Готов ли ребёнок к школе?Ответы на вопросы родителей
презентация к уроку по теме

Фролова Елена Сергеевна

Готов ли мой ребёнок к школе? Как это определить? Что делать? Родители очень волнуются перед поступлением ребёнка в школу. Очень боятся, что ребёнок будет хуже всех в классе, ничего не будет знать. Как же его готовить? Здесь вы найдёте ответы на все вопросы родителей и сможете сами определить отдать ребёнка в школу или ещё походить в детский сад.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovnost_k_shkole.pptx145.82 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Готовность к школе: что это такое? Некоторые мамы и папы хотят, чтобы ребенок непременно пошел в первый класс - чем раньше, тем лучше. Нечего терять год, пусть набирается ума-разума. Другие - в раздумьях: не хочется сокращать ребенку период о тносительно беспечного детства, жалко его. Третьи вообще не имеют определенного мнения: сегодня поговорили с Зиной из пятого подъезда и решили: нечего портить себе и сыну жизнь. Ещё успеет намаяться! Завтра Вовкин дедушка из соседнего двора рассказал, что Вовочка-то, оказывается, в спецшколу поступает. И собеседование уже прошел. Тут родительские амбиции спать не дадут: этот - в спецшколе, а мой что же, хуже? И ребенку нет покоя. Он ни на что толком не может настроиться. Тут самое время вмешаться педагогу- психологу и внести некую определенность в родительские метания. С какого возраста лучше отдавать ребенка в школу - с шести или с семи лет? Закон об образовании предусматривает поступление детей в школу с шести с половиной лет. В этом возрасте не только каждые полгода, но и каждые два-три месяца очень существенны для развития детей.

Слайд 2

Шестилетки в целом принадлежат еще дошкольному миру. Эксперименты по их обучению показали, что ребенок шести лет действительно способен усваивать учебный материал, н о при этом у него еще сохраняется острая потребность играть. Это ребенок играющий. При этом можно отметить, что родители мальчиков чаще всего стараются отдать своих детей в школу как можно раньше, а родители девочек не торопятся. В результате мальчики в шесть с половиной лет частенько оказываются в классе семилеток, а семилетние девочки - в классе для шестилетних детей. Мотивы родителей мальчиков ясны: за одиннадцать лет вперед они стараются просчитать все возможные шансы на поступление в вуз, на отсрочку от военной службы. У родителей девочек, как им кажется, больше возможностей продлить игровое детство своему ребенку. Сложность заключается в том, что девочки по всем психофизиологическим законам созревают раньше, чем мальчики. Они более социально-адаптивны и усидчивы. Мальчики созревают для дисциплинарной школьной среды гораздо медленнее. Им нужно дольше играть, чем девочкам. Недоигравшие мальчики - это горе для учителя и сплошные учебные проблемы для самого ребенка. Поэтому о чень часто мы встречаем неровные классы: там сидят готовые к обучению прилежные девочки и маленькие мальчики, возящие под партой машинки. . .

Слайд 3

Если ребенок очень умный, любознательный, умеет читать, с удовольствием рисует буквы, то не повредит ли ему " пересиживание " в детском саду? Не затормозит ли это его развитие? Такие вопросы возникают обычно в том случае, если к началу учебного года ребенку не хватает одного, двух, трех месяцев до шести с половиной (или до шести) лет. В этом случае важно знать, что поступление в первый класс вовсе не всегда и не обязательно связано с развитием. Более того, очень часто родители первоклассников жалуются на то, что ребенок, прекрасно рисовавший в дошкольном возрасте, любивший учить стихи, постоянно что-то сочинявший, выдумывавший, вдруг становится вялым, скучным, отказывается от любимых занятий, капризничает. Обычно это происходит, когда учебная нагрузка оказывается чрезмерной для малыша. Все его свободные силы в этом случае уходят на преодоление сложностей в обучении. Первый класс - это прежде всего письмо. А обучение письму - серьезный стресс для первоклассников, особенно для мальчиков. У многих детей процесс освоения прописей происходит крайне болезненно. В первую очередь это касается левшей, детей с плохой моторикой руки, повышенным мышечным тонусом. Письмо отнимает столько сил, что у детей часто наблюдается регресс в изобразительном творчестве, в рисунках - это смежные с письмом виды деятельности. Кроме того, надо помнить, что дети, поступившие в школу раньше положенного возраста, испытывают сложности и в курсе математики.

