Из сочинений Жан Жака Руссо о воспитании.
статья на тему

Рекомендовано как информационное сообщение для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx33.73 КБ

Предварительный просмотр:

                    Из сочинений Жан-Жака Руссо о воспитании.

                 Жан-Жак Руссо стоит в ряду великих педагогов эпохи просвещения.

   Он писал: «Хотите получить представление об общественном воспитании, прочтите….Платона». И выдвигает идею свободного воспитания, поскольку  считал главным естественным правом человека правом на свободу.

   Поэтому Руссо выступает против авторитетного воспитания, объясняя, что главное искусство наставника - уметь ничего не делать с ребёнком, педагог должен  не показывать и разъяснять, а терпеливо следить, чтобы в сельской тишине неспешно созревал новый человек.

    Схематично теорию воспитания по Руссо можно изобразить следующим образом:

Роль природы – развивать способности и чувства.

Роль людей – учить пользоваться своими способностями и чувствами.

Роль общества – обогащать  опыт.

Руссо отмечал, что наилучшее воспитание – самостоятельное накопление жизненного опыта, достаточный запас может быть приобретён к двадцати пяти годам, возрасту возмужания человека, когда он будучи  свободны, способен сделаться полноправным членом общества.

 

  Напрашивается вывод: что процесс воспитания естественен, активен, оптимистичен. Ребёнок живёт в радости, самостоятельно слушая, осязая, наблюдая мир, духовно обогащаясь и удовлетворяя свою жажду познания.

   Главный педагогический труд Жан-Жака Руссо – «Эмиль, или о воспитании» (1762 г.)

   Естественное воспитание – это развитие ребёнка с учётом возраста, на лоне природы. Общение с природой укрепляет физически, учит пользоваться органами чувств, обеспечивает свободное развитие, отказ от ограничений, установленных волей наставника отход от слепого повиновения, соблюдение непреложных законов.

   Необходимость в искусственных наказаниях отпадает, ребёнок думает о последствиях своих поступков и в этом его должен опекать постоянно наставник.

    Составной частью естественного развития являются идеи отрицательного воспитания, где рекомендуется не спешить в интеллектуальном и нравственном воспитании, отодвигая движение их главных  идей на поздние периоды детства, отрочества, юности.

    В задачи воспитания была включена система развития органов чувств как фундамент формирования личности: материальной предпосылкой мышления является сениарика, которая нуждается в постоянных упражнениях, начиная с раннего детства.

   Особое место Жан-Жак Руссо уделял физическому и трудовому воспитанию.

   В физическом воспитании советует с раннего возраста вести интенсивную физическую закалку. Даже подвергая к определённому риску.

   Идеи Руссо о трудовом воспитании и обучении носили новаторский характер. Незаменимое средство воспитания есть ручной труд, в которых входят огородничество, кузнечное дело и т. д.

   Каждый должен овладеть каким-нибудь ремеслом, чтобы в дальнейшем иметь возможность зарабатывать себе свободу и независимость, прежде всего собственным трудом.

   В «Эмиле»

Жан-Жак Руссо была сделана попытка выделить основные периоды в развитии человека до совершеннолетия и наметить задачи воспитания для каждого из них.

 1. Первый период – от рождения до появления речи.

 Самое главное: ребёнка кормит мать, а не кормилица, происходит закаливание ребёнка.

  Руссо считает, что нельзя форсировать в развитии детской речи, т.к. это может привести к дефекту речи, и словарный запас ребёнка должен совпадать с накопленными им идеями и конкретными представлениями.

Как итог воспитания в этот период - забота о здоровом физическом развитии ребёнка.

2. Второй период - от появления речи до 12 лет.

   В этот период Руссо предлагает комплекс упражнений для развития зрения, слуха, осязания, так же рекомендует обучать без использования книг, где нравственное воспитание осуществлять на 12 лет видел в том, чтобы не допускать ситуаций, провоцирующих детскою ложь. Он считал, что вредно учить грамоте и нравственным правилам, пока они не стали потребностью человека, а преждевременному наставлению, вынуждают ребёнка механически подражать старшим, лицемерить.

   Итог: главные задачи воспитания в этот период - создание условий для приобретения ребёнком возможно более широкого круга жизненных представлений, помощь в правильном  восприятии окружающих предметов и явлений.

3.Третий период (от 12 до 15 лет)

   В этом возрасте считал Руссо, ребёнок полон сил и энергии, подготовлен к некоему систематическому умственному воспитанию. Дети должны получать полезные знания, в первую очередь природоведению и математике. Учение строится на основе личного опыта и самодеятельности. Он отвергал и чтение книг как наносящих вред, кроме книги         английского писателя  Д. Дефо «Робинзон Крузо», где герой романа являл для Руссо идеал человека, создававшего своё благополучие собственным трудом.

4.Четвёртый период с 15 лет до совершеннолетия (25 лет).

   В этот период заканчивается формирование нравственного облика молодого человека, он уже знакомится с нравами окружающего общества. Очень важно, что нравственное воспитание приобретает практический характер, развивая в юноше добрые чувства, волю, суждения и целомудрие. Наступает необходимость чтения исторических сочинений (биографий великих людей Античности). У юноши должно вырабатываться религиозное чувство, лишь став взрослым, человек волен выбирать вероисповедание.

   Педагогическая теория Руссо была необычна и радикальна для своего времени. В ней Руссо выдвинул тезисы активного обучения, связи воспитания с жизнью и личным опытом ребёнка, настаивая на трудовом воспитании, указал путь совершенствования человеческой личности.

   Плохо в теории то, что Руссо не сумел порвать с некоторыми предрассудками:                      (в частности, он выступал за ограничение женского образования).

   Его идеи оказались одной из величайших вершин человеческой мысли и послужили источником обновления теории и практики воспитания, его педагогические идеи сделались предметом  пристального изучения и осознания величия и перспективности педагогической концепции Жан-Жака Руссо.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тест по руссому языку в 1 классе (1 полугодие)

Часто применяю на уроках тесты, вот 1 из нескольких ......

тренажёр по русс.яз "непроверяемые безударные гласные"

Тренажёр предназначен для проверки усвоения словарных слов в 3-4 кл. Любое УМК....

тематическое планирование по русс.яз 4 кл

тематическое планирование составлено по учебнику Соловейчик из расчёта 5 часов в неделю...

Конспект урока руссого языка по теме "Понятие о глаголе"

Урок русского языка по теме «Понятие о глаголе» предназначен для учащихся 3 классов. Материал урока помогает детям в игровой форме дать ответ на вопрос «Что такое глагол?» Урок был проведён в рамках Г...

Ценность детского чтения, детского сочинения сказок, как средства образования и воспитания школьников.

Если взрослые хотят помочь объяснить что-то ребёнку, поддержать его, придётся вспомнить язык детства – сказку. Читая и рассказывая сказки, мы развиваем внутренний мир ребёнка. Дети, которым с ра...

Сценарий мини спектакля "День рождения Жака Оффенбаха"

Данный сценарий использовался на внеурочном мероприятии День Музыки, посвященному музыкальным театрам и 200 летию Жака Оффенбаха, в рамках предмета музыка в 4 классе начальной школы....

Сочинение на тему «Когда человек становится взрослым, воспитанным? Что такое воспитание?»

Дорогие читатели, вашему вниманию представлено собственное сочинение на тему: «Когда человек становится взрослым, воспитанным? Что такое воспитание?»...