НАЧИНАЕТСЯ НОВЫЙ ДЕНЬ. ВСТРЕЧАЙТЕ С РЕБЕНКОМ УТРО РАДОСТНО
консультация (1 класс) по теме
Утро – самое сложное и трудное для ребенка время. Для каждого оно разное. Один ребенок просыпается с удовольствием, и расставание со сном происходит мгновенно. Другой долгое время не может очнуться. Важно учитывать особенности физиологического развития детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nachinaetsya_novyy_den.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Начинается новый день.
Встречайте с ребенком утро радостно
Вы полны забот о предстоящем дне. Время неумолимо диктует темп поведения: приготовить завтрак, убрать, поговорить, напомнить, вовремя успеть на работу – тысяча мелочей, конфликтов, ожиданий. В этом калейдоскопе дел и зависимостей – ваш ребенок. Разбудить, накормить, присмотреть за одеждой, отправить в школу. Вы почти не осознаете своих действий: все давно перешло в навык, в привычку. Какого рода эти привычки? Принял ли ваш ребенок участие в приготовлении завтрака? Помог ли убрать со стола? В каком настроении он отправляется в школу? Как отреагировал на ваше последнее замечание? С каким чувством вы уходите на работу?
Утро либо заряжает вас светлой духовностью, либо вкрапливает в вас тайную горечь обиды, щемящий вопрос, легкую боль.
Все семьи можно разделить на три типа: идеальный – утро приносит счастье, радость надежд; средний – утро в общем-то не огорчает, все идет своим чередом и каждый выполняет обязанности, распределенные между членами семьи; скандально-раздражи-тельный – отношения с утра наполнены явной или тайной неприязнью.
Идеальная модель. Вы просыпаетесь от легкого прикосновения вашего ребенка. Он говорит: «Пора, мама. Я включил чайник. Завтрак на столе… Я сегодня встал, как мы и договорились, пораньше – готовился к контрольной… За завтраком отец рассказывает о предстоящем дне… Бабушке: «Сегодня скользко – ты не ходи в магазин, напиши, что нужно купить….» Маме: «Иди, а то опоздаешь, я уберу со стола».
Средняя модель. Первой встала бабушка. Приготовлен завтрак. Встала мама, включает утюг. Гладит брюки мужу и сыну. Будит отца. Отец умывается. Завтракает один, уходит молча. Мать будит сына: «Пора». Сын: «Еще капельку». Мать обговаривает с бабушкой что-то, слегка ссорятся. Внук встает, умывается. Молча завтракает. Уходит.
Негативная модель (скандальный вариант: антипатия, злость, недоразумения).
Полчаса идет процесс пробуждения. Бабушка не может разбудить внука. «Ну что это такое? – возмущается мать. – До каких пор это будет продолжаться!» – «У меня болит живот», – говорит сын. «Врешь!» – кричит мать. Угрозы. Уговоры. Ребенок не хочет идти в школу. «Я не хочу есть!» «Я эту рубашку не надену!» Швырнул вещи, убежал. Хлопнув дверью…
Нет на свете такого ребенка, который бы не проснулся бы с радостью, если бы знал, что утром его ждет что-то приятное, желанное. Радость настраивает человека на доброжелательные отношения, побуждает к активному труду, более глубокому усвоению материала, воспитывает уверенность в своих силах. Нет на свете такого ребенка, у которого не было бы любимого дела, занятия, доставляющего ему радость. И счастье вашего ребенка как раз и состоит в этом замечательном свойстве радоваться и получать удовольствие от выполненной им самим работы. Используйте эту величайшую способность! Подготовьте ребенка тщательно к тому, чтобы наступающий день был для него полным радостного ожидания. И тогда он сам проснется. Сам, без напоминаний, умоется. Позавтракает. И, возможно, впервые уберет со стола. Источник радости иногда таится не только в самом труде, но и в том общении, которое несет труд или какая-то деятельность. Важно, чтобы радость или успех ребенка были замечены. Это создает атмосферу уверенности и раскованности. Создает необходимый микроклимат в семье.
