “переключает” ребенка на игру, способствующую разрядке негативных эмоций. После того, как ребенок успокоился, объясняет, почему так вести себя неправильно.
Давайте порассуждаем, какой вариант реакции взрослого на неправильное поведение ребенка был бы наиболее оптимальным.
В первом случае, несмотря на то, что ребенок в данный момент прекратил свои “преступные” действия, он обязательно выплеснет свои отрицательные эмоции в другом месте или в другое время.
Во втором случае ребенок решает, что действует правильно и агрессивные формы поведения закрепляются в черту характера.
И только в третьем случае ребенок учится анализировать различные ситуации и берет пример со своих тактичных родителей.
А как нам, взрослым научиться управлять своим чувством гнева? Предлагаю вам несколько методик:
- Стоп-слова. Когда вы почувствуете, что сейчас достигнете точки кипения, мысленно скажите себе “СТОП!”, лучше даже крикнуть “СТООООП!” Можете использовать любое слово, главное, чтобы оно остановило вас от немедленной реакции. После этого подождите хотя бы 10 секунд. За это время вы сможете успокоиться еще больше и принять решение по сложившейся ситуации.
- Сделайте серию глубоких вдохов. Это поможет восстановить дыхание и ритмичность работы сердца. “Выпустить пар”, говоря простым языком.
- Используйте юмор. Представьте объект раздражения в смешном виде (в смешной одежде, карикатурном образе и т.д.) Это вызовет улыбку и немедленно избавит от чувства гнева.
В заключение нашего собрания хочу сказать, что агрессивному ребенку прежде всего необходима наша с вами помощь. Часто дети проявляют агрессию, потому что не знают, как поступить иначе. Наша задача – показать детям приемлемые, неразрушительные способы выражения гнева. А для преодоления детской агрессии в педагогическом арсенале взрослые должны иметь: внимание, сочувствие, терпение, требовательность, честность, доверие, понимание, чувство юмора, ответственность, такт.
Давайте подведем итоги и вынесем решения сегодняшней встречи:
- Наблюдать за эмоциональным состоянием своего ребенка в различной обстановке.
- Делать установку на положительные эмоции.
- Следовать правилам семьи по преодолению детской агрессии.
- Обсудить с членами семьи необходимость контроля за выбором телепередач для просмотра детьми.
- При обсуждении детских конфликтов дома учить ребенка анализировать и свое поведение.
- Быть активными участниками всех школьных и классных мероприятий.
Уважаемые родители, спасибо, что нашли возможность побывать сегодня на очередном родительском собрании и принимали активное участие в обсуждении темы. Надеюсь, вам было интересно, и вы узнали новое, что поможет вам строить добрые отношения в своей семье.
Предварительный просмотр:
Родительское собрание на тему
«Детская агрессия. Причины и пути преодоления»
(для родителей учащихся 2 – 4 классов)
Автор: Ольховская Наталья Викторовна, учитель начальных классов МОУ «Средняя школа № 22» г. Балаково Саратовской области.
Каждый может разозлиться - это легко.
Но разозлиться настолько, насколько нужно
и по той причине, по которой нужно, -
это дано не каждому"
Аристотель
(слайд 2)
Задачи собрания (слайд 3):
1. Обсудить с родителями причины детской агрессии, ее влияние на поведение ребенка.
2. Формировать у родителей культуру понимания проблемы детской агрессии и путей ее преодоления.
Подготовительная работа к собранию (слайд 4):
1. Анкетирование детей и родителей по проблеме собрания.
Анкета для родителей
— Бывает ли ваш ребенок агрессивным?
— В каких ситуациях он проявляет агрессию?
— Против кого он проявляет агрессию?
— Что вы предпринимаете в семье, чтобы преодолеть агрессивность ребенка?
Анкета для учащихся
Чаще всего я радуюсь, когда...
Чаще всего я смеюсь, когда...
Чаще всего у меня хорошее настроение, когда...
Чаще всего я плачу, когда...
Чаще всего я злюсь, когда...
Чаще всего я обижаюсь, когда...
Мне хорошо, когда меня...
Мне плохо, когда меня...
2. Классный час «Десять моих «Я».
3. Выставка рисунков «Мои чувства».
4 .Составление памятки родителям.
Ход собрания
Уважаемые папы и мамы! Сегодняшнюю встречу мне хотелось бы начать с разговора о проблеме детской агрессии. Этот разговор не случаен. Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров, дисплеев компьютеров.
