Роль семьи в формировании личности
консультация по теме
О сотрудничестве семьи и школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_1.doc | 49 КБ |
vystuplenie_2.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на тему:
«Роль семьи в формировании личности».
«Главными воспитателями своих детей являются родители. Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья». Но как писал Макаренко «Семьи бывают хорошие и семье бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитает, как следует, нам нельзя, говорить, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание»
Большую часть дня ребенок проводит в школе, поэтому воспитание должно опираться на педагогический треугольник ученик - учитель - семья.
Уважаемые коллеги, давайте сегодня поговорим о том, какую роль в воспитании ребенка играет семья и школа, так как семья и школа—это два социальных института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процесса воспитания.
Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, делясь с детьми добротой, опытом, знаниями. Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе, когда он еще не приобрел нужной способности к самоуправлению своими чувствами и поведением. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения.
У школы три задачи: воспитание, обучение, просветительство. Школа может помочь иногда при решении многих вопросов воспитания. Но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности.
Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей.
Самое главное для ребенка — чтобы его любили таким, какой он есть.
Есть много разновидностей любви:
•Любовь умиления;
•Любовь деспотическая;
•Любовь откупа.
Вернемся к нашим недостаткам, которые встречаются в воспитании.
Любовь умиления - самое печальное, что можно представить себе в отношениях родителей и детей. Это инстинктивная, неразумная, иногда наивная любовь. К чему она может привести? Ребенок, воспитанный в атмосфере умиления, не знает, что в человеческом общежитии есть понятия «можно», «нельзя», «надо». Ему кажется, что ему все можно. Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться, потому что не видит людей и не чувствует сердцем, что у тех, кто его окружает, есть свои желания, свои потребности, свой духовный мир. У него складывается твердое убеждение в том, что он приносит счастье, радость родителям и другим людям уже тем, что он просто живет на свете.
Вторая разновидность - деспотическая любовь. Эта форма — одна из причин того, что у ребенка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить в человека и человечность. В обстановке деспотического самодурства, мелочных придирок, постоянных упреков человек ожесточается. Все это происходит из-за неумения родителей пользоваться своей властью. Родительская власть должна не подавлять волю ребенка, а поощрять, одухотворять его внутренний мир, силы, желания быть хорошим.
Нужно уважать детское желание быть хорошим и помнить, что ребенок — такой же человек, как и взрослые люди, его душа явно протестует, когда кто-то пытается сделать его игрушкой своего произвола.
Третья разновидность—любовь откупа. Она состоит в том, что родительский долг заключается в обеспечении всех материальных потребностей детей. Это взгляд на воспитание детей как на что-то совершенно обособленное, отдалённое забором от общественных обязанностей. Если в такой семье ни один родитель не уделяет достаточно внимания детям, то их окружает атмосфера духовной пустоты, убожества. Они живут среди людей и не знают людей, их сердцам совершенно незнакомы такие чувства, как ласка, сострадание, милосердие.
Какой же должна быть подлинная родительская любовь?
Каким вырастет ребенок, во многом зависит от родителей, какое он занимает положение в семье.
Благополучное, когда семья проявляет разумную заботу о ребенке с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, когда заботятся не только о нем, но и он уважает других.
Неблагополучное, когда он баловень семьи, а затем нередко — деспот семьи, либо изгой и растет как сорная трава, либо он — «квартирант».
Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации, как нужно вести себя, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. Может быть, наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети--свидетели. А может они учатся жить у жизни.
У нас у всех есть возможность выбора. Но именно от семьи зависит каким вырастет ребенок. Школа - что-то скорректирует, но мы лепим из того, что уже замешано. Реальные поступки - вот что формирует поведение ребенка, а не слова и нравоучения.
В толковом словаре под редакцией С. И. Ожегова сказано, что воспитанный человек - это человек, который умеет хорошо вести себя. Кого мы считаем воспитанным? Можно ли каждого человека считать воспитанным, образованным и культурным? Образованность сама по себе не предопределяет воспитанность, хотя и создает для нее благоприятные условия.
Воспитанность человека, его хорошие манеры, его уважение к другим, людям и к самому себе начинается в детстве. Ребенок чрезвычайно подражателен и усваивает те модели поведения, которые в нем закладывает его семья.
