Готовность обучения ребенка в школе
статья по теме

Пучкова Наталия Викторовна

Успешное обучение в школе зависит от уровня психического развития ребенка. Готовность организма тоже очень значимо.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovnost_rebenka_k_obucheniyu_v_shkole_2.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Готовность ребенка к обучению в школе

Успешное обучение в школе зависит от уровня психического развития ребенка. Готовность организма тоже очень значимо. Если ребенок физически ослаблен, ему трудно сохранить осанку сидя за партой, трудно работать на уроке из-за быстрой утомляемости и неустойчивого внимания. Для овладения письмом важно развитие мелкой моторики, поскольку ребенку предстоит учиться писать в тетрадях красиво и аккуратно. Слабое развитие мелких групп мышц повышает утомляемость, кроме того, у ребенка может появиться не желание научиться писать, потому что руки быстро устают, цифры и буквы написаны криво и грязно. Ребенку важно развитие и крупных групп мышц, так как основные двигательные навыки проявляются в беге, прыжках, лазании, метании и др.  

Детей, ослабленных физически (часто болеющих, быстро утомляющих), не стоит записывать в школу ранее 7 лет. Кроме физической готовности к школе необходима общая психологическая готовность: личностная, интеллектуальная и эмоционально-волевая.


Личностная и социально-психологическая готовность к школе включает формирование у ребенка готовности к новой социальной позиции школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав. Эта готовность выражается в отношении ребенка к школе, учителям и учебной деятельности и включает формирование у детей таких качеств, которые помогли бы им общаться с учителями, с одноклассниками. Ребенку важно уметь войти в детское общество, действовать совместно с другими детьми. Эти качества обеспечивают адаптацию к новым социальным условиям школьной жизни.


Интеллектуальная готовность ребенка к школе заключается в приобретении определенного кругозора, запасе конкретных знаний; в понимании общих закономерностей, лежащих в основе научных знаний. Интеллектуальная готовность предполагает также формирование у ребенка определенных умений. Например, умений выделить учебную задачу. Это требует от ребенка способности удивляться и искать причины замеченного им сходства и различия предметов, их новых свойств.

Работа для взрослых:

  • ставить перед ребенком такую цель, которую он не только понял, но и принял ее, сделав своей.
  • приучать ребенка не пасовать перед трудностями, а преодолевать их;
  • воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности в рисовании, играх-головоломках и т.п.

Ребенку необходимо

 хорошее речевое развитие, чтобы он не испытывал трудности выражая свои мысли, умел передавать связно то, что слышал, что встретилось на прогулке, на празднике. Ребенку необходимо уметь выделить в рассказе главное, передавать рассказ по определенному плану.


Эмоциональная готовности ребенка к школе предполагает:

 . радостное ожидание начала обучения в школе

. сформированные эмоциональные свойства личности (умение сочувствовать, сопереживать и др.).

Волевая готовность

 заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требуют учеба, режим школьной жизни. Ребенок способен управлять своим поведением, умственной деятельностью.

Психологическая и социальная готовность к школе

  • Желание учиться в школе (соответствующий уровень здесь и далее обводится кружочком):

а)        ребенок хочет идти в школу;

б)        особого желания идти в школу пока нет;

в)        идти в школу не хочет.

  • Учебная мотивация:

а)        осознает важность и необходимость учения, собственные цели учения приобрели или приобретают самостоятельную привлекательность;

б)        собственные цели учения не осознаются, привлекательным в школе для ребенка является только внешняя сторона учения, (возможность ходить вместе со сверстниками в школу, носить школьную форму, иметь портфель и т. д.);

в) целей учения не осознает, ничего привлекательного в школе не видит.

  • Умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию:

а)        достаточно легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, понимает ее смысл, адекватно ведет себя;

б)        контакт и общение затруднены, понимание ситуации и реагирование на нее не всегда или не совсем адекватны.

в)        плохо вступает в контакт, испытывает сильные затруднения в общении, в понимании ситуации.

  • Организованность поведения:

а)        поведение организованное;

б)        поведение недостаточно организованное;

в)        поведение неорганизованное.

  • Общая оценка уровня психологической и социальной готовности школе:

а)        выше среднего, средний (развитие большинства показателей готовности оценивается по первому уровню);

б)        ниже среднего (развитие большинства показателей готовности оценивается по второму уровню);

в)        низкий (развитие большинства показателей оценивается по третьему уровню).

Нередко родители отдают ребёнка в школу с 6 лет не потому, что он развит не по годам и проявляет повышенный интерес  к учёбе, а лишь в силу собственной амбициозности.

Прежде чем вести ребёнка в школу, определить, способен ли он уже:

. самостоятельно находить общий язык с другими детьми;осредоточиваться

. слушать объяснения взрослых и делать то, о чём его просят;

. запоминать прослушанную сказку или рассказ, отвечать на вопросы;

. читать по слогам, писать печатными буквами, считать до 10;

. чётко называть свой домашний адрес и телефон;

. сколько ему лет;

. выражать желания и просьбы связными предложениями;

. вырезать фигурки из бумаги, пользоваться клеем, рисовать карандашами, красками, лепить из  пластилина;

. сосредоточиваться на полученном задании не менее 10 минут;

. назвать своё имя, фамилию, а также имя, отчество , фамилию своих родных.

Если хотя бы на один из представленных тезисов вы не сможете ответить утвердительно , то со школой желательно годик подождать.

                                                Учитель

Пучкова Наталия Викторовна

Гимназия №433 г. Санкт - Петербург


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «От сотрудничества с родителями к успешности обучения ребенка в школе» Авторы: Бронникова А.Н.- зам. директора по УВР Родоманченко Л.В.- учитель нач. классов Донченко А.В.-учитель нач. классов

Традиционно главным институтом воспитания является семья, то, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловле...

Успешность обучения ребенка в школе, Арсланова Л.Т.

Успешность обучения ребенка в школе зависит от его психологической зрелости. Психологическая готовность к обучению предусматривает не отдельные знания и умения, а определенный набор, в котором должны ...

Презентация "19 секретов успешного обучения ребенка в школе". Для родителей второклассников

Общее дело ребенка и взрослого – познание себя и другого, каким бы ни был предмет их сотрудничества. А зачастую педагогические усилия родителей вырождаются во внешние дела. Хорошо будет учиться тот ре...

Памятка для родителей «Логопедическая грамматика для успешного обучения ребенка в школе»

В памятке описываются основные критерии речевой готовности к школьному обучению и даются полезные советы  логопеда в обучении летей....

Анкета для родителей об оценке уровня готовности их ребенка к школе.

В анкете даны вопросы , которые охватывают параметры готовности дошкольника к обучению в школе. Блоки: базовый опыт ребенка, развитие познания,языковое развитие, эмоциональное развитие, общение,физиче...