Слайд 4

Математика обычно меньше всего пугает родителей. Это серьезная ошибка. Действительно, в первом классе скорее всего все пойдет более или менее гладко. Проблемы настигнут ребенка во втором и в третьем классе. Там он столкнется с составными задачами, к которым не будет готов исключительно в силу возраста: эти задачи будут казаться слишком сложными. Возрастной разрыв обычно преодолевается к концу начальной школы. Важно, какая цена за это будет заплачена: слезы, двойки, усталость! Иными словами, если ребенку хорошо в детском саду не торопитесь с поступлением в школу. Умный, тонкий родитель всегда найдет возможности для развития творческих способностей своего малыша: для этого существуют всевозможные кружки, студии, спортивные секции. Возможно, даже на базе детского сада. Важно помнить: развитый ребенок и готовый к школе ребенок - это не одно и то же!!! Разве готовность к школе не определяется интеллектуальным развитием? Во-первых, сам термин "интеллектуальное развитие" часто неправильно понимается родителями. Они путают интеллектуальное развитие и обученность . Обученность - это те умения и навыки, которым ребенка обучили: умение писать, читать, считать. Интеллектуальное развитие - это некий умственный потенциал, способность ребенка к самодвижению, к самостоятельному обучению, к решению проблемных задач.

Слайд 5

То есть обученность и умственное развитие - это отнюдь не синонимы. Например, родители ребенка не были озабочены тем, чтобы он бегло читал или тем более писал. Их больше волновало, как бы научить его играть в шахматы. На момент поступления в школу он читает хуже одноклассников. Но при этом обладает такой высокой обучаемостью (не обученностью !), что через несколько месяцев легко их догоняет. Обученность может облегчить жизнь ребенку в первые месяцы в школе и даже создать ему временную успешность. Но в ней же кроется и опасность, что ребенку будет скучно учиться. Кроме того, в определенный момент резерв обученности истощится - на старых запасах долго не проедешь. Поэтому лучше сосредоточить свое внимание не на форсировании учебных умений, которыми ребенок должен, по идее, овладеть в школе, а на развитии психических функций, обеспечивающих обучаемость . А здесь, кроме внимания, памяти, мышления, воображения, моторики руки, важно развитие социальных умений и навыков. Ведь что такое школа в первую очередь? Вовсе не развивающая среда, а система социализации, дисциплинирующая система. И построена она на принуждении. Урок - это форма принуждения. Он проходит под девизом "Ты должен!". От таланта учителя, от школьной атмосферы зависит, насколько это принуждение тягостно и травмирующе действует на ребенка. Смягчается ли это "Ты должен!" заинтересованностью в обучении, общении, полнотой происходящих в школе событий. Но при этом в самой благополучной и доброжелательной обучающей среде ребенок не сможет успешно учиться, если ему не знакомо слово "нельзя". Он должен уметь

Слайд 6

принимать ограничения со стороны других и должен уметь ограничивать сам себя. Кроме того, к моменту поступления в школу ребенок должен обладать известной долей самостоятельности. Если он умеет бегло читать, но не способен завязать шнурки и сложить портфель, пребывание в школе будет осложняться множеством неприятностей. Школа начинается с раздевалки. Значит, справляться с пуговицами, завязками от шапки, мешком для сменной обуви малышу предстоит самому, да еще и в коллективной суматохе. А ведь важно не опоздать на урок, правильно приготовить вещи на парте, ничего не забыть! Конечно, этому учатся "в процессе". Но стартовыми навыками в виде завязывания шнурков и расстегивания пуговиц надо обладать. Существует и еще одна проблема, о которой почему-то не принято говорить, - это проблема школьного туалета. Надо уметь справляться со штанами, попадать куда надо, спускать за собой ….И это тоже важная составляющая готовности к школе. Чем заниматься с ребенком, чтобы он оказался готовым к школе? В о-первых, надо помнить, что готовность к школе - это сложный комплекс определенных психофизиологических состояний, умений, навыков и здоровья ребенка. Искусственно форсировать эту готовность нельзя, как нельзя форсировать рост зубов. Однако, как существуют специальные витамины, способствующие росту зубов, их укреплению, так же можно помогать ребенку "дозреть" до школьной жизни.

