Родительское собрание "Детская агрессия"
консультация по теме

Петрашенко Марина Михайловна

Материал из раздела "Работа с родителями" о причинах детской агрессии и коррекции поведения, анкетирование для детей и родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа с родителями

(родительское собрание с презентацией 2-4 класс)

Тема родительского собрания: ДЕТСКАЯ АГРЕССИЯ: ЧТО ДЕЛАТЬ?

Верная указка не кулак, а ласка.

Народная мудрость

Задачи родительского собрания        

  1. Образовательные:   показать   родителям   значимость   решения  проблемы детской агрессивности, познакомить с наиболее типичными причинами агрессивного поведения детей, с практическими приемами по коррекции детской агрессивности.
  2. Воспитательные: помочь выработке правильного стиля семейного воспитания.
  3. Информационные: познакомить родителей с нормативными документами,  перечнем  психолого-педагогической литературы,  отражающей проблему детской агрессивности.
  4.  Специальные: оказать, по необходимости, психологическую помощь родителям.

Подготовка к родительскому собранию

  1. Изучение нормативной базы и других документов по теме детской агрессивности.
  2. Анализ психолого-педагогической литературы.
  3. Определение возможных «болевых точек» собрания и подготовка ответов на предполагаемые вопросы родителей.
  4. Предварительное    психологическое    тестирование    учащихся  класса, анализ его результатов и подготовка обобщенной информации  в виде диаграммы «Выраженность агрессии у детей нашего класса».
  5. Подготовка бланков экспресс-анкеты для проведения анкетирования на собрании.
  6. Подготовка бланков анкеты для родителей «Ребенок в семье».
  7. Дополнительный материал, используемый на тренинге при обсуждении  вопросов в группах,  из «Учительской  газеты», журнала  «Начальная школа» и других периодических изданий.
  8. Подготовка памятки с советами «В родительский дневник».
  9. Подготовка упражнений для проведения тренинга.
  10.  Совместная подготовка к собранию учителя и психолога (по необходимости — врача).
  11.  Продумывание и подготовка приглашений на родительское  собрание, в которых участие в тренинге предлагается принять обоим  родителям, времени и даты собрания.
  12.  Подготовка проекта решения родительского собрания.

Участники родительского собрания

Учитель, психолог, родители учащихся класса.

План родительского собрания

  1. Вступительное слово психолога или учителя.
  2. Экспресс-анкетирование родителей.
  3. Знакомство родителей с диаграммой «Выраженность агрессии у детей нашего класса».
  4. Анализ педагогических ситуаций, с целью знакомства с причинами детской агрессии.
  5. Родительский тренинг.
  6. Свободная дискуссия. Советы психолога.
  7. Подведение итогов.
  8.  Принятие решения родительского собрания.

Тема родительского собрания:

«ДЕТСКАЯ АГРЕССИЯ:

ЧТО ДЕЛАТЬ?»

Проведение родительского собрания

  1.  Тема встречи серьезна и трудна — это проявление агрессии детьми.

Агрессия (от лат. aggredior — нападение) — это сознательное разрушительное поведение, противоречащее нормам общества, наносящее вред одушевленным и неодушевленным объектам нападения, причиняющее физический или даже только моральный ущерб людям, вызывая у них психологический дискомфорт. Поэтому словесные оскорбления тоже являются разновидностью агрессии, называемой «вербальной».

Далее учитель предлагает послушать стихотворение Шварца «Взрослым».

Я в своей родной квартире,

                                      Как на службе строевой.

Командир на командире...

                                     Я один здесь рядовой!

Всем я должен подчиняться:

По приказу — одеваться,

приказу — умываться,

Ровно заправлять кровать.

По команде есть садиться,

По заданию учиться,

По режиму спать ложиться,

По будильнику вставать!

Теперь вам ясно почему

 Начал огрызаться я?

Конец терпенью моему —

ДЕ-МО-БИ-ЛИ-ЗАЦИЯ!

2. Родителям предлагается отметить те пункты в экспресс-анкете. которые характеризуют поведение ребенка в последние полгода. При этом психолог обращает внимание на то, что экспресс-анкетирование проводится только для родителей, и поэтому бланки экспресс-анкет останутся в них.