Агрессию проявляют не только подростки и взрослые, как принято считать. Агрессию проявляют и малыши. С чем это связано? Как бороться с проявлением детской агрессии? На эти и другие вопросы мы попытаемся сегодня ответить.
Что такое агрессивность? (Слайды 5 – 6)
Латинское слово «агрессия» означает «нападение», «приступ». В психологическом словаре приводится следующее определение:
«Агрессия – деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический или моральный ущерб людям, или вызывающее у них психологический дискомфорт».
Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными. Возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Огромную роль играет воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка.
Портрет агрессивного ребенка (слайд 7)
Почти в каждом коллективе детей, подростков встречается хотя бы один с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных, обзывает их, намерено употребляет грубые выражения, т.е. становится «грозой » всего коллектива. Этого ершистого, драчливого, грубого ребенка трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять.
Однако, агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому, что его агрессия – это прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события. Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. «Как стать любимым и нужным» - неразрешимая проблема, стоящая перед ребенком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. Вот как описывает известный детский психолог Н.Л.Кряжева поведение этих детей: «Агрессивный ребенок, используя любую возможность, стремится разозлить маму, учителя, сверстников; он не успокоится до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку».
Агрессивные дети часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность, они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.
Причины детской агрессии (слайд 8)
Почему ребенок становится агрессивным? Ведь эмоции злости и гнева запускают агрессию, но не обязательно приводят к ее проявлению.
Исследования в области изучения детской агрессии, что на формирование данной особенности влияют:
- негативизм матери (ее отчужденность, равнодушие, постоянная критика);
- безразличное отношение, игнорирование агрессивных проявлений ребенка по отношению к другим детям и взрослым (фактически поощрение агрессивного поведения);
- суровость дисциплинарных воздействий (физическое наказание, психологическое давление, унижение).
На формирование детской агрессии может воздействовать предрасположенность к возбудимости нервной системы. Но речь идет только о предрасположенности! Практика показывает, что на агрессивность ребенка больше воздействуют социальная среда и его окружение. Агрессивный ребенок скорее вырастет в семье с агрессивными родителями, но не потому, что это передается генетически, а потому, что родители не умеют справляться со своей агрессивностью. Поэтому и не смогли научить этому своего ребенка.
Можно выделить еще несколько причин детской агрессии:
• Борьба за внимание
Если ребенок не ощущает со стороны родителей нежности, любви, ласки, то он мечтает хоть каким-то способом привлечь к себе внимание. Кроме того, агрессивным поведением ребенок может проверять искренность родительской любви. Он хочет, чтобы его любили со всеми его недостатками. А нередко родительская любовь носит оценочный характер: «Ты хорошо себя вел, таким я тебя люблю» или «Ты сегодня подрался с Петей, я не люблю тебя».
• Обида на родителей
Будучи не в силах высказать свою обиду на родителей, дети начинают вести себя агрессивно. Причины детской агрессии могут быть разными: появление младшего ребенка в семье, развод родителей, появление отчима, отлучение ребенка от семьи (положили в больницу, отправили к бабушке), невыполненное обещание, несправедливое наказание…
• Неуверенность в себе
Часто бывает, что ребенок, чувствуя себя ненужным, бестолковым, начинает вести себя агрессивно. В этом случае детская агрессия выступает как защитная реакция. Однократные попытки агрессивного поведения, пожалуй, встречаются у каждого ребенка. И только от родителей зависит, превратится ли эта попытка в закономерное поведение или исчезнет, не оставив и следа.
Понимание агрессивности младшими школьниками (слайды 9 - 10)
В психолого-социальном центре «Доверие» был проведен мини-опрос среди младших школьников, с целью выяснить, как они понимают агрессивность.
Вот какие ответы дали агрессивные и неагрессивные дети:
- Каких людей ты считаешь агрессивными?
Ответы агрессивных детей | Ответы неагрессивных детей |
Маму, папу, потому что они ругаются, бьют, дерутся | Преступников, бандитов, охотников, потому что они убивают людей и животных |
- Как бы ты поступил, если бы встретился с агрессивным взрослым (ребенком)?
Ответы агрессивных детей | Ответы неагрессивных детей |
Начал(а) бы драться; ударил(а) бы; обрызгал(а) бы, испачкал(а) бы | Прошел бы мимо, позвал бы на помощь знакомых, ушел бы, убежал бы |
- Считаешь ли ты себя агрессивным?
Ответы агрессивных детей | Ответы неагрессивных детей |
Нет | Нет |
Из опроса видно, что у агрессивных детей количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограничено. Чаще всего это защитные реакции. К тому же дети не могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить свое поведение. Таким образом, дети часто перенимают агрессивные формы поведения у родителей.