Если изо дня в день ребенок наблюдает хамство и грубость, обман и безразличие, хамелеонство, если родители ослеплены жаждой наживы и ради этого не поскупятся ничем, если ребенок учится в семье рисовать жизнь только черными красками, как бы ни старались школа и педагоги — помочь такому ребенку жить по законам добра трудно.
Семья должна учить ребенка не только законам человеческого существования, но и законам совместного проживания. Ребенок должен знать, когда можно и нужно включать и выключать музыку в доме, как вести себя в общественных местах, как вести разговор с незнакомым человеком, как вести себя в транспорте и т. д.
А теперь послушайте, что обычно говорят родители своим детям и представьте себя в роли детей:
До школы:
Вставай или ты снова опоздаешь в школу!
Ты должен съесть что-нибудь на завтрак
Ты выглядишь дико. Надень что-нибудь приличное…
После школы:
Ты забыл вынести мусор.
Иди ужинать, почему я должна звать тебя сто раз!
Здесь пора убираться. Что за комната. Позор! Здесь некому прислуживать
за тобой!
И так в течение дня.
Если бы вы были ребенком и ваши родители сказали бы вам это сейчас, как бы вы себя чувствовали? И после такой негативной информации как бы вы относились к своему дому, своей семье?
Законы семьи.
Чтобы воспитание ребенка было правильным, надо чтобы в семье были и действовали законы семьи. На доске зашифрованные законы. Я предлагаю вам сформулировать каждый. Их всего четыре:
1. Закон единства требования отца и матери;
2. Закон значимости похвалы для ребенка;
3. Закон трудового участия каждого члена семьи в жизни всей семьи;
4. Закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.
Если эти законы в семье сохраняются, если отец и мать оптимисты и друзья своего ребенка, значит, он состоится как человек и как личность.
Игра «Закончи предложение».
1. Ребенка постоянно критикуют, он учится ... (ненавидеть).
2.Ребенок живет во вражде, он учится... (быть агрессивным).
3.Ребенок живет в упреках, он учится... (жить с чувством вины).
4.Ребенок растет в терпимости, он учится... (понимать других).
5.Ребенка хвалят, он учится ... (быть благородным).
6.Ребенок растет в честности, он учится ... (быть справедливым).
7.Ребенок растет в безопасности, он учится ... (верить в людей).
8.Ребенка поддерживают, он учится ... (ценить себя).
9.Ребенка высмеивают, он учится ... (быть замкнутым).
10.Живет в понимании и дружбе, он учится ... (находить любовь в мире).
Мы всегда должны помнить, что функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление вашей деятельности. Родительское собрание – основная форма работы с родителями, где обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов. Классный руководитель направляет деятельность родителей в процессе его подготовки и является рядовым участником собрания. Первые собрания, давая образец демократического обсуждения вопросов, обычно ведут сами классные руководители, а в дальнейшем эту роль правомерно выполнять самим родителям. На первом родительском собрании избирается родительский комитет, состав которого может изменяться в течение учебного года. Собрание не должно сводиться к монологу учителя, а принимает характер беседы, взаимного обмена мнениями, идеями. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учёбе.
1.Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей
2.Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии.
3.Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся. Одна из важнейших задач педагогов, классных руководителей - способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье, формированию навыков их совместной деятельности и общения. С этой целью целесообразно проведение в классе совместных дел и праздников, когда родители и дети представляют свои семейные увлечения, расскажут о родословной семьи, своих семейных традициях. Стараемся создать ситуации для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям. Этому могут способствовать такие мероприятия:
- поздравление родителей с праздниками (в классе проводятся праздничный огонек для мам «Мама, милая мама…», встреча с папами-военнослужащими ко Дню защитника Отечества);
- поздравление детей с днем рождения, дни именинников (подарки, сюрпризы готовят родители);
- рассказы детей о профессиях своих родителей;
- творческие встречи с родителями, рассказывающие об их увлечениях;
- организация выставок декоративно-прикладного творчества – результатов труда родителей.
- конкурс «Новогодняя игрушка», «Операция кормушка»;
- «Мама, папа, я – спортивная семья»;
- общие тематические праздники;
- литературные вечера;
- конкурсы чтецов;
- «Шэжэрэ» байрам; где составляется родословная семьи, приносят семейные реликвии, рассказывается о семейных традициях и праздниках; готовят и приносят семейные традиционные блюда;
- реализуется программа предшкольной подготовки «Пчелка» (для будущих первоклассников и их родителей)
В системе проводятся общешкольные родительские собрания; индивидуальные консультации; дни открытых дверей; встречи с психологом и социальным педагогом.
