Успешность обучения ребенка в школе, Арсланова Л.Т.
статья (1 класс) на тему
Успешность обучения ребенка в школе зависит от его психологической зрелости. Психологическая готовность к обучению предусматривает не отдельные знания и умения, а определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы. Что же входит в набор «школьной готовности».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uspeshnost_obucheniya_rebenka_v_shkole_zavisit_ot_ego_psihologicheskoy_zrelosti.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Успешность обучения ребенка в школе
Успешность обучения ребенка в школе зависит от его психологической зрелости. Психологическая готовность к обучению предусматривает не отдельные знания и умения, а определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы. Что же входит в набор «школьной готовности».
Многие родители считают, что если ребенок умеет читать и считать, он готов к обучению. Чтение и счет – это учебные умения, которые ребенок приобретает в ходе обучения. Бесспорно, беглое чтение, осознанный счет положительно скажутся на обучении, но важно, чтобы у будущего первоклассника были сформированы предпосылки учебной деятельности и все составляющие, необходимые для успешного обучения.
Психологическая зрелость предусматривает готовность основных психических сфер ребенка: мотивационной, волевой, умственной, социальной. Существенную роль в обучении играет зрительное восприятие, моторная сфера, пространственно-временные отношения. Недоразвитие этих функций отрицательно сказывается на состояние речи детей, что, в свою очередь, оказывает отрицательное влияние на развитие мышления, поскольку речь и мышление взаимосвязаны.
Чтобы обеспечить подготовленность ребенка к обучению в школе, воспитатели детских садов, уже начиная с младших групп, работают над развитием у детей тех знаний, навыков, умений, привычек, способностей и интересов, на которые сможет опереться учитель, продолжая работу над развитием поступивших в его класс маленьких учеников.
А сейчас более подробно о наиболее значимых показателях подготовленности ребенка к школе и о простых проверочных заданиях для их выявления.
Во-первых, это общее физическое развитие ребенка: нормальный вес, рост, объем груди, мышечный тонус, пропорции, кожный покров и прочие показатели, соответствующие средним нормам физического развития. Большого внимания заслуживает состояние зрения, слуха, моторики (особенно сформированность мелких движений кистей руки и пальцев). Установлено, что резкая близорукость, пониженный слух или недостаточная подвижность и координированность мелких движений руки является причинами, мешающими успешности учения детей в школе. Учеными доказано, что недоразвитие тонкой моторики (движение пальцев) отрицательно скажется на его умственном развитии и речи. Кисть руки-это орган речи такой же, как артикуляционный аппарат. Кисть руки есть еще одна речевая зона мозга.
Соответственно должно быть определено и состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Нарушения нервной деятельности, прежде всего скажутся на быстрой утомляемости ребенка, что может отрицательно повлиять не только на его школьную успеваемость, но и на все отношения ученика к школе и к товарищам.
Во-вторых, это мотивационная готовность, т. е. выявление ориентировки в окружающем, запаса знаний отношения к школе.
Мотивационная готовность предполагает наличие у детей желания не просто пойти в школу, но учиться, выполнять определенные обязанности, связанные с их новым статусом, с новой позицией в системе социальных отношений позицией школьника. Сформированность этой внутренней позиции-одна из важнейших составляющих мотивационной готовности к школе. Без такой готовности ребенок, даже если он умеет читать и писать, не сможет хорошо учиться, т. к. обстановка и правила поведения в школе ему в тягость. Поэтому мотивационная готовность имеет не меньшее значение, чем интеллектуальная, хотя именно о ней часто забывают не только родители, но и педагоги.
Определить отношение ребенка к школе помогут вопросы: хочешь ли ты идти в школу? Как ты думаешь, что хорошего, интересного будет в школе? Как, по-твоему, лучше учиться дома с мамой или в школе с учителями?
О сформированности отношения к школе можно судить по всем трем вопросам. Если все три ответа правильные, то это высокий уровень, два ответа-средний, один ответ-низкий. В таких случаях ребенку как больше уделять внимания. От такого ребенка нельзя строго требовать соблюдения правил школьной жизни, нельзя ругать и наказывать его за их нарушения, это может привести к появлению стойкого отрицательного отношения к школе, учебе и учителю. Необходимо дождаться, пока ребенок сам, наблюдая за другими детьми, придет к правильному осознанию своего нового положения.
Для проверки ориентировки в окружающем и запаса знаний можно предложить следующие вопросы.
1.Как тебя зовут?
2.Сколько тебе лет?
3.Как зовут твоих родителей?
4.Как называется город, где ты живешь?
5.Каких ты знаешь домашних животных?
6.Каких диких животных?
7.В какое время года на деревьях появляются листья?
8.Что остается на земле после дождя?
9.Чем отличается день от ночи?
Если ребенок ответил правильно на 7-8 вопросов, то это говорит о высоком уровне, 5-6 средний, 4 или менее низкий.
Следующий показатель готовности ребенка к школе является интеллектуальная готовность. Под интеллектуальной готовностью понимается как наличие у ребенка более высокого уровня психического развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, дает возможность ребенку быстро научиться читать, считать, решать задачи «про себя», т.е. во внутреннем плане.
Для оценки уровня развития мышления и речи может быть предложен ряд специальных заданий.
1.Понимание грамматической конструкции.
2.Выполнение словесных поручений.
3.Изменение существительных по числам.
4.Рассказ по рисункам.
5.Коллективные игры.
- Понимание грамматической конструкции.
