Начальная школа и новый образовательный стандарт.
материал по теме
Краткая информация для родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nachalnaya_shkola_i_novyy_obrazovatelnyy_standart.docx | 24.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Начальная школа и новый образовательный стандарт
Краткая информация для родителей
Что такое образовательный стандарт?
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС НОО) устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7. «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию». С официальным приказом о введение в дейтсвие ФГОС НОО и текстом Стандарта можно познакомиться на сайте Минобрнауки России: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/m373.html. Материалы по ФГОС НОО размещены на сайте http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223.
Какие требования выдвигает новый Стандарт?
Стандарт выдвигает три группы требований:
- Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования,
- Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования,
- Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Что нового в Стандарте?
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимаются «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа - программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы.
Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД, поэтому в программу формирования УУД включена подпрограмма формирования ИКТ-компетентности.
Реализация программы формирования УУД в начальной школе – ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта. Московский регион считает приоритетным активное включение подпрограммы формирования ИКТ-компетентности в образовательные программы столичных образовательных учреждений.
Каждое образовательное учреждение разрабатывает собственную образовательную программу, учитывая в том числе, запросы и пожелания родителей учащихся.
Какие результаты наиболее важны и понятны родителю?
Очевидно, что предметные результаты – это то, что родитель (а на самом деле и учитель) прежде всего ждут от Стандарта. Стандарт – это еще не конкретные результаты, по которым будет оценен каждый ребенок, это рамки для создания предметных программ.
Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формулируются в терминах «выпускник научится...», что является группой обязательных требований, и «выпускник получит возможность научиться...», не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования.
Пример:
Выпускник научится самостоятельно озаглавливать текст и составлять план текста.
Выпускник получит возможность научиться создавать текст по предложенному заголовку.
Подробнее познакомиться с содержанием этого деления можно, изучив программы учебных предметов, представленные в основной образовательной программе.
Как повлияло изменение требований к результатам на содержание обучения?
Стандарт сохраняет традиционные учебные предметы, за исключением математики, которая теперь изучается в рамках интегрированного курса «Математика и информатика», причем имеется в виду не работа с компьютером, а теоретическая информатика, целью изучения которой является формирование у ребенка информационной культуры. Под информационной культурой понимается система общих умений практически работать с информацией и передавать ее другим.
В настоящее время на базе пилотных по введению ФГОС образовательных учреждений апробируется модель обучения по курсу «Математика и информатика» (авт. Семенов А.Л., Рудченко Т.А.) построенному по принципу интеграции с информационными технологиями, включающему знакомство с компьютером и использование его для выполнения заданий компьютерных уроков.
В начальной школе появился новый учебный предмет - «Основы духовно-нравственной культуры народов России», который московский базисный учебный план относит к 4 классу.
Во всех предметах начальной школы требуется овладение теми или иными инструментами ИКТ и регулярность использования компьютера и интернета, поэтому родителей не должно удивлять увеличение времени и периодичность занятий учащихся с компьютером. Включение средств ИКТ в образовательный процесс будет происходить в соответствии с нормами СанПин, которые в настоящий момент так же пересматриваются.
Что изучается с использованием ИКТ?
Отличительной особенностью начала обучения является то, что наряду с традиционным письмом ребенок сразу начинает осваивать клавиатурный набор текста. Сегодня многие родители, постоянно использующие компьютер в профессиональной и личной жизни понимают его возможности для создания и редактирования текстов, поэтому должны понимать важность включения этого компонента в образовательный процесс наравне с традиционным письмом.
Изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде.
Изучение искусства предполагает изучение современных видов искусства наравне с традиционными. В частности, цифровой фотографии, видеофильма, мультипликации.
В контексте изучения всех предметов должны широко использоваться различные источники информации, в том числе, в доступном Интернете.
В современной школе широко применяется проектный метод. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах и увлечениях. Это изготовление бэджа, проекты «Я и мое имя», «Моя семья», совместное издание Азбуки и многое другое. Родители должны всячески стимулировать детей к этой работе.
Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке русского языка идет работа над текстами-описаниями, эта же работа продолжается на уроке окружающего мира, например, в связи с изучением времен года. Результатом этой деятельности становится, например, видеорепортаж, описывающий картины природы, природные явления и т.п.
Традиционные учебники или цифровые ресурсы?
Новый Стандарт поставил задачу разработки новых учебно-методических комплексов, которая решается в настоящее время. Помимо деятельностного подхода к содержанию учебного материала авторы должны предусмотреть адекватные современному информационному обществу средства его представления, в том числе и цифровые., которые могут быть представлены как на дисках, так и в Интернете.