В ходе таких мероприятий выявляются активные родители, явно заинтересованные располагающие временем, готовые принять участие в школьной жизни, готовы оказать помощь в организации походов, экскурсий, встреч с интересными людьми, выполнении оформительской работы. Самое главное меняется отношение родителей к школе. Только сотрудничество всех участников образовательного процесса поможет ученикам найти свое место в классном и школьном коллективе, определить направление учебной и общественной деятельности, в полной мере удовлетворить собственные потребности и стать разносторонне развитой и востребованной личностью.
Педагогический коллектив школы, считает, что целесообразно значительную часть воспитательного процесса организовывать совместно с учащимися и их родителями, а возникшие проблемы и задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя, интересов друг друга, а объединяя усилия для достижения более высоких результатов
Предварительный просмотр:
Взаимодействие школы и семьи - условие успешности ребенка.
Педагогика должна стать наукой для всех: и для учителей, и для родителей.
В.А. Сухомлинский
В современной парадигме образования ученик не рассматривается в качестве объекта обучения и воспитания, а сам образовательный процесс не сводится к целенаправленному воздействию активной личности на пассивную. Партнерство детей и взрослых, взаимодействие активных, деятельных и действующих сторон – важное условие успешности. Образовательный процесс следует представлять себе как сложную систему педагогического взаимодействия. Макаренко подчеркивал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги». Но школа не может ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. Мы можем и должны педагогически обогатить, усилить положительные внешкольные влияния, включить их в систему своей воспитательной деятельности, а также в допустимых пределах нейтрализовать отрицательные влияния, используя профессиональные возможности. «Какими бы прекрасными ни были наши учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли детей, являются мать и отец», - писал В.А.Сухомлинский. Таким образом, необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания. Сегодня одна из главных задач школы - создание педагогической системы, основанной на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров. Ни для кого не секрет, что деятельность школы в разы превышает интенсивность деятельности семьи. Но иначе и быть не может, так как именно педагоги являются специалистами в области образования, а потому именно мы должны инициировать взаимодействие с родителями, приводящее обе стороны к сотрудничеству. Возникает необходимость в создании модели взаимодействия с семьёй на основе сотрудничества и взаимопомощи. Нужно научиться выстраивать отношения с родителями с учётом их запросов, степени активности и уровня психолого-педагогической компетентности. Надо стремиться развивать и обучать родителей, так как от их компетентности будет во многом зависеть и качество образовательного процесса. Ответственность здесь делится пополам, и стороны выступают не заказчиками и исполнителями, а скорее членами одной команды с разными функциями и сферой приложения сил. В таком типе взаимодействия обязательно присутствует двусторонняя обратная связь. Сегодня одна из главных задач школы - создание педагогической системы, основанной на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности. Характер взаимодействия педагогов с семьёй должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, надо ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать родителей к делам школы, класса. Взаимодействие с семьёй - одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога. Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь очень часто именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения, проявления своих талантов. Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские. Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главные из которых - отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. Поощрения ободряют ребенка, поднимают трудоспособность, способствуют повышению активности, более серьезному и старательному отношению к работе. Ребенок, в свою очередь, начинает с большим уважением относиться к учителю. Нельзя превращать дневник в жалобную книгу на школьника. Он должен быть использован для сообщения родителям не только о недостатках, но и об успехах их ребенка: об успешно выполненном поручении, о хорошо организованном недельном дежурстве по классу, школе, благодарность за активное участие в коллективно творческом мероприятии. «Стремление ребенка быть хорошим – источник торжествования, и он никогда не должен иссякнуть», - писал В.А. Сухомлинский.
Основные задачи педагогического коллектива:
1. Поиск путей наиболее полного использования возможностей школы педагогической культуры для раскрытия способностей обучающихся и реализации творческого потенциала педагогического коллектива.
2.Стимулирование познавательной активности и творческой деятельности обучающихся в урочное и внеурочное время.
3.Стимулирование научно-исследовательской и творческой деятельности педагогов.
4.Проведение системной самооценки учителем собственных результатов профессиональной деятельности.
5. Повышение активности родителей в совместной деятельности семьи и школы 6.Создание информационного пространства школы.
