родительское собрание 1 класс "Адаптация к школе"
материал (1 класс) по теме

Воронова Александра Сергеевна

первое родительское собрание. "Адаптация к школе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_1_klass.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Поступление в школу –переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность ,погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться,соблюдать режим дня,подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни,выполнять требования учителя,заниматься на уроке тем, что определено школьной программой,прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе и т. д.

В этот же период жизни, в 6-7лет,меняется и весь психологический облик ребенка , преобразуются его личность,познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения.

Все родители, чьи дети учатся в школе знают, как непрост и сложен процесс вхождения в школьную жизнь. Бывает, что уже с трехлетнего возраста заботливые родители начинают готовить ребенка к школе: планомерно всей семьей , вместе с бабушками и дедушками учат его читать и считать. Но даже среди таких ребят нередки дети о которых учитель говорит:  «Он у вас способный,он может очень хорошо учиться, но знаете, его невозможно собрать, отвлекается, вертиться на уроках» . Иногда наоборот ребенок апатичный, вялый ,заторможенный.В результате и у тех и у других могут появиться трудности  в формировании учебных умений и навыков: трудности в счете, в письменной речи и т. д.

Конечно в таких ситуациях у родителей возникает много вопросов:  «Почему так произошло с нашим ребенком? Как помочь преодолеть возникшие трудности.»

Очень важно понять ,что школьные трудности не являются персональными трудностями одного только ребенка. Трудности эти -наши общие, и преодолимы они только сообща. А для этого необходимо понимание их подлинных истоков. Каждый ребенок индивидуален и в своем рождении, и в своем развитии, а потому специфичны первопричины возникающих в школе проблем.

Цель нашего сегодняшнего разговора состоит в том ,чтобы познакомить Вас с переживаниями, трудностями и с различными сторонами психологических проблем современного школьника.

Шестилетний ребенок приходит в школу уже личностью ,многое узнавшей, со своей картинкой мира,со своими радостями и горестями, страхами и, конечно, с определенными стереотипами поведения в мире взрослых. И одним из серьезнейших испытаний, с которыми он сталкивается, является сложность (а порой и невозможность) достижения душевного равновесия между процессом обучения, в котором он может испытывать и трудности ,и скуку,и  неудачи, и  потребностью в сохранении любви родителей, и  необходимостью принятия учителем, в понимании и уважении вне зависимости от того успешен он в школе или нет.

Многочисленные «можно», «нельзя», «надо», «положено», «правильно», «неправильно» лавиной обрушиваются на первоклассника.Эти  правила связаны как с организацией самой школьной жизни, так и с включением ребенка в новую для него учебную деятельность.

Нормы и правила порой идут вразрез с непосредственными желаниями и побуждениями ребенка. Этот период привыкания к новым нормам и правилам поведения ,к другим требованиям принято называть АДАПТАЦИЕЙ- восстановлением нарушенного равновесия между изменившимся  внешним миром и собой.Большинство учащихся первых классов достаточно успешно справляются с этой задачей. Здоровый ,любознательный , верящий в себя и умеющий строить взаимоотношения с другими людьми ребенок без серьезных проблем включается в школьную жизнь.

Тем не менее начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом.Все дети наряду с переполняющими их чувствами радости ,восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе  испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У первоклассников в первые дни (недели) посещения школы снижается сопротивляемость организма ,могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания. Дети, казалось бы, без повода капризничают, раздражаются, плачут.

Период адаптации к школе существует у всех первоклассников. Только у одних   он  длиться один месяц ,у других- одну четверть, у третьих- растягивается на весь первый учебный год. Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью. Дезадаптация( нарушение адаптации) происходит и в результате наличия в процессе обучения стойкой психотравмирующей ситуации.

Свой приход в школу дети воспринимают как праздник и абсолютно уверены, что будут учиться на  «хорошо» и «отлично». Но вот проходит время , учитель стал делать первые замечания и проявлять недовольство поведением на уроке и результатами в тетрадках, родители стали упрекать и стыдить за… А за что? Ведь ребенок уверен, что он старается и стремиться учиться.

Следует сказать ,что частое непонимание, «нечувствование» родителями своего ребенка может привести к тому, что мир взрослых в целом и школа как его часть могут стать для ребенка непредсказуемыми, враждебными, опасными. А это как правило, приводит, с одной стороны, к утрате доверия между взрослыми и детьми, а с другой, является источником невротических реакций, неврозов и других нервно-психических  и соматических расстройств, особенно среди учеников начальной  школы.