Анализ анкет учащихся (слайд 11)
Анализ анкет показывает, что чаще всего младшие школьники анализируют качества своего характера с позиции взрослых. Если родители постоянно пытаются подчеркивать достоинства своего ребенка не только перед другими людьми, но и в первую очередь в своем доме, то, безусловно, ребенок будет стараться проявлять те качества, которые в нем подчеркивают родители.
Если родители постоянно демонстрируют плохие качества своего ребенка, особенно перед чужими людьми, то и ребенку как бы уже нечего терять, порог стыдливости и ответственности преодолен, и можно продолжать делать плохо.
Как выявить агрессивного ребенка? (Слайд 12)
Критерии агрессивности
Ребенок:
- Часто теряет контроль над собой.
- Часто спорит, ругается с взрослыми.
- Часто отказывается выполнять правила.
- Часто специально раздражает людей.
- Часто винит других в своих ошибках.
- Часто сердится и отказывается сделать что-либо.
- Часто завистлив, мстителен.
- Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.
Предположить, что ребенок агрессивен, можно лишь в том случае, если в течение не менее 6 месяцев в его поведении проявились хотя бы 4 из перечисленных признаков.
Анкетирование родителей.
Теперь давайте попробуем определить уровень агрессивности у вашего ребенка. Сейчас необходимо обозначить подходят ли предложенные утверждения к вашему ребенку или нет. Если они подходят, то ответ «да», если нет – соответственно ответ «нет».
- Временами кажется, что в него вселился злой дух.
- Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.
- Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.
- Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.
- Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.
- Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.
- Он не прочь подразнить животных.
- Переспорить его трудно.
- Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.
- Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.
- В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.
- Часто не по возрасту ворчлив.
- Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.
- Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.
- Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.
- Легко ссорится, вступает в драку.
- Старается общаться с младшими и физически слабыми.
- У него нередки приступы мрачной раздражительности.
- Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.
- Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.
Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.
Высокая агрессивность – 15 – 20 баллов.
Средняя агрессивность – 7 – 14 баллов.
Низкая агрессивность – 1 – 6 баллов.
Как помочь агрессивному ребенку? (Слайд 13)
Работа с такими детьми должна проводиться в 3-х направлениях:
- Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.
- Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.
- Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию.
Работа с гневом (слайд 14)
Человек, постоянно подавляющий свой гнев, более подвержен риску психосоматических расстройств. Поэтому от гнева необходимо освобождаться. Конечно, это не означает, что всем дозволено драться и кусаться. Просто мы должны научиться сами и научить детей выражать гнев приемлемыми, неразрушительными способами.
- Игра «Обзывалки»
Когда накаляется обстановка, можно заранее договориться называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты, …, морковка!» Помните, что это игра, поетому обижаться друг на друга не будем. В заключительной пикировке обязательно следует сказать что-нибудь приятное, например: «А ты, …, солнышко!»
- «Мешочек для криков»
Когда закипает гнев, можно подойти к «Мешочку для криков» и как можно громче покричать в него. Таким образом, ребенок «избавляется» от своего крика.
- «Бумажка в кармане»
Если ребенок постоянно грубит, дерется, то можно договориться с ним, что в следующий раз, как только ему захочется на перемене с кем-то подраться, он порвет на мелкие кусочки или скомкает бумагу, которая всегда лежит у него в кармане.
- Устроить соревнование:
«Кто громче крикнет?», «Кто дальше прыгнет?», «Кто быстрее пробежит?» и т. п.
Обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций (слайд 15)
Для того чтобы дети могли верно оценивать свое состояние, а в нужный момент и управлять им, необходимо научить каждого ребенка понимать себя, и, прежде всего – ощущения своего тела. Сначала можно потренироваться перед зеркалом: пусть ребенок скажет, какое у него в данный момент настроение, и что он чувствует. Дети очень чутко воспринимают сигналы своего тела и с легкостью описывают их.
В книге К.Фопеля «Как научить детей сотрудничать» приводится игра «Камушек в ботинке».
В эту игру полезно играть, когда ребенок обижен, сердит, расстроен, когда внутренние переживания мешают ребенку заниматься делом, когда назревает конфликт.
Игра проходит в 2 этапа.
1 этап (подготовительный).
