Консультации
материал на тему

Кропотова Маргарита Ивановна

 В связи с введением в образовательный процесс ФГОС меняются технологии, методы, формы, содержание образования. Данные материалы помогут родителям  понять   суть инноваций.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе

Слайд 2

Проектные задачи в начальной школе Цель: создание условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов

Слайд 3

Задача – сложный вопрос, проблема, требующая исследования и разрешения.

Слайд 4

Типы задач учебная творческая (олимпиадная) исследовательская конкретно- практическая

Слайд 9

В чём отличие проектной задачи от проекта?

Слайд 10

Проект – целенаправленное управляемое изменение, фиксированное во времени. через систему (набор) заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение не существовавшего в практике ребенка результата, качественное самоизменение группы детей. проект проектная задача определяют самостоятельно предлагаются в виде набора (системы) заданий не задается задан через систему заданий Порядок действий Средства, материалы

Слайд 11

Проектная задача содержит в явном или относительно скрытом виде набор действий , выполняемые группой детей. Количество заданий – это количество действий, для решения задачи. Задания

Слайд 12

Сидит - 1 гр. Лежала - 3гр Побегут -2гр.

Слайд 13

1) На какой вопрос отвечает 2) Что обозначает 3) Как изменяется

Слайд 14

Как строится проектная задача?

Слайд 15

Подготовительная работа проблемное введение в тему урока постановка цели урока совместно с учащимися совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе самоанализ и самооценка рефлексия

Слайд 16

этапы любого проекта Анализ ситуации. Формулирование проблемы. Выявление дефицитов, их типов. Установление приоритетов ценностей. Оценка необходимости восполнения дефицита. Формулирование принципов отбора целей. Быстрая и точная постановка цели действия. Выработка критериев постановки и достижения цели. Поиск средств, путей решения - перевод проблемы в задачу. Выбор средств решения проблемы. Решение проблемы. Анализ полученного результата, соотнесение его с проблемой. Представление окружающим полученного результата.

Слайд 17

В содержании нет конкретных ориентиров Отличается большим объемом и неоднородностью материала Результат решения может быть представлен в виде различных текстовых, знаковых, графических средств Решение требует работы в малых группах .

Слайд 18

реальный «продукт» , не материальный «продукт» - качественное изменение ребенка (группы) Научить: рефлексия, целеполагание, планирование, моделирование, инициатива в поиске способа решения, коммуникация через систему или набор заданий целенаправленно стимулировать систему детских действий , направленных на получение не существовавшего в практике ребенка результата , качественное самоизменение группы детей Цель педагога На что направлена Результат проектная задача

Слайд 19

. инструменты экспертные карты (оценка процесса решения) экспертные оценки по заданным критериям предъявления выполненных «продуктов» главное – оценка процесса (процесс решения, процесс предъявления результата) только потом – оценка результата. встроенное наблюдение (эксперты, лист наблюдений) Оценка решения проектной задачи мониторинг формирования учебного сотрудничества в классе цель метод

Слайд 20

вопросы ответы Как группа приступила к работе (сразу стали выполнять задания, сначала ознакомились со всеми заданиями и т.п.)? Каким образом была распределена работа между членами группы (решали все задания вместе, распределили задания)? Взаимодействовали ли члены группы в ходе работы? Каким образом? Изменяли ли по ходу работы первоначальный план своих действий? Какие вопросы задавали дети по ходу выполнения работы? В какой мере результат соответствует поставленной задаче? Экспертный лист оценки работы группы

Слайд 21

Анкета (после презентации) Поставь отметки в оценочных шкалах Оцени, насколько интересной показалась тебе эта задача. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Оцени, насколько сложными для тебя оказались задания. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Оцени свой вклад в решение задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении задачи). 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Хотел бы ты поработать еще раз в той же группе? ДА НЕТ Почему? __________________________________

Слайд 22

мыследеятельностные презентационные коммуникативные поисковые информационные проведение инструментального эксперимента умения и навыки проектной деятельности

Слайд 23

«подводные камни» Не подменить деятельность выполнением задания, сделать многое за детей, перепоручить родителям не превратить проект в реферат Не переоценивать результат проекта и не дооценивать его процесса

Слайд 24

Групповая работа позволяет: детям: получить эмоциональную и содержательную поддержку; попробовать свои силы в ситуации, где нет давящего авторитета учителя и внимания всего класса; - приобрести опыт, составляющих основу умения учиться (контроль и оценка, целеполагание и планирование); учителю: использовать дополнительные средства вовлечения детей в содержание обучения; органически сочетать на уроке «обучение» и «воспитание», строить личностно-эмоциональные и деловые отношения детей; - вести систематическое наблюдение (мониторинг) за формированием учебного сотрудничества в классе.



Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете по теме

«Проектная задача  как прообраз проектной  деятельности

в начальной школе»

Проектная задача – система действий, направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального продукта. Для решения проектной задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы. Проектные задачи, которые решаем мы с детьми на уроках обучают взаимодействию в группе и групповой деятельности. Построенные на принципах проблемного обучения, они готовят почву для того, чтобы дети в дальнейшем могли самостоятельно заниматься проектной деятельностью.

Задача – сложный вопрос, проблема, требующая исследования и разрешения.

Типы задач: учебная, конкретно-практическая, творческая,  исследовательская.

В чём отличие проектной задачи от проекта?

Проект – целенаправленное управляемое изменение, фиксированное во времени.

Проектная задача  - через систему (набор) заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение не существовавшего в практике ребенка результата,  качественное самоизменение группы детей.

Средства, материалы: 1)определяют самостоятельно 2) предлагаются в виде набора (системы) заданий

Проектная задача содержит в явном или относительно скрытом виде набор действий, выполняемые группой детей. Количество заданий – это количество действий, для решения задачи.

Подготовительная работа:

  • проблемное введение в тему урока
  • постановка цели урока совместно с учащимися
  • совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания
  • групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе
  • самоанализ и самооценка
  • рефлексия
  • В содержании нет конкретных ориентиров
  • Отличается большим объемом и неоднородностью материала
  • Результат решения может быть представлен в виде различных текстовых, знаковых, графических средств
  • Решение требует работы в малых группах.

Оценка решения проектной задачи:

  • экспертные карты (оценка процесса решения)
  • экспертные оценки по заданным критериям предъявления выполненных «продуктов»

главное – оценка процесса (процесс решения, процесс предъявления результата) только потом – оценка результата.

Экспертный лист оценки работы группы

Как группа приступила к работе (сразу стали выполнять задания, сначала ознакомились со всеми заданиями и т.п.)?

Каким образом была распределена работа между членами группы (решали все задания вместе, распределили задания)?

Взаимодействовали ли члены группы в ходе работы? Каким образом?

Изменяли ли по ходу работы первоначальный план своих действий?

Какие вопросы задавали дети по ходу выполнения работы?

В какой мере результат соответствует поставленной задаче?

 «Подводные камни»:

  • Не подменить деятельность выполнением задания, сделать многое за детей,   перепоручить родителям
  • не превратить проект в реферат
  • Не переоценивать результат проекта и не дооценивать его процесса

Групповая работа позволяет: детям:

  •  получить   эмоциональную   и   содержательную   поддержку;
  •  попробовать свои силы в ситуации, где нет давящего авторитета учителя и внимания всего класса;
  • - приобрести опыт, составляющих основу умения учиться (контроль и оценка, целеполагание и планирование);

учителю:

  •  использовать дополнительные  средства вовлечения детей в содержание обучения;
  •  органически сочетать на уроке «обучение» и «воспитание», строить личностно-эмоциональные и деловые отношения детей;
  • - вести систематическое  наблюдение (мониторинг)  за формированием учебного сотрудничества в классе.



Подписи к слайдам:

Творческий конкурс – 2 место
Наши проекты
Без пропусков

Бочкова Полина
Зелинская Софья
Москаленко Николай

Рудых Александра

Рудакова
Дана
Углина

Елизавета

Внешнее
оформление
реферата


объём
в пределах
5 страниц
титульный
лист
введение
основная
часть
заключение
список используемой
литературы,

интернет-ресурсов
приложения (графики, схемы, таблицы,
рисунки и т.д.)
День Здоровья – 2 место
Исследовательская работа
 -
это процесс поиска чего-то неизвестного, истины, новых знаний, это один из видов познавательной деятельности школьника
.
http://obuchonok.ru/doshkolniki

