Готов ли ребёнок к школе? Советы родителям будущих первоклассников
статья по теме
Перед родителями будущих первоклассников скоро станут вопросы. Какую школу предпочесть, какую программу выбрать, какой фасон портфеля или школьной формы лучше подойдёт любимому ребенку?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotov_li_rebyonok_k_shkole.docx | 21.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Готов ли ребёнок к школе?
Советы родителям будущих первоклассников.
Перед родителями будущих первоклассников скоро станут вопросы. Какую школу предпочесть, какую программу выбрать, какой фасон портфеля или школьной формы лучше подойдёт любимому ребенку? Нередко родители, а иногда и учителя считают основными показателями готовности к школе - знакомство ребёнка с буквами, умение читать и считать, знание стихов и песенок.
Психолого – педагогические исследования показали, что подобные знания мало влияют на успешность обучения. Их отсутствие не требует какой – либо специальной индивидуальной работы с ребёнком, так как оно предусмотрено существующей программой и методикой обучения. Психологи считают, что готовность к школьному обучению складывается из многих составляющих:
- Физическая готовность к школе определяется физическим развитием ребенка и его соответствием возрастным нормам, то есть ребенок должен достичь физической зрелости, необходимой для учебного процесса.
2. Психологическая готовность к школе подразумевает определенный уровень сформированности: общей осведомленности и социально-бытовой ориентировки; знаний и представлений об окружающем мире; умственных операций, действий и навыков; произвольной регуляцией деятельности и поведения; познавательной активности, проявляющейся в соответствующих интересах и мотивации; речевого развития, предполагающего владение довольно обширным словарем, основами грамматического строя речи, связным высказыванием и элементами монологической речи.
3. Эмоциональная зрелость представляет собой умение регулировать свое поведение, включающее возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
4. Социально-коммуникативная готовность к школе складывается из умений ребенка строить взаимоотношения в коллективе сверстников: занимать лидирующую позицию, уметь работать в команде и поддерживать лидера – а также уметь общаться со взрослым собеседником. Давайте посмотрим наиболее значимые показатели подготовленности ребёнка к школе и простые проверочные задания для их выявления.
Для выявления степени готовности ребёнка к школе в своей практике я использую следующие критерии и методики.
1. Выявление ориентировки в окружающем, запаса знаний отношения к школе. Для проверки ориентировки в окружающем мире и запаса знаний можно предложить следующие вопросы: - Как тебя зовут? (название фамилии вместо имени не считается ошибкой)
- Сколько тебе лет?
- Как зовут твоих родителей?
- Как называется город, где ты живёшь?
- Каких ты знаешь домашних и диких животных?
- В какое время года на деревьях появляются листья?
- Что остаётся на земле после дождя?
- Чем отличается день от ночи?
Если ребёнок правильно ответил на 7-8 вопросов, это свидетельствует о высоком уровне 5-6 - о среднем, на 4 и менее – о низком. Надо приучать ребёнка о своих впечатлениях во время прогулок. А такие рассказы нужно заинтересованно выслушивать, даже если они односложны или сбивчивы. Полезно задавать вопросы, стараясь получить более подробный и развёрнутый рассказ. Советуем чаще читать ребёнку детские книги, водить в кино, обсуждать с ним прочитанное и увиденное.
2. Определить отношение ребёнка к школе помогут вопросы:
- Хочешь ли ты идти в школу?
- Как ты думаешь, что хорошего, интересного будет в школе?
Один из главных показателей подготовленности к школе – уровень умственного и речевого развития. Это понимание словесных заданий взрослого, умение ответить на его вопросы и сформулировать собственные вопросы к учителю – первое, что потребуется от ребёнка в учебном процессе.
а) Понимание грамматической конструкции.
Учитель медленно произносит предложение, лучше дважды:
Петя пошёл в кино после того, как дочитал книгу.
Затем задаёт вопрос:
- Что Петя делал раньше – смотрел кино, или читал книгу?
б) Выполнение словесных поручений.
На столе в беспорядке лежат карандаши. Учитель говорит ребёнку: «Собери карандаши, сложи их в коробку и положи коробку на полку». После выполнения задания учитель спрашивает: « Где теперь лежат карандаши? Откуда ты их взял?»
в) Изменение существительных по числам.
Учитель говорит ребёнку: «Я назову словом один предмет, а ты измени это слово так, чтобы получилось много предметов». Ребёнку предлагается одиннадцать слов: книга, ручка, лампа, стол, окно, город, стул, эхо, брат, флаг, ребёнок.
г) Рассказ по картинкам.
Перед ребёнком в беспорядке кладут 4 картинки, на которых изображена определённая хорошо известная ему последовательность событий (Например, на одной картинке мальчик просыпается, на другой – умывается, завтракает, идёт в школу). Учитель просит ребёнка разложить картинки в нужном порядке и объяснить, почему он положил так, а не иначе. Для повышения уровня развития мышления и речи, очень большое значение имеет участие ребёнка в коллективных играх. Нужно чаще поручать ему выполнение ролей, требующих принятия каких – либо решений, активного речевого общения (Например, роль продавца, капитана, врача).
