Советы родителям будущих пятиклассников.
консультация (4 класс) на тему
Четвертый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни ребенка. Впереди переход в 5 класс, сложный и ответственный период, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Хочется обратить внимание родителей на то, что нынешним школьникам предстоит начать самостоятельную жизнь и трудовую деятельность в условиях, жесткие требования которых поставят перед ними проблемы правильного выбора профессии и трудоустройства.
Исходя из вышесказанного следует, что выпускники школ должны быть социально мобильны, инициативны, уметь легко и пластично реагировать на изменяющиеся условия и находить адекватные способы самореализации и самоопределения, только тогда они станут конкурентоспособными членами общества.
В этом им должны помочь не только учителя, но и родители через формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), то есть способности учащихся к самосовершенствованию и саморазвитию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_sovety_roditelyam_budushchih_pyatiklassnikov.docx | 25.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Советы родителям будущих пятиклассников
Четвертый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни ребенка. Впереди переход в 5 класс, сложный и ответственный период, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане.
Хочется обратить внимание родителей на то, что нынешним школьникам предстоит начать самостоятельную жизнь и трудовую деятельность в условиях, жесткие требования которых поставят перед ними проблемы правильного выбора профессии и трудоустройства. Так в документе «Проект Стратегия развития образования города Москвы до 2025» сказано: «По оценкам ведущих аналитиков глобальная цифровизация экономики может изменить и ликвидировать после 2020 года до 25 % рабочих мест…. Социальное неравенство в обществе может усугубиться в условиях цифровой экономики - ожидаемо перераспределение доходов в сторону высококвалифицированных специалистов…. Профессия перестает быть раз и навсегда зафиксированным набором квалификационных характеристик…. Профессия становится гибким набором компетенций, обеспечивающих профессиональную мобильность.»
Исходя из вышесказанного следует, что выпускники школ должны быть социально мобильны, инициативны, уметь легко и пластично реагировать на изменяющиеся условия и находить адекватные способы самореализации и самоопределения, только тогда они станут конкурентоспособными членами общества.
В этом им должны помочь не только учителя, но и родители через формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), то есть способности учащихся к самосовершенствованию и саморазвитию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
К четвертому классу у большинства детей уже складывается индивидуальный стиль учебной работы, который проявляется не только в общем подходе к выполнению учебных заданий, но и в использовании школьниками различных учебных умений и навыков. Владение продуктивными приемами учебной работы означает, что школьник приобрел умение учиться: он способен качественно усваивать предлагаемые знания и, в случае необходимости, добывать их самостоятельно.
Какие же общие умения важны для успешного обучения? Среди них можно отметить следующие:
*умение определять, «что я не знаю»: осуществлять рефлексивные действия, обнаруживать незнание, находить причины затруднений, ставить цель, определять задачи предстоящей учебной деятельности
* планировать свою деятельность по открытию нового знания через коммуникацию с другими участниками социума, письменными источниками, используя ИКТ.
* уметь реализовывать запланированное
*проводить рефлексию (анализировать полученный результат по достижению поставленных целей учебной деятельности и, если необходимо, осуществлять новые шаги по целеполаганию, планированию и самоанализу).
Также, родители должны учитывать, что к четвёртому классу у большинства школьников складывается разное отношение к учебным предметам (одни дисциплины нравятся больше, другие – меньше). Дифференциация учебных интересов во многом связана с индивидуальными склонностями и способностями ребенка.
Психологические исследования показывают, что ни к чему не способных детей нет. Даже если школьник не выделяется своими учебными успехами и на первый взгляд одинаково безразлично относится ко всем предметам, он непременно обнаруживает склонность к лучшему усвоению учебного материала того или иного содержания. Именно такие склонности, указывающие на более сильные стороны развития ребенка, и необходимо поддерживать.
Эффективная и грамотная помощь детям со стороны родителей должна быть направлена на формирование универсальных учебных действий:
- личностных
- познавательных
- коммуникативных
- регулятивных
При этом важно:
- Поддерживать правильное психологическое взаимодействие с ребёнком.
