Агрессивные дети. Причины и последствия агрессивности детей.
методическая разработка по теме
Тема для обсуждения с родителями замещающих семей в форме круглого стола. Советы психолога по различным ситуациям после прослушивания доклада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_ob_agressivnosti.docx | 74.09 КБ |
agressivnost.pptx | 2.19 МБ |
priglashenie_.docx | 12.91 КБ |
plan_provedeniya_sobraniya.docx | 14.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
г. Ногинска Московской области
ДОКЛАД
«Агрессивные дети.
Причины и последствия детской агрессии.»
для опекунов и приёмных родителей
РЕЗЯПОВА Г.Н., соцпедагог,
высшая квалификационная категория
21.03.2014г.
ДОКЛАД ДЛЯ РОДИТЕЙ
ТЕМА " Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии."
Задачи собрания:
- Определить уровень агрессии учащихся класса, используя наблюдения учителя и результаты анкетирования родителей.
- Помочь родителям понять причины агрессии у детей и найти способы их преодоления.
Вопросы для обсуждения:
- Причины детской агрессии.
- Родительская власть, ее виды и пути влияния на ребенка.
- Пути преодоления детской агрессивности.
- Рекомендации по преодолению детской агрессии.
Форма организации работы с родителями: круглый стол.
Подготовлено: социальным педагогом Резяповой Г.Н.
Консультанты: зам.дир.по УВР Артёмова Е.В., психолог Шкрылёва И.В.
Подготовительная работа:
- презентация;
- индивидуальные беседы с детьми;
- анализ документов и наблюдений.
План проведения собрания
- Сообщение результатов анализа причин детской агрессии (выступление соцпедагога, рекомендации родителям).
- Обмен мнениями по теме собрания:
1. Бывает ли ваш ребенок агрессивным?
2. В каких ситуациях он проявляет агрессию?
3. Против кого он проявляет агрессию?
4. Что вы предпринимаете в семье, чтобы преодолеть агрессивность ребенка?
Слайд 3 Уважаемые родители, сегодня поговорим на тему проявления детьми жестокости и агрессивности. Эта тема не случайна. Поведение детей особенно ярко проявляется во внеучебной деятельности, когда ребенок дошкольного возраста и первого класса во что бы то ни стало стремится отобрать игрушку, выставить на первое место своё "Я”, не считаясь с другими, а ребёнок 3-4 класса уже проявляет враждебную агрессию, стремиться причинить другому боль, унизить его, осмеять.
Слайд 4 Детская агрессия – явление, к сожалению, часто возникающее. Взрослые реагируют по-разному: либо усиливая строгость в отношениях с ребёнком, либо, в противовес, обрушивая на него лавину любви и ласки.
Слайд5, 6 Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их». Есть много разновидностей этой уродливой любви, главные из них:
— любовь умиления;
— любовь деспотическая;
— любовь откупа.
Любовь умиления — самое печальное, что можно представить себе в отношениях родителей и детей. Это инстинктивная, неразумная, иногда наивная любовь. К чему она может привести? Ребенок, воспитанный в атмосфере умиления, не знает, что в человеческом общежитии есть понятия «можно», «нельзя», «надо». Ему кажется, что ему всё можно. Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться, потому что не видит людей и не чувствует сердцем, что у тех, кто его окружает, есть свои желания, свои потребности, свой духовный мир. У него скла-дывается твердое убеждение в том, что он приносит счастье, радость родителям и другим людям уже тем, что он просто живет на свете.
Вторая разновидность неразумной родительской любви —
деспотическая любовь. Эта форма — одна из причин того,
что у ребенка с малых лет извращается представление о
добром начале в человеке, он перестает верить в человека и
человечность. В обстановке деспотического самодурства, мелочных придирок, постоянных упреков человек ожесточается. Все это происходит из-за неумения родителей пользоваться своей властью. Родительская власть должна не подавлять волю ребенка, а поощрять, одухотворять его внутренние силы, его желание быть хорошим.
