Анкета для родителей
методическая разработка (2 класс) по теме

Шульц Светлана Викторовна

Анкета для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл anketa_dlya_roditeley.docx409.25 КБ

Предварительный просмотр:

Анкета для родителей.

        Уважаемые родители, для проведения родительского собрания на тему «Здоровье – основа успешного обучения» прошу Вас ответить на вопросы данной анкеты:

1.        Придерживается ли Ваша семья режима дня? (Да - , нет - .)

2.        Вы сторонник строгого соблюдения режима или допускаете его изменение, невыполнение? (Строго придерживаюсь режима - , стараюсь придерживаться режима - , нарушаю режим - .)

3.        Приучаете  ли  Вы  своего  ребенка  следовать  режиму  дня?  (Да  -  , нет  -  .)

4.        Какой взгляд на режим дня Вам близок:

1) соблюдение  правил  режима  заключается  в  том,  чтобы  вовремя накормить детей и уложить их спать - .

2) весь день ученика должен быть спланирован, наполнен полезными и интересными делами и играми; правильное чередование труда и отдыха, игр  и  занятий  укрепляет  здоровье  и  тем  самым  облегчает  усвоение знаний - .

5.        Зависит ли психологическое и физическое здоровье Вашего ребенка от выполнения  - невыполнения режима дня? (Да - , нет - .)

6.        Учащийся  2 класса должен:

спать _____ часов;

смотреть телепередачи _____ в день, _____ раз в неделю;

играть на компьютере _______ в день, _____ раз в неделю;

быть на свежем воздухе  ____ ч.;

готовить домашнее задание _____ ч.;

заниматься в кружках, спортивных секциях ____ мин. ____ раз в неделю.

7.        Хотите ли Вы получить полную информацию по этому вопросу на собрании - лектории. (Да - , нет - .)

8.        Укажите вопросы, которые Вас наиболее интересуют.

1)_________________________________________________________________

2)_________________________________________________________________

3)_________________________________________________________________

4)_________________________________________________________________

5)_________________________________________________________________

6)_________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

Режим школьников

 

Время

Подъем

Утренняя гимнастика, водные процедуры, утренний туалет, уборка постели

Завтрак

Дорога в школу (прогулка)

Учебные и факультативные занятия в школе (гимнастика, уроки, завтрак на большой перемене). Внеклассная и общественная работа. Общественно полезный труд

Дорога из школы домой (прогулка)

Обед

Послеобеденный отдых (сон для детей 6-7 лет обязателен)

Пребывание на воздухе. Прогулка, подвижные игры и развлечения (лыжи, коньки, санки, городки, лапта)

Приготовление уроков, уборка книг и рабочего места (для учащихся II, III, IV классов). Перерывы на 5-10 минут через 30-35 минут. Во время первого сна дается полдник.

Пребывание на воздухе

Ужин и свободные занятия (чтение книг, занятия музыкой, помощь семье, подготовка портфеля)

Приготовление ко сну (уход за одеждой, обувью, проветривание комнаты,  умывание, приготовление постели, вечерний туалет).

Сон

7.00

7.00-7.30

7.30-7.50

7.50-8.20

8.20-12.30

12.30-13.00

13.00-13.30

13.30-14.30

14.30-16.00

16.00-17.30

17.30-19.00

19.00-20.00

20.00-20.30

20.30-7.00

Ход собрания

 1. Психологический настрой родителей:

    Кричалка:

 Крикните громко и хором, друзья

 Деток своих все вы любите? (да)

 С работы пришли, сил совсем нет,

 Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)

 Я вас понимаю…  Как быть, господа?

 Проблемы детей решать нужно нам? (да)

 Дайте мне тогда ответ

 Помочь, откажитесь нам? (нет)

 Последнее спрошу вас я

 Активными все будем? (да)

 Замечательно! Молодцы!

- А, теперь, немного о серьёзном.

 Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьёзной педагогической проблемой. Поражают стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере.

  Возникает такой образ: (родители закрывают глаза) тихая, полноводная река, в ней купаются дети, не очень умеющие плавать. Впереди – огромный, кипящий водопад. Течение уносит детей, они оказываются в падающем потоке воды, рискуя разбиться и погибнуть, а мы, взрослые, стоим внизу, протягиваем руки и пытаемся их спасти, в то время как все мы должны были бы быть наверху, где спокойное течение, и учить их плавать.

 Если перенести данную метафору в область здоровья, то река – это образ жизни, и наша общая задача – научить каждого ребёнка безопасному плаванию по ней, всячески помогая ему в выборе стиля жизни, способствующего сохранению и укреплению здоровья.

  Вступительное слово учителя. (о питании)

 Я думаю, вам будет интересно узнать, почему именно питание стало темой нашего собрания.

 Наблюдая за питанием детей во время завтрака, я увидела, что лишь 50% детей едят кашу, дети не любят первые блюда. Предпочитают печенье и  булочки.

 Я решила изучить вопрос питания детей более глубже. Проанализировав ваши анкеты, я получила следующие результаты.

 Оказывается, что 20% детей завтракают до школы дома. 50% детей не каждый день едят каши. 55% детей ежедневно не получают в питании фруктов и свежих овощей. 40 % детей имеют недостаточный вес и рост.

 

 Чтобы решить данную проблему мы и поговорим сегодня о том, как должно быть организовано питание наших детей, чтобы они были здоровыми.

 5. Посиделки. Организационно-деятельностная игра родителей и детей.

 - А сейчас мы с вами отдохнем, так как издавна на Руси отдыхали. Целый день народ трудился на полях да огородах. А как сядет солнышко, собирался крестьянский люд на веселые посиделки с потехами и забавами, и конечно с угощением. А на посиделки к нам пришли две деревни.

 ·       Распределение по группам.

 - А вот каждой деревне и первое задание. Придумайте свое название – простое, русское, но с условием – 1 деревня – овощное название, 2 деревня – фруктовое (придумать и нарисовать эмблему своей «деревни»)

 - А теперь давайте познакомимся! Деревня «Яблонька», деревня «Помидоркино». Вот такие славные, да вкусные и полезные названия у наших деревень!

 (вручение «нямликов»)

ü  Ярмарка загадок.

 - Давайте вспомним, что относится к самым полезным продуктам? Не случайно у наших деревень такие замечательные названия. Начнем мы с «Ярмарки загадок». Пусть каждая деревня загадывает своим гостям загадки, в которых говорится о полезных продуктах. Побеждает та деревня, которая назовет последнюю загадку.

 Начинаем. Можно использовать, выполненную дома «Вкусную и полезную азбуку».

 (вручение «нямликов»)

ü  Конкурс песен «Приятного аппетита».

 - Вот оказывается, сколько загадок про полезные продукты народ придумал! А знаете ли вы, что на Руси на посиделках любили песни петь да сказки рассказывать.

 - Следующее задание спеть песню, деревне «Яблонька»- про остров на котором нужно есть бананы и кокосы постоянно, а деревне «Помидоркино»- «Песенку про мальчишку, который картошку не копал, а на обед прибежал?

 (вручение нямликов)

ü  Инсценирование сказок. Домашнее задание.

 Деревня «Яблонька»- сказка «Яблоко». Деревня «Помидоркино» - сказка о том, как помидор стал красным.

ü  Конкурс «Собираем урожай».

 - Как говорится, делу время, а потехе час. Распотешились, а пора удаль свою да знания показать. Чтобы вырастить богатый урожай в огороде готовили семена к посеву заранее, прогревали, отбирали лучшие. К сожалению, современные огородники не все секреты богатого урожая сохранили.

