Родительское собрание "Как помочь быть внимательным"
статья по теме
Предварительный просмотр:
Родительское собрание-практикум
« Как помочь ребёнку стать внимательным? ».
Цели:
1) познакомить родителей с понятием «внимание» и его основными свойствами;
2) изучить в ходе собрания игровые упражнения и игры, которые способствуют развитию внимания у учащихся.
Участники: классный руководитель, родители учащихся, школьный психолог.
Подготовительная работа..
1. Приглашение родителей на собрание.
2. Проведение анкетирования родителей.
Анкета для родителей.
1. Часто ли ваш ребенок отвлекается во время выполнения заданий
( подчеркните один из предложенных ответов)?
- Да;
- трудно сказать ( и да, и нет);
- нет.
2. Можно ли назвать вашего ребенка сосредоточенным, усидчивым, внимательным?
- Да;
- Трудно сказать ( и да, и нет);
- Нет.
3. Что вы делаете для того, чтобы у вашего ребёнка развивалось внимание? ____________
3. Анализ результатов анкетирования родителей, который проводится классным руководителем совместно со школьным психологом и председателем родительского комитета класса.
4. Подготовка совместно со школьным психологом, библиотекарем выставки книг, статей из журналов и газет о внимании и других познавательных процессах.
5. Приглашение школьного психолога для участия в родительском собрании, обсуждение с ним методических аспектов показа родителям игр и упражнений для развития внимания младших школьников.
Ход собрания:
1.Установление свободной и доверительной атмосферы. | |
2. Сообщение темы и целей родительского собрания. - Тема нашего родительского собрания сегодня « Как помочь ребёнку стать внимательным». Цели собрания: 1) познакомить вас уважаемые родители с понятием внимания и его основными свойствами; 2) изучить в ходе собрания игровые упражнения и игры, которые способствуют развитию внимания у учащихся. | Слайд 1,2 |
3.Родительским группам предлагается продолжить следующую фразу: « Внимательный ребёнок- это …» (Время для выполнения задания- 3 минуты). | Слайд 3 |
4.Представитель каждой группы читает вслух коллективно предложенную фразу. Классный руководитель обобщает мнение участников собрания. | |
5.Председатель родительского комитета класса выступает с сообщением о результатах анкетирования родителей (Приложение 3) и предлагает более детально разобраться на этом собрании в том, что такое внимание и как его развивать. Учитель приводит результаты выполненных заданий учащимися. (Приложение 4) | Слайд 4 |
6.Теоретическая часть. -Успехи нашего ребёнка в учёбе и других видах деятельности во многом зависит от сформированности у него способности быть внимательным. Давайте вспомним стихотворение С. Маршака: Жил человек рассеянный На улице Бассейной. Сел он утром на кровать, Стал рубашку надевать, В рукава просунул руки- Оказалось это брюки… Вместо шапки на ходу Он надел сковороду, Вместо валенок перчатки Натянул себе на пятки… Как часто наши дети похожи на такого рассеянного человека. Нередко из-за недостатка внимания ребёнку трудно учиться в школе. Маленький ученик, словно не слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить. В старших классах ему становится труднее, так как поступающая и требующая запоминания информация обильна и разнообразна. Что же такое внимание? Внимание – это способность человека сосредоточиться на определенных объектах и явлениях. Из окружающего мира на нас одновременно воздействует большое количество источников информации. Усвоить всю поступающую информацию невозможно, да и не нужно. Но выделить из неё полезную, значимую в данный момент, важную для принятия правильных решений совершенно необходимо. Эту функцию психической деятельности и выполняет внимание. Охарактеризуем основные свойства внимания, к которым относятся концентрация, объём, устойчивость, распределение и переключение. Концентрация внимания- умение сосредоточиться на нужном объекте, отдельных его частях или признаках, способность вникнуть в проблему, задачу. Человек с высокой концентрацией внимания обычно отличается хорошей наблюдательностью, организованностью. И наоборот, человек, у которого слабо развито это свойство. Бывает рассеянным, несобранным. Объём внимания характеризуется количеством одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов. Для детей 7 лет число таких объектов колеблется от трех до пяти. При хорошем объёме внимания ребёнку легче совершать операции сравнения, анализа, обобщения, классификации. Если у ребенка недостаточный объём внимания, то ему трудно одновременно увидеть, осознать все необходимые признаки вещей или явлений, и в таком случае ошибки в решении поставленной задачи весьма вероятны. Устойчивость внимания – это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдения за ними. Об особенностях распределения внимания судят по тому, легко или с трудом ребенку удается делать несколько дел одновременно: писать письмо и разговаривать, решать задачу и отвечать на вопросы, заниматься работой и наблюдать за окружающим и т. п. легко ли воспринимаются и запоминаются дополнительные разъяснения и беглые замечания учителя и родителей. Переключение внимания- это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. Об индивидуальных особенностях переключения внимания можно судить по тому, насколько быстро ребенок переходит от одного занятия к другому, легко ли начинает новое дело, втягивается в работу, может ли быстро закончить какое-либо занятие или постоянно возвращается к нему в своих мыслях или действиях. Внимание – это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать! Младшему школьнику это сделать очень трудно. Если необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. И главными помощниками ребёнку могут стать мама и папа. - Я догадываюсь о том, что у вас возникли вопросы, которые касаются темы нашего собрания. Ответы на них вам поможет найти психолог школы. (Родители задают вопросы психологу.) К числу эффективных средств развития внимания и других познавательных процессов личности младшего школьника относятся игры и игровые упражнения. С некоторыми из них я предлагаю, познакомиться на нашем родительском собрании. | Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 |
