Возрастные особенности третьеклассника.
статья (3 класс) по теме
Третий класс является переломным в жизни младшего школьника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozrastnye_osobennosti_treteklassnika.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Возрастные особенности третьеклассника.
Третий класс является переломным в жизни младшего школьника. Многие учителя отмечают, что именно с третьего года обучения дети начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию.
Это во многом связано с теми значительными изменениями, которые
происходят в общем, интеллектуальном развитии детей в данный период.
Психологические исследования показывают, что между вторым и третьим
классами происходит скачок в умственном развитии учащихся. Именно на
этом этапе обучения происходит активное усвоение и формирование
мыслительных операций, более интенсивно развивается вербальное
мышление, т.е. мышление, оперирующее понятиями.
Новые возможности мышления становятся основанием для дальнейшего
развития других познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти.
Известный детский психолог Д.Б. Эльконин так писал об особенностях
развития младших школьников: «Память в этом возрасте становится
мыслящей, а восприятие — думающим».
Активно развивается и способность ребенка произвольно управлять своими психическими процессами, он учится владеть вниманием, памятью,
мышлением.
Эти изменения в интеллектуальном развитии третьеклассников должны быть активно использованы в развивающей работе с детьми. В беседе с
родителями психологу важно подчеркнуть, что именно они могут оказать
существенную помощь в проведении такой работы, направленной на
реализацию значительных потенциальных возможностей детей этого
возраста.
РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ
Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются
факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в
младшем школьном возрасте. Как, правило, хорошо успевающие учащиеся
имеют лучшие показатели развития внимания.
Специальные исследования показывают, что различные свойства внимания вносят неодинаковый вклад в успешность обучения по разным школьным предметам. Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания, успешность усвоения русского языка связана с распределением внимания, а обучение чтению — с устойчивостью внимания. Таким образом, развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам.
Сложность, однако, состоит в том, что разные свойства внимания поддаются развитию в неодинаковой степени. Наименее подвержен влиянию объем внимания (но даже он резко — в 2,1 раза — увеличивается на протяжении младшего школьного возраста). В то же время такие свойства внимания, как распределение, переключение и устойчивость, можно и нужно у ребенка тренировать.
Психолог может предложить родителям комплекс игр, заданий и упражнений, направленных на развитие внимания: разнообразные варианты корректурных заданий, «перепутанные линии», поиск скрытых фигур и многое другое.
РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ
Наиболее распространенный прием запоминания у младших школьников — многократное повторение, обеспечивающее механическое заучивание. Однако при возрастающем объеме учебного материала он перестает себя оправдывать. Поэтому уже в начальной школе дети начинают испытывать потребность в качественно иных способах работы.
Совершенствование памяти у младших школьников связано в первую
очередь с приобретением и усвоением таких способов и стратегий
запоминания, в основе которых лежит организация запоминаемого материала.
Приемы смыслового запоминания, логическая память требуют специальных
усилий по своему формированию.
Основой логической памяти является использование мыслительных
процессов в качестве опоры, средства запоминания. Такая память основана
на понимании. В этой связи уместно вспомнить высказывание Л.Н. Толстого:
«Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилием мысли, а не
одной памятью».
В качестве мыслительных приемов запоминания могут быть использованы:
выделение смысловых опор, классификация, составление плана и др.
Целесообразно продемонстрировать детям и различные мнемотехнические
приемы, а также раскрыть возможности письменной речи как средства
запоминания.
Для того чтобы помочь заинтересованным родителям правильно
организовать развивающую работу с детьми, психолог может не только
рекомендовать необходимую литературу, но и провести обучающие занятия
для самих родителей.
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ
Для того чтобы умственное действие могло быть использовано в качестве
опоры для запоминания, само это действие должно быть первоначально
сформировано. Например, прежде чем использовать прием классификации
для запоминания какого-либо материала, необходимо овладеть
классификацией как самостоятельным умственным действием.
Поэтому особенно важная роль в работе с детьми принадлежит развитию их мыслительных способностей. Основное внимание необходимо уделить
обучению элементам логического мышления: выделению различных
признаков предметов, сравнению, нахождению общего и различного,
классификации, умению давать простейшие определения. Направляя усилия на развитие мышления детей, родители должны учитывать
их индивидуальные особенности (склад ума, познавательный стиль, темп
мыслительной деятельности, обучаемость и пр.). При этом не следует
забывать и о качественном своеобразии мышления ребенка в младшем
школьном возрасте.
Несмотря на интенсивное развитие вербального, понятийного мышления, большинство детей примерно до 10 лет относится не к мыслительному типу, а к художественному. Поэтому целенаправленное развитие понятийного мышления следует сочетать с не менее целенаправленным совершенствованием образного мышления и уделять внимание развитию детского воображения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возрастные особенности третьеклассников.
Третий класс является переломным в жизни младшего школьника. Именно с третьего года обучения дети начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию. Ребенок п...
Возрастные особенности третьеклассника
Презентация...
Памятка для родителей. Возрастные особенности третьеклассников
Что влияет на интерес к учебе?О домашних заданиях...
Возрастные особенности третьеклассников
Третий класс является переломным в жизни младшего школьника. Их физическое взросление сопровождается социальным взрослением: расширяется кр...
Родительское собрание "Возрастные особенности третьеклассников"
Собрание проводится для родителей третьеклассников в начале учебного года.Цель: повышение уровня родительской компетентности в вопросах воспитания учащихся детей третьего класса.Задачи:- информир...
буклет для родителей третьеклассников "Возрастные особенности третьеклассника"
1. Сформирован устойчивый образ хорошего ученика.2. Образ учителя становится более реалистичным, сходно отношение ко всем взрослым, в т.ч.и родителям. Поэтому важно научить детей воспринимать взрослых...