Советы родителям пятиклассников
консультация (4 класс) по теме
Когда ребёнок переходит из начальных классов в среднюю школу, многое в
его жизни меняется. Для некоторых детей такой переход является довольно
сложным.
Данные рекомендации, возможно, пригодятся родителям будущих пятиклассников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovety_roditelyam_pyatiklassnikov.docx | 16.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Советы родителям пятиклассников.
Когда ребёнок переходит из начальных классов в среднюю школу, многое в
его жизни меняется. Для некоторых детей такой переход является довольно
сложным.
Процесс перехода в среднюю школу, и прежде всего приспособления к новым
учителям, не всегда проходит гладко. Порой возникают трения. Каждый новый
учитель вызывает у детей большой интерес. Они внимательно наблюдают за ним,
отмечают все его недостатки, сравнивают со своим первым учителем и с другими
учителями. У каждого учителя своя манера поведения, свой стиль объяснения
материала, свои требования и особое отношение к ученикам, и к этому всему детям
необходимо приспособиться как можно скорее. Это довольно трудно, особенно для
тех учащихся, у которых есть какие-то дефекты учебной деятельности (явные или
скрытые). От того, как учитель реагирует на это, зависит и отношение ребенка к
учителю. Так появляются любимые и нелюбимые учителя и с ними любимые и
нелюбимые предметы, потому что у учащихся 5-6 классов отношение к учебному
предмету зависит от отношения с учителем и отметок, которые он ставит. Понятно,
что часто основы глубокого интереса к какому-нибудь предмету или, наоборот,
нелюбовь и нежелание заниматься чем-то лежат в начале средней школы.
Почему так часто при переходе в среднюю школу ребёнок в одночасье из
умницы превращается в троечника и хулигана? Ответ на этот вопрос кроется в
психологии детей.
Три-четыре года начальной школы дети занимались в особой, почти домашней
обстановке. Каждый день они приходили в один и тот же класс, встречались с одним
и тем же человеком – первой учительницей, которая была абсолютным,
непререкаемым авторитетом, иногда даже большим, чем авторитет родителей. И
вдруг всё изменилось: другая обстановка, другие требования и условия. Классов уже
не один, а много, учителей тоже стало немало – по числу предметов. Учебная
нагрузка выросла, новые требования, большой объём новой информации… Ребёнок
не может не реагировать на такую стрессовую ситуацию. У него включаются
защитные механизмы: повышается тревожность, растет агрессия.
Не стоит списывать со счетов и то, что в этом возрасте ребёнок переходит в
другую возрастную группу, у него меняются психологические потребности. Дети
начинают осваивать социальное пространство.
Педагоги недаром считают пятый-шестой класс самым сложным возрастом.
Это время некоторой растерянности ребёнка: он ещё не понимает, кто он, как
относится к окружающей действительности и людям. От тесного контакта с
родителями и взрослыми он начинает поворачиваться лицом к коллективу, но
способа эффективного взаимодействия со сверстниками ещё нет. В 10-11 лет ещё не
выработаны нормы правильного социального поведения, и дети часто бывают
беспощадны, даже жестоки в своих оценках и поступках. Ребёнок в этом возрасте
ещё не может поставить себя на место другого.
Когда же ребёнок начинает искать себя в этом мире, его поиски выражаются в
выяснении норм и правил, существующих в обществе. Ребёнок познает их на
практике и … старается изменить: например, ваше благовоспитанное чадо вдруг
начинает самозабвенно врать, грубить учителям или вообще прогуливать уроки. С
одной стороны, такое поведение вызвано недостатком самостоятельности,
неумением принять ответственное решение, а с другой, как ни парадоксально,
желанием быть хорошим. Ведь если урок не выучен, самое простое – его прогулять,
чтобы никто не узнал о твоем «грехе». А грубость – это стремление
самоутвердиться и найти наиболее комфортную для себя нишу. Вдруг взрослые
попадутся? И иногда действительно получается: родители или педагоги начинают
смягчать требования. Но ни к чему хорошему это не приводит, потому ребёнок
начинает пробовать двигать границы дозволенного ещё дальше. С другой стороны,
если всё без исключения запрещать, в 13 лет все правила будут просто сметены из
чувства протеста. Поэтому требования со стороны родителей должны быть чёткими,
неизменными, но их должно быть ограниченное количество, чтобы ребёнок мог
удержать их в сознании.
