Рекомендации родителям: «Профилактика речевых нарушений».
статья на тему
В этой статье освещены вопросы актуальности профилактики речевых нарушений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_rechevykh_narusheniy.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации родителям: «Профилактика речевых нарушений».
Учитель-логопед Груздева Юлия Вячеславовна
ГБОУ ЦПМСС Выборгского района СПб
По данным статистики, число речевых расстройств у детей растет, поэтому тема: «Профилактика речевых нарушений» актуальна.
Нарушение речи (синоним речевые нарушения) - это отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, проявляющиеся в парциальных(частичных) нарушениях (звукопроизношения, голоса, темпа и ритма и т.д.) и обусловленные расстройствами нормального функционирования психофизических механизмов речевой деятельности.
Профилактика речевых нарушений делится на первичную и вторичную, третичную.
Первичная профилактика, включает в себя следующее:
заботу о состоянии здоровья будущих родителей;
заботу о благополучном протекании беременности;
заботу o физическом и нервно-психическом здоровье ребенка и o сохранности его речевых органов;
заботу o правильном речевом развитии ребенка, включая и создание необходимых для этого социально-бытовых условий.
Так как речь ребенка развивается путем подражания речи окружающих взрослых, в первую очередь, родителей, то речь взрослых должна быть правильной.
Важнейший этап в профилактике возникновения нарушений звукопроизношения — работа по подготовке артикуляционного аппарата к постановке звуков.
В младшем дошкольном возрасте целесообразнее использовать не артикуляционные упражнения для постановки отдельных звуков, а универсальный пропедевтический комплекс упражнений. Т.е. для занятий использовать сказки и занимательные упражнения.
Заниматься следует ежедневно. Продолжительность занятий составляет 3—5 минут.
Полезны дыхательные упражнения и игры:
— дуть на легкие шарики, бумажные полоски; играть на детских музыкальных духовых инструментах;
- дуть на привязанные к ниточке ватные шарики, разноцветные картонные и бумажные фигурки;
— надувать воздушные шарики, пускать мыльные пузыри;
— сдувать со стола ватные или бумажные пушинки в определенном направлении (игра в «Футбол»);
— дуть вверх, не давая упасть вниз пушинке, ватке, воздушному шарику и т.д.
Выполнение дыхательных упражнений не только влияет на формирование правильного речевого дыхания, но и способствует профилактике заболеваний ЛОР-органов.
Ученые установили, что формирование речи тесно связано с развитием мелкой моторики рук. Очень хорошую тренировку для пальцев дают народные игры - потешки, пальчиковые игры. Так же можно использовать шнуровки, лепку, застегивание пуговиц, мозаику и другие предметы ,например, прищепки.
Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, а это в дальнейшем облегчает формирование навыков письма.
Когда первичная профилактика не удалась, и у ребенка возникло нарушение звукопроизношения, то проводят вторичную профилактику.
Если ребенок неправильно произносит звуки, то он перепутает их и при написании слов. Например, шок-сок, лак- рак, вот тогда проводят вторичную профилактику, заключающуюся в профилактике дисграфии.
Для этого необходимо обратиться к логопеду для постановки нарушенных звуков и дифференциации.
Так же нужно уделять внимание развитию фонематических процессов.
Фонема (от греч. «phonema» - звук) – минимальная значимая часть слова.
Важно не путать фонемы с буквами! Звук мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем.
Проводить работу по фонематическому, т.е. звуковому анализу слов.
Если звук поставлен и автоматизирован, то необходим постоянный контроль родителей за произношением, иначе звук может потеряться.
На заключительном занятии логопеды обычно дают такие рекомендации, но, к сожалению, некоторые родители недооценивают их важность.
Для профилактики дисграфии можно использовать следующие виды заданий и упражнений.
1.Придумай слова на заданный звук.
2.Определи место звука в слове.
3.Подбери слова к схемам (звук в начале слова, в середине, в конце).