Экспресс-анкета»

Ребенок за последние полгода:

  1. часто теряет контроль над собой;
  2. часто спорит, ругается с взрослыми;
  3. часто отказывается выполнять правила;
  4. часто специально раздражает людей;
  5. часто винит других в своих ошибках;
  6. часто сердится и отказывается сделать что-либо;
  7. часто завистлив, мстителен;
  8. чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия  окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

Оценка результата: если отмечено хотя бы четыре признака, то ребенок агрессивен. Если отмечено большее количество пунктов, то ребенку необходима помощь специалиста: психолога или врача».

3. Психолог знакомит родителей с результатами психологического тестирования учащихся класса, представленными диаграммой «Выраженность агрессии у детей нашего класса».

  1. Родителям предлагается подумать, почему дети дерутся, кусаются, толкаются, «взрываются» и бушуют и не только разобраться в том, но и научиться помогать детям контролировать свой гнев.

Психолог предлагает родителям разыграть три сценки, в каждой из которых родитель в ответ на агрессивное поведение ребенка демонстрирует различное поведение.

Вариант 1: родитель резко подавляет ребенка: «Прекрати! Не смей так делать!» Шлепает и ставит в угол.

Вариант 2: родитель делает вид, что не замечает неправильного поведения ребенка. Ребенок продолжает действовать агрессивно.

Вариант 3: родитель переключает ребенка на игру, способствующую снятию гнева. После объясняет, как надо было себя вести в конкретной ситуации.

После проводится подробный анализ каждой ситуации.

В первом случае, несмотря на то, что ребенок в данный момент прекратил в результате наказания действовать агрессивно, он обязательно выплеснет свои отрицательные эмоции в другое время в другом месте. Кроме того, ребенок в дальнейшем будет копировать родителей, повторяя их агрессивные формы поведения.

Во втором случае ребенок думает, что он все делает правильно, агрессивные формы поведения закрепляются в черту характера.

И только в третьем случае ребенок учится анализировать различные ситуации и берет пример со своих тактичных родителей.

Затем родителей кратко знакомят с причинами агрессивного поведения ребенка.

Причины агрессии могут быть самыми разными. В некоторых случаях такое поведение вызывают определенные заболевания. Но чаще всего, агрессия возникает от неверно выбранного родителями стиля воспитания.

Можно выделить несколько способов контроля поведения ребенка:

позитивные способы,

нейтральные и

негативные.

К позитивным способам контроля относятся просьбы и мягкое манипулирование (можно отвлечь ребенка, взять его за руку и отвести и т.п.)

Нейтральным способом контроля поведения ребенка является модификация поведения. Она предполагает использование поощрения (за выполнение определенных правил) и наказание (за их игнорирование). Несмотря на кажущуюся универсальность, данная система не должна использоваться слишком часто, так как впоследствии ребенок начинает делать только то, за что получает награду.

Частые наказания и приказы относятся к негативным способам контролирования ребенка. Они заставляют его чрезмерно подавлять свой гнев, что способствует появлению в характере пассивно-агрессивных черт. То есть ребенок в последствии будет проявлять скрытую агрессию, с целью вывести из себя родителей — плохо учится, например, или капризничать на улице без причины.

Конечно, говоря только об одной узкой стороне семейного воспитания, а именно, о контроле поведения, следует помнить, что это является лишь малой частью общего стиля семейного воспитания.

Можно использовать в качестве психологической разрядки следующий прием: родителя предлагается вспомнить, какими ласковыми словами их называют близкие. Какие чувства они при этом испытывают? Как этот опыт перенести в общение с другими людьми, со своими детьми? Пусть каждый подумает и скажет, что надо сделать, чтобы общение с ним доставляло окружающим удовольствие.

  1. Психолог говорит родителям о том, что агрессивному ребенку необходима помощь. Часто дети выражают агрессию потому, что просто не знают, как поступить иначе в конкретной ситуации. Значит, надо показать детям приемлемые, неразрушительные способы выражения гнева.

