Готовность обучения ребенка в школе
статья по теме
Успешное обучение в школе зависит от уровня психического развития ребенка. Готовность организма тоже очень значимо.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovnost_rebenka_k_obucheniyu_v_shkole_2.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Готовность ребенка к обучению в школе
Успешное обучение в школе зависит от уровня психического развития ребенка. Готовность организма тоже очень значимо. Если ребенок физически ослаблен, ему трудно сохранить осанку сидя за партой, трудно работать на уроке из-за быстрой утомляемости и неустойчивого внимания. Для овладения письмом важно развитие мелкой моторики, поскольку ребенку предстоит учиться писать в тетрадях красиво и аккуратно. Слабое развитие мелких групп мышц повышает утомляемость, кроме того, у ребенка может появиться не желание научиться писать, потому что руки быстро устают, цифры и буквы написаны криво и грязно. Ребенку важно развитие и крупных групп мышц, так как основные двигательные навыки проявляются в беге, прыжках, лазании, метании и др.
Детей, ослабленных физически (часто болеющих, быстро утомляющих), не стоит записывать в школу ранее 7 лет. Кроме физической готовности к школе необходима общая психологическая готовность: личностная, интеллектуальная и эмоционально-волевая.
Личностная и социально-психологическая готовность к школе включает формирование у ребенка готовности к новой социальной позиции школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав. Эта готовность выражается в отношении ребенка к школе, учителям и учебной деятельности и включает формирование у детей таких качеств, которые помогли бы им общаться с учителями, с одноклассниками. Ребенку важно уметь войти в детское общество, действовать совместно с другими детьми. Эти качества обеспечивают адаптацию к новым социальным условиям школьной жизни.
Интеллектуальная готовность ребенка к школе заключается в приобретении определенного кругозора, запасе конкретных знаний; в понимании общих закономерностей, лежащих в основе научных знаний. Интеллектуальная готовность предполагает также формирование у ребенка определенных умений. Например, умений выделить учебную задачу. Это требует от ребенка способности удивляться и искать причины замеченного им сходства и различия предметов, их новых свойств.
Работа для взрослых:
- ставить перед ребенком такую цель, которую он не только понял, но и принял ее, сделав своей.
- приучать ребенка не пасовать перед трудностями, а преодолевать их;
- воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности в рисовании, играх-головоломках и т.п.
Ребенку необходимо
хорошее речевое развитие, чтобы он не испытывал трудности выражая свои мысли, умел передавать связно то, что слышал, что встретилось на прогулке, на празднике. Ребенку необходимо уметь выделить в рассказе главное, передавать рассказ по определенному плану.
Эмоциональная готовности ребенка к школе предполагает:
. радостное ожидание начала обучения в школе
. сформированные эмоциональные свойства личности (умение сочувствовать, сопереживать и др.).
Волевая готовность
заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требуют учеба, режим школьной жизни. Ребенок способен управлять своим поведением, умственной деятельностью.
Психологическая и социальная готовность к школе
- Желание учиться в школе (соответствующий уровень здесь и далее обводится кружочком):
а) ребенок хочет идти в школу;
б) особого желания идти в школу пока нет;
в) идти в школу не хочет.
- Учебная мотивация:
а) осознает важность и необходимость учения, собственные цели учения приобрели или приобретают самостоятельную привлекательность;
б) собственные цели учения не осознаются, привлекательным в школе для ребенка является только внешняя сторона учения, (возможность ходить вместе со сверстниками в школу, носить школьную форму, иметь портфель и т. д.);
в) целей учения не осознает, ничего привлекательного в школе не видит.
- Умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию:
а) достаточно легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, понимает ее смысл, адекватно ведет себя;
б) контакт и общение затруднены, понимание ситуации и реагирование на нее не всегда или не совсем адекватны.
в) плохо вступает в контакт, испытывает сильные затруднения в общении, в понимании ситуации.
- Организованность поведения:
а) поведение организованное;
б) поведение недостаточно организованное;
в) поведение неорганизованное.
- Общая оценка уровня психологической и социальной готовности школе:
а) выше среднего, средний (развитие большинства показателей готовности оценивается по первому уровню);
б) ниже среднего (развитие большинства показателей готовности оценивается по второму уровню);
в) низкий (развитие большинства показателей оценивается по третьему уровню).
Нередко родители отдают ребёнка в школу с 6 лет не потому, что он развит не по годам и проявляет повышенный интерес к учёбе, а лишь в силу собственной амбициозности.
Прежде чем вести ребёнка в школу, определить, способен ли он уже:
. самостоятельно находить общий язык с другими детьми;осредоточиваться
. слушать объяснения взрослых и делать то, о чём его просят;
. запоминать прослушанную сказку или рассказ, отвечать на вопросы;
. читать по слогам, писать печатными буквами, считать до 10;
. чётко называть свой домашний адрес и телефон;
. сколько ему лет;
. выражать желания и просьбы связными предложениями;
. вырезать фигурки из бумаги, пользоваться клеем, рисовать карандашами, красками, лепить из пластилина;
. сосредоточиваться на полученном задании не менее 10 минут;
. назвать своё имя, фамилию, а также имя, отчество , фамилию своих родных.
Если хотя бы на один из представленных тезисов вы не сможете ответить утвердительно , то со школой желательно годик подождать.
Учитель
Пучкова Наталия Викторовна
Гимназия №433 г. Санкт - Петербург
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа «От сотрудничества с родителями к успешности обучения ребенка в школе» Авторы: Бронникова А.Н.- зам. директора по УВР Родоманченко Л.В.- учитель нач. классов Донченко А.В.-учитель нач. классов
Традиционно главным институтом воспитания является семья, то, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловле...
Успешность обучения ребенка в школе, Арсланова Л.Т.
Успешность обучения ребенка в школе зависит от его психологической зрелости. Психологическая готовность к обучению предусматривает не отдельные знания и умения, а определенный набор, в котором должны ...
статья Влияние родителей на позитивную мотивацию и успешность обучения ребенка в школе
доклад на родительском собрании...
Презентация "19 секретов успешного обучения ребенка в школе". Для родителей второклассников
Общее дело ребенка и взрослого – познание себя и другого, каким бы ни был предмет их сотрудничества. А зачастую педагогические усилия родителей вырождаются во внешние дела. Хорошо будет учиться тот ре...
Памятка для родителей «Логопедическая грамматика для успешного обучения ребенка в школе»
В памятке описываются основные критерии речевой готовности к школьному обучению и даются полезные советы логопеда в обучении летей....
Анкета для родителей об оценке уровня готовности их ребенка к школе.
В анкете даны вопросы , которые охватывают параметры готовности дошкольника к обучению в школе. Блоки: базовый опыт ребенка, развитие познания,языковое развитие, эмоциональное развитие, общение,физиче...
Формирование навыков чтения, как основа успешного обучения ребенка в школе в рамках ФГОС второго поколения
Способы формирования навыков чтения, с учетом ФГОС НОО....