«Случалось ли, что вам в ботинок попадал камушек? Сначала камушек не очень мешает, мы пытаемся отодвинуть его, найти удобное положение для ноги, но постепенно нарастает боль и неудобство, может даже появиться ранка или мозоль. И тогда даже если очень не хочется, нам приходится снимать ботинок и вытряхивать камушек. Он почти всегда совсем крошечный, и мы даже удивляемся, как такой маленький предмет смог причинить нам такую большую боль. Нам-то казалось, что там огромный камень с острыми, как лезвие бритвы, краями». Далее вы говорите ребенку: «Случалось ли, что вы так и не вытряхивали камушек, а, придя, домой, просто снимали ботинки?» Тогда в освободившейся от ботинка ноге боль стихала, происшествие забывалось. Но наутро, сунув ногу в ботинок, мы внезапно ощущали острую боль, соприкоснувшись со злополучным камушком. Боль, причем, более сильная, чем накануне, обида, злость, - вот такие чувства испытывают обычно дети. Так маленькая проблема становится большой неприятностью.
2 этап.
«Когда мы сердимся, чем-то озабочены, взволнованы, нами это воспринимается как маленький камушек в ботинке. Если мы сразу же почувствуем неудобство, вытащим его оттуда, то нога останется невредимой. А если оставим камушек на месте, то у нас, скорее всего, возникнут проблемы, и немалые. Поэтому всем людям – и взрослым, и детям – полезно говорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят».
Далее вы говорите: «Давайте договоримся: если кто-то из вас скажет: «У меня камушек в ботинке», мы сразу поймем, что вам что-то мешает, и сможем поговорить об этом. Подумайте, не чувствуете ли вы сейчас какого-то неудовольствия, чего-то такого, что мешало бы вам. Если чувствуете, скажите нам, например: «У меня камушек в ботинке. Мне не нравится, что Олег стукнул меня портфелем».
Поиграв несколько раз в эту игру, дети в дальнейшем испытывают потребность рассказывать о своих проблемах. Игра «Камушек в ботинке» особенно полезна для тревожных детей.
Когда ребенок научится распознавать собственные эмоции и говорить о них, можно перейти к следующему этапу работы.
Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию (слайд 16)
Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень эмпатии.
Эмпатия – это способность чувствовать состояние другого человека, умение вставать на его позицию. Агрессивных же детей чаще всего не волнуют страдания окружающих, они даже представить не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо.
Научившись сопереживать окружающим людям, агрессивный ребенок сможет избавиться от подозрительности и мнительности, которые доставляют так много неприятностей и ему самому, и тем, кто находится с ним рядом. Как следствие – научится брать на себя ответственность за совершенные им действия, а не сваливать вину на других.
Правда, взрослым тоже не помешает избавиться от привычки обвинять его во всех смертных грехах. Например, если ребенок швыряет в гневе игрушки, можно, конечно, сказать ему: «Ты негодник! От тебя одни проблемы. Ты всегда мешаешь всем!» Но вряд ли такое заявление снизит эмоциональное напряжение «негодника». Наоборот, ребенок, который и так уверен, что он никому не нужен и весь мир настроен против него, обозлится еще больше. В таком случае гораздо полезнее сказать ребенку о своих чувствах, используя при этом местоимение «я», а не «ты». Например, вместо: «Ты, почему не убрал игрушки?», можно сказать: «Я расстраиваюсь, когда игрушки разбросаны».
Таким образом, вы ни в чем не обвиняете ребенка, не угрожаете ему, даже не даете оценки его поведению. Вы говорите о себе, о своих ощущениях. Как правило, такая реакция взрослого сначала шокирует ребенка, ожидающего града упреков в свой адрес, а затем вызывает у него чувство доверия.
Практическая работа
- Работа родителей в группах по преобразованию «ты - высказывания» в «я - высказывание» (слайд 17)
«Ты - высказывание» | «Я - высказывание» |
Ты опять подрался? | |
Почему ты не выполнил домашнее задание? | |
Опять получил тройку по математике! | |
Ты за лето не прочитал ни одной книжки! |
- Разбор ситуации.
Ситуация: Дочь пришла из школы и обращается к маме: «Мама, я хочу тебе рассказать что-то очень важное…»
Мама: «Отстань от меня. Мне не до тебя, очень болит голова».
- Как бы вы ответили и что бы сделали на месте мамы?
- Для преодоления детской агрессии мы должны иметь…
- Предложите, пожалуйста, те качества, которые должны быть в педагогическом арсенале родителей для преодоления детской агрессии.
(Слайд 18)
Памятки родителям по предупреждению детской агрессивности
Памятка (слайд 19)
- Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.
- Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.
- Не ставьте ребенку каких бы то ни было условий.
- Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка.
- Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе.
- Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребенку в угоду чему-либо.
- Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом.
- Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями.
- Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов.
- Помните, что ребенок — это воплощенная возможность! Воспользуйтесь ею так, чтобы эта возможность была реализована в полной мере!
«Золотые правила», которые необходимо учитывать родителям детей, склонных к агрессивному поведению (слайд 20)
- Не фиксировать внимание всех на поведение ребенка
- Веское осуждение агрессии (но без жестких наказаний)
- Выяснение причины тактично и спокойно, ее устранение
- Снятие агрессии через игры и тренинг
- Похвала ребенка при любых позитивных сдвигов в поведении
Рефлексия
1. Обмен мнениями родителей об услышанном в ходе собрания
2. – А теперь закончите фразы (слайд 21):
Теперь я знаю…
В общении с ребенком я буду…
Мне больше всего запомнилось…
Я нашел ответ на…
Литература (слайд 22):
1. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 1 – 4 классы. - М.: ВАКО, 2006. – 320 с. – (Педагогика. Психология. Управление.)
2. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями. – М.:5 за знания, 2005. – 240с.
3. Фопель К./ Как научить детей сотрудничать // М.: Генезис, 2001.
- Воспитание школьников. - № 5, 2007
- Психология. Разработки занятий с детьми. / Сост. М.М.Миронова. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2005. – 112 с.
Предварительный просмотр:
МОУ лицей №11 г. Волгодонска Ростовской обл.
учитель начальных классов Аникина Елена Анатольевна
методическая разработка родительского собрания во 2-м классе
на тему: «Причины и последствия детской агрессии».
Тема: Причины и последствия детской агрессии.
Форма проведения: родительский педагогический тренинг.
Цель: профилактика детской агрессии.
Задачи:
- обсудить с родителями причины детской агрессии, её влияние на поведение ребёнка;
- формировать у родителей культуру понимания проблемы агрессивности и возможных путей её преодоления.
Вопросы для обсуждения:
- причины детской агрессии;
- профилактика детской агрессии;
- пути преодоления детской агрессии.
- Подготовительный этап.
- Подбор методик изучения проявления агрессии у детей.
- Проведение тестирования учащихся класса по подобранным методикам.
- Анализ результатов тестирования.
- Подбор тренинговых упражнений по оказанию родителями помощи своим детям для снятия эмоционального напряжения.
II. Организационный этап. (звучит музыка «Если добрый ты»Б. Савельев, М. Пляцковский)
Классный руководитель предлагает родителям работу в трех группах, сообщает тему родительского собрания, цель, задачи, регламент, план проведения, знакомит с обсуждаемыми вопросами.
III. Вступительное слово классного руководителя.
Уважаемые мамы и папы! Сегодняшнюю встречу мне бы хотелось начать с разговора о проблеме агрессии, так как мы все чаще с ней сталкиваемся не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду с экранов телевизоров и компьютеров. Ее проявляют даже дети. Такая проблема существует и в нашем классе.
Давайте разберемся, что такое агрессия? Вот как об этом думают ваши дети. (видеоролик с высказываниями детей об агрессии)
Обратимся к определению понятия «агрессия».
Слово «агрессия» произошло от латинского «agressio», что означает «нападение», «приступ».
Агрессия – это способ выражения гнева, протеста. В основе лежат боль, унижение, обида, страх, которые возникают от неудовлетворения человеческой потребности в любви и нужности другому человеку.
Агрессивное поведение у детей - это своеобразный сигнал SOS, крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми ребёнок справиться не в силах.
IV. Составление родителями портрета агрессивного ребенка. (работа в группах, представление портрета созданного каждой группой)
Учитель на доске выписывает ключевые слова: обзывается, дерется, грубит, мстит, сердится и отказывается сделать что либо, специально раздражает людей, эмоционально неустойчив, обвиняет других в своих ошибках, имеет низкий уровень импатии.
V. Анализ анкетирования детей. (приложение 1, 2)
Учитель знакомит родителей с уровнем агрессивности детей класса на основе полученных результатов в ходе предварительно проведенного анкетирования.
VI. Причины и виды агрессии.
Существуют следующие виды агрессивного поведения: физическая, вербальная и эмоциональная (в виде эпизодических вспышек).
Учитель предлагает родителям поработать в группах и выявить причины проявления агрессивного поведения у детей. Представитель каждой группы зачитывает возможные причины, а учитель выписывает их на доске.
Причины:
1. Заболевание центральной нервной системы.
