Советы родителям пятиклассников
консультация (4 класс) по теме




Когда ребёнок переходит из начальных классов в среднюю школу, многое в

его жизни меняется. Для некоторых детей такой переход является довольно

сложным.

Данные рекомендации, возможно, пригодятся родителям будущих пятиклассников.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovety_roditelyam_pyatiklassnikov.docx16.35 КБ

Предварительный просмотр:

Советы родителям пятиклассников.

Когда  ребёнок  переходит  из  начальных  классов  в  среднюю  школу,  многое  в

его  жизни  меняется.  Для  некоторых  детей  такой  переход  является  довольно

сложным.

Процесс перехода в среднюю школу, и прежде всего  приспособления к новым

учителям,  не  всегда  проходит  гладко.  Порой  возникают  трения.  Каждый  новый

учитель  вызывает  у  детей  большой  интерес.  Они  внимательно  наблюдают  за  ним,

отмечают все  его  недостатки, сравнивают со своим  первым  учителем и с другими

учителями.  У  каждого  учителя  своя  манера  поведения,  свой  стиль  объяснения

материала, свои требования и особое отношение к ученикам, и к этому всему детям

необходимо приспособиться как можно скорее.  Это довольно трудно, особенно для

тех  учащихся,  у которых  есть  какие-то дефекты  учебной деятельности (явные  или

скрытые).  От  того,  как  учитель  реагирует  на  это,  зависит  и  отношение  ребенка  к

учителю.  Так  появляются  любимые  и  нелюбимые  учителя  и  с  ними  любимые  и

нелюбимые  предметы,  потому  что  у  учащихся  5-6  классов  отношение  к  учебному

предмету зависит от отношения с учителем и отметок, которые он ставит. Понятно,

что  часто  основы  глубокого  интереса  к  какому-нибудь  предмету  или,  наоборот,

нелюбовь и нежелание заниматься чем-то лежат в начале средней школы.

Почему  так  часто  при  переходе  в  среднюю  школу  ребёнок  в  одночасье  из

умницы  превращается  в  троечника  и  хулигана?  Ответ  на  этот  вопрос  кроется  в

психологии детей.

Три-четыре года начальной школы дети занимались в особой, почти домашней

обстановке. Каждый день они приходили в один и тот же класс, встречались с одним

и  тем  же  человеком  –  первой  учительницей,  которая  была  абсолютным,

непререкаемым  авторитетом,  иногда  даже  большим,  чем  авторитет  родителей.  И

вдруг всё изменилось: другая обстановка, другие требования и условия. Классов уже

не  один,  а  много,  учителей  тоже  стало  немало  –  по  числу  предметов.  Учебная

нагрузка выросла, новые требования, большой объём новой информации…  Ребёнок

не  может  не  реагировать  на  такую  стрессовую  ситуацию.  У  него  включаются

защитные механизмы: повышается тревожность, растет агрессия.

Не стоит списывать со счетов и то, что в этом возрасте ребёнок переходит в

другую  возрастную  группу,  у  него  меняются  психологические  потребности.  Дети

начинают осваивать социальное пространство.

Педагоги  недаром  считают  пятый-шестой  класс  самым  сложным  возрастом.

Это  время  некоторой  растерянности  ребёнка:  он  ещё  не  понимает,  кто  он,  как

относится  к  окружающей  действительности  и  людям.  От  тесного  контакта  с

родителями  и  взрослыми  он  начинает  поворачиваться  лицом  к  коллективу,  но

способа эффективного взаимодействия со сверстниками ещё нет. В 10-11 лет ещё  не

выработаны  нормы  правильного  социального  поведения,  и  дети  часто  бывают

беспощадны, даже жестоки в  своих  оценках и  поступках. Ребёнок в этом возрасте

ещё не может поставить себя на место другого.

Когда же ребёнок начинает искать себя в этом мире, его поиски выражаются в

выяснении  норм  и  правил,  существующих  в  обществе.  Ребёнок  познает  их  на

практике  и  …  старается  изменить:  например,  ваше  благовоспитанное  чадо  вдруг

начинает самозабвенно врать, грубить  учителям или вообще прогуливать  уроки. С

одной  стороны,  такое  поведение  вызвано  недостатком  самостоятельности,

неумением  принять  ответственное  решение,  а  с  другой,  как  ни  парадоксально,

желанием быть хорошим. Ведь если урок не выучен, самое простое  –  его прогулять,

чтобы  никто  не  узнал  о  твоем  «грехе».  А  грубость  –  это  стремление

самоутвердиться  и  найти  наиболее  комфортную  для  себя  нишу.  Вдруг  взрослые

попадутся?  И  иногда  действительно  получается:  родители  или  педагоги  начинают

смягчать  требования.  Но  ни  к  чему  хорошему  это  не  приводит,  потому  ребёнок

начинает пробовать двигать границы  дозволенного ещё  дальше. С другой стороны,

если всё без исключения запрещать, в 13 лет все правила будут просто сметены из

чувства протеста. Поэтому требования со стороны родителей должны быть чёткими,

неизменными,  но  их  должно  быть  ограниченное  количество,  чтобы  ребёнок  мог

удержать их в сознании.