Весёлые старты – 1 место
Лисёнок - призёры
Хорошисты

Архипова
Елизавета
Зелинская Софья

Лышевская
Влада
Нигольс

Илья

Павлов Сергей
Патели
Виктория
Рудакова Дана
Санжиева

Адиса

Смищук
Алина
Станьков Антон
Тимощук Дарья
Углина
Елизавета
Чудикова
Елена

Требования к написанию исследовательской
работы (реферата)
в начальной школе

Подготовительный (поиск литературы по теме, выбор
информации);
Исполнительный (чтение
литературы,
интернет-ресурсов
,

ведение записей прочитанного);
Заключительный (написание реферата, составление списка используемой литературы).
Новый 2015 год!
Отличники

Рудых Александра
Бочкова Полина
Сандакова

Эржена
Селина Марина
Родители

обучающихся имеют право:

самостоятельно принимать решение о возможности непосещения их обучающимся ребенком общеобразовательного учреждения в актированные дни
.
 
Родители обучающихся обязаны:
 
осуществлять
контроль выполнения их обучающимся ребенком домашних заданий в актированный день.
 
в
случае принятия решения о посещении их обучающимся ребенком общеобразовательного учреждения в актированный день, обеспечить безопасность ребенка по дороге в общеобразовательное учреждение и обратно.
 
нести
ответственность за жизнь и здоровье их ребенка в пути следования в общеобразовательное учреждение и обратно.
Конкурс стихов и песен – 2 м место
Инфоурок
- призёры
Исследовательская деятельность – это один из методов обучения
формируются
универсальные способы учебной деятельности, что дает импульс к саморазвитию, к самоанализу,
самоцелеполаганию
, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;
значительно расширяется кругозор в предметных областях;
происходит непроизвольное запоминание учебного материала и усвоение алгоритма научного исследования, что способствует формированию научного мировоззрения;
наилучшим образом развиваются творческие задатки.
Мой сайт

http
://
www
.
nsportal
.
ru
/
margarita
-
kropotova

сайт школы:
http://taksimo-sosh3.ru
/

Формирование
исследовательской культуры
школьников


Урок
Дополнительное образование
защита
проектов и
рефератов
научное исследование
Победители школьной олимпиады
Деятельность обучающихся общеобразовательных учреждений в актированные дни


Решение о возможности непосещения обучающимся общеобразовательного учреждения в актированный день принимают родители.
 
В случае прихода обучающегося в общеобразовательное учреждение в актированный день учебные занятия посещаются им согласно расписанию.
 
 В
случае отсутствия на учебных занятиях в актированный день, обучающийся самостоятельно выполняет задания, которые установлены общеобразовательным учреждением
Ярмарка – 1 место
Победители президентских состязаний

Кл. час «Сотвори добро руками»
Исследовательская деятельность
учащихся


Этапы
возникновение идеи или
проблемы
решение задачи (сбор и анализ информации, выработка идеи решения, обсуждение их с преподавателем, моделирование);
реализация идеи на практике.
Защита реферата




качество
доклада (полнота, логичность, завершённость
)
соблюдение регламента (5 – 10 минут
)
культура
речи
наличие и качество
наглядности
аргументированность (убедительность, конкретность
)

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

План – конспект родительского собрания по введению

курса  ОРКСЭ

1.Обращение 

Министра образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко  

к родителям обучающихся

Уважаемые родители!

В апреле 2010 года в 19 регионах страны по поручению Президента России Д.А. Медведева начнется федеральный эксперимент по введению в учебный процесс общеобразовательных школ нового предмета - «Основы религиозных культур и светской этики». При получении положительных результатов апробации нового предмета, начиная с 2012 года, его преподавание будет осуществляться на постоянной основе во всех субъектах Российской Федерации.

Учебный предмет имеет комплексный характер и включает 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики. Все модули нового предмета будут носить абсолютно светский, культурологический характер. Вы и Ваши дети сами сможете выбрать, какой из модулей изучать в рамках комплексного учебного предмета. Это будет либо изучение истории и культуры одной религии, либо основных мировых религий, либо светской этики. 

Содержание нового предмета обеспечит знакомство учащихся с духовными традициями многоконфессионального народа России, с историей и культурой крупнейших религиозных объединений нашей страны, а также изучение основ светской этики. Все это должно преследовать общую цель: нравственное воспитание российских школьников на основе традиционных идеалов и ценностей, развитие их интереса к окружающему миру, формирование уважительного отношения к представителям различных конфессий, укрепление толерантных отношений между участниками образовательного процесса.

