Создание комфортных условий для приготовления домашних заданий
классный час (2 класс)
Осветить трудности, возникающие в процессе приготовления домашних заданий, раскрыть их причины. Показать важность соблюдения гигиенических условий приготовления домашних заданий.
Дать рекомендации родителям для правильной организации рабочего места младшего школьника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Текст материала | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели:
- Обсудить трудности, возникающие в процессе приготовления домашних заданий, раскрыть их причины.
- Показать важность соблюдения гигиенических условий приготовления домашних заданий.
- Познакомить родителей с результатами обследования младших школьников.
- Дать рекомендации по созданию условий для качественной подготовки домашних заданий.
Подготовительная работа:
- Диагностика уровня сформированности познавательных процессов (памяти, мышления, внимания, воображения).
- Приглашение школьного психолога для участия в родительском собрании.
- Разработка рекомендаций для родителей совместно со школьным психологом.
Ход собрания
- Организационная часть.
Классный руководитель приветствует родителей, открывает собрание, сообщает его тему, подчеркивает ее актуальность, приводя примеры из педагогической практики о проблеме поддержки и помощи детям в учебе.
Лекционный материал для классного руководителя.
Правильно организованные домашние учебные занятия вырабатывают и закрепляют у школьников навыки самостоятельной работы, приучают контролировать ее результаты, способствуют развитию настойчивости и трудолюбия.
Добросовестное выполнение домашних заданий способствует закреплению и углублению знаний, развитию и совершенствованию умений и навыков, получаемых детьми на уроках в школе.
Воспитание привычек к систематической работе начинается с установления постоянного времени для приготовления домашних заданий, без чего либо не могут быть достигнуты хорошие успехи в учебе. У школьников, привыкших начинать заниматься всегда в одни и те же часы, появляется к этому времени настрой всего организма к напряженной умственной работе.
Нередко приходится наблюдать, как, садясь заниматься с самыми наилучшими намерениями, учащийся то и дело вынужден отвлекаться – то понадобился карандаш, то нет линейки и т.п. На это уходит много времени, а главное – это отвлекает внимание на посторонние дела. Поэтому один из способов экономии времени – установить такой порядок на рабочем месте, при котором на нем нет ничего лишнего, что могло бы отвлекать от дела, только все самое необходимое.
Большую роль в повышении продуктивности умственного труда играет привычка к месту работы, рабочая обстановка. Понятие рабочей обстановки включает:
- рабочее место;
- рабочую зону (письменный стол, стул, шкаф, стеллаж и пр.) и расположение в ней предметов;
- температуру и влажность воздуха окружающей среды;
- освещение: естественное и искусственное;
- окружающий звуковой фон.
Постоянное место благодаря повторным занятиям прочно ассоциируется с трудом, вызывая соответствующее настроение. Привычная обстановка не отвлекает внимания и быстро настраивает на деловой лад.
Рациональная подготовка места для занятий может сэкономить много времени, обеспечит хорошую работоспособность.
Физиологи и гигиенисты определили оптимально используемые зоны письменного стола. Подмечено, что на столе стандартного размера левый и правый дальние углы практически выбывают из обращения. Поэтому здесь необходимо располагать предметы, которыми, пользоваться приходится редко.
На столе у школьника во время работы обычно находится много книг, тетрадей, черновиков. Во всем этом нужно завести определенный порядок и всегда его придерживаться. Например, все, с чем работать уже не придется (исписанные листы, черновики, тетради и учебники сделанных уроков), можно складывать справа от себя или вообще убирать со стола. Все, сто еще потребуется (линейка, карандаш, чистая бумага и пр.), лучше класть слева от себя. Книгу, тетрадь, письменные принадлежности и др., т.е. с чем работают или чем пользуются в настоящий момент, удобнее положить перед собой, посредине. Главное, чтобы на столе не было лишних вещей и чтобы не нужно было тратить время на поиски разных предметов, когда они потребуются.
Учителя начальных классов рекомендуют ребятам начинать приготовление уроков с письменных заданий, а затем переходить к устным. Известный русский педагог К.Д.Ушинский говорил, что у ребенка, который длительно занят приготовлением уроков, ослабевают память и внимание, снижается успеваемость. Добавим к этому, что не в меру продолжительные занятия не благоприятно отражаются на общем развитии ребенка, вредят здоровью. Школьники, слишком много времени тратящие на уроки, меньше бывают на свежем воздухе, не достаточно двигаются, систематически недосыпают. В дозировке домашних заданий, которые предлагаются школьникам в каждом классе, учтены их возрастные особенности. В первом классе продолжительность выполнения домашних заданий должна быть не более одного часа, во втором классе не более 1час 30 минут, а в третьих и четвертых не более 2-х часов.
Существенное значение имеет расположение источника света. Его лучше всего располагать слева и несколько спереди. Перед началом приготовления уроков необходимо проветривать комнату, устранить по возможности все, что может отвлекать и мешать занятиям. Обязательно выполняется физкультминутки.
- Обсуждение проблемы. Работа родителей в группах.
Классный руководитель предлагает родителям обсудить услышанную информацию. После обсуждения школьный психолог объясняет причины различных проблем, возникающих при обучении младших школьников.
- Ознакомление родителей с результатами диагностики познавательных процессов.
Результаты диагностики выдаются каждому родителю индивидуально на отдельных листах, где указаны конкретные рекомендации по развитию познавательных процессов у ребенка.
- Практикум для родителей.
Родители разбиваются на микрогруппы и получают лист с описанием комнаты для приготовления домашних заданий учеником. В течение пяти минут члены каждой микрогруппы обсуждают обстановку и готовят выступление. В практикуме могут принять участие все родители. Классный руководитель подводит итоги практикума. Победившей команде и наиболее активным родителям вручаются небольшие призы.
- Заключительный этап.
Обсуждение и принятие решения родительского собрания.
Литература:
- Настольная книга учителя начальных классов /авт.-сост. Л.С.Бескоровайная, О.В.Перекатьева – Ростов: Феникс, 2004.
- Развитие внимания детей /Л.В.Черемошкина – Ярославль: Академия развития, 1997.
- Успешность обучения и воспитания младших школьников: новые исследования /О.Яшнова – Воспитание школьников, 2002 № 8.
- Режим для школьников /Г.И.Куценко, И.Ф.Кононов – М.: Медицина, 1983.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как помочь ребенку в приготовлении домашнего задания?
Данная презентация поможет родителям понять как правильно готовить домашние задания с детьми....
«Как помочь ребенку в приготовлении домашних заданий»
Большую роль в организации учебного труда школьника играет режим дня. Специальные исследования, проведенные в начальных классах, показали: у тех, кто хорошо учится, есть твердо установленное вре...
Как помочь ребёнку в приготовлении домашнего задания.
Данный материал содержит некоторые советы для родителей, направляющие их действия при подготовке домашних заданий....
"Создание комфортных условий в школе"
Выступление на методическом объединении начальных классов...
Создание комфортных условий для самореализации личности
Учебный процесс представляет собой сложную динамическую систему....
Создание комфортных условий для личностного роста обучающегося с ОВЗ
quot;Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребенку и взрослому" - В.А.Караковский...
Создание комфортных условий на уроке
Создание комфортных условий на уроке...