2. Агрессивность как средство психологической защиты ( самая распостраненная в д/с) Это чаще холерики и сангвиники- дети с сильным типом НС.
3. Различные нарушения семейного воспитания.
- Алкоголизм родителей.
- Разрушение эмоциональных связей в семье как между родителями и ребенком, так и между самими родителями (частые скандалы в семье).
- Неуважение к личности ребенка.
- Некорректная и нетактичная критика ребенка, оскорбительные и унизительные замечания. Неуважение к личности ребенка и пренебрежение, высказанное публично, порождает в нем глубокие и серьезные комплексы, вызывает неуверенность в себе и свои силы.
- Чрезмерный контроль или полное отсутствие его. (Чаще у жестких, властных родителей).
- Избыток или недостаток внимания со стороны родителей.
4. Нарушенная исследовательская активность ребенка.
Чаще встречается у детей с нарушением развития эмоциональной сферы - они не могут оценить эмоциональные последствия своей активности (ткнул собаку ногой и отбежал - что будет?).
5. Случаи, когда за агрессивность принимают что- то другое.
Например, детское упрямство (в возрасте 2-4 лет) - «не хочу», «не буду», «я сам» и др.
6. Запрет на физическую активность.
Энергия ребенка обязательно должна находить выход, иначе накопившийся переизбыток энергии перейдет в агрессию.
7. Отказ в праве на личную свободу.
Ребенку необходима свобода, чтобы он научился самостоятельно принимать свои решения и отвечать на них. Но не меньше свободы ему нужны определенные нравственные нормы и границы, чтобы он сумел выстроить свой внутренний моральный кодекс.
8. Подсознательное ожидание страха.
Недостаточная защищенность матери во время беременности, переживание трагедии, горя в семье, частая и длительная госпитализация ребенка. В результате у детей вырабатывается комплекс страхов - боязнь остаться один, врачей, испытание боли и др.
9. Эмоциональная нестабильность, колебания эмоций.
Настроения ребенка могут меняться под влиянием усталости или плохого самочувствия. Негативные эмоции считаются в семье недопустимыми, их всячески подавляют.
10. Неуверенность в собственной безопасности в семье, где частые ссоры.
Личный отрицательный опыт (дома отец бьет, это стиль жизни).
11. Недовольство собой.
При отсутствии эмоционального поощрения от родителей, воспитателей. При этом дети не научаются любви к себе. Для ребенка (как и для взрослого) жизненно важно, чтобы его любили не за что-то, а просто за сам факт существования - немотивированно. Если ребенок не любит себя, считает себя недостойным любви, то он не любит и других. И поэтому агрессивное отношение к миру с его стороны вполне логично.
12. Повышенная раздражительность.
13. Чувство вины.
VII. Профилактика агрессивного поведения. (выступление школьного психолога)
- Для профилактики детской агрессивности очень важно культивировать в семье атмосферу теплоты, заботы и поддержки. Чувство защищенности и уверенность в родительской любви способствуют более успешному развитию ребенка.
- Необходимо быть последовательными в своих действиях по отношению к детям.
- Требования, предъявляемые детям, должны быть разумны, а на их выполнении надо настаивать, ясно давая детям понять, чего от них ждут.
- Следует избегать неоправданного применения силы и угроз для контроля поведения детей.
- Помочь ребенку научиться владеть собой, развивать у него чувство контроля.
- Дать понять ребенку, что агрессивное поведение никогда не принесет выгоды.
- Научите ребенка говорить о своих переживаниях, называть вещи своими именами: «я разозлился», «я обиделся», «я расстроился».
- Не обзывайте ребенка глупым, тупым и т.д. — он будет так же вести себя с другими детьми.
- Чем больше будет агрессии с вашей стороны, тем больше враждебности зародится в душе ребенка.
- Иногда ребенку нужно просто понимание, и одно лишь ласковое слово способно снять его озлобление.
Методы для выражения подавленного гнева:
- Пусть ребенок останется один в комнате и выскажет все, что накопилось, в адрес того, кто его разозлил.
- Предложите ему, когда сложно сдержаться, бить ногами и руками специальную подушку, рвать газету, комкать бумагу, пинать консервную банку или мяч, бегать вокруг дома, писать все слова, которые хочется высказать в гневе.
- Дайте ребенку совет: в момент раздражения, прежде чем что-то сказать или сделать, несколько раз глубоко вдохнуть или сосчитать до десяти.
- Это помогает успокоиться. Также можно послушать музыку, громко попеть или покричать под нее.