Что такое информационно-образовательная среда?
Требования к информационно-образовательной среде (ИС) являются составной частью Стандарта. ИС должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и учащегося. Через ИС учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время. Родители должны видеть в ИС качественные результаты обучения своих детей и оценку учителя.
Какой должна быть материальная образовательная среда начальной школы?
Основная масса детей, поступающих в начальную школу – шестилетки, ведущей деятельностью для которых является игра. Ребенок, не прошедший предварительной муштры в системе дошкольной подготовки приходит в первый класс с несформированными механизмами учебной деятельности, хотя его психофизическое развитие уже позволяет приступить к ее целенаправленному и постепенному формированию. Сложность ситуации состоит в том, что организованная учебная деятельность у каждого учащегося формируется индивидуально, это процесс занимает разное количество времени и проходит с разной интенсивностью. Шестилетнему ребенку свойственна активная игра, через игру он реализует свои потребности в движении, общении, присваивает новые знания и виды деятельности. Поэтому среда образовательного учреждения должна быть насыщена средствами, побуждающими ребенка к игровой деятельности и позволяющими решать в ходе игры образовательные задачи. Например, классная комната первоклассников должна непременно содержать не только традиционное учебное, но и игровое пространство, школьные рекреации и спортивные залы предоставлять возможность для двигательной активности. Учебное пространство должно быть насыщено дидактическим и цифровым оборудованием, позволяющим организовывать разные виды образовательной деятельности, работать с детьми фронтально, в парах, в малых и больших группах.
Что такое внеурочная деятельность, каковы ее особенности?
Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).
Во внеурочную деятельность могут входить: выполнение домашних заданий (начиная со второго полугодия), индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе – индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т.д.), индивидуальные и групповые консультации (в том числе – дистанционные) для детей различных категорий экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.
Содержание внеурочной деятельности должно быть отражено в основной образовательной программе образовательного учреждения.
Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.
О чем еще говорит Стандарт?
Стандарт направлен на «воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества»
Эти ценности нашли отражение в требованиях к личностным результатам освоения основной образовательной программы, выражающихся словами патриотизм, толерантность, адаптивность, установка на учение, самостоятельность и ответственность, эстетика, этика, сотрудничество, здоровье и безопасность.
И в новом учебном предмете «Основы духовно-нравственной культуры народов России», задачей которого является «воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России»
Каким будет выпускник начальной школы?
По мнению разработчиков стандарта, выпускник начальной школы, прошедший обучение в соответствии с новым образовательным Стандартом должен описываться так:
- любознательный, любит свой край, Родину
- уважает и принимает ценности семьи
- умеет слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию
- выполняет правила здорового и безопасного образа жизни
- владеет основами умения учиться, способен сам организовать свою деятельность
Когда образовательные учреждения переходят на новый Стандарт начального образования?
Переход на новый Стандарт проходит поэтапно. В 2010-11 учебном году Стандарт вводится в 1-х классах пилотных школ г.Москвы. С 1 сентября 2011-12 учебного года во всех образовательных учреждениях РФ (1 класс) введение Стандарта является обязательным.
Напоминаем, что
Каждое общеобразовательное учреждение самостоятельно определяет режим работы (5-дневная или 6-дневная учебная неделя).
Продолжительность уроков в начальной школе:
- в 1 классе — 35 минут (при невозможности организовать специальное расписание звонков для 1 класса, активная фаза урока продолжается не более 35 минут);
- во 2–4 классах — 40–45 минут (по решению общеобразовательного учреждения).
Продолжительность учебного года:
- в 1 классе — 33 учебные недели;
- во 2–4 классах — 34 учебные недели.
Список используемых источников
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования; утвержден приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 6 октября 2009 года №373.
- Классный руководитель в современной школе. М., Центр «Школьная
книга», 2008 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: «ВВЕДЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ».
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение «СОШ №1 им. Б.Н.Куликова»...
Семинар в начальной школе «Новые образовательные стандарты: первые итоги реализации»
План семинара для заместителей директоров....
Подготовка учителя начальной школы к переходу на новые образовательные стандарты.
Данная презентация представляет собой практический материал для учителя начальной школы. В ней дано самое основное, что должен знать и на что должен обратить внимание учитель начальной школы при перех...
Начальная школа и новый образовательный стандарт
Начальная школа и новый образовательный стандартКраткая информация для родителей...
Родительское собрание «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА» - школа новых образовательных стандартов
Родительское собрание «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА» - школа новых образовательных стандартов...
Начальная школа и новый образовательный стандарт
Что такое образовательный стандарт?Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС НОО) устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7. «Закона об образ...