В некоторых учебных учреждениях создаются профильные классы при переходе в среднее звено. При этом пятиклассникам приходится налаживать общение не только с учителями - предметниками (вместо одного, в начальной школе), но и с обновлённым коллективом одноклассников. Советы родителям:
- Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.
- Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: "Как прошел твой день в школе?” Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребенок сообщает вам и используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подробные беседы о школьной жизни вашего ребенка.
- Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.
Выясните, что вообще интересует вашего ребенка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребенка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен понравившийся фильм. Или любовь ребенка к играм можно превратить в стремление узнавать что-нибудь новое.
- Обеспечьте соблюдение ребенком оптимального для его возраста режима дня.
- Создайте необходимые условия для полноценного отдыха ребенка в свободное от учебы время (посещение бассейна, спортивных площадок, секций и кружков различных направленностей и т. д.).
- Интересуйтесь успеваемостью своего ребенка постоянно, а не в конце четверти, когда уже поздно исправлять оценки.
- Не ругайте детей за плохие результаты обучения, тогда они не будут хитрить и обманывать. Напротив, между вами установятся доверительные отношения.
- Если ребенок уже пытался вас обмануть, мол, в школе все хорошо, но на поверку выходило иначе, почаще беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.
- Если между вами и учителем возникают серьезные разногласия, прилагайте все усилия, чтобы мирно разрешить их. Никогда не говорите плохо об учителе в присутствии ребёнка и тем более не делайте поспешных выводов. Лучше отправиться в школу и самостоятельно разобраться с проблемной ситуацией. Не вовлекайте в ситуацию непонимания своего ребенка, иначе вы можете случайно поставить его в неловкое положение выбора между преданностью вам и уважением к своему учителю.
- Важно формировать адекватную самооценку ребёнка.
- Поощряйте желание ребёнка не только делиться своими успехами в школе, но и конструктивно воспринимать неудачи, разбираясь в их причинах. Поддерживайте его стремление к исправлению собственных ошибок, преодолению трудностей в обучении.
- Избегайте сравнения результатов учебной деятельности ребёнка с одноклассниками .
- Способствуйте формированию желания ребёнка к участию в конкурсах, олимпиадах, проектах разного уровня, предоставляющих возможность не только развитию талантов и способностей, пополнению портфолио, но и позволяющих получить независимую оценку в рамках программы обучения и вне её.
- Активно содействуйте использованию всех ресурсов, предоставляемых учащимся: библиотекой Московской электронной школы, с возможностью отработать материал, вызывающий сложности в изучении, развиваться и учиться новому; сайтом Московского центра качества образования «Мои достижения», где можно оценить достижения по различным общеобразовательным предметам. Также можно выбрать метапредметные проверочные работы или выявить уровень знаний по заданиям из международных тестов.
- Следите за правильной организацией учебной деятельности во второй половине дня.
Помните, что появление в 5 классе новых дисциплин и педагогов может привести к затруднениям при выполнении домашней работы по школьным предметам. Поэтому рекомендуется не ослабевать контроль за качественным ежедневным выполнением всех домашних заданий.
Для выработки этой привычки, нужно, чтобы родители с уважением относились к учебе - как важному и серьезному делу.
При этом не нужно подменять школьника в работе. Иногда родители делают за детей уроки. В этом случае страдает нравственность. Дети привыкают ко лжи и лицемерию.
Учите детей самостоятельности через помощь в выделении учебной задачи. Ребенок должен ясно представлять, какими навыками и знаниями он должен обладать , чтобы суметь выполнить то или иное задание. Выделяя каждый раз учебную задачу на примере только что усвоенного материала, взрослые способствуют тому, чтобы ребенок научился сам видеть ее и в новом материале, и в том, который еще только подлежит усвоению. При проверке домашних заданий не спешите указывать на ошибки, пусть ребенок найдет их сам, не давайте готового ответа на вопросы.