Что и говорить – не только дети тяжело переживают переход к новой жизни.
Часто новые проблемы возникают и у родителей. Если раньше, в начальной школе,
они получали всю информацию о своем ребёнке от одного учителя, то теперь они
вынуждены получать её от разных учителей. Иногда эта информация бывает
довольно противоречивой: например, учитель математики считает ученика очень
способным, внимательным на уроках, ответственным, а учитель литературы –
лентяем и бездельником. Родителям приходится, сопоставляя эти противоречивые
факты, искать причины такого разного отношения ребёнка к учебным предметам.
Некоторые родители считают, что учитель всегда прав, поэтому не стремятся
разрешить ситуацию, а просто требуют от ребёнка «исправления». Такое решение не
очень эффективно, ведь часто причина плохого отношения школьника к предмету,
отсутствие интереса к нему заключается не в самом ребёнке, а в недостаточном
профессиональном мастерстве педагога, его личных качествах.
Памятуя о сказанном, родителям пятиклассников ни в коем случае не следует
бросать своих детей на произвол судьбы. Нужно постоянно следить, как
складываются их отношения с новыми учителями, как отражаются они на
отношении к преподаваемым ими предметам. Ребёнка необходимо поддерживать,
одобрять, помогать преодолевать трудности, вызванные необходимостью адаптации
к разным требованиям учителей. Возможно, некоторым детям в первое время
потребуется даже большая помощь родителей, чем в третьем классе, несмотря на то,
что ребёнок умеет заниматься самостоятельно. Если в ходе учебной деятельности
выявляются какие-то проблемы, их следует по возможности сразу же решать,
поскольку эти проблемы обычно имеют тенденцию накапливаться и все более и
более усугубляться.
Универсального решения, понятно, не существует. Но однозначно от
родителей требуется много внимания, поддержки, иногда просто разговоров с
ребёнком. Ведь в самом начале пятого класса у него ещё сохраняется «инерция»
рассказывать родителям о прошедшем учебном дне. Постарайтесь использовать это
время с максимальной эффективностью для того, чтобы помочь ребёнку снять
напряжение и стресс.
Нередко именно на этом этапе требуется помощь специалиста, специальные
коррекционные программы, помогающие преодолеть психологические проблемы. И
учтите: это ни в коем случае не значит, что ваш ребенок болен! Корректирующие
программы не лечат, они именно учат детей преодолевать стрессовые ситуации и
восполняют те пробелы, которые возникли в прошлом: тот же недостаток внимания
со стороны взрослых, низкая самооценка как результат недостатка уважения и
прочее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей пятиклассника.
Помогайте ребенку в учебе, чтобы он понял все детали трудного задания и сам мог выполнить аналогичное, подробно объясняя свои действия....
Советы родителям будущих пятиклассников
В статье даны советы родителям будущих пятиклассников для успешной адаптации учащихся....
Адаптация пятиклассников. Советы родителям.
Как правильно преодолеть переход из начальной в основную школу....
Советы родителям "Пять отдельных советов родителям"
Пять отдельных советов родителям...
Советы родителям будущих пятиклассников
Советы родителям будущих пятиклассников...
Советы родителям будущих пятиклассников.
Четвертый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни ребенка. Впереди переход в 5 класс, сложный и ответственный период, как в социально-психологическом, так и в физиоло...
Советы родителям пятиклассников
В материале представлены советы родителям пятиклассников...