Уважайте детское желание быть хорошим и помните, что ваш сын, ваша дочь — такой же человек, как и вы, его душа явно протестует, когда кто-то пытается сделать его игрушкой своего произвола.
Третья разновидность неразумной родительской любви —любовь откупа. Она состоит в том, что родительский долг заключается в обеспечении всех материальных потребностей детей. Это взгляд на воспитание детей как на что-то совершенно обособленное, отделенное забором от общественных обязанностей. Если в такой семье ни один из родителей не уделяет достаточного внимания детям, то их окружает атмосфера духовной пустоты, убожества. Они живут среди людей и не знают людей, их сердцам совершенно незнакомы такие чувства, как ласка, сострадание, милосердие.
Слайд7 Если:
1) ребенка постоянно критикуют,
он учится... (ненавидеть):
2) ребенок живет во вражде.
он учится ... (быть агрессивным);
4/ ребенок растет в упреках,
он учится ... (жить с чувством вины);
4) ребенок растет в терпимости,
он учится ... (понимать других);
5) ребенка хвалят,
он учится… (быть благородным);
6) ребенок растет в честности,
он учится ... (быть справедливым);
7) ребенок растет в безопасности,
он учится ... (верить в людей);
8) ребенка поддерживают,
он учится ... (ценить себя);
9) ребенка высмеивают,
он учится ... (быть замкнутым);
10) ребенок живет в понимании и дружелюбии,
он учится ... (находить любовь в этом мире).
Слайд 8 С агрессивностью бороться бесполезно, но надо понять её причины, чтобы направить эмоции ребёнка в нужное русло.
Современная школа возложила на родителей ответственность за качество воспитания и образования.
Однако, мы видим, что многие из нас осуществляют воспитание интуитивно, испытывают трудности в установлении контактов с детьми из-за нехватки времени, из-за незнания возрастных и индивидуальных особенностей детей. Задумайтесь над вопросом: как ваши дети относятся к вам? В народе недаром говорят, что человека нужно оценивать по отношению к родителям. Предлагаем вам дома провести мини - эксперимент: куда сядет ваш ребёнок.
Если ваш ребёнок выбирает стул рядом с мамой, папе следует призадуматься о своем отношении с ребенком и наоборот, если он выбирает стул рядом с папой, пусть задумается мама. Если ребенок захотел сесть между родителями и просит пересесть кого-либо из вас, - радуйтесь, он относится к вам практически одинаково. Но если ребенок садиться отдельно куда-то в угол, вашему ребенку в семье тоскливо и одиноко. Уделите ему значительно больше внимания и любви.
Недостаток внимания и любви со стороны взрослых рождает у ребёнка агрессивность.
Слайд 9 Что же такое агрессия?
Очень часто агрессию, её проявление, путают с настойчивостью, напористостью.
Как вы считаете, это качества равнозначные?
Что вас больше обрадует в вашем ребёнке: настойчивость или агрессивность?
Безусловно, настойчивость. Это качество в сравнении с агрессивностью имеет социально приемлемые формы, т.к. не допускает оскорбления и унижения над другим.
Слайд 10 Агрессия - это поведение, которое причиняет вред предметам, человеку или группе людей.
Агрессия может проявляться физически (драка, ударил и т.п.) и вербально (т.е. словесно - нарушение прав человека посредством оскорбления, унижения и т.п.)
Психологи утверждают, что существуют два вида агрессии: инструментальная, которая проявляется человеком для достижения определённой цели, что очень часто выражается у младших детей (помните пример с первоклассником?), и враждебная, направленная на то, чтобы причинить боль, она чаще свойственна старшим детям.
Уровень агрессивности детей меняется в зависимости от ситуации в большей или меньшей степени, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иначе, чем другие, понимают иногда поведение окружающих, понимая его как враждебное.
К агрессивности склонны больше мальчики, т.к. агрессивность, очевидно, входит в мужской стереотип, культивируется в семье и средствах массовой информации.