Значение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» велико. Проведение федерального эксперимента, введение нового предмета направлено на содействие семье и обществу в решении педагогических, моральных проблем.

В начале 90-х годов прошлого века в нашей стране была разрушена общественно-государственная система воспитания детей и молодежи. Советская система воспитания в новых социальных условиях требовала существенной модернизации, прежде всего, в плане содержания, ценностей и идеалов. Но, к сожалению, все было разрушено до основания. Российская семья, находясь в тяжелых экономических условиях, осталась наедине с проблемами воспитания своих детей. В то же время средства массовой информации, Интернет, шоу-бизнес насаждали несвойственные для народов нашей страны ценности: эгоизм, корыстолюбие, пренебрежение к труду, успех и обогащение любой ценой, неограниченное стремление к чувственным наслаждениям, свобода от ответственности и обязательств перед кем бы то ни было и др. 

Введение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» - первый шаг на пути восстановления в новых условиях на принципах гуманизма, нравственности, традиционной духовности социально-педагогического партнерства школы, семьи, государства, общественности в деле воспитания детей и молодежи. Государство через школу стремится поддержать усилия родителей по духовно-нравственному развитию детей, согласовать воспитание в семье и воспитание в школе. 

Именно поэтому успех федерального эксперимента в значительной мере зависит от того, какую педагогическую позицию по отношению к воспитанию детей в школе займет семья. Перед семьей и школой стоят общие задачи. Мы хотим видеть наших детей образованными, воспитанными, нравственными, успешными людьми, компетентными в профессиональной сфере и обладающими высоким уровнем ответственности за настоящее и будущее своих близких, своего народа, своей страны. Во имя этого семья и школа должны объединить свои усилия. 

Министр образования и науки

Российской Федерации   А.А. Фурсенко

2. Слово представителя администрации школы.

Проблема религиозного образования, воспитания религиозной толерантности и идентификации подрастающего поколения сегодня стоит очень остро и в целом  в мире, и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что религиозную составляющую наряду с наукой, искусством, моралью и правом как важнейшую часть духовной культуры человечества невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, духовно-нравственного становления личности.

Вопросы, связанные с введением в школьную программу религиозной тематики, рассматриваемой  в рамках культурологического подхода, имеют сегодня особенно важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и  ее отношениями с социальным окружением,  религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на религиозное образование, решающее задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, остается слишком высоким, чтобы остаться без ответа. 

В то же время преподавание основ религиозной культуры в общеобразовательной школе несет с собой необходимость решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем, многократно усиливающихся в условиях глобальных сдвигов и разрушения традиционных форм идентичности. 

В этой связи особо актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер и представляющего пять важнейших национальных духовных традиций – православие, ислам, буддизм, иудаизм, светскую этику.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.

Основное культурологическое понятие учебного курса – «российская религиозно-культурная традиция». Его можно рассматривать как категорию, интегрирующую в своем семантическом пространстве понятия «традиция», «религиозная традиция», «культурная традиция».

Новый предмет призван актуализировать в содержании общего образования, смоделировать педагогическими средствами российскую религиозно-культурную традицию, создать условия для приобщения к ней российских школьников.

Отечественная религиозно-культурная традиция несовместима с унификацией содержания разных религий и этических учений. Ее принцип – общность в многообразии, «многоединство» – отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность как нашей страны, так и современного мира. 

Отечественная религиозно-культурная традиция – общая духовная основа многонационального народа России – формируется исторически и актуализируется сегодня под воздействие ряда факторов:

• общая историческая судьба народов России, исповедующих разные религии;

• единое пространство современной общественной жизни, включающее общность государства, языка, образования, культуры, экономики, права, менталитета, развитую систему межличностных отношений;

• множество общенациональных вызовов внутреннего и внешнего плана, содействующих консолидации общества под угрозой его разрушения.

Учебный курс содержательно раскрывает российскую религиозно-культурную традицию в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших подростков.

Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Учебно-воспитательный процесс в границах учебного курса и системы межпредметных связей педагогически моделирует и содержательно раскрывает религиозно-культурную традицию России в ее самых общих этических основах. Сама национальная духовность в многообразии и глубине составляющих ее религиозных и гуманистических традиций не исчерпывается им. Учебный курс – это введение в религиозно-культурную традицию России. 

МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ 

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1 ч в неделю во втором полугодии 4 класса и 1 ч в неделю в первом полугодии 5 класса или в объеме 2 ч в неделю в IV четверти 4 класса, 2 ч в неделю в I четверти в 5 классе.

Основные содержательные модули курса:

  Основы православной культуры.

  Основы исламской культуры.

  Основы иудейской культуры.

  Основы буддийской культуры.

  Основы мировых религиозных культур.

  Основы светской этики.

Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей.

В 5 классе предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить работу учащегося в целом и выставить ему итоговую оценку за весь курс.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

Образовательный процесс в рамках учебного курса и в системе межпредметных связей призван обобщить, систематизировать процессы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в начальной школе, заложить основы их дальнейшего духовно-нравственного развития на ступенях основного и среднего (полного) общего образования. 

Задачами учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» являются:

- обеспечение условий для усвоения обучающимися приоритетных традиционных морально-нравственных идеалов, базовых национальных ценностей, моральных норм;

- знакомство обучающихся с культурно-историческими основами традиционных религий и светской этики в России; 

- развитие представлений младшего подростка о значении нравственности и морали в жизни личности, семьи, общества;

- обобщение знаний, понятий и представлений о духовности, нравственности, морали, полученных обучающимися в младшей школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы. 

Учебный курс, в содержании которого представлены четыре отечественные религиозные традиции и сущностно связанная с ними этика, создает мировоззренческую и ценностную основу для интеграции разнопредметного гуманитарного учебного содержания в основной школе. Российскую историю, литературу, искусство легче понять и, следовательно, принять, зная их религиозно-культурологические основы, понимая те идеалы, ценности, жизненные приоритеты, которые разделяли и к которым стремились наши предки. Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Освоение учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:

- понимание значения духовности, нравственности, морали, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества; 

- знание основных норм светской и религиозной морали, религиозных заповедей; понимание их значения в жизни человека, семьи, общества;

-  формирование первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий и светской этики в России;

- формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям;

- формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального  многоконфессионального народа России; 

- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы традиционной культуры многонационального народа России; 

- укрепление веры в Россию;

- укрепление средствами образования духовной преемственности поколений.

3.Практические советы о том, как Вы можете помочь своему ребенку в изучении предмета «Основы религиозных культур и светской этики»

Совет 1. Настройтесь на воспитание; отнеситесь к новому школьному предмету как к дополнительному средству нравственного развития Вашего ребенка; Вы и есть главный для ребенка воспитатель.

Новый предмет – хорошо продуманная педагогическая система. Ее задача – создание условий для духовно-нравственного развития школьника. Воспитание учащегося в школе будет осуществляться на уроках (средствами учебного содержания, через диалоги учителя и ученика, учеников друг с другом), в творческой деятельности (подготовка обучающимися итоговых творческих заданий), во внеучебной деятельности (проведение праздника накануне Дня народного единства). В воспитании ребенка, особенно в нравственном воспитании, обращенном непосредственно к ценностям, идеалам, духовным приоритетам исключительно важную роль играют родители. Самоустранение родителей из процесса нравственного воспитания учащихся, который сегодня впервые за много лет начинается в школе, сделает этот процесс малопродуктивным. На уроках педагоги будут беседовать с ребенком о нравственности, но если родители не проявляют интереса к духовности, моральным нормам общественно приемлемого поведения, не определяют для ребенка родительскую нравственную позицию, то все сказанное в школе не будет иметь для него особого значения.

Новый, нравственно-ориентированный предмет открывает перед родителями дополнительные возможности для укрепления и развития отношений с ребенком. В младшем подростковом возрасте, когда ребенок впервые по-взрослому начинает понимать окружающий мир и себя в нем, он особенно нуждается в духовной связи с взрослым, родным для него человеком.

Совет 2. Разговаривайте с детьми о том, что они изучали на уроках.

Современные родители мало говорят со своими детьми. В среднем мать разговаривает с ребенком 11 минут в сутки, отец – еще меньше. Родители обеспечивают семью, решают производственные и домашние проблемы, устают после работы. Все так. Но есть еще одна причина, затрудняющая речевое общение детей и родителей, – недостаточно между ними общих тем, мало содержания для прямого личностного общения.

