Проблема снижения мотивации к обучению у младших школьников.
статья (4 класс) на тему

Статья будет полезна для педагогов и родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СНИЖЕНИЕ И ПОТЕРЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ

Основные факторы и причины

Одна из основных проблем современной школы — нежелание детей учиться, отсутствие мотивации к обучению. У одних детей она исчезает, не успев появиться, у других — по разным причинам утрачивается со временем. В новой школе есть множество предпосылок для повышения уровня мотивации к обучению — надо только разобраться в причинах ее снижения или отсутствия.

Сейчас мы не рассматриваем причину, которая неизбежно приводит к отсутствию учебной мотивации у детей с задержкой психического развития (ЗПР). Мы поговорим о детях без патологии, с интеллектом возрастной нормы, о детях, которые могут успешно учиться, но почему-то не хотят.

САША Г. пришел в школу в возрасте 6 лет. При обследовании показал достаточно широкий кругозор, великолепную память, прочел без запинок несколько стихов, составил рассказ по картинке, хорошо справился с заданием по классификации предметов. Но вот начался учебный процесс, а вместе с ним у Саши возникла масса проблем. На уроках вертится, быстро устает, рассеян. Тяжко вздыхает, беря ручку, что-то недолго пишет. Потом вдруг достает из-под парты машинку и направляется в раздевалку, объясняя: «Все, устал». Дома родителям заявляет: «Не хочу я в вашу школу».

Большая ошибка родителей — полагать, что ребенок готов к школьному обучению только на основании того, что он много знает для своего возраста. Интеллектуальная готовность — это не синоним готовности психологической, которая определяется уровнем развития произвольного поведения, т.е. умением ребенка подчиняться определенным правилам и делать не то, что ему хочется в данный момент, а то, что необходимо делать.

Конечно, ребенку поначалу трудно усидеть в течение 40 минут, напрягаться, выполнять задания учителя. Если в дошкольном возрасте ребенка приучали делать не только то, что ему нравится, но и то, что не нравится, но необходимо, у него появляется умение преодолевать себя.

Нельзя сбрасывать со счетов и биологическое созревание (костный и зубной биологический возраст). Важно знать, сформирована ли рука. Проверить это можно, попросив ребенка ставить точки в клеточке. В норме за 1 минуту ребенок проставляет 70 точек. Если результат ниже, вполне возможно, что рука еще не окостенела. Родители могут сделать рентген кисти ребенка, чтобы удостовериться, так ли это. Что касается зубов, то к моменту поступления в школу у ребенка должны смениться 4 передних зуба (2 внизу и 2 вверху). Биологически не созревшего ребенка лучше в школу не отдавать — проверено опытом. Представьте, сколько проблем возникнет, если рука не готова к письму: ребенок будет плохо писать, быстро уставать, а родители вкупе с учителями — «истязать» его написанием палочек. Где гарантия того, что дитя не начнет тихо ненавидеть школу? Сколько бы мы ни наблюдали за шестилетками в первом классе, убеждаемся, что они гораздо хуже, нежели семилетки, адаптируются к обучению.

Многие дети не посещают детский сад, что сказывается на их становлении. А ведь именно в контакте с ровесниками рождается произвольное поведение. В совместной игре ребенок учится следованию определенным правилам, выработке деловых контактов — подчинению, умению считаться с чужим мнением и желанием. Для успешной учебной деятельности детей необходимо учить их жить в коллективе.

Отсутствие мотивации к обучению часто ведет к стойкой неуспеваемости и интеллектуальной пассивности. Неуспеваемость, в свою очередь, ведет к отклонениям в поведении.

Основные факторы отрицательного отношения школьников к учебе — это:

• заниженная мотивация к обучению;

• интерес в основном к результату решения учебных задач, а не к процессу;

• отсутствие умения ставить цель и преодолевать трудности;

• несформированность учебной деятельности;

• неумение действовать по инструкции взрослого;

• отсутствие способности к поиску разнообразных способов действия.

Причины низкой мотивации к обучению можно разделить на две группы: 1) неумение учиться; 2) ошибки воспитательного характера.

Взрослые внушают ребенку при поступлении в школу, что учиться надо для того, чтобы получить в будущем специальность и вырасти настоящим человеком. Эта далекая перспектива никак не влияет на мотивацию к обучению. Ребенка интересует ближайшая перспектива. Но ему трудно. Трудности в учебе формируют нежелание учиться у тех, кого родители не приучили их преодолевать. Вот как раз такие дети могут учебу и невзлюбить.