Причины агрессивного поведения могут быть самыми разными, иногда являясь врожденным качеством, как следствиее особенностей темперамента и нервной системы. Возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Но гораздо чаще – является отражением неправильного воспитания или внутреннего дискомфорта у ребёнка, которого не научили адекватно реагировать на происходящее вокруг события.
Очень часто причиной агрессивности детей являются семейные отношения.
1. Психологи считают, что ребенок проявляет агрессию во много раз чаще, если видит её в своей семье, унижение друг друга, взаимные оскорбления и упреки в повседневной жизни накладывают отпечаток на поведение ребёнка, порождают его жестокость и агрессивность по отношению к другим.
2. Если родители сегодня говорят детям одно, завтра им удобно говорить другое, негативно отзываются об учителях, воспитателях, классе в целом, навязывают свои противоречивые высказывания ребёнку.
Если семья помогает ребенку преодолевать трудности, умеет слушать ребёнка, включает в общение доброту, ласку, то тем самым вызывает у него расположение, способствует преодолеванию агрессивности.
Поговорим о поощрении и наказании
Когда в общении с ребёнком присутствуют мягкость, ребёнок окружён заботой и вниманием, эти качества агрессии не вырабатываются. Поощрять своего ребёнка вы можете взглядом, жестом, действием, ласковыми словами и т.д.
На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего чада.
В таких ситуациях могут быть использованы 2 полярных метода воздействия: либо снисходительность, либо строгость. Как ни парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у чрезмерно строгих.
Педагогические наблюдения показали, что родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям не устраняют это качество, а напротив, взращивают его, развивая, в своем сыне или дочери чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы.
Ведь всем известно, что зло порождает только зло, а агрессия – агрессию.
Если родители вовсе не обращают внимание на агрессивные реакции ребенка, то он скоро начинает считать, что такое поведение дозволено, и одиночные вспышки гнева незаметно перерастают в привычку действовать агрессивно.
Слайд 11 Наказание же допустимо, если оно:
- следует немедленно за поступком;
- объяснено ребёнку;
- не жестокое, хотя может быть суровое;
- оценивает действия ребёнка, а не его человеческие качества;
- не унижает ребёнка, а способствует пониманию негативности его поступка.
Негативное настроение должно иметь выход, но в социально приемлемой форме.
- Кто-то из взрослых в спокойной обстановке, и желательно в игровой форме, должен продемонстрировать ребёнку адекватные способы выражения протеста, тем самым, указав ему путь поиска самовыражения.
- Попробуйте в момент накала страстей, осознав, что ребёнок кипит от испытываемого им протеста, помочь ему выразить чувства, постепенно навязав и правила игры. Пусть он просто громко покричит. Глубокое дыхание и громкий звук способны снимать даже очень сильный стресс, если ребёнку хочется чего-нибудь стукнуть, то дайте ему в руки выбивалку для ковров и отправьте выколачивать подушки. В процессе таких игр острота негативных эмоций, как правило, уходит. В конце игры обязательно скажите друг-другу приятное. Такая игра полезна не только для агрессивных, но и для не в меру обидчивых детей. Слайд 12
- Еще один способ побороть гнев – с помощью бумаги. Заведите листок "гнева”. Это обычный лист бумаги, достаточно большой, на котором изображено какое-то чудовище. Хозяин листа может выместить на нем свои негативные эмоции, скомкав лист или разорвав его.
Портрет агрессивного ребёнка.
Агрессия – это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.
Агрессивный ребёнок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребёнка уверенность, что его не любят.
"Как стать любимым и нужным?” – неразрешимая проблема, стоящая перед ребёнком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. К сожалению, эти поиски не всегда заканчиваются так, как хотелось бы нам и ребёнку, но как сделать лучше – он не знает.
Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребёнок и почему он ведёт себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых – наказание.
В действительности, это порой лишь отчаянная попытка завоевать своё "место под солнцем”.
Ребенок не имеет представление, как другим способом можно бороться за выживание в этом странном и жестоком мире, как защитить себя.
Агрессивные дети часто подозрительны и настороженны, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность, они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, наоборот, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те в свою очередь, боятся их.