Новый предмет позволяет заметно расширить содержание речевого общения родителей и детей, благодаря своему нравственно-ориентированному характеру. Родителям сложно общаться с детьми на темы решения математических задач или правильного выполнения упражнений на уроках физкультуры. Но у каждого взрослого человека есть уникальный опыт жизни, собственная жизненная история, знание добра и зла. Нравственные уроки жизни человека, народа и человечества как раз и составляют основное содержание нового предмета.

Уделите время ребенку. В выходные дни прочтите пройденные за неделю уроки, их всего два. Наверняка, у Вас будет что добавить к их содержанию. Задайте ребенку несколько вопросов. Пусть он говорит, высказывается, раскрывает себя в вопросах духовности и нравственности. Пусть он видит, что это важно для Вас. Говорите и Вы с ним о жизни, о людях, об отношениях между людьми. Говорите как можно больше.

Совет 3. Хорошее средство воспитания ребенка – диалог между родителями и детьми о духовности и нравственности.

Диалог – это доброжелательное, содержательно-наполненное общение знающих людей, направленное на достижение важного для них результата. Чтобы диалог состоялся, собеседники должны занимать разные позиции и, вместе с тем, стремиться услышать и понять друг друга. Для диалога между родителями и детьми есть все необходимые условия: они внимательны друг к другу, один понимает другого с полуслова, их общение направлено на решение общих проблем. Изучение детьми предмета «Основы религиозных культур и светской этики» расширяет содержание диалогического общения в семье: ребенок владеет знаниями о духовности и нравственности, усвоенными в школе, родитель – собственным жизненным опытом и известным ему опытом других людей. Чтобы сделать диалог более продуктивным, воспользуйтесь следующими простыми педагогическими правилами.

Намеренно обостряйте диалогическое общение, всегда сохраняя доброжелательность к каждому детскому слову. Задавайте ребенку дополнительные вопросы. Иногда не соглашайтесь с ним. Высказывайте иную точку зрения. Время от времени ставьте под сомнение не только отдельные слова и мысли ребенка, но и собственные высказывания. Диалог – это игра двух умных, благожелательно настроенных друг к другу людей. Играйте с Вашим умным ребенком.

Если простая игра складывается, пробуйте ее усложнить. Содержание разных модулей отчасти согласовано по ценностям: Отечество, культура, семья, человек, общество и др. Приобретите дополнительно или ксерокопируйте в школьной библиотеке для себя еще один учебник по новому предмету. Познакомьтесь с его содержанием. И Вы сможете вступить в диалог с ребенком уже не только как родитель, за плечами которого большой жизненный опыт, но и как представитель другого мировоззрения. Например, Ваш ребенок изучает модуль «Основы светской этики», а Вы знакомы с содержанием учебника по модулю «Основы буддийской культуры». Это даст Вам возможность вместе с ребенком обсуждать мировоззренческие вопросы с разных точек зрения. Такой диалог очень продуктивен, но он требует от родителя подготовки. Не жалейте сил и времени для Вашего ребенка, учитесь вместе с ним.

Совет 4. Внимательно следите за моральным равновесием Вашего ребенка; воспитывайте у него благожелательное отношение к людям другого мировоззрения.

Деление учащихся одного класса на группы, изучающие разные модули, сопряжено с некоторыми рисками. Подростки очень восприимчивы к групповой идентичности, они легко образуют различные подростковые группы, в которых не допускают «чужих». Разработчики предмета сделали все, чтобы исключить возможность межгрупповых конфликтов. Учителя будут воспитывать школьников в духе толерантности, доброжелательности, уважения к человеку, чьи взгляды отличаются от их собственных. Но многое зависит и от родителей.

Не допускайте резких оценок, категоричных высказываний в адрес представителей различных конфессий или людей, не ориентированных ни на какую религию. Насторожитесь, если это делает ребенок. За этим скрывается большая нравственная проблема. Недоброжелательное высказывание человека в чей-либо адрес всегда свидетельствует о недостатке любви, доброты, сердечности в нем самом. Человек начинает терять моральное равновесие, склоняется к злу.

Если это происходит с Вашим ребенком, поговорите с ним. Обсудите эту проблему с классным руководителем. Проведение эксперимента предусматривает, что в школе будет проходить психологическая диагностика процессов нравственного развития учащихся. Обратитесь за консультацией к школьному психологу. Вместе выясните причину и устраните ее.

