Рекомендации родителям: «Профилактика речевых нарушений».
статья на тему

Груздева Юлия Вячеславовна

В этой статье  освещены вопросы актуальности профилактики речевых нарушений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon profilaktika_rechevykh_narusheniy.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям: «Профилактика речевых нарушений».

Учитель-логопед  Груздева Юлия Вячеславовна

ГБОУ ЦПМСС Выборгского района СПб

  По данным статистики, число речевых расстройств у детей растет, поэтому тема: «Профилактика речевых нарушений» актуальна. 

  Нарушение речи (синоним речевые нарушения) -  это отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, проявляющиеся в парциальных(частичных) нарушениях (звукопроизношения, голоса, темпа и ритма и т.д.) и обусловленные расстройствами нормального функционирования психофизических механизмов речевой деятельности. 

Профилактика речевых нарушений делится на первичную и вторичную, третичную. 

  Первичная профилактика, включает в себя следующее: 

заботу о состоянии здоровья будущих родителей; 

заботу о благополучном протекании беременности; 

заботу o физическом и нервно-психическом здоровье ребенка и o сохранности его речевых органов; 

заботу o правильном речевом  развитии ребенка, включая и создание     необходимых для этого социально-бытовых условий. 

 Так как речь ребенка развивается путем подражания речи окружающих взрослых, в первую очередь, родителей, то речь взрослых должна быть правильной. 

  Важнейший этап в профилактике возникновения нарушений звукопроизношения — работа по подготовке артикуляционного аппарата к постановке звуков. 

  В младшем дошкольном возрасте целесообразнее использовать не артикуляционные упражнения для постановки отдельных звуков, а универсальный пропедевтический комплекс упражнений. Т.е. для занятий использовать сказки и занимательные упражнения. 

Заниматься следует ежедневно. Продолжительность занятий составляет 3—5 минут. 

 Полезны дыхательные упражнения и игры:
— дуть на легкие шарики, бумажные полоски; играть на детских музыкальных духовых инструментах;
- дуть на привязанные к ниточке ватные шарики, разноцветные картонные и бумажные фигурки;
— надувать воздушные шарики, пускать мыльные пузыри;
— сдувать со стола ватные или бумажные пушинки в определенном направлении (игра в «Футбол»);
— дуть вверх, не давая упасть вниз пушинке, ватке, воздушному шарику и т.д.
  Выполнение дыхательных упражнений не только влияет на формирование правильного речевого дыхания, но и способствует профилактике заболеваний ЛОР-органов.
Ученые установили, что      формирование речи тесно связано с развитием мелкой  моторики  рук. Очень  хорошую  тренировку  для  пальцев  дают народные игры - потешки, пальчиковые игры. Так же можно использовать шнуровки,   лепку,  застегивание   пуговиц,    мозаику и другие  предметы  ,например, прищепки.
 

 Кисти рук  приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, а это в дальнейшем облегчает формирование навыков письма. 

 Когда первичная профилактика не удалась, и у ребенка возникло нарушение звукопроизношения,  то проводят вторичную профилактику. 

   Если ребенок неправильно произносит звуки, то он перепутает их и при написании слов. Например, шок-сок, лак- рак, вот тогда проводят вторичную профилактику, заключающуюся в профилактике дисграфии. 

Для этого необходимо обратиться к логопеду для постановки нарушенных звуков и дифференциации. 

 Так же нужно уделять внимание развитию фонематических процессов. 

Фонема (от греч. «phonema» - звук) – минимальная значимая часть слова. 

Важно не путать фонемы с буквами! Звук мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем. 

Проводить работу по фонематическому, т.е. звуковому анализу слов. 

Если звук поставлен и автоматизирован, то необходим постоянный контроль родителей за произношением, иначе звук может потеряться. 

На заключительном занятии логопеды обычно дают такие рекомендации, но, к сожалению, некоторые родители недооценивают их важность. 

Для профилактики дисграфии можно использовать следующие виды заданий и упражнений. 

1.Придумай слова на заданный звук. 

2.Определи место звука в слове.