Как выявить агрессивного ребёнка?
Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная наша задача заключается не в том, что бы поставить "точный” диагноз, или "приклеить ярлык”, а в оказании своевременной помощи ребенку.
Слайд 13 Как определить агрессивность?
Критерии агрессивности.
Ребёнок:
1. Часто теряет контроль над собой;
2. Часто спорит, ругается со взрослыми;
3. Часто отказывается выполнять правила;
4. Часто специально раздражает людей;
5. Часто винит других в своих ошибках;
6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо;
7. Часто завистлив, мстителен;
8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.
Слайд 14 Какие бы поступки дети не совершали - это наши дети. В жизни есть три несчастья: смерть, болезни и угрызение совести. Счастье - это всё остальное. И большое счастье - наши дети. А вот какими вырастут дети - всё в наших руках.
Притча. Жили по соседству два мудреца: один - добрый, другой - злой. Злой всегда завидовал доброму, что у него много друзей, что люди идут к нему за советом. И он решает отомстить мудрецу добра. Поймав бабочку, злой мудрец подумал: «А что если я у него спрошу: «Какая у меня в руке бабочка: мёртвая или живая?» Если он ответит живая - я сожму ладонь, и все увидят мертвую бабочку и отвернутся от него, а если скажет мёртвая - я разожму ладонь - бабочка улетит, и всё равно все от него отвернутся». С такими намерениями и отправился злой мудрец к доброму. Возле доброго мудреца толпились друзья. «У меня в кулаке бабочка, - какая она?» - спросил злой мудрец, ухмыляясь. Добрый ответил: «Всё в твоих руках!».
Помните: всё в ваших руках, именно от вас в большей степени зависит, каким вырастет ваш ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь. Школа и учителя помогут найти выход в сложной ситуации. И ещё очень важно помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не их слова и нравоучения.
Предположить, что ребёнок агрессивен, можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из перечисленных признаков.
Слайд 15 И напоследок, «золотые» правила воспитания, связанные с данной темой собрания:
- Учитесь слушать и слышать своего ребёнка.
- Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение.
- Не запрещайте детям выражать свои отрицательные эмоции.
- Умейте принять и любить его таким, каков он есть.
- Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.
- К агрессивным проявлениям в поведении ребёнка приводит агрессивность семьи.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вопросы для обсуждения: * Причины детской агрессии. * Родительская власть, ее виды и пути влияния на ребенка. * Пути преодоления детской агрессивности. * Рекомендации по преодолению детской агрессии.
Взрослые реагируют по-разному : * либо усиливая строгость в отношениях с ребёнком ; * либо , в противовес , обрушивая на него лавину любви и ласки .
Любовь умиления Любовь деспотическая Любовь откупа дети , семья , мост , прогулка Рейтинг: +4 « Там , где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их»
Закончи предложения Ребенка постоянно критикуют, он учится… Ребенок живет во вражде, он учится… Ребенок растет в упреках, он учится… Ребенка хвалят, он учится… Ребенок растет в честности, он учится… Ребенка поддерживают, он учится…
К ак ваши дети относятся к вам ? мини - эксперимент : куда сядет ваш ребёнок ?
Что же такое агрессия ?
Агрессия - это поведение , которое причиняет вред предметам , человеку или группе людей .
Наказание же допустимо , если оно : следует немедленно за поступком ; объяснено ребёнку ; не жестокое , хотя может быть суровое ; оценивает действия ребёнка , а не его человеческие качества ; не унижает ребёнка , а способствует пониманию негативности его поступка .
Как определить агрессивность ? Если р ебёнок : 1. Часто теряет контроль над собой ; 2. Часто спорит , ругается со взрослыми ; 3. Часто отказывается выполнять правила ; 4. Часто специально раздражает людей ; 5. Часто винит других в своих ошибках ; 6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо ; 7. Часто завистлив , мстителен ; 8. Чувствителен , очень быстро реагирует на различные действия окружающих ( детей и взрослых ), которые нередко раздражают его .