Многие психологи говорят о том , что самый страшный зверь ,подстерегающий всех на пороге школы –это ориентация родителей и детей на оценку.Некоторые мамы и папы «очень нервно» воспринимают отметки своих детей, как будто они поставлены им самим. Может быть, это происходит от того, что родители относятся к отметке ребенка как к оценке их собственной родительской успешности. Другие же родители могут испытывать страх перед школой, источником которого выступает их личный и не всегда удачный школьный опыт.Другие же родители могут испытывать страх перед школой, источником которого выступает их личный и не всегда удачный школьный опыт.Но главное, что страхи взрослых часто находят свой выход в жестком контроле над ребенком и «оценочном» отношении к нему.

Родители в разных вариантах сообщают ребенку о том ,что именно он несет ответственность за их самочувствие, внутреннее состояние и переживания .

«Учись хорошо, чтобы мне не было за тебя стыдно!», «Только от тебя зависит, как я себя буду чувствовать на родительском собрании!».

Ребенку приходится нести на своих плечах ответственность и за себя ,и за эмоциональное состояние своих родителей.Многим детям такой груз оказывается не по силам. В этой психотравмирующей ситуации ребенок вынужден «защищать себя и от школы ,и от родителей, и от учения».И в итоге у него теряется интерес к самому процессу познания,т. е. пропадает желание учиться.

Именно этим можно объяснить пародоксальную ситуацию: ребенок готовился к школе, с нетерпением ждал первого сентября, а спустя месяц он не хочет ходить на занятия и соглашается делать уроки только под бдительным присмотром родителей.Еще раз обращаю Ваше внимание на то, что по мнению психологов виноваты в первую очередь сами родители.Именно они ,действуя из самых лучших побуждений, отбивают у ребенка тягу к знаниям.

А теперь рассмотрим еще одну причину возникновения у детей серьезных проблем с учебой.Многие родители  поражаются и злятся, видя, как живой и любознательный ребенок,каким они его знали до школы, потерял интерес к учебе, плохо отзывается о школе и возможно попал в отстающие. Очень часто способные и даже талантливые ученики учатся средне, ниже среднего. В чем же причина? Я уже говорила о том, что заботливые родители нацелены уже с двух-трехлетнего возраста усадить свое чадо за парту и с гордостью рассказывают друзьям и знакомым, что: «Мы уже умеем читать и отлично считаем в пределах 20»,а о важности эмоционально-развивающих игр ,в процессе развития ребенка, мало кто из родителей задумывается и придает им значение. Но ведь слагаемые успеха первоклассника зависят в первую очередь не от умения читать и считать, а от очень большого числа факторов:

речевого развития ребенка;

уровня общего умственного развития;

уровня познавательной активности;

умения сохранять и поддерживать необходимый уровень внимания,темпа деятельности;

сформированности общеучебных умений и навыков и др.

НО ГЛАВНОЕ –ОТ СОСТОЯНИЯ ЕГО ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ.

Из-за незрелости психофизиологических функций ,которые получают наибольшую нагрузку в первые месяцы обучения, ребенок не в состоянииуправлять своим поведением ,слушать и понимать требования учителя, запоминать инструкцию, концентрировать и удерживать внимание, планировать и контролировать свое поведение и работу.Следовательно в основе трудностей ребенка лежит не интеллектуальная недостаточность( ребенок умеет читать, считать), а его психическая незрелость на момент поступления в 1 класс.

Каждый из нас знает насколько важны для всей «школьной судьбы»ребенка его реальные успехи в первые годы обучения. Поэтому я хочу подробнее остановиться на некоторых важных аспектах воспитания в адаптационный период.