Затем он предлагает родителям проиграть несколько психотехнических упражнений, которые они легко могут повторить дома вместе с детьми.

Первые два учат ребенка распознавать свое эмоциональное состояние, а значит адекватно оценивать его. Кроме того, они помогают выработать навык сознательного расслабления, что поможет ребенку в дальнейшем управлять собой в конфликтных ситуациях.

Упражнение «Черная рука — белая рука».

Изобразить «черную руку» — руку, готовую к агрессии: напряженную, со сведенными пальцами. А затем, по условному сигналу, превратить ее в «белую» — расслабленную, готовую приласкать.

Упражнение «Разозлились — одумались».

По сигналу «Разозлились!» — напрягается все тело, сжимаются кулаки. По сигналу «Одумались» — все расслабляются и улыбаются друг другу.

Упражнение «Рубка дров» (Фопель К., 1998).

Цель — прочувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и истратить ее во время игры.

Участники встают так, чтобы вокруг оставалось немного свободного места. Поднимают воображаемый топор над головой и с силой опускают его. Можно даже вскрикнуть: «Ха!»

Упражнение «Тух-тиби-дух» (Фопель К., 1998).

Цель — снять негативные настроения и восстановить силы.

Учитель на правах ведущего объясняет правила: «Сейчас я сообщу вам слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему. в глаза и трижды сердито-пресердито произнесите волшебное слово: «Тух-тиби-дух». Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-нибудь и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово. Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами.

Примечание (которое заранее родителям сообщать не стоит): В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя слово «тух-тиби-дух» должно произноситься сердито, через некоторое время никто уже не может не смеяться.

Исследования психологов показали, что агрессивные дети как правило имеют низкий уровень эмпатии — способности чувствовать другого человека. Заключительная игра поможет детям развить его.

Упражнение «Доброе животное» (Кряжева Н.Л., 1997).

Цель — учить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

Все встают в круг и берутся за руки. Слова ведущего: «Мы одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем — два шага вперед, на выдох — два шага назад. Вдох — два шага вперед, выдох — два шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе!»

Затем психолог поясняет, что при условии проведения регулярных тренировок ключевые слова из этих несложных упражнений помогут детям сознательно контролировать свой гнев.

6. Родителям предлагается обсудить итоги тренинга и поразмышлять о том, как можно справиться с детской агрессивностью.

Психолог делает акцент на том, что агрессивность нельзя снять только упражнениями, необходимо найти правильный стиль воспитания в семье.

В ходе дискуссии психолог  предлагает родителям записать или отметить те моменты, над которыми необходимо подумать обоим родителям.

«Контролируйте свою эмоциональность, не позволяйте эмоциям властвовать над разумом, ведь, они обладают свойством иррадиировать — распространяться, вовлекать в свою орбиту новых людей. Давая волю своим эмоциям, мы действуем часто во вред себе. Так, волнуясь, возмущаясь, нервничая, мы заражаем аналогичным состоянием тех, кто рядом с нами и этим только усложняем общение. В конце концов, мы получаем назад собственную взвинченность, обостренно реагируем на нее, вновь «подпитываемся» от собеседника негативными эмоциями, и спор становится неуправляемым и бессмысленным.

Поэтому так важно в общении стараться сохранить контроль над собственными эмоциями, не поддаваться «эмоциональному заражению», а если получится, то постараться «разрядить» и собеседника. Для управления эмоциями есть эффективный психологический прием: переведенные во внешнюю форму, они утрачивают свою остроту, поэтому в трудные минуты часто хочется выговориться, поведать о своих бедах. Именно родители являются наиболее эффективными «психотерапевтами» для ребенка. Выговариваясь перед ними, ребенок получает возможность снять напряжение, обезвредить негативные эмоции. Родители должны быть готовы оказать ребенку эту помощь.

Включайте механизм самосдерживания до того, как сделана педагогическая ошибка.

Относитесь к вашему ребенку всерьез, старайтесь проникнуть в его внутренний мир, понять его мироощущение, а не навязывать свою — взрослую — логику, как единственно верную».