 Вот и случается с ними порой и такое… (стих. «Про овощи»)

 Вот мы сейчас проверим знаете ли вы, из каких семян какие растения вырастают. В каждую деревню я передаю лист с наклеенными на него семенами. Ваша задача – подписать название растения рядом с семенами.

 - Неплохо справились с заданием. Молодцы! А сумеете ли вы угадать самые полезные, витаминные продукты, не глядя на них? Вот тут в корзинке лежит много овощей, фруктов. Пусть самый лучший знаток из каждой деревни с завязанными глазами попытается угадать, что именно он достал, каждый может доставать по 3 продукта.

ü  Музыкальная пауза. Песня «Урожайная».

ü  Конкурс «Знатоки каши».

 - В деревнях парни были сильные да ловкие, а девчата румяные да красивые. Ведь ели то добры – молодцы да красны – девицы полезные продукты,

 кашу да молоко пили.

 Следующее задание «Знатоки каши». Представитель из каждой «деревни» выбирает конверт с заданием.

 Задания.

 1 . Какая крупа получила название царица круп? (Гречка).

 2. Какую крупу китайцы называли золотой? (Пшено).

 3. Какую крупу получают из проса и пшеницы? Как называются каши?

 4. Какую крупу получают из овса и гречихи? Как называются каши?

 (вручение нямликов)

 - Следующее задание «Моя любимая каша». Угадать крупу с завязанными глазами. (Крупы насыпаны на блюдечки).

 (вручение нямликов)

ü  Конкурс – дуэль «Молочные продукты».

 - Какие напитки и продукты могут быть приготовлены из молока. Записать на листочки. Побеждает та команда, которая последней назовет молочный продукт.

 Ежедневно непременно

 С аппетитом нужно есть

 Каждый день!

 Йогурт, сыр и простоквашу,

 Молоко, кефир и кашу

 Масло сливочное тоже,

 И сметану, и творожник

 И молочные сосиски,

 Для худых полезны сливки.

 Ежедневно непременно

 Надо есть все

 Что полезно!

ü  Практическая деятельность родителей и учащихся (работа в группах).

 - Составить меню для своего  на 1 день, учитывая рекомендации по питанию и вкусы детей.

 (вручение «нямликов»)

ü  Аукцион.

 - А теперь проведем аукцион!

 За время игры каждая «Деревня» набрала определенное количество «нямликов» (это ваша денежная единица). Выставляется на аукцион этот «Красный  ящик». Он достанется той деревне, которая сможет заплатить за него большее количество «нямликов». Первоначальная цена – 3 нямлика. Кто больше.

 (В ящике находится свиток с надписью «ЗДОРОВЬЕ»)

- ЗДОРОВЬЕ – самая дорогая и важная вещь в нашей жизни. Сегодня мы с вами сделали  еще один шаг навстречу здоровью. Я думаю, что сегодня вы получили интересную и полезную информацию о том, как сделать питание наших детей полезным, вкусным и разнообразным.

 6.   Итог собрания.

Уважаемые родители!

Я благодарна вам за совместную работу и внимание к предложенной теме собрания. Надеюсь, что эта тема была не только интересна, но и полезна для вас и ваших детей, ведь правильное питание совсем не означает дорогое. Конечно, приготовление овощных салатов, разнообразных запеканок потребует от вас большего внимания и времени, но это несомненно окупится здоровьем ваших детей.

 7.  Рефлексия.

 ·      Какие вопросы, затронутые на собрании, на ваш взгляд вызвали наибольший интерес у вас и у вашего ребенка?

 ·      Помогла ли вам наша встреча решить проблемы с организацией питания детей? Какие?

 ·      Изменилось ли отношение вашего ребенка к режиму, гигиене и продуктам питания?

 СПАСИБО!

 

III. РЕЖИМ ДНЯ ШКОЛЬНИКА

Режим дня – это строго соблюдаемый на протяжении длительного времени оптимальный распорядок труда, отдыха, сна, питания, занятий физическими упражнениями и закаливаний, других видов деятельности в течение суток.