1.Особенность сегодняшних детей, пришедших в 1 класс- быстрая утомляемость.Прежде всего ,чтобы помочь ребенку, нужно помнить о старых и надежных способах поддержания здоровья первоклассника. Это: соблюдение режима дня; сон не менее 10 часов в сутки; обязательное полноценное питание; физические упражнения; ограничение просмотра телепередач( до 30 минут в день).Хорошо восстанавливают эмоциональное благополучие ребенка длительные(до 2 часов) прогулки на воздухе- не прогулка по магазинам ,а прогулка в парке,сквере.С раннего утра настраивайте ребенка на доброе отношение ко всему. Скажите ему: «Доброе утро»,- и собирайтесь в школу без суеты.После школы и обеда- дайте малышу один-два часа свободного времени.Пусть он отдохнет,отключится, поиграет, подышит свежим воздухом. Но не откладывайте домашнее задание на поздний вечер. После 17-18 часов сосредоточенность и способность воспринимать новую информацию резко снижается.Оптимальное время для выполнения уроков 16-17 часов-малыш уже отдохнул после школы и еще не устал играть.Только не заставляйте его быстро бросить игрушки и садиться за уроки, потому что пришло время. Дождитесь момента, когда ребенок отложит одну игрушку и еще не возьмет другую.Если вы будете прерывать увлеченно играющего малыша-возникнет протест и необходимость выполнения домашних заданий быстро преобретет негативную окраску.

Сегодня одна из главных задач школы- ОЗДОРОВЛЕНИЕ РЕБЕНКА,и поэтому в целях облегчения процесса адаптации  первоклассника применяется ступенчатый режим занятий с постепенным наращиванием учебной нагрузки:

1 полугодие: сентябрь, октябрь-3 урока по 35минут;

                          ноябрь,декабрь-4 урока по 35 минут.

2 полугодие: 4урока по 45 минут.

2.Самая распространенная родительская ошибка- это стремление вырастить вундеркинда.Конечно родителей можно понять. Вам хочется, чтобы Ваш малыш был самым-самым и Вы стараетесь изо всех сил. Но, если ребенок гений, то он и без вашей помощи проявит себя. А обычному ребенку много учиться вредно.Дети быстро устают. И чем больше Вы будете заставлять его сидеть за книжками, тем хуже.В этом случае малыш воспринимает учебу, как неприятную тяжелую обязанность и соглашается делать уроки только из-под палки. Родители часто вместо помощи начинают предъявлять к первокласснику слишком высокие требования и ребенок не в состоянии их выполнять.Помимо этого родители стараются максимально загрузить детский досуг.Отдают в несколько секций и требуют от него невозможного.Пусть лучше у Вас вырастет твердый троечник, а не замученный зубрила-отличник.Грош цена знаниям,которые насильно вбиты ребенку.

Помните,что самое главное в воспитаниишкольника,-считают психологи,-чтобы Вы удовлетворяли не свои амбиции,а формировали в ребенке нравственную личность с высокой самооценкой и уверенным поведением.

3.Поговорим о выполнении домашних заданий.Многие родители ,пытаясь приучить малыша к самостоятельности,не помогают ему делать уроки, а только проверяют выполненное задание. Но не каждый ребенок в состоянии самостоятельно сделать даже простое задание.Потребуется несколько месяцев, чтобы ребенок понял,что домашнее задание это его обязанность, которую надо выполнять.Поэтому первое время Вы должны мягко напоминать,что пора садиться за книжки и помогать ему,хотя бы своим присутствием.Но не стоит постоянно сидеть над душой ребенка и следить за каждым его движением. Уроками заниматься не больше часа. Начинать уроки следует с самого сложного,пока внимание на высоте.А то что ребенку дается легко он сумеет сделать и после того,как сосредоточенность пойдет на спад.После выполнения каждого урока -10минутный перерыв.

Если у ребенка что-то не получается,помогите ему,но не стоит делать за него домашнее задание полностью.Плавно подведите к верному решению,но окончательный ответ он должен дать сам.В заключении обязательно похвалите малыша: «Вот какой ты молодец.Я тебе только немного помог(ла),и ты сам справился с заданием».У ребенка появляется позитивная установка: «Я САМ ВСЕ МОГУ».

4.Если ребенок хочет взять в школу игрушку,не надо запрещать этого.Только надо объяснить ребенку ,что доставать ее можно только на перемене.Игрушка –это поддержка малыша.Всевозможные пеналы,ручки ,ластики,папки-первоклассник воспринимает как новые игрушки.Поэтому не экономьте на этих необходимых атрибутах.

5.Придя с ребенком в школу,постарайтесь обойтись без нравоучений,т.к. они ничего,кроме утренней усталости ,не дают.