Что и говорить  –  не только дети тяжело переживают переход к новой жизни.

Часто новые проблемы возникают и у родителей. Если раньше, в начальной школе,

они получали всю информацию  о своем ребёнке  от одного  учителя, то теперь они

вынуждены  получать  её  от  разных  учителей.  Иногда  эта  информация  бывает

довольно  противоречивой:  например,  учитель  математики  считает  ученика  очень

способным,  внимательным  на  уроках,  ответственным,  а  учитель  литературы  –

лентяем  и  бездельником.  Родителям  приходится,  сопоставляя  эти  противоречивые

факты, искать причины такого разного отношения ребёнка к учебным предметам.

Некоторые родители считают, что учитель всегда прав, поэтому не стремятся

разрешить ситуацию, а просто требуют от ребёнка «исправления». Такое решение не

очень эффективно, ведь часто причина плохого отношения школьника к предмету,

отсутствие  интереса  к  нему  заключается  не  в  самом  ребёнке,  а  в  недостаточном

профессиональном мастерстве педагога, его личных качествах.

Памятуя о сказанном, родителям  пятиклассников ни в коем случае не следует

бросать  своих  детей  на  произвол  судьбы.  Нужно  постоянно  следить,  как

складываются  их  отношения  с  новыми  учителями,  как  отражаются  они  на

отношении  к  преподаваемым  ими  предметам.  Ребёнка  необходимо  поддерживать,

одобрять, помогать преодолевать трудности, вызванные необходимостью адаптации

к  разным  требованиям  учителей.  Возможно,  некоторым  детям  в  первое  время

потребуется даже большая помощь родителей, чем в третьем классе, несмотря на то,

что  ребёнок  умеет  заниматься  самостоятельно.  Если  в  ходе  учебной  деятельности

выявляются  какие-то  проблемы,  их  следует  по  возможности  сразу  же  решать,

поскольку  эти  проблемы  обычно  имеют  тенденцию  накапливаться  и  все  более  и

более усугубляться.

Универсального  решения,  понятно,  не  существует.  Но  однозначно  от

родителей  требуется  много  внимания,  поддержки,  иногда  просто  разговоров  с

ребёнком.  Ведь  в  самом  начале  пятого  класса  у  него  ещё  сохраняется  «инерция»

рассказывать родителям о прошедшем учебном дне. Постарайтесь использовать это

время  с  максимальной  эффективностью  для  того,  чтобы  помочь  ребёнку  снять

напряжение и стресс.

Нередко  именно  на  этом  этапе  требуется  помощь  специалиста,  специальные

коррекционные программы, помогающие преодолеть психологические проблемы. И

учтите: это ни  в коем случае  не  значит, что ваш ребенок болен!  Корректирующие

программы  не  лечат,  они  именно  учат  детей  преодолевать  стрессовые  ситуации  и

восполняют те пробелы, которые возникли в прошлом: тот же недостаток внимания

со  стороны  взрослых,  низкая  самооценка  как  результат  недостатка  уважения  и

прочее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей пятиклассника.

Помогайте ребенку в учебе, чтобы он понял все детали трудного задания и сам мог выполнить аналогичное, подробно объясняя свои действия....

Советы родителям будущих пятиклассников

В статье даны советы родителям будущих пятиклассников для успешной адаптации учащихся....

Адаптация пятиклассников. Советы родителям.

Как правильно преодолеть переход из начальной в основную школу....

Советы родителям "Пять отдельных советов родителям"

Пять отдельных советов родителям...

Советы родителям будущих пятиклассников

Советы родителям будущих пятиклассников...

Советы родителям будущих пятиклассников.

Четвертый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни ребенка. Впереди переход в 5 класс, сложный и ответственный период,  как в социально-психологическом, так и в физиоло...

Советы родителям пятиклассников

В материале представлены советы родителям пятиклассников...