Подготовка ребенка к школе
статья по теме
Когда следует отдавать ребенка в школу? Родители оказываются буквально на распутье: отдавать ребенка в школу в этом году или в следующем? Что лучше - начать школьную жизнь раньше или позже?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sorokina_g.v._kogda_sleduet_otdavat_rebenka_v_shkolu.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Когда следует отдавать ребенка в школу?
Скоро 1 сентября. Родители оказываются буквально на распутье: отдавать ребенка в школу в этом году или в следующем? Что лучше - начать школьную жизнь раньше или позже?
Одни говорят «чем раньше начнешь, тем легче будет», а другие утверждают «не стоит лишать ребенка детства». Кто же прав? Вообще тут нет общих правил - все зависит от конкретного ребенка, от его желания учиться, от его личной индивидуальной готовности.
В чем проявляется неподготовленность к школьному обучению? Неподготовленный к школе ребенок не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, теряет нить объяснения, не может включиться в общий режим работы класса. У неподготовленного к школе ребенка слабо развиты связная речь и умственные способности. Ребенок, плохо подготовленный к школе часто малоинициативен, тяготеет к шаблонным действиям и решениям, не стремится к творчеству. Его затрудняет общение со взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач, нет интереса к познанию.
Опыт подсказывает, что часто причиной неподготовленности к школе и низкой успеваемости является педагогическая запущенность детей в недостаточно благополучных семьях. Неблагополучные условия воспитания, наличие психотравмирующих ситуаций, приводит к снижению уровня развития ребенка. Однако и в достаточно благополучных семьях не всегда пользуются возможностями для полноценной подготовки детей к школе.
Это во многом объясняется в неправильном понимании родителями сущности подготовки к школе. В некоторых семьях родители пытаются научить детей читать, писать, считать. Логика рассуждений при этом проста: если заранее научить ребенка тому, с чем он встретиться в школе, он будет успешно учиться. Но умение ребенка читать и писать, еще не гарантирует успешного обучения в школе.
Понятие «готовность к обучению в школе» включает: физиологическую, психологическую и социальную готовность.
Физиологическая готовность к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка и состоянием его здоровья. Многочисленные исследования физиологов свидетельствуют о том, что в возрасте 5-7 лет происходит существенная перестройка всех физиологических систем детского организма. Чем младше ребенок, тем труднее ему справляться со школьными нагрузками, тем выше вероятность появления отклонений в его здоровье. Все дети, поступающие в первый класс, обязательно проходят медицинское обследование, на основании которого делается заключение о функциональной готовности к обучению в школе.
Как же психологически подготовить ребенка к школе?
Специалисты выделяют четыре вида психологической готовности к школе.
Личностно - социальная готовность.
Личностно - социальная готовность заключается в том, что ребенок к моменту поступления в школу готов к общению, взаимодействию как со взрослыми, так и со сверстниками.
Современные первоклассники не всегда умеют это делать. Особенно трудно им выполнять задания, которые требуют совместных усилий, тесного контакта друг с другом. Чаще этот симптом выражен у «домашних» детей, никогда не посещавших детский сад. У малыша к моменту поступления в школу должен быть достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми.
Эмоционально - волевая готовность.
«Не буду, потому что не интересно!» Почему ребенок, который хорошо занимался в детском саду, порой получает разочарование от школы?
Занятия для дошкольников и настоящие уроки - это разные вещи. Если первые - прежде всего игра, то вторые - система обучения. И не всегда это обучение будет увлекательным и захватывающим. Поэтому очень важный признак готовности к школе - делать не только то, что хочу, но и то, что
надо, не бояться трудностей, решать их самостоятельно. Развить эти качества поможет игра: настольные игры, конструктор и т.п., то есть те игры, которые продолжаются достаточно долгое время.
В понятие эмоционально - волевой готовности к школе входит: умение преодолевать препятствия, умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание, умение доводить начатое дело до конца, не бросая на полпути; правильное отношение ребенка к взрослым и товарищам; сформированность таких качеств как трудолюбие, самостоятельность, усидчивость, настойчивость.
Интеллектуальная готовность.
Речь идет не об умении читать и писать, а о нечто большем: насколько мозг ребенка готов к интеллектуальному труду. Это умение думать, анализировать, делать выводы.
Аналитическое мышление (способность сравнивать и обобщать) начинает развиваться уже с младенческого возраста.
Интеллектуальная неготовность к школе приводит к тому, что ученик не может понять учителя и выполнить его требования, отсюда - низкие оценки. А то, что не получается, ребенок делать не хочет. Иногда дети, обладающие богатым словарным запасом, речь которых изобилует «взрослыми» фразами, недостаточно полно включаются в практическую деятельность, игры с другими детьми. Поэтому у них слабо развито образное мышление, что приводит к трудностям в учебе.
Мотивационная готовность
Залогом успешной учебы школьника должно стать его стремление к новой школьной жизни, к «серьезным» занятиям, «ответственным» поручениям. Ведь очень трудно научить ребенка чему-то, если он сам этого не хочет.
Желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Ребенок должен стремиться в школу, чтобы узнать что-то новое. Желание учиться появляется под влиянием взрослых, которые определяют школьное обучение, как новый этап в жизни ребенка, этап взросления. Многие родители понимают, насколько важно у ребенка желание учиться, поэтому они рассказывают ребенку о школе, об учителях и о знаниях, приобретаемых в школе.
Влияет и отношение других детей, желание сравняться со старшими. В результате у ребенка формируется внутренняя позиция школьника. Первоначально детей привлекает внешняя атрибутика школьной жизни - разноцветные портфели, красивые пеналы, ручки и т.п. возникает потребность в новых впечатлениях, новой обстановке, встрече с новыми друзьями. И лишь затем появляется желание учиться, узнавать что-то новое, получать за свою «работу» отметки (конечно, самые лучшие) и просто похвалу от всех окружающих. Стремление ребенка стать более взрослым, школьником, способствует постепенному развитию ответственного отношения к школьным обязанностям: ребенок будет выполнять не только интересные для него задания, но и любую учебную работу. В то же время он должен понимать, что школьный путь усеян не только розами, и просто так или даже за каждую мелочь его там хвалить никто не будет. Если ребенок привык к постоянной похвале и одобрению дома, то необходимо приучить его к большей самостоятельности, хвалить не за каждый шаг, а за готовый результат, оценивать поступок, а не самого ребенка.
Зачем нужен подготовительный класс?
Начало школьной жизни - трудное время для любого ребенка. Мысль о том, что ему придется существовать в незнакомой обстановке, быть окруженным незнакомыми людьми, вызывает беспокойство практически у любого первоклассника. К тому же значительная часть детей вообще не посещает дошкольные учреждения, так что школа оказывается для них первым образовательным институтом, с которым они сталкиваются в своей жизни. Многие из тех, кто получил «семейное воспитание», оказываются
неподготовленными к реальным условиям и требованиям школьного обучения.
Таким образом, создание в школе специального подготовительного класса отвечает, с одной стороны, интересам семей, желающих, чтобы их ребенок оказался успешным при обучении, а с другой - потребностям самой школы в полномасштабном укомплектовании первых классов и обеспечении быстрой и безболезненной адаптации детей к условиям обучения. В процессе обучения в подготовительном классе дети помимо необходимых знаний, умений и навыков постигают «устройство» самой школы - этого сложного и нового для них механизма. Они знакомятся с помещением класса, его оборудованием и материалами, узнают, как проходит урок, овладевают основными нормами и правилами школьной жизни; обретают навыки учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. Иными словами, учащиеся этого класса не только интеллектуально, но и личностно готовятся к началу школьного обучения.
В свою очередь, учитель посредством ведения специально организованных наблюдений за индивидуальным развитием детей и активного общения с их родителями накапливает богатейшую информацию о каждом ребенке и его семье. Все это позволяет школе заблаговременно и качественно подготовиться к началу нового учебного года. Деятельность учителя строится на внимательном отношении к индивидуальным интересам и возможностям каждого ребенка и нацелена на развитие в каждом ученике самостоятельной, инициативной и творческой личности.
Главной целью подготовительных занятий является создание условий для формирования и развития навыков, умений, способностей, необходимых для успешной адаптации и обучения ребенка в школе. Данные занятия дают возможность заложить «фундамент» успешного обучения ребенка в школе.
Проблема готовности детей к обучению в школе – это не только научная, но в первую очередь реально-практическая, очень жизненная и острая задача, еще не получившая своего окончательного решения. А от ее решения зависит многое, в конечном счете судьба детей, их настоящее и будущее.
Литература:
1. Безруких М.М. Пора ли в школу? – М.: Вентана-Граф, 2003г.-16с.
2. Белова Е. Размышления перед школой: (Советы родителям)//Дошкольное воспитание, - 1994 г., №8.
3. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: Методические разработки для дошкольного психолога./Под ред. В.В. Слободчикова, вып. 2,- Томск, 1992 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление перед родителями будущих первоклассников "Психологическая подготовка ребенка к школе"
Проблема готовности ребенка к школе всегда актуальна. Современные исследования показывают, что 30-40% детей приходят в класс не готовыми к обучению в школе. Готовность ребенка к школе определяет...
Подготовка ребенка к школе
Три аспекта школьной зрелости. советы родителям будущих первоклассников....
Система развития школьно-значимых функций при подготовке ребенка к школе.
Система развития школьно – значимых функций при подготовке детей к школе.Целью подготовки дошкольников к школьному обучению является выявление индивидуальных особенностей детей, а также формирование у...
Роль семьи в подготовке ребенка к школе и социальной адаптации
Выступление на МО учителей классов КРО...
Подготовка ребенка к школе.
Рекомендации для родителей, воспитателей детского сада, что должен знать и уметь ребенок 6 - 7 лет при поступлении в школу....
Подготовка ребенка к школе
МатематикаПодготовка ребенка к школе - МатематикаЧто должен уметь ребенок при поступлении в 1-ый класс школы:Счёт Ребенок дошкольного возраста должен уметь считать ...