4.Придумай слова с заданным количеством звуков: 3,4,5
5.Найди общий звук в словах (луна-стол, лампа-лапа, рамка-рама)
Игры на дифференциацию звуков представлены в тетрадях В.Буйко, Г.Сыропятовой.
Несформированность лексико -грамматического строя речи так же может привести к дисграфии и дизорфографии. Если беден словарь, то ребенок не может правильно подобрать однокоренные слова, не может дифференцировать предлоги и приставки. В младших классах дети часто считают родственными слова лиса и лес, давая подобное же объяснение: «Потому что лиса живет в лесу».
Игры и упражнения для развития лексико-грамматического строя речи представлены в сборнике Агранович З.Е.
1.Четвертый лишний. Например, яблоко, груша, картошка, слива.
2.Подбери признак. Яблоко (какое?)(согласование существительных с прилагательными)
3.Узнай по описанию (попросить ребенка самостоятельно составить описательную загадку о предмете (Овальный, твердый, желтый, кислый, кладут в чай «Лимон»)).
4.Назови ласково (упражнение в словообразовании с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов).
5.Сосчитай до 5 или «Веселый счет»(согласование числительных 2 и 5 с существительными).
6.Назови детеныша или «У кого кто?» (упражнение в словообразовании)
7. Один -много (образование множественного числа существительных)
8.Назови предмет, сделанный из … (образование относительных прилагательных). Например, сок из яблок- яблочный, кофта из шерсти- шерстяная.
9.Дидактическая игра «Жадина» (Чья, чей, чьи? - образование притяжательных прилагательных).
10.Подбери родственные слова к слову ЛЕС, ЗИМА, СНЕГ.
11.Закончи предложения.
12.Составь предложение из заданных слов.
13.Составь предложения по схеме и образцу. Морковь-овощ, а яблоко-фрукт.
14.Сотавь предложения со словами потому что.
15. Составь предложения с предлогами в, на, под, у, за, из, к, между и т.д.
16.Составь описательный рассказ по плану и т. п.
Предупредить искажение букв на письме можно, развивая зрительное восприятие, внимание, память.
Для этого проводятся следующие упражнения и задания:
1. Узнай предмет по контурному изображению.
2. Соотнеси предметы с их черными силуэтами.
3. Найди различия на картинках.
4. Узнай предметы и буквы, наложенные друг на друга.
5. Назови недорисованные элементы изображенных предметов.
6. Определи, что неправильно нарисовал художник.
7. «Лабиринты».
8.На что похожа буква.
9.Выложи букву из палочек.
10. Найди и назови неправильно написанные буквы.
11. Дорисуй недостающие элементы букв. Назови эти буквы.
12. Найди и вычеркни заданную букву, слог, слово.
Если своевременно выполнять эти задания, то можно предупредить появление дисграфии.
Т.о., профилактика речевых нарушений – залог успешного обучения в школе.
Литература
1.Логопедия. Под ред. Л.В Волковой, М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС,2007.
2. Агранович З.Е.Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Причины речевых нарушений у детей"
В консультации представлена информация о причинах речевых нарушений у детей....
Педагогический проект «Система занятий по логопедической ритмике, как средство профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста» (для детей первой младшей группы)
Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания....
Статья «Актуальность профилактики речевых нарушений»
В статье рассматриваются вопросы актуальности первичной и вторичной профилактики речевых нарушений....
статья "Профилактика речевых нарушений у обучающихся начальных классов"
статья рассказывает о работе учителя начальных классов с обучающими, имеющими нарушения в развитии речи...
Консультация для родителей "Основные речевые нарушения"
Большинство детей к моменту обучения в школе уже полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют развернутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако не у всех про...
Статья для родителей на тему: «Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
Родитель узнает,что такое речь,также получит знания о главном направлении логопедической работы и в чём она заключается. Что оказывает влияние на формирование речи. Услышат рекомендации специалистов. ...