С  точки зрения взрослого -- все просто, а с точки зрения начинающего школьника — все трудно: и стихи учить, и палочки писать, и таблицу умножения запоминать. Отсутствие учебных навыков — это следствие несформированности тех психологических механизмов, которые необходимы для успеха. Часто дети с хорошими способностями и развитым интеллектом имеют неудовлетворительные оценки из-за отсутствия самодисциплины и неумения управлять собой. Бывает, что из-за частых пропусков у ребенка возникают пробелы в знаниях, умениях, навыках, причем это касается не только учебы, но и общения и поведения.

Ошибки воспитательного характера допускают и родители, и учителя. Можно выделить следующие:

• неблагополучие в семье (регулярно вовлекаемый во взрослые переживания в семье ребенок привыкает к эмоционально отрицательному накалу взрослой жизни — что после этого для него переживания но поводу оценок и учебы вообще?!);

• отсутствие четкой организации жизни ребенка, безнадзорность в быту;

• нарушение единства требований к ребенку;

• неправильные методы воспитания — подавление личности, угрозы, физические наказания или, наоборот, заласкивание, чрезмерная опека;

• завышенные требования без учета объективных возможностей ребенка; усматривание злого умысла, лени, в то время как могут быть объективные причины для этих проявлений;

• «убивание» мотивации к обучению учительским коллективом (высмеивание, некорректные высказывания, сравнения, «загон» ребенка в ситуацию неуспеха и пр.).

Рекомендации родителям

Абсолютно бесполезно ругать и наказывать ребенка за отсутствие навыков учебной деятельности и произвольного поведения. Коль скоро их нет, то их надо вырабатывать, вместо того чтобы «пилить» ребенка и читать ему нотации. Это опасно, ибо может вызвать лишь отторжение от учебы и школы.

Помните, что ребенок сменил ведущую деятельность с игровой на учебную. Эта новая и непривычная деятельность, в которой ребенок не застрахован от таких ошибок, которые педагоги иногда предугадать не могут. Если на ошибки не обращать внимания, они могут закрепиться. Вот почему детям необходимо уделять повышенное внимание. Неправильные методы приводят к неуспешностл и чреваты потерей мотивации к обучению.

Важно проводить разъяснительную работу с родителями. Безответственно оправдывать свое неучастие в школьных делах сына или дочери отсутствием времени. Понятно, что дел у каждого много — и дома, и на работе. Но если в доме появился ученик, откажите себе в просмотре телевизора, чтении интересного журнала, болтовне по телефону. Уделите время ребенку. Мало ли чего он не понял в школе! Раз не понял, два не понял, а затем — отставание со всеми вытекающими последствиями.

Если родители не находят времени для помощи ребенку, не надо удивляться, что он будет плохо учиться. Необходимо объяснять родителям, что учитель ведет фронтальное обучение с 30-35 учащимися. Это практически не дает ему возможности в полной мере учитывать индивидуальные особенности каждого, в частности темп деятельности. Учитель вынужден ориентироваться на основную массу. Он контролирует продукт обучения и видит конечный результат. А родители должны контролировать процесс обучения и учитывать индивидуальные особенности своего ребенка.

Однако даже родители, которые всей душой стараются помочь детям, часто допускают ошибки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как повысить мотивацию к обучению у младших школьников

В данной статье описаны инновационные методы, позволяющие добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников...

Психолого-педагогические подходы к проблеме формирования положительной мотивации к учебной деятельности младших школьников.

Формирование мотивационной сферы – это длительный, сложный процесс, состоящий в том, чтобы способствовать изменению уже имеющихся неустойчивых мотивов младшего школьника на начальных этапах его ...

Формирование положительной мотивации к обучению у младших школьников.

Любой учитель хорошо знает, дети одного и того же возраста значительно отличаются друг от друга не только своими способностями, темпами усвоения знаний, но и работоспособностью при одной ...

"Формирование положительной мотивации к обучению у младших школьников"

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из актуальных проблем современной школы, делом общественной важности. Её актуальность обусловлена обновлением со...

Методические рекомендации учителю по обучению списыванию младших школьников со сниженным интеллктом

В рекомендациях описываются направления работы учителя над развитием разых способов списывания, дается алгоритм списывания....

Формирование положительной мотивации к обучению у младших школьников с умственно отсталостью (интеллектуальными нарушениями) посредством использования творческих заданий.

Презентация педагогического опыта формирования положительной мотивации к обучению у младших школьником с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....