Притча
Помните: 1. Учитесь слушать и слышать своего ребёнка . 2. Постарайтесь сделать так , чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение . 3. Не запрещайте детям выражать свои отрицательные эмоции . 4. Умейте принять и любить его таким , каков он есть . 5. Повиновение , послушание и исполнительность будут там , где они предъявляются разумно . 6. К агрессивным проявлениям в поведении ребёнка приводит агрессивность семьи .
Обмен мнениями по теме собрания: 1. Бывает ли ваш ребенок агрессивным? 2. В каких ситуациях он проявляет агрессию? 3. Против кого он проявляет агрессию? 4. Что вы предпринимаете в семье, чтобы преодолеть агрессивность ребенка?
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
Уважаемые (ая) …………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………
21 марта 2014г. состоится круглый стол «Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии» для опекунов, попечителей, приёмных родителей. Мы ждём Вас в главном здании школы в 15.00ч. часов. Явка строго обязательна.
Администрация школы-интерната:
Ознакомлена: (подпись)
- Приду
- Не приду, по причине ………………………………………………… .
- Приду позже, дата …………… .
Уважаемые (ая) …………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………
21 марта 2014г. состоится круглый стол «Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии» для опекунов, попечителей, приёмных родителей. Мы ждём Вас в главном здании школы в 15.00ч. часов. Явка строго обязательна.
Администрация школы-интерната:
Ознакомлена: (подпись)
- Приду
- Не приду, по причине ………………………………………………… .
- Приду позже, дата …………… .
Уважаемые (ая) …………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………
21 марта 2014г. состоится круглый стол «Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии» для опекунов, попечителей, приёмных родителей. Мы ждём Вас в главном здании школы в 15.00ч. часов. Явка строго обязательна.
Администрация школы-интерната:
Ознакомлена: (подпись)
- Приду
- Не приду, по причине ………………………………………………… .
- Приду позже, дата …………… .
Предварительный просмотр:
Утверждаю:
Директор МБСКОУ СКОШИ VIIIвида
…………………… Лушкарёва О.В.
П Л А Н
подготовки и проведения собрания
для родителей замещающих семей.
Дата: 21 марта 2014г.
Место проведения: МБСКОУ СКОШИ VIII вида, кабинет № 9
Т Е М А: «Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии».
В проведении собрания участвуют:
Артёмова Е.В., заместитель директора по ВР,
Шкрылёва И.В., психолог школы-интерната,
Резяпова Г.Н., социальный педагог.
- Подготовительная работа:
- Анализ документов и наблюдений, Шкрылёва И.В.
- Собеседование с классными руководителями по текущим учебным, поведенческим и социальным проблемам детей, проживающих в замещающих семьях, Резяпова Г.Н.
- Индивидуальные беседы с детьми, Резяпова Г.Н.
- Вручение пригласительных записок на собрание через классных руководителей и обучающихся с 14 по 20 марта, Резяпова Г.Н.
- Доклад по теме: «Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии»+презентация, Резяпова Г.Н., социальный педагог.
- Обмен мнениями по теме собрания.
- Итоги анкеты по теме предыдущего собрания, Шкрылёва И.В.
- Выступление по текущим проблемам (школьная форма, нарушение норм поведения, успехи), Резяпова Г.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии.
Работа с родителями....
Агрессивные дети.Причины и последствия детской агрессии.
Работа с родителями...
Агрессия у детей. Причины и последствия детской агрессии.
Выявить и понять причины агрессии у детей школьного возраста. Почему возникает агрессия? Как можно с ней справиться?...
Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии
лекция на родительскам собрании...
Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии
презентация на родительскам собрании...
Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии.
Цели: · исследовать уровень агрессии учащихся;· выявить источник возникновения агрессии;·...
Родительское собрание во 2 классе по теме "Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии (анкетирование детей и родителей)"
Родительское собрание ставит цель: обсудить с родителями причины агрессивности и ее влияния на взаимодействие школьника с окружающими людьми; формировать у родителей культуру понимания проблемы агресс...