7. Практическая часть. Учитель группам родителей раздает листы с описанием игр или игровых упражнений для развития внимания. В течение 10 минут члены каждой микрогруппы знакомятся с их содержанием и готовят выступление, в котором необходимо кратко рассказать о том, как проводятся эти игры с детьми. Одну из наиболее понравившихся игр микрогруппа демонстрирует. В ней могут принимать участие члены данной группы или все участники родительского собрания. Для ознакомления и демонстрации предлагаются игры и игровые упражнения, описание которых предоставлено в книгах «Занимательное азбуковедение», «Игры-шутки, игры-минутки», « От игры к самовоспитанию», « От игры к знаниям». Игра « ПОВТОРИ БЫСТРО ». Ведущий договаривается с играющими, чтобы они повторяли за ним любые слова только тогда, когда он произносит слово «повторите». Далее идет быстрый диалог-«перестрелка»: - Ну начали! Повторите – «стол». Играющие повторяют: « Стол». - Повторите – «Окно». Играющие говорят: «Окно». - Скажите – «Улица». Быстро – «кошка» и т. д. Игра « НЕ СОБЬЮСЬ». 1. По сигналу играющий начинает счет до 30. Числа, содержащие 3 или делящиеся на 3, называть нельзя. Вместо того чтобы их называть, играющий подпрыгивает. Самый внимательный игрок тот, кто не произнёс запрещённое число и вовремя подпрыгнет. Условия игры можно менять, например, нельзя называть числа, содержащие цифру 5 или делящихся на Вместо названия говорить слово»гоп» и т. п. 2.Игровые упражнения. Даны напечатанные тексты ( для упражнений дома можно взять старые газеты, журналы). - Зачеркните первую букву каждого слова в заданном тексте (1 мин.). - Зачеркните только букву «а» в тексте линией в одном направлении (1 мин). Зачеркните две буквы «а», «у» в каждом слове линиями в разных направлениях (2 мин.). Игра «ПОЛСЛОВА ЗА ВАМИ». Участники игры становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. При этом бросающий громко говорит половину какого-нибудь слова, а тот, кто ловит, должен назвать его вторую половину. Например, паро-воз, теле-фон, и т. п. Бросать мяч можно любому игроку. Отвечать нужно быстро. Игровое упражнение «КТО ВНИМАТЕЛЬНЫЙ?». - Я предлагаю вам, уважаемые родители, внимательно прослушать сказку «Лисёнок и лягушонок» Г.Юдина и подсчитать в ней количество слов со звуком «л». В лесу в большой луже, жил маленький лягушонок, который очень любил лепить из глины. Вылезет из лужи, наберет глины и сидит лепит. Сначала он лепил лепешечки. Потом стал лепить колобки и лимончики. Потом слепил слона и уже после этого – льва на лыжах и лошадь в лодке. Звери смотрели, смеялись и ласково гладили лягушонка по спине. Только один лисёнок (завидовал он, что ли?) приходил, все ломал, да еще и дразнился. -Зеленее всех зеленок – лупоглазый лягушонок! И это продолжалось до тех тор, пока лисенок не вырос. Пришел он однажды к луже, сел рядом с лягушонком, долго смотрел, как он лепит, и грустно сказал: - Я ведь тоже раньше лепил, да только у меня ничего не получалось. - Ничего! – сказал лягушонок. – Ты не огорчайся! Зато ты роешь самые хитрые норы. | |
8. Заключительный этап. - В качестве решения родительского собрания я предлагаю вам следующие рекомендации («Памятки родителям») (Приложение 5): - помогите вашим детям стать внимательными; - приобретайте, читайте и используйте книги, в которых можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания; - играйте вместе с детьми в различные игры, развивающие все свойства внимания; - научите играть в шахматы и шашки, ведь эти игры называют «школой внимания»; - не забывайте о спортивных и подвижных играх, благодаря которым можно развивать не только силу и ловкость, но и внимание, воображение, быстроту мышления; - учите детей быть наблюдательными – умеющими замечать изменения, происходящие в окружающем мире, видеть необычное в обычном, незнакомое в знакомом. | |
9.Оценка. В заключении собрании я предлагаю представителям каждой рабочей группы продолжить фразу: « Сегодня на родительском собрании мы поняли, что внимание…» | Слайд 11 |
10. Рефлексия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как помочь ребёнку быть внимательным
Познакомить родителей с понятием внимание. Игры по развитию внимания....
Родительское собрание на тему « Как помочь ребенку быть внимательным. Игра дело серьезное.»
Что такое внимание? Свойства внимания. Игры и игровые упражнения....
Родительское собрание Как помочь ребёнку быть внимательным
Презентация содержит упражнения для развития внимания и рекомендации родителям....
Родительское собрание "Как помочь ребенку быть внимательным?"
Презентация к родительскому собранию....
Родительское собрание в 1 классе на тему:"Как помочь ребенку быть внимательным?"
родительское собрание в 1 классе на тему :"Как помочь ребенку быть внимательным?", с презентацией,анкетированием....
Как помочь быть внимательным
статья...
Родительское собрание"Как помочь ребёнку быть внимательным"
Цель: доказать, что ребёнок будет более внимательным, если:выяснить причины неадекватного поведения;проводить системные занятия по её корректировке и формированию привычки....