Мама произносит предложение: « Петя пошел в кино после того, как дочитал книгу». Предложение нужно произносить медленно и четко. Желательно повторить его дважды, чтобы быть уверенным, что ребенок хорошо его расслышал. Дальше следует вопрос: «Что Петя делал раньше-смотрел кино или читал книгу?» Можно предложить сказку.
- Выполнение словесных поручений.
На столе в беспорядке лежат карандаши. Мама говорит ребенку: «Собери карандаши, сложи их в коробку и положи коробку на полку». после выполнения задания учитель спрашивает: «Где теперь лежат карандаши? Откуда ты их взял?»
- Изменение существительных по числам.
Это можно провести в форме игры.
Мама говорит: «Я назову словом один предмет, а вы измените это слово так, чтобы получилось много предметов. Например: «Я скажу карандаш, а вы должны ответить карандаши».
- Рассказ по картинкам.
Перед ребенком в беспорядке кладут четыре картинки. Эти картинки разложить в нужном порядке и рассказать.
Для повышения уровня развития мышления и речи очень большое значение имеет участие ребенка в коллективных играх. Нужно почаще поручать ему выполнение ролей, требующих принятия каких-либо решений, активного речевого общения с другими (например, роль продавца, капитана корабля, врача в больнице).
При низком уровне развития мышления и речи ребенку должны быть обеспечены с самого начала обучения дополнительные индивидуальные занятия. Естественно нужно работать над пониманием материала, а не над скоростью, точностью и безошибочностью ответов на вопросы или выполнения каких-либо действий.
Очень важно привить ребенку веру в свои силы, не допустить снижения его самооценки. Для этого надо почаще его хвалить, ни в коем случае не ругать за допущенные ошибки, а только показывать, как их исправить, чтобы улучшить результат.
В детском саду созданы все условия для развития ребенка. Есть и спортивные залы со всеми спортивными инвентарями, живые уголки, игровые залы для проведения каких-нибудь занятий.
Все это помогает успешному обучению в школе. В этих условиях можно развить:
-достаточный уровень развития образных представлений;
-уровень развития мелких движений;
-уровень развития крупных движений.
Для развития образных представлений можно использовать следующие задания (собирание разрезных картинок, рисунок человека).
Для развития образных представлений большое значение имеет изобразительная и конструктивная деятельность. Проводить занятия не только детском саду, но и дома. Заниматься рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием из строительного материала.
Ребенку полезно предлагать следующие упражнения:
-срисовывание графических образцов;
-обведение по контуру геометрических фигур;
-вырезание по контуру фигур из бумаги;
-раскрашивание и штриховка;
-различные виды изобразительной деятельности(рисование, лепка, аппликация)
-конструирование и работа мозаикой;
-освоение ремесел (шитье, вышивка).
Для развития крупной моторики предлагаю следующие игры и упражнения (т. е. силы, ловкости, координации движений)
-игры с мячом;
-игры с резинкой;
-игры типа «Зеркало»;
-игры типа «Тир»;
-спортивные игры, физические упражнения;
-занятия танцами, спортом, гимнастикой;
-полезны занятия плаванием.
Если ребенок держит карандаш в левой руке, это надо учесть в процессе занятий. Леворукость - это не патология и не недостаток развития. Переучивать левшу не следует: это может вызвать у ребенка повышенную возбудимость, заикание.
Учитывая степень подготовленности детей к школе - это важный фактор успешности обучения. Это поможет учителю составить психолого-педагогические характеристики детей, помогающие организовать дифференцированный подход к их обучению.
В последний год перед школой нужно постараться преодолеть все недоработки психологической подготовки ребенка к обучению в школе.
Подумайте, умеет ли ваш ребенок подчиняться требованиям старших, умеет ли внимательно слушать, отвечать на вопросы, всегда ли доброжелательно относится к окружающим.
Всестороннее развитие ребенка должно стать содержанием или основой умственной подготовки будущих первоклассников к обучению.
Постарайтесь создать в семье атмосферу радостного ожидания первого школьного дня.
Приобрести школьную форму, удобные школьные принадлежности для ребенка.
Очень важно, чтобы дети летом хорошо отдохнули, окрепли, набрались новых впечатлений и с нетерпением ждали 1 сентября,
встречи с первой учительницей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа «От сотрудничества с родителями к успешности обучения ребенка в школе» Авторы: Бронникова А.Н.- зам. директора по УВР Родоманченко Л.В.- учитель нач. классов Донченко А.В.-учитель нач. классов
Традиционно главным институтом воспитания является семья, то, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловле...
статья Влияние родителей на позитивную мотивацию и успешность обучения ребенка в школе
доклад на родительском собрании...
Презентация "19 секретов успешного обучения ребенка в школе". Для родителей второклассников
Общее дело ребенка и взрослого – познание себя и другого, каким бы ни был предмет их сотрудничества. А зачастую педагогические усилия родителей вырождаются во внешние дела. Хорошо будет учиться тот ре...
Памятка для родителей «Логопедическая грамматика для успешного обучения ребенка в школе»
В памятке описываются основные критерии речевой готовности к школьному обучению и даются полезные советы логопеда в обучении летей....
Формирование навыков чтения, как основа успешного обучения ребенка в школе в рамках ФГОС второго поколения
Способы формирования навыков чтения, с учетом ФГОС НОО....
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРЕДПОСЫЛКИ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ 1 ЧАСТЬ
Предпосылки успешного обучения ребнка в школе...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРЕДПОСЫЛКИ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ 2 ЧАСТЬ
ПРЕДПОСЫЛКИ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ 2 ЧАСТЬ...