- Можно попросить ребенка нарисовать чувство гнева. Тогда агрессия найдет выход в творчестве.
Советы родителям «Как управлять поведением своих агрессивных детей»:
- обратить особое внимание на игры ребенка. В играх дети осуществляют свои мечты, фантазии и страхи;
- обсуждать с ребенком, на кого он хочет быть похож, какие качества характера его привлекают, а какие отталкивают;
- следить за тем, какой пример вы подаете ребенку. Если ребенок судит других людей, награждает их «ярлыками», возможно, он повторяет ваши слова;
- быть готовым внимательно выслушать ребенка, если он хочет рассказать вам свой сон. Во сне дети часто видят то, чего им не хватает в жизни. Особое внимание обращайте на повторяющиеся сюжеты сновидений;
- поощрять ребенка говорить о том, что его волнует, что он переживает; научить ребенка прямо говорить о своих чувствах, о том, что ему нравится, а что нет
VIII. Тренинги с родителями «Как помочь ребенку стать менее агрессивным». (приложение 3)
Практическое выполнение родителями заданий.
IX. Анкетирование родителей по проблеме собрания. (приложение 4,5)
Х. Подведение итогов.
Подходит к концу наша очередная встреча хочется, чтобы она оказалась для вас полезной, вызвала раздумья, желание построить взаимоотношения в своей семье по-новому. Вручение памяток родителям (приложение 6).
XI. Заполнение родителями карточек отзывов о родительском собрании. (приложение 7)
XII. Принятие общего решения родительского собрания для протокола.
Приложения к родительскому собранию «Причины и последствия детской агрессии».
Анкета для учеников
Чаще всего я радуюсь, когда .
Чаще всего я смеюсь, когда .
Чаще всего у меня хорошее настроение, когда .
Чаще всего я плачу, когда .
Чаще всего я злюсь, когда .
Чаще всего я обижаюсь, когда .
Мне хорошо, когда меня .
Мне плохо, когда меня.
Приложение 2.
Тест для учеников
Перед вами 10 выражений, которые характеризуют человека. Выпишите те качества, которые, по вашему мнению, могут относиться к вам. Их должно быть не более пяти.
Я - добрый
Я - злой
Я — терпеливый
Я — нетерпеливый
Я — упрямый
Я — безразличный
Я - хороший друг
Я — умный
Я — помощник
Я — обидчивый
Приложение 3.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ СИЛЬНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ:
1. «МУХА». Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Необходимо не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.
2. «ЛИМОН». Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните ощущения. Затем – одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.
3. «СОСУЛЬКА» («МОРОЖЕНОЕ»). Встаньте, закройте глаза. Руки поднимите вверх. Представьте, что вы – сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1-2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.
3. «ВОЗДУШНЫЙ ШАР». Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы – большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1-2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представьте себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.
4. «ВВЕРХ ПО РАДУГЕ». Встаньте, закройте глаза, сделайте глубокий вдох и представьте себе, что с этим вдохом вы взбираетесь вверх по радуге, и, выдыхая, съезжаете с нее как с горки. Вдох должен быть максимально полным и плавным, так же как и выдох. Между выдохом и следующим вдохом должна быть небольшая пауза. Повторите 3 раза.
Анкета для родителей
Родителям предъявляются 10 качеств характера. Необходимо отметить те качества, которые у ребенка наиболее выражены и проран- жировать их по степени выраженности в поведении ребенка:
- Доброта
- Сочувствие
- Покладистость
- Терпение
- Сопереживание
- Безразличие
- Упрямство
- Агрессивность
- Нетерпимость
- Эгоизм
Приложение 5.
Методика для родителей “Портрет моего ребенка”
- Как ваш ребенок относится к вам, родителям?
- Что больше всего действует на него: ласка, просьба, требование, угроза, наказание?
- Какова роль ребенка в семье? Его обязанности, права?
- Есть ли у ребенка друзья?
- Где, как, с кем проводит свободное время ваш ребенок?
- Какие учебные занятия, предметы нравятся ребенку?
- Кто из членов семьи является для него авторитетом?
- Что хотели бы изменить в вашем ребенке?
- Нравятся ли вам его увлечения?
- Часто ли вы хвалите своего ребенка?
- Ругаете, наказываете ребенка за что-либо?
- Как вы зовете ребенка дома?
- Чем вы любите заниматься с вашим ребенком дома?
- Считаете ли вы своего ребенка самостоятельным? Почему?
- Как часто сын (дочь) обращаются к вам за помощью, в чем?
- Каков ваш ребенок?