«Трудовое усилие – наслаждение – трудовое усилие» – вот формула, которая может привести к воспитательным удачам. Удовольствие, достигнутое трудовым усилием, формирует потребность. Если ребенок получил удовольствие от того, что он сам встал по заведенному будильнику (это его волевое усилие), надо сделать так, чтобы ему самому было приятно умыться, одеться, убрать постель и т. д. Любая формирующаяся потребность всегда связана с потребностью в общении с другим человеком. Одна девочка не выносила тех дней, когда кто-нибудь в доме болел. В эти дни она избегала возможности рано приходить домой. Сама мысль помочь, тратить неинтересно время страшила ее. Потребность в выполнении различных обязанностей по дому должна быть опосредована потребностью доставить радость близким. Любовь к людям – одна из высших ценностей. Помните: ребенок всегда испытывает острую потребность в общении с вами. Надо, чтобы он какой-то момент осознавал не только необходимость потребности, но и возможность утраты, возможность потерять расположение родителей, общаться с ними легко и свободно. Отрицательные свойства детского характера являются, как правило, результатом неправильных взаимоотношений в семье. Чтобы ребенок вас слушался, надо, чтобы он вас уважал, а не только боялся. Чувство уважения куда сильнее страха перед наказанием. Потребность в общении у ребенка неразрывно связана с потребностью в ласке. Если ребенок почувствовал вашу холодность, он нервничает, грубит, не находит себе места. Это своеобразное требование тепла. Ребенок ищет прикосновений, добрых взглядов, ласк. Будьте щедрыми в ласке. Только ласка и ваше душевное тепло могут растопить тот холод отчужденности, который возник в ваших отношениях. Помните, что ваши руки обладают магической силой, порой куда большей, чем слово, продолжительная беседа, подарок. Ребенок подсознательно различает легкое прикосновение матери, мужественную нежность отцовского рукопожатия, товарищеское похлопывание по плечу… Ребенок воспринимает мир чувством. Ощущения в каких-то случаях сообщают ему куда больше, чем слово. Если есть такая возможность избежать слов, а выразить свое отношение жестом, движением, прикосновением – делайте это смелее и чаще. Вы выходите на прогулку: поправьте ребенку волосы. Вы читаете книжку, прикоснитесь к его плечам. Если ребенок хочет приласкаться к вам или помериться силой с отцом, не отталкивайте его. Обнимите: пусть он почувствует силу и тепло вашего тела. Такого рода контакты рождают чувство защищенности, покоя и раскованной свободы.
Если вы поставили своей целью добиться, чтобы ребенок вставал утром и заправлял свою постель, то вы думаете о том, как установить с ребенком правильные взаимоотношения, научить его правильно реагировать на ваши замечания, вселить чувство уверенности, воспитать чувство ответственности дисциплинированности…
Утро – самое сложное и трудное для ребенка время. Для каждого оно разное. Один ребенок просыпается с удовольствием, и расставание со сном происходит мгновенно. Другой долгое время не может очнуться. Важно учитывать особенности физиологического развития детей. Утро – всегда надежда. Всегда ожидание радости. Скажите ласковое слово. Улыбнитесь – и никогда не кричите. Когда вы срываетесь на крик, вы уничтожаете все результаты своего воспитания. Кричать на ребенка и мерзко и унизительно, а главное, от крика кроме беды ничего не получается. Рождается основание для вражды, которая может привести к разрыву навсегда. Крик не достоин человека. Он создает видимость облегчения, иллюзорность решения проблемы. Он притягателен. Это самая простая и примитивная форма требования. Крик рождается безумной властью, и он не подразумевает строгость. Макаренко говорил: «Я под строгостью не понимаю какой-нибудь гнев или какой-нибудь истерический крик. Строгость хороша только тогда, когда она не имеет никаких признаков истерики… ваша уверенность, ваше твердое решение, если вы его ласково выразите, производит еще большее впечатление».
Любите своих детей! Тогда они станут настоящими личностями, самодостаточными, удачливыми в жизни. Самодостаточность обеспечивает душевный покой. Если бы мы внушали каждому ребенку, что все человеческие существа достойны уважения и любви, если бы мы поощряли в детях их таланты и способности мыслить положительными образами, то мы могли бы преобразовать общество в течение жизни одного поколения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий новогодней сказки "Как Бабы - Яги Новый год встречали"
Можно использовать для постановки Новогоднего спектакля...
Сценарий новогоднего утренника 1 класс Сказка «Как Мишка Новый год встречал и вежливые слова собирал»
НОВОГОДНИЙ СЦЕНАРИЙ.Сказка « Как Мишка Новый год встречал и вежливые слова собирал». Данный Новогодний сценарий дает возможность каждому ребенку проявить свои творчески...
Новое время: встреча Европы и Америки (Окружающий мир, 4 класс)
Конспект урока с мультимедийным приложением по окружающему миру, 4 класс УМК "Школа России"...
Новое время: встреча Европы и Америки.
Тест по окружающему миру поможет проверить знания учащихся по теме " Новое время: встреча Европы и Америки". УМК "Школа России" 4 класс....
Презентация по окружающему миру "Новое время . Встреча Америки и Европы"
Исторические сведения о Новом времени....
Конспект урока окружающего мира "Новое время. Встреча Америки и Европы"
конспект разработан по УМК "Школа России"...
Открытое занятие по хору «С добрым утром новый день»
Открытое занятие по хору "С добрым утром новый день".Тема занятия: «Поем и дышим правильно». Задачи: Развивать коллективное творчество. Воспитывать эстетический вкус....