Не надо стараться «натренировать ребёнка на понимании и выполнении заданий для проверки умственного и речевого развития. Это создаёт лишь видимость успеха, а при столкновении с любой новой задачей, ребёнок окажется так же беспомощным, как раньше. При низком уровне развития мышления и речи ребёнку должны быть обеспечены с самого начала обучения дополнительные занятия, направленные на более полное усвоение им учебной программы: в дальнейшем ликвидировать проблемы будет труднее. Полезно увеличить объём даваемых ребёнку заданий, особенно по математике. Работать над пониманием материала, точностью, и безошибочностью ответов. Важно привить ребёнку веру в свои силы, не допускать снижения его самооценки. Надо чаще хвалить, ни в коем случае не ругать за допущенные ошибки, а только показывать, как их исправить, чтобы улучшить результат.
д) Одна из частых причин трудностей в учёбе вплоть до старших классов – недостаточный уровень развития образных представлений.
Собираем разрезные картинки.
- Видишь, картинка сломалась, почини её.
Рисунок человека
При оценке работы, выполненной ребёнком, учитывается наличие:
а) основных частей (головы, глаз, рта, носа, туловища, рук, ног);
б) наличие второстепенных деталей (пальцев, шеи, волос или шапки, одежды, обуви);
в) толщина конечностей (одной или двумя линиями).
е) ещё одна предпосылка успешного обучения – достаточно высокий уровень развития мелких движений (нанизывание бус, застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков, завязывание шнурков, перекладывание мелких деталей из одной руки в другую и в посуду. Если ребёнок держит карандаш в левой руке, это надо учесть в процессе обучения, левшество не является показателем низкого уровня развития. Переучивать левшу не следует: это может вызвать у ребёнка повышенную возбудимость, заикание.
Развитие крупных движений (рук, ног, всего тела) – трудности на физкультуре. Надо следить за походкой; неустойчивая, неровная походка, ребёнок спотыкается, падает, задевает ногой за ногу, шаркает. Наличие большого количества движений. Нарушение координации движения. Надо добиваться повышения двигательной активности: игры с мячом, лазанье по лестницам, по деревьям, катание на лыжах, плавание.
Советы для родителей
1.Упорядочьте режим для ребёнка, важен полноценный сон. Время, проведённое перед телевизором и компьютером, довести до минимума.
2.Проводите закаливающие процедуры.
3.Выявите и устраните до начала учебного года логопедические проблемы ребёнка.
4.Разгадывайте с ребёнком ребусы, кроссворды, играйте с буквами и цифрами, прививайте ему любовь к книге.
5.Держите под контролем состояние слуха ребёнка.
6.Постарайтейтесь, чтобы телевизор не работал дома постоянно. Дети, привыкшие к постоянному звуковому фону, с трудом концентрируют слуховое внимание на уроке.
7.Не прерывайте ребёнка, если он увлекся любимой настольной игрой.
8.Не перегружайте ребёнка кружками, секциями, чрезмерно ранним обучением иностранному языку. Всему своё время!!!
9.Играйте чаще с ребёнком в сюжетно-ролевые игры: «больницу», «школу», «детский сад», и т.п.
10.Постарайтесь приучить ребёнка реагировать на вопросы не сразу, а спустя какое–то время. Можно говорить так: Не спеши ответить, подумай.
11.Развивайте мелкую моторику руки. Это необходимое условие успешного овладения письмом, для формирования связной речи и мышления, так как речевые центры в коре головного мозга располагаются очень близко от центров, отвечающих за движения ведущей руки ребёнка.
Учёт степени подготовленности детей к школе – важный фактор успешности обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
материалы для собрания с родителями будущих первоклассников " Готовность ребёнка к школе"
Нередко родители спрашивают: «Как готовить детей к школе? На что обратить внимание?» Это серьёзные вопросы, однако в семье не всегда правильно относятся к их решению, считая достаточным ознакоми...
Как правильно подготовить ребёнка к школе. Памятки для родителей будущих первоклассников.
Родители будущих первоклассников найдут ответы на следующие вопросы:-Что означает понятие «готовность ребёнка к школе»-Что должен знать и уметь ребёнок, поступающий в школу.-Как правильно подготовить ...
Собрание для родителей будущих первоклассников "Ваш ребёнок идёт в школу".
РОдительское собрание для родителей будующих первоклассников с презентацией....
Курс консультаций для родителей будущих первоклассников «Ваш ребёнок-ученик!»
Курс консультаций для родителейбудущих первоклассников«Ваш ребёнок-ученик!»...
Презентация к выступлению педагога перед родителями будущих первоклассников "Готов ли ваш ребенок к школе?".
Выступление перед родителями о том, готов ли ребенок к школе....
Материалы к круглому столу с родителями будущих первоклассников "Готов ли ваш ребенок к школе?"
Тест для родителей на определение готовности ребенка к школе....
Консультация для родителей будущих первоклассников "Семейное чтение - средство общения родителей и ребёнка"
Инесса Николаевна Тимофеева, исследователь детского чтения, писала в книге «Что и как читать Вашему ребёнку от года до десяти»: «Маленькие ребята жаждут общаться с родителями: вместе...