Важным условием формирования успешности обучающихся является взаимное уважение учителей и родителей и взаимное доверие. Основные направления взаимодействия семьи и школы, которые необходимо использовать в работе:
1. Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса.
2.Взаимодействие с родительским комитетом.
3. Совместная деятельность родителей и учащихся.
4. Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей.
5. Взаимодействия с родителями, входящими в общественные организации, занимающиеся вопросами здоровья.
Успешность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играет классный руководитель. Именно от его работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагога создаст благоприятные условия для развития ребенка. Мы всегда должны помнить, что функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление вашей деятельности. Родительское собрание – основная форма работы с родителями, где обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов. Классный руководитель направляет деятельность родителей в процессе его подготовки и является рядовым участником собрания. Первые собрания, давая образец демократического обсуждения вопросов, обычно ведут сами классные руководители, а в дальнейшем эту роль правомерно выполнять самим родителям. На первом родительском собрании избирается родительский комитет, состав которого может изменяться в течение учебного года. Собрание не должно сводиться к монологу учителя, а принимает характер беседы, взаимного обмена мнениями, идеями. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учёбе.
1.Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей
2.Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии.
3.Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся. Одна из важнейших задач педагогов, классных руководителей - способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье, формированию навыков их совместной деятельности и общения. С этой целью целесообразно проведение в классе совместных дел и праздников, когда родители и дети представляют свои семейные увлечения, расскажут о родословной семьи, своих семейных традициях. Стараемся создать ситуации для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям. Этому могут способствовать такие мероприятия:
а) поздравление родителей с праздниками (в классе проводятся праздничный огонек для мам «Мама, милая мама…», встреча с папами-военнослужащими ко Дню защитника Отечества); б) поздравление детей с днем рождения (подарки, сюрпризы готовят родители);
в) рассказы детей о профессиях своих родителей;
г) творческие встречи с родителями, рассказывающие об их увлечениях;
д) организация выставок – результатов труда родителей.
В системе проводятся общешкольные родительские собрания; индивидуальные консультации; дни открытых дверей; встречи с психологом и социальным педагогом.
Не только праздники могут сплотить родителей и детей с классным руководителем, но и организация трудовых дел вместе с родителями. Например, в школе проводятся такие конкурсы, как «Новогодняя игрушка», «Операция кормушка», выставки декоративно-прикладного творчества, где родители вместе с детьми принимают активное участие. В ходе таких мероприятий выявляются энергичные родители, явно заинтересованные располагающие временем, готовые принять участие в школьной жизни, готовы оказать помощь в организации походов, экскурсий, встреч с интересными людьми, выполнении оформительской работы. Самое главное меняется отношение родителей к школе. В школе реализуется программа предшкольной подговки «Пчелка» (для родителей и для будущих первоклассников). Общие тематические праздники, Дни именниников, «Мама, папа, я – спортивная семья», «Литературные вечера», «Конкурс чтецов», «Шэжэрэ байрам», где составляется родословная семьи, приносят семейные реликвии, рассказывается о семейных традициях и праздниках; готовят и приносят семейные традиционные блюда. Только сотрудничество всех участников образовательного процесса поможет ученикам найти свое место в классном и школьном коллективе, определить направление учебной и общественной деятельности, в полной мере удовлетворить собственные потребности и стать разносторонне развитой и востребованной личностью.
Педагогический коллектив школы, считает, что целесообразно значительную часть воспитательного процесса организовывать совместно с учащимися и их родителями, а возникшие проблемы и задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга, а объединяя усилия для достижения более высоких результатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в 1классе "Роль семьи в формировании личности ребёнка"+ презентация
Родительская любовь.Её влияние на личность ребёнка.55 советов родителям....
Роль семьи в формировании личности
Тематическое родительское собрание...
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «Роль семьи в формировании личности» (в обучении и воспитании детей).
Содержание собрания....
Роль семьи в формировании личности ребенка
Здесь говорится о роли семьи...
Роль семьи в формировании личности ребенка
Цели родительского собрания на тему "Роль семьи в формировании личности ребенка":1) выявление особенностей взаимоотношений между ребенком и родителями;2) разработка основных правил семейного восп...
Роль семьи в формировании личности ребенка
В этой статье говорится о том, что семья – это первый устойчивый коллектив в жизни маленького человека....
Роль семьи в формировании личности ребенка
Материал поможет в подготовке к проведению родительского собрания. Содержит подробный план проведения родительского собрания....