3.Подбери слова к схемам (звук в начале слова, в середине, в конце). 

4.Придумай слова с заданным количеством звуков: 3,4,5 

5.Найди общий звук в словах (луна-стол, лампа-лапа, рамка-рама) 

 Игры на дифференциацию звуков представлены в тетрадях В.Буйко, Г.Сыропятовой. 

  Несформированность  лексико -грамматического строя речи так же может привести к дисграфии и дизорфографии. Если беден словарь, то ребенок не может правильно подобрать однокоренные слова, не может дифференцировать предлоги и приставки. В младших классах дети часто считают родственными слова лиса и лес, давая подобное же объяснение: «Потому что лиса живет в лесу».

Игры и упражнения для развития лексико-грамматического строя речи представлены в сборнике Агранович З.Е. 

1.Четвертый лишний. Например, яблоко, груша, картошка, слива. 

2.Подбери признак. Яблоко (какое?)(согласование существительных с прилагательными) 

3.Узнай по описанию  (попросить ребенка самостоятельно составить описательную загадку о предмете (Овальный, твердый, желтый, кислый, кладут в чай  «Лимон»)). 

4.Назови ласково (упражнение в словообразовании с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов). 

5.Сосчитай до 5 или «Веселый счет»(согласование числительных 2 и 5 с существительными). 

6.Назови детеныша или «У кого кто?» (упражнение в словообразовании) 

7. Один -много (образование множественного числа существительных) 

8.Назови  предмет, сделанный  из … (образование относительных прилагательных).  Например, сок из яблок- яблочный, кофта из шерсти- шерстяная. 

9.Дидактическая игра «Жадина» (Чья, чей, чьи? - образование притяжательных прилагательных). 

10.Подбери родственные слова к слову ЛЕС, ЗИМА, СНЕГ. 

11.Закончи предложения. 

12.Составь предложение из заданных слов. 

13.Составь предложения по схеме и образцу. Морковь-овощ, а яблоко-фрукт. 

14.Сотавь предложения со словами потому что. 

15. Составь предложения с предлогами в, на, под, у, за, из, к, между и т.д. 

16.Составь описательный рассказ по плану и т. п.

 Предупредить искажение букв на письме можно, развивая  зрительное восприятие, внимание, память. 

Для этого проводятся следующие упражнения и задания: 

1. Узнай предмет по контурному изображению. 

2. Соотнеси  предметы с их черными силуэтами. 

3. Найди различия на картинках. 

4. Узнай предметы и буквы, наложенные друг на друга. 

5. Назови  недорисованные элементы изображенных  предметов. 

6. Определи, что неправильно нарисовал художник. 

7. «Лабиринты». 

8.На что похожа буква.

9.Выложи букву из палочек.

10. Найди и назови неправильно написанные буквы. 

11. Дорисуй недостающие элементы букв. Назови эти буквы. 

12. Найди и вычеркни заданную букву, слог, слово. 

 Если своевременно выполнять эти задания, то можно предупредить появление дисграфии. 

Т.о., профилактика речевых нарушений – залог успешного обучения в школе. 

  

Литература

1.Логопедия. Под ред. Л.В Волковой, М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС,2007. 

2. Агранович З.Е.Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Причины речевых нарушений у детей"

В консультации представлена информация о причинах речевых нарушений у детей....

Педагогический проект «Система занятий по логопедической ритмике, как средство профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста» (для детей первой младшей группы)

Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания....

Статья «Актуальность профилактики речевых нарушений»

В статье рассматриваются вопросы актуальности первичной и вторичной профилактики речевых нарушений....

статья "Профилактика речевых нарушений у обучающихся начальных классов"

статья рассказывает о работе учителя начальных классов с обучающими, имеющими нарушения в развитии речи...

Консультация для родителей "Основные речевые нарушения"

Большинство детей к моменту обучения в школе уже полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют развернутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако не у всех про...

Статья для родителей на тему: «Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

Родитель узнает,что такое речь,также получит знания о главном направлении логопедической работы и в чём она заключается. Что оказывает влияние на формирование речи. Услышат рекомендации специалистов. ...