Полезно будет предложить родителям заполнить дома анкету «Ребенок в семье» (из анкеты для родителей «Ваша семья и ее традиции»), которая может изменить взгляд на стиль семейного воспитания.

  1. Что в вашей семье поют или рассказывают детям, в том числе на ночь? Что вам пели или рассказывали в детстве? Чем заменяли пение или рассказывание?
  2. Есть ли в вашей семье сказки. Которые взрослые сочиняют для детей?
  3. Есть ли сказки-игры, придумываемые, когда ребенок не хочет ложиться спать, мыться, есть, не слушается и т.п.?
  4. Чем и в каких формах а вашей семье пугают детей, если они  непослушны, плохо себя ведут или плохо учатся?
  5. Есть ли особые (словесные и другие) семенные формы поощрений? Кого обычно приводят детям в пример?
  6. Что обычно следует за словами: «Вот мы в твое время...» (у разных членов семьи)?
  7. Что вам рассказывали, чтобы, не поучая, дать пример поведения?

  1. Какие высказывания («жизненная мудрость») старших памятны вам с детства?
  1. Какие события в жизни ребенка празднуются в вашей семье?

  1. Что считается в вашей семье признаком взрослости?
  2. Ваш «образ семьи» в любом исполнении.

7. В заключение собрания учитель предлагает высказаться желающим, привести примеры из личного опыта или определить круг нерешенных проблем для дальнейшего обсуждения на собрании или консультации у психолога.

На прощание каждому родителю вручается памятка.

Помните, что агрессивный ребенок, как и любой другой нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия — это прежде всего отражение внутреннего дискомфорта и неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события!

Поэтому:

        Будьте внимательными к нуждам и потребностям ребенка.

        Демонстрируйте модель неагрессивного поведения.

   Соблюдайте последовательность в наказаниях. Наказывайте за конкретные поступки.

   Наказания не должны унижать ребенка.

   Обучайте приемлемым способам выражения гнева.

        Давайте ребенку проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего (психотравмирующего) события.

 Обучайте распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.

    Развивайте способность к эмпатии.

    Расширяйте поведенческий репертуар ребенка.

 Отрабатывайте навык реагирования в конфликтных ситуациях.

   Учить брать ответственность на себя».

Проект решения родительского собрания

  1. Психологу подготовить серию дополнительных тренингов для  родителей, нуждающихся в психологической помощи.
  2. Рекомендовать родителям учащихся, испытывающих трудности в поведении, записаться на индивидуальную консультацию психологу.
  3. Учителю совместно-с психологом организовать выставку психолого-педагогической литературы по решению проблемы снятия агрессивного поведения детей.
  4. Рекомендовать родителям заполнить анкету «Ребенок в семье» и предложить результаты для использования на родительском собрании, посвященном семейным традициям.
  5. Рекомендовать родителям посмотреть видеофильм режиссера  Дейва Роджерса «Денис-угроза».

Маленькие хитрости

Помните, каждое событие можно оценить как с плохой, так и с хорошей позиции. Используйте это знание при анализе педагогических ситуаций. Пусть ваш прогноз будет оптимистичным!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к родительскому собранию " Агрессия детей: её причины и предупреждение"

Презентация к родительскому собранию в начальной школе....

Родительское собрание "Агрессия"

Рассматриваются вопросы агрессивного поведения детей....

Родительское собрание "Агрессия или крик о помощи"

Конспект  тематического   родительского собрания . Для родителей учащихся  начальной школы....

презентация к родительскому собранию Агрессия детей, ее причины и предупреждение

«Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется от ...

Родительское собрание Агрессия детей, ее причины и предупреждение

Форма проведения: семинар-практикум.Цель: сформировать знания родителей о проблеме агрессивности подростков; сформировать умения и навыки помочь своим детям справиться с агрессивным состояни...

Родительское собрание "Агрессия"

Презентация к родительскому собранию в начальных классах на тему: "Агрессия"...

Презентация к родительскому собранию "Агрессия. Игры на снижение агрессии".

В данной презентации раскрывается понятие агрессии, какие бывают критерии агрессивности. Рассматриваются игры и упражнения на снятие агрессии.Материал предназначен для родительского собрания в начальн...