Встречая ребенка в школе после уроков,порадуйтесь вместе с ним тому,что он сумел потрудиться самостоятельно ,без Вас,целых три часа.Терпеливо выслушайте его,похвалите,поддержите и ни в коем случае не ругайте.Будьте щедры на похвалу,для первоклассника сейчас это очень важно.Замечания должны быть конкректными,а не касаться личности ребенка.Не делайте ребенку несколько замечаний сразу.

Ни в коем случае не сравнивайте ребенка с другими детьми.Это ведет либо к озлоблению,либо к формированию неуверенности в себе.

Почаще хвалите малыша,за любую победу и не акцентируйте внимание на неудачах.В Ваших силах внушить ребенку волю к победе.Запомните:похвала обязательна при ком-то.Тогда ребенок почувствует свою значимость и сможет раскрыться,показать свои знания и быть более уверенным в себе.

Но если случается ,что похвалить ребенка не за что,а приходится поругать.Ничего страшного.Главное,чтобы первоклассник понял,что его НЕ ПЕРЕСТАЮТ ЛЮБИТЬ.Родители должны утешить ребенка,показать свою сопричастность: «Мы с тобой почитаем ,обсудим,ты запомнишь и ответишь правильно».

6.Первое условие школьного успеха-САМОЦЕННОСТЬ РЕБЕНКА ДЛЯ ЕГО РОДИТЕЛЕЙ.Создайте благоприятный психологический климат в отношении ребенка в семье.Обязательно проявляйте интерес к школе,классу,прожитому школьному дню.Не допустимы физические меры воздействия,запугивания,критика в адрес ребенка,лишение удовольствий.

Внимательное,эмоционально-положительное,одобряющее и поддерживающее ребенка отношение взрослых-это то,что необходимо для того,чтобы школьная жизнь доставляла первокласснику радость и удовольствие.

7.Если Вас что-то беспокоит в поведении ребенка,его учебных делах,не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

И в заключении хочу еще раз обратить Ваше внимание на то,что в 6-7 лет полностью меняеться психологический облик ребенка,преобразуется его личность,познавательные и умственные возможности,сфера эмоций и переживаний,круг общения.Но ребенок не всегда хорошо это осознает,но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем ,что стал взрослым,ему приятно его новое положение.Это связано с появлением «ВНУТРЕННЕЙ ПОЗИЦИИ ШКОЛЬНИКА».Ее наличие имеет для первоклассника большое значение.Именно она помогает маленькому ученику преодолевать превратности школьной жизни,выполнять новые обязанности(это особенно важно на первых этапах школьного обучения,когда учебный материал объективно однообразен и не слишком интересен).Родители должны приложить все усилия для поддержания у ребенка «ВНУТРЕННЕЙ ПОЗИЦИИ ШКОЛЬНИКА» т. е. серьезно относиться к школьной жизни ребенка,быть внимательными к его успехам и неудачам,проявлять терпение,обязательно поощрять старания и усилия малыша, эмоционально поддерживать первоклассника.

Следовательно,в возможности почувствовать значимость своей деятельности,способствовании повышению самооценки ребенка,его уверенности в себе ,неоценимая роль принадлежит родителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка плана-конспекта родительского собрания в начальной школе Тема: «Детская ложь: способы профилактики».

 План-конспект выступления.1. Что такое детская ложь?2. Какие причины могут лежать в основе детской лживости?3. Признаки, по которым можно догадаться, что ребенок обманывает.4. Как поступить, если реб...

Родительские собрания в начальной школе

Планирование родительских собраний в 1-4 классах...

Родительское собрание в начальной школе "Подготовка к школе"

(Собрание проводится в форме игры, в ходе которой надо показать родителям важность развития мышления, памяти, внимания для успешногообучения ребёнка в школе)эВ представлении многих взрослых подготовка...

Конспект родительского собрания "Первое родительское собрание в начальной школе"

Конспект родительского собрания"Первое родительское собрание в начальной школе" Ход родительского собрания 1. Вступление Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Добро пожаловать в......

Конспект родительского собрания "Первое родительское собрание в начальной школе"

Конспект родительского собрания"Первое родительское собрание в начальной школе"Ход родительского собрания СЛАЙД 11. ВступлениеПедагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Добро пожаловать...

Родительское собрание в начальной школе "Мудрость родительской любви".

Родительское собрание в начальной школе "Мудрость родительской любви".Вид: тематическое собрание.Форма проведения: собрание-беседа.Цель: выявить особенности взаимоотношений детей и родителей...