Готов ли ваш ребенок к школе
статья (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
«ГОТОВ ЛИ ВАШ РЕБЁНОК К ШКОЛЕ?»
( Родителям будущих первоклассников).
Пройдёт жаркое лето, и наступит 1 сентября. Ваш ребёнок пой- дёт в первый класс и станет настоящим учеником. Вы этому ра- дуетесь и волнуетесь одновременно. И это понятно. Вы думае- те о том, как сложится у него в дальнейшем школьная жизнь. И даже если он неплохо готов к школе (читает, считает, пишет печатными буквами), вам всё равно тревожно за него. Чтобы помочь своему ребёнку быстрее и легче пережить процесс адап- тации к изменившимся условиям привычной жизни дошкольника, вы должны знать, какие же составляющие входят в понятие «школьная готовность»? Это прежде всего мотивационная го- товность, волевая готовность, а также достаточный уровень развития зрительно- моторной координации.
Мотивационная готовность – это наличие у ребёнка желания учиться. Многие родители почти сразу скажут, что их дети хо-тят в школу, и, значит, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Ведь желание пойти в школу и жела- ние учиться существенно отличаются друг от друга. Важно рас- сказывать детям о том, что именно значит быть школьником, какие обязанности он будет выполнять в школе. На доступных примерах можно показать важность уроков, получения новых знаний, выполнения школьного распорядка. Учите ребёнка усидчи- вости, умению управлять своим поведением. Никогда не говори- те о том, что в школе неинтересно. Не пугайте ребёнка школой, говоря ему: «Вот пойдёшь в школу – там тебе покажут!», «Только попробуй мне двойку получить!».
Интеллектуальная готовность – многие родители считают, что именно она является главной составляющей психологичес- кой готовности к школе, а основа её - это обучение детей навы- кам письма, чтения и счёта. Это убеждение и является причиной ошибок родителей при подготовке детей к школе, а также при- чиной их разочарований. На самом деле интеллектуальная го- товность не предполагает наличия у ребёнка каких – то опреде- лённых сформированных знаний и умений (например, чтения), хо- тя, конечно, определённые навыки у ребёнка должны быть. Одна-ко главное – это наличие более высокого психологического разви- тия, которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, даёт ребёнку возможность читать, счи- тать, решать задачи «про себя», то есть во внутреннем плане.
Волевая готовность – необходима для нормальной адаптации детей к школьной жизни. Речь идёт не столько об умении слуша- ться, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чём говорит взрослый. Вы можете развивать такое умение, да- вая детям разные, вначале несложные задания. При этом обяза- тельно просить ребёнка повторить ваши слова, чтобы убедить-ся в том, что он вас услышал и всё правильно понял. Для трени- ровки волевой готовности хороши и графические диктанты, в которых дети рисуют в определённой последовательности гео-метрические фигуры под вашу диктовку или по заданному вами образцу.
Чтобы понять, насколько готов ваш ребёнок учиться в школе, вы должны знать, какими качествами вообще должен обладать ре- бёнок, чтобы учиться в первом классе:
- внимание, способность к длительному (10 – 15 минут) сос- редоточению;
- хорошая память;
- сообразительность;
- любознательность;
- развитое воображение;
- начальные навыки чтения, письма, счёта;
- волевые качества (способность выполнять не только при- влекательную работу);
- организованность, аккуратность;
- дружелюбие, умение общаться с другими детьми и взрослы-ми.
Немаловажное значение имеют навыки самообслуживания, уровень координации движения пальцев, кисти, всей руки, а также уровень зрительно - моторных координаций.
Рекомендации родителям будущих первоклассников.
Больше говорите с ребёнком для того, чтобы он, во- первых, ча-ще слышал правильную, чёткую, неторопливую, выразительную речь взрослого, которая является для него образцом, а во – вто- рых , чтобы развивать активную речь будущего первоклассника. Необходимо добиваться полных ответов на ваши вопросы, ста- раться дослушивать до конца, иногда специально изображать непонимание, чтобы ребёнок более чётко и подробно вам что – либо объяснил. Понимание с полуслова или даже жеста не очень полезно для развития речи ребёнка.
Обращайте внимание ребёнка на многообразие окружающих его предметов и явлений, таким образом пополняя его словар- ный запас. Увиденное на картинке ребёнок может с первого раза и не запомнить, а вот увиденное «вживую» - запомнит почти наверняка. При этом можно задавать малышу вопросы: «какой?, какая? какое? что делает?» и т.д. Можно играть в такую игру. Ребёнок загадывает какой- то предмет и начинает его описы- вать, при этом не называя его. Вы должны отгадать, что это. В идеале ребёнок должен описать предмет по следующим пара- метрам: цвет, форма, размер, материал, к какому классу пред- метов относится.
Составление коротких рассказов по сюжетным картинкам. Основная задача состоит в том, чтобы ребёнок научился прави-льно устанавливать последовательность картинок и состав- лять минимум по два предложения по каждой картинке. Для этой цели подойдут любые наборы сюжетных картинок.
Развитие фонематического слуха является важной предпосыл- кой овладения письменной речью. Для того, чтобы успешно рабо- тать над ним, необходимо слуховое внимание, которое можно развивать, обращая внимание ребёнка на звуки, окружающие его (шум дождя, рёв мотора, шелест пакета, завывание ветра и многие- многие другие). При этом обращайте внимание на то, откуда слышится звук (слева, справа, сверху, снизу, спереди, сза- ди т. д.). Можно взять для игры колокольчик или погремушку, попросить ребёнка закрыть глаза, вы звените колокольчиком с разных сторон, а ребёнок должен называть, где звенит.
Любые игры на развитие мелкой моторики, различные виды пальчиковой гимнастики.
Успехов вам, уважаемые родители!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тесты для родителей "Готов ли ваш ребенок к школе?"
В данный материал тесты для родителей входит три темы: 1. " Готов ли ребенок к письму?" 2. " Готов ли ребенок к чтению?" 3. " Знает ли ребенок школьные правила или что такое школа?" К каждому тесту да...
Готов ли ваш ребенок к школе?
Материал содержит основные критерии готовности ребенка к усвоению родного языка в школе.Большинство детей к моменту обучения в школе овладевают всей системой родного языка. Однако не у всех процесс ов...
Готов ли ваш ребенок к школе?
Кажется, совсем недавно ваш ребенок сделал свой первый шаг, произнес свое первое слово – и вот он уже готовится к поступлению в школу. Что ждет ребенка в школе – радость познания или школьные проблемы...
Тест-опросник для родителей "Готов ли Ваш ребенок к школе"
Многих родителей будущих первоклассников волнует вопрос подготовки ребёнка к школе. Это можно проверить самим родителям. Предлагаю тест - опросник Е. Голощаповой...
Готов ли Ваш ребенок к школе?
Виды психологической готовности:личностнаямотивационнаясоциальнаяинтеллектуальная...
Презентация "Готов ли ваш ребенок к школе"
Выступление на родительском собрании в детском саду....
Родительское собрание "Готов ли ваш ребенок к школе?"
Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физическом плане. Это не только новые условия жизни и деятельности ч...