Совет 5. Не забывайте, что никакой учебный предмет сам по себе не воспитает Вашего ребенка; главное, что он может приобрести, изучая предмет «Основы религиозных культур и светской этики», - понимание важности нравственности для полноценной человеческой жизни. Всячески поддерживайте это в ребенке.

Зачем нужны моральные нормы? С этого вопроса начинается новый предмет, им же и завершается. Если этот вопрос, поставленный на первом уроке учителем перед всем классом, на последнем уроке ученик осознанно ставит перед собой, значит, он учился не зря. Это очень сложный вопрос. Чтобы найти на него ответ, часто не хватает целой жизни. Но если человек спрашивает о нравственности, значит, она уже имеет для него значение, присутствует в его жизни, влияет на его поведение. Ребенок, спрашивающий о нравственности, есть личность, приобретающая нравственность.

И, все же, для чего нужны моральные нормы?

Своего ребенка, особенно, если он еще мал, Вы учите простым правилам безопасного поведения: нельзя трогать горячий утюг, выходить на улицу раздетым в холодную погоду, садиться за стол с грязными руками и т.д. Почему нельзя? Потому что такие действия приведут к ожогам, болезням, будут иметь плохие для физического здоровья последствия. Здесь все понятно, и мы знаем, как уберечь ребенка от поступков, которые могут причинить ему вред.

Но здоровье человека – это состояние, которое зависит не только от его тела. Есть душевное здоровье, называемое также духовным, психологическим. Есть социальное здоровье, определяемое характером отношений человека в коллективе, обществе. Слово обладает огромной силой психологического воздействия на человека. Справедливо говорят, что доброе слово способно лечить, а злое - убивать. Личность человека живет в пространстве языка и общественных отношений. Отношения с другими людьми, которые складываются у ребенка в школе, у взрослого в семье и трудовом коллективе, определяют состояние его социального здоровья.

О том, как сохранить физическое здоровье ребенка, мы знаем немало. Но как сберечь и укрепить его духовное, психологическое, социальное здоровье? Какие для этого есть правила? Это правила морали, нормы нравственного поведения. Так же, как и правила сбережения физического здоровья, они накапливаются как опыт жизни и передаются от старших к младшим.

Нравственный человек ведет безопасный для окружающих и себя образ жизни. Он не причиняет зла другим и, тем самым, не вызывает негативное поведение других по отношению к себе. Нравственный человек способен к созиданию, потому что в мире творит только любовь. Нравственный человек не знает смерти: его душа обретает вечную жизнь (таков религиозный взгляд), а его личность живет в сознании тех, кого он любил, и кто продолжает любить его. Нравственный человек по-настоящему счастлив, потому что он здоров, любит и любим, питается от честных трудов своих и живет долго.

Будьте счастливы, и пусть будут счастливыми Ваши дети!

4.Анкетирование       5. Итог собрания.

 

© МОУ «Лицей № 21» 2001-2011г. / E-MAIL.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детский эгоизм. Консультация психолога.

Людмила ПУТЛЯЕВА, психологВаш ребенок — эгоист?– Был такой чудный ребенок, а сейчас всех замучил. И откуда это в нем? – Ах! Да вся молодежь теперь такая – все только себе!Из разговора в автобус...

Агрессивность у детей. Консультация психолога.

Людмила ПУТЛЯЕВА, кандидат психологических наукПочему агрессивны наши дети?В росте агрессивности детей все чаще обвиняют кино, телевидение, компьютерные игры. Несомненно, их неблагородный вклад в наш...

Консультация для воспитателей "Руководство сюжетно-ролевыми играми"

Консультация для воспитателей по сюжетно-ролевой игре...

Консультация по теме "Интегрированные уроки в начальной школе"

Консультация по теме "Интегрированные уроки в начальной школе"...

Консультация для учителей. Что такое дисграфия?

Консультация для учителей, обясняющая отличия "обычных" ошибок в письменной речи детей от ошибок логопедического характера....

Консультация для родителей

Консультация для родителей...

Статьи по здоровьесберегающим технологиям в ГПД. Консультации для родителей.Неделя русского языка в начальной школе. Внеклассное мероприятие. Доклады, консультации для родителей, рабочая программа воспитательной работы ГПД.

Применение здоровьесберегающих технологий в группе продлённого дня. "Неделя русскогоязыка в начальной школе" - внеклассное мероприятие для учеников 1 - 4 классов. Содержит план проведения ме...