Слайд 7

В первую очередь надо позаботиться о его здоровье. Плавание, прогулки, велосипед - это занятия, способствующие будущему успешному вступлению в школьную жизнь. О навыках самообслуживания было сказано выше. Важно, чтобы ребенок развивал в себе волевые качества. Для этого его нужно приучать любое начатое им дело доделывать до конца. Самый важный способ развития (относящийся и к речи, и к вниманию, и к общению, и к памяти, и к воображению, и еще ко многому другому) - читать ребенку книги. Нужно читать (или рассказывать) детям сказки не менее получаса в день. Чтение нельзя подменить прослушиванием кассет или телевизором. Бывают ли особые ситуации с поступлением в школу? Любые ситуации, касающиеся отдельно взятого, конкретного ребенка, являются особенными, требующими индивидуального решения. Но бывают особо сложные случаи. Есть дети, намного опережающие свой "паспортный возраст". Это редкое явление. Зафиксировать его можно только с помощью специалиста-психолога. Одного родительского мнения тут недостаточно. В этих случаях ребенок может поступить в школу раньше положенного срока. Но это не значит, что у него не будет трудностей. Родителям к ним надо быть готовыми. Случается также, что родители хотят отдать своего малыша именно к этой учительнице и ни к какой другой. Иногда при этом ребенок поступает в школу раньше, чем ему исполняется шесть лет. В этом случае необходимы согласие

Слайд 8

учителя на зачисление ребенка в первый класс и уверенность родителей, что малышу будет предоставлена возможность "дозреть", что на первых порах его возраст будет приниматься учителем во внимание. Родителям придется помнить, что малюсенький первоклассник будет сильно утомляться. При хороших отношениях с учительницей возможно оговорить для него "разгрузочные" дни. Бывает, что ребенок по одним показателям преуспевает (развитие, коммуникативность , самостоятельность), а здоровье у него очень слабое или имеются хронические болезни, которые могут сильно сказаться на его возможности посещать школу. В этом случае требуется консультация специалиста, которая поможет родителям определиться со сроками поступления в школу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест `Готов ли ребёнок к школе?`

Как узнать самостоятельно, без помощи специалиста, готов ли ребенок к школе? Какие тесты и методики обычно используются психологами, приемной комиссией при поступлении в школу? Родители могут оценить ...

Буклет. Готов ли ребёнок к школе?

Беседы психолога о возрастных особенностях детей....

Беседы с психологом. Тест "Готов ли ребёнок к школе".

Уважаемые родители! Эта страничка для вас - здесь я подбираю статьи разных авторов. Думаю, вы найдёте ответы на интересующие вас вопросы....

Готов ли ребёнок к школе. Телевизор и младший школьник. РЕБЕНОК НЕ ХОЧЕТ УЧИТЬСЯ. ЧТО ДЕЛАТЬ? КАК НЕ СРЫВАТЬСЯ НА РЕБЕНКЕ?

1.Материал выявляет общий уровень мышления, кругозор, развитие социальных качеств. Проводится в виде беседы “вопрос–ответ”. 2. Даны правила просмотра телевизора ребенком.3.  Ребенок не хочет учит...

Готов ли ребёнок к школе?

Материал для проведения родительского собрания для родителей будущих первоклассников...

Готов ли ребёнок к школе? Советы родителям будущих первоклассников

           Перед родителями будущих первоклассников скоро станут вопросы. Какую школу предпочесть, какую программу выбрать, какой фасон портфеля или школьной формы...

Тест для учителя и родителей "Готов ли ребёнок к школе"

Тест с расшифровкой, позволяющей педагогу и родителям понять, готов ли Ваш ребёнок к школе....