Главное все-таки не в том, чтобы преодолеть ту или иную возникшую на сегодня трудность, а в том, чтобы на примере каждого частного случая показывать, как вообще надо преодолевать трудности в учении (вступать в коммуникацию с учителем, учебником, учебным пособием, словарём, атласом, энциклопедией, прибегать при необходимости к видеоурокам и другим интернет. ресурсам) , и приучать ребят ко все большей и большей самостоятельности.
Некоторые родители не контролируют детей вообще, объясняя это нехваткой времени, занятостью. В результате дети не усваивают материал, работы выполняются небрежно, грязно, пробелы начинают накапливаться, что может привести к интеллектуальной пассивности ребенка. Он не понимает вопросов учителя, ответов товарищей. Ему становится не интересно на уроке, он не пытается умственно работать, а не желание напрягаться мысленно перерастает в привычку, приводит к нежеланию учиться. Поэтому помощь детям должна оказываться своевременно.
Возникает вопрос, а когда же оставлять ребенка наедине с уроками? Делать это нужно как можно раньше, но не резко, а постепенно. Затянуть процесс этого «сидения» тоже вредно. Такие дети, которые делают уроки только с кем-нибудь из взрослых, никогда не смогут выполнить порученное им дело.
При разумной помощи и системе контроля дети приучаются выполнять уроки в одно и то же время, постепенно научатся распределять время самостоятельно.
В заключении хотелось бы привести стихотворение неизвестного автора, очень чётко отразившего ту помощь, которая должна быть оказана родителями при переходе в 5 класс:
Не жалейте время для детей,
Разглядите взрослых в них людей,
Перестаньте ссориться и злиться,
Попытайтесь с ними подружиться.
Постарайтесь их не упрекать,
Научитесь слушать их и понимать.
Обогрейте их своим теплом,
Крепостью для них пусть станет дом.
Вместе с ними пробуйте, ищите,
Обо всем на свете говорите,
Их всегда незримо направляйте
И во всех делах им помогайте.
Научитесь детям доверять –
Каждый шаг не нужно проверять,
Мненье и совет их уважайте,
Дети – мудрецы, не забывайте.
Взрослые, надейтесь на детей
И любите их душою всей!
Статья составлена по материалам сайтов:
http://teacher-almaty.clan.su/publ/38-1-0-2109
http://progimnaziya63.ru/soveti-pedagogov/soveti-uchitelya/376-roditelyam-chetveroklassnikov.html
http://ped-kopilka.ru/blogs/olga-nikolaevna-zarickaja/sovety-psihologa.html
https://cyberpedia.su/16x14155.html
http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/612822/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации для родителей будущих пятиклассников
Как помочь своему ребёнку не потеряться среди массы новых предметов и новых учителей при переходе во вторую ступень обучения? Какие факторы влияют на успешность обучения в 5 классе? На эти и другие в...
Рекомендации родителям будущих пятиклассников.
Проблемы адаптации волнуют прежде всего родителей. но они со своими проблемами идут к учителю. Здесь можно найти выходы из трудных ситуаций....
анкета для родителей будущих пятиклассников
Переход ребенка в среднее звено школы всегда сложен как для родителей, так и для детей. Я предлагаю анктету для родителей, где они смогут указать какого они хотят видеть классного руководителя для сво...
Беседа с родителями будущих первоклассников по теме:"Логопед-кто он? Советы родителям будущих первоклассников"
В нашей школе каждую субботу с 1 марта по 1 июня проходит школа будущего первоклассника.Дети подготавливаются к школе с будущими учителями, а с родителями проводят беседы различные специалисты, ...
Советы родителям будущих пятиклассников
В статье даны советы родителям будущих пятиклассников для успешной адаптации учащихся....
Материал с собрания с родителями будущих первоклассников. Советы родителям будущих первоклассников.
Материал выступления на родительском собрании по готовности ребенка к школе, в котором хотелось отобразить некоторые аспекты формирования у ребенка желания учиться....
Советы родителям будущих пятиклассников
Советы родителям будущих пятиклассников...