- Замечает ли ваш ребенок настроение, боль у кого-либо из членов семьи?
- Умеет ли проявлять сострадание, жалость?
- Умеет ли держать свое слово, чувствовать свою ответственность за порученное дело?
- Часто ли обижается ваш ребенок? Достаточно ли обоснованы его обиды?
- Умеет ли радоваться успехам своих друзей, близких?
- Если вы пугаете ребенка, то какие используете слова?
- Если хвалите ребенка, то за что и как?
- Коротко о здоровье ребенка.
- Бывает ли ваш ребенок агрессивным?
- В каких ситуациях он проявляет агрессию?
- Против кого он проявляет агрессию?
- Что вы предпринимаете в семье, чтобы преодолеть агрессивность ребенка?
Приложение 6
Памятка для родителей по предупреждению детской агрессии.
- Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.
- Не давайте своему ребёнку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.
- Не ставьте своему ребёнку каких бы то ни было условий.
- Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребёнка.
- Не наказывайте своего ребёнка за то, что позволяете делать себе.
- Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребёнку в угоду чему-либо.
- Не шантажируйте своего ребёнка своим отношением к нему.
- Не бойтесь поделиться со своим ребёнком чувствами и слабостями.
- Не ставьте свои отношения с собственным ребёнком в зависимость от его учебных успехов.
Памятка для родителей 2
Уважаемые папы и мамы!
Внимательно прочтите эту памятку! Для этого вооружитесь карандашом и вычеркните те пункты, которые воспитательной системы вашей семьи не касаются. Мысленно представьте лицо своего ребенка, будьте честны перед ним и перед собой! После анализа подумайте над тем, что можно еще изменить. Пока ваш ребенок во втором классе, еще не поздно!
Агрессивность ребенка проявляется, если:
- ребенка бьют; I
- над ребенком издеваются;
- над ребенком зло шутят;
- ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;
- родители заведомо лгут;
- родители пьют и устраивают дебоши;
- родители воспитывают ребенка двойной моралью;
- родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребенка;
- родители не умеют любить одинаково своих детей;
- родители ребенку не доверяют;
- родители настраивают ребенка друг против друга;
- родители не общаются со своим ребенком;
- вход в дом закрыт для друзей ребенка;
- родители проявляют к ребенку мелочную опеку и заботу;
- родители живут своей жизнью, ребенок чувствует, что его не любят.
Для преодоления детской агрессии в педагогическом арсенале родители должны иметь: внимание, сочувствие, терпение, требовательность, честность, открытость, обязательность, доброту, ласку, заботу, доверие, понимание, чувство юмора, ответственность, такт.
Приложение 7.
Карточка отзыва.
Я узнал, что .
Новым для меня стало то, что .
Я убедился, что .
Меня не смогли убедить в том, что .
Я категорически против того, чтобы .
Я возмущен тем, что _______________ .
Используемая литература:
- Ожегов С.И., Шведова М.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азъ, 1993
- Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1999
- Психодиагностика детей: Пособие для психологов, педагогов, студентов / Сост. А.С. Галанов. М.: ТЦ «Сфера», 2003
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие. М.: Владос, 1999
- Родительские собрания: 2 класс / Авт.- сост. С.Р. Рябова. – М.: ВАКО, 2008
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 2000
- Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Детская агрессия и её причины"
На родительском собрании рассматриваются причины детской агрессии; родительская власть, ее виды и пути влияния на ребенка; пути преодоления детской агрессивности....
Родительское собрание "Детская агрессия"
Тема нашей новой встречи серьёзна и трудна. Это тема проявления нашими с вами детьми жестокости и агрессии. К сожалению, эти проявления живут среди нас, взрослых, и среди наших детей. Что ...
Конспект родительского собрания "Детская агрессия"
Конспект родительского собрания "Детская агрессия"...
Родительское собрание "Детская агрессия"
Родительское собрание "Детская агрессия" с презинтацией...
Презентация к родительскому собранию "Детская агрессия"
Презентация к родительскому собранию "Детская агрессия". Общие понятия о детской агресси, педагогические рекомендации....
Родительское собрание "Детская агрессия"
"Человек обладает способностью любить,и если он не может найти применения своейспособности любить, он способен ненавидеть,проявляя агрессию и жестокость. Этим средствомон руководствуется, как бегством...
Родительское собрание "Детская агрессия. Причины и последствия детской агрессии"
Агрессия в более или менее развитом обществе всегда находится под контролем, но контроль этот будет эффективен настолько, насколько развито в обществе сопротивление агрессии....