Из сочинений Жан Жака Руссо о воспитании.
статья на тему
Рекомендовано как информационное сообщение для родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_2.docx | 33.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Из сочинений Жан-Жака Руссо о воспитании.
Жан-Жак Руссо стоит в ряду великих педагогов эпохи просвещения.
Он писал: «Хотите получить представление об общественном воспитании, прочтите….Платона». И выдвигает идею свободного воспитания, поскольку считал главным естественным правом человека правом на свободу.
Поэтому Руссо выступает против авторитетного воспитания, объясняя, что главное искусство наставника - уметь ничего не делать с ребёнком, педагог должен не показывать и разъяснять, а терпеливо следить, чтобы в сельской тишине неспешно созревал новый человек.
Схематично теорию воспитания по Руссо можно изобразить следующим образом:
Роль природы – развивать способности и чувства.
Роль людей – учить пользоваться своими способностями и чувствами.
Роль общества – обогащать опыт.
Руссо отмечал, что наилучшее воспитание – самостоятельное накопление жизненного опыта, достаточный запас может быть приобретён к двадцати пяти годам, возрасту возмужания человека, когда он будучи свободны, способен сделаться полноправным членом общества.
Напрашивается вывод: что процесс воспитания естественен, активен, оптимистичен. Ребёнок живёт в радости, самостоятельно слушая, осязая, наблюдая мир, духовно обогащаясь и удовлетворяя свою жажду познания.
Главный педагогический труд Жан-Жака Руссо – «Эмиль, или о воспитании» (1762 г.)
Естественное воспитание – это развитие ребёнка с учётом возраста, на лоне природы. Общение с природой укрепляет физически, учит пользоваться органами чувств, обеспечивает свободное развитие, отказ от ограничений, установленных волей наставника отход от слепого повиновения, соблюдение непреложных законов.
Необходимость в искусственных наказаниях отпадает, ребёнок думает о последствиях своих поступков и в этом его должен опекать постоянно наставник.
Составной частью естественного развития являются идеи отрицательного воспитания, где рекомендуется не спешить в интеллектуальном и нравственном воспитании, отодвигая движение их главных идей на поздние периоды детства, отрочества, юности.
В задачи воспитания была включена система развития органов чувств как фундамент формирования личности: материальной предпосылкой мышления является сениарика, которая нуждается в постоянных упражнениях, начиная с раннего детства.
Особое место Жан-Жак Руссо уделял физическому и трудовому воспитанию.
В физическом воспитании советует с раннего возраста вести интенсивную физическую закалку. Даже подвергая к определённому риску.
Идеи Руссо о трудовом воспитании и обучении носили новаторский характер. Незаменимое средство воспитания есть ручной труд, в которых входят огородничество, кузнечное дело и т. д.
Каждый должен овладеть каким-нибудь ремеслом, чтобы в дальнейшем иметь возможность зарабатывать себе свободу и независимость, прежде всего собственным трудом.
В «Эмиле»
Жан-Жак Руссо была сделана попытка выделить основные периоды в развитии человека до совершеннолетия и наметить задачи воспитания для каждого из них.
1. Первый период – от рождения до появления речи.
Самое главное: ребёнка кормит мать, а не кормилица, происходит закаливание ребёнка.
Руссо считает, что нельзя форсировать в развитии детской речи, т.к. это может привести к дефекту речи, и словарный запас ребёнка должен совпадать с накопленными им идеями и конкретными представлениями.
Как итог воспитания в этот период - забота о здоровом физическом развитии ребёнка.
2. Второй период - от появления речи до 12 лет.
В этот период Руссо предлагает комплекс упражнений для развития зрения, слуха, осязания, так же рекомендует обучать без использования книг, где нравственное воспитание осуществлять на 12 лет видел в том, чтобы не допускать ситуаций, провоцирующих детскою ложь. Он считал, что вредно учить грамоте и нравственным правилам, пока они не стали потребностью человека, а преждевременному наставлению, вынуждают ребёнка механически подражать старшим, лицемерить.
Итог: главные задачи воспитания в этот период - создание условий для приобретения ребёнком возможно более широкого круга жизненных представлений, помощь в правильном восприятии окружающих предметов и явлений.
3.Третий период (от 12 до 15 лет)
В этом возрасте считал Руссо, ребёнок полон сил и энергии, подготовлен к некоему систематическому умственному воспитанию. Дети должны получать полезные знания, в первую очередь природоведению и математике. Учение строится на основе личного опыта и самодеятельности. Он отвергал и чтение книг как наносящих вред, кроме книги английского писателя Д. Дефо «Робинзон Крузо», где герой романа являл для Руссо идеал человека, создававшего своё благополучие собственным трудом.
4.Четвёртый период с 15 лет до совершеннолетия (25 лет).
В этот период заканчивается формирование нравственного облика молодого человека, он уже знакомится с нравами окружающего общества. Очень важно, что нравственное воспитание приобретает практический характер, развивая в юноше добрые чувства, волю, суждения и целомудрие. Наступает необходимость чтения исторических сочинений (биографий великих людей Античности). У юноши должно вырабатываться религиозное чувство, лишь став взрослым, человек волен выбирать вероисповедание.
Педагогическая теория Руссо была необычна и радикальна для своего времени. В ней Руссо выдвинул тезисы активного обучения, связи воспитания с жизнью и личным опытом ребёнка, настаивая на трудовом воспитании, указал путь совершенствования человеческой личности.
Плохо в теории то, что Руссо не сумел порвать с некоторыми предрассудками: (в частности, он выступал за ограничение женского образования).
Его идеи оказались одной из величайших вершин человеческой мысли и послужили источником обновления теории и практики воспитания, его педагогические идеи сделались предметом пристального изучения и осознания величия и перспективности педагогической концепции Жан-Жака Руссо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тест по руссому языку в 1 классе (1 полугодие)
Часто применяю на уроках тесты, вот 1 из нескольких ......
тренажёр по русс.яз "непроверяемые безударные гласные"
Тренажёр предназначен для проверки усвоения словарных слов в 3-4 кл. Любое УМК....
тематическое планирование по русс.яз 4 кл
тематическое планирование составлено по учебнику Соловейчик из расчёта 5 часов в неделю...
Конспект урока руссого языка по теме "Понятие о глаголе"
Урок русского языка по теме «Понятие о глаголе» предназначен для учащихся 3 классов. Материал урока помогает детям в игровой форме дать ответ на вопрос «Что такое глагол?» Урок был проведён в рамках Г...
Ценность детского чтения, детского сочинения сказок, как средства образования и воспитания школьников.
Если взрослые хотят помочь объяснить что-то ребёнку, поддержать его, придётся вспомнить язык детства – сказку. Читая и рассказывая сказки, мы развиваем внутренний мир ребёнка. Дети, которым с ра...
Сценарий мини спектакля "День рождения Жака Оффенбаха"
Данный сценарий использовался на внеурочном мероприятии День Музыки, посвященному музыкальным театрам и 200 летию Жака Оффенбаха, в рамках предмета музыка в 4 классе начальной школы....
Сочинение на тему «Когда человек становится взрослым, воспитанным? Что такое воспитание?»
Дорогие читатели, вашему вниманию представлено собственное сочинение на тему: «Когда человек становится взрослым, воспитанным? Что такое воспитание?»...