Биологической основой режима дня является цикличность всех физиологических функций организма.

Значение режима дня состоит в предельной минимизации энерготрат и в повышении работоспособности организма. В конечном счете соблюдение режима дня способствует и укреплению здоровья.

Примером того, как рациональный режим дня способствует укреплению здоровья, повышению работоспособности и продлению активной, творческой жизни, может служить жизнь знаменитого немецкого философа Иммануила Канта. С детства он отличался хилым здоровьем. Кант выработал для себя режим дня и соблюдал его неукоснительно в течение длительного периода жизни. Это помогло ему поддерживать свое здоровье и сохранить высокую работоспособность.

Для здорового образа жизни ребенка очень важен режим дня. Скажем лишь о том, что режим дня – это на самом деле режим суток, все 24 часа должны быть спланированы определенным образом и план этот, как всякий план, имеет смысл лишь в том случае, если он выдерживается. Если попытаться выразить суть режима в двух словах, то надо будет сказать, что это рациональное чередование работы и отдыха. Вспомним слова И.П. Павлова: «Всякая живая работающая система, как и ее отдельные элементы, должна отдыхать, восстанавливаться. А отдых таких реактивных элементов, как корковые клетки, должен в особенности быть охраняем».

Режим дня школьников включает следующие компоненты:

  1. учебные занятия в школе;
  2. учебные занятия дома (выполнение домашних заданий);
  3. сон;
  4. питание;
  5. занятия физическими упражнениями;
  6. отдых;
  7. занятия в свободное время.

Учебные занятия, занимающие в жизни детей значительное место, требует усиленной работы именно этих «реактивнейших элементов». Как же важно наладить правильную смену умственного труда и отдыха ребят.

Некоторые родители крайне скептически относятся к самому понятию «режим». А зря. Нельзя понимать соблюдение режима ребенка как некую догму.

Выполнение режима дня позволяет ребенку сохранять физическое и психическое равновесие, что дает возможность соблюдения эмоционального равновесия. А ведь мы, взрослые, прекрасно знаем, что именно этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью, которая ведет к хронической усталости и утомляемости. Эти постоянные симптомы приводят к снижению работоспособности ребенка. Низкая работоспособность характеризуется:

  1. снижением количества правильных ответов на уроке и дома после того, как ребенок выучил материал;
  2. повышением количества ошибок наряду с хорошо выученным правилом;
  3. рассеянностью и невнимательностью ребенка, быстрой утомляемостью;
  4. изменением почерка ребенка в связи с ухудшением регуляции физиологических функций.

Чтобы предупредить все эти неблагоприятные последствия, нужно построить правильно режим дня школьника.

  1. Продолжительность школьных и внешкольных занятий должна учитывать возрастные возможности.
  2. Должен быть обеспечен достаточный отдых (с максимальным пребыванием на свежем воздухе).

Садиться за уроки нецелесообразно, не отдохнув после школы. Лучше всего начинать занятия, пообедав и побывав на свежем воздухе 1,5-2 часа. Активный отдых после уроков обеспечивает «разрядку», удовлетворяет потребность детского организма в движении, общении, то есть школьники могут снять напряжение, связанное с интенсивной работой в первой половине дня.

Пребывание детей на воздухе – это использование естественных факторов природы для оздоровления и закаливания их организма. Помните: чем больше ребенок двигается, тем лучше он развивается и растет. Вы ведь и сами замечаете, как после прогулки у ребенка розовеют щеки, он становится активным, веселым, перестает жаловаться на усталость.

Время начала выполнения домашнего задания должно быть твердо зафиксировано. Выполнение уроков всегда в одни и те же часы позволяет ребенку быстро войти в рабочее состояние и способствует лучшему приготовлению домашних заданий. Позаботьтесь об удобном рабочем месте. У ребенка должен быть свой письменный стол.

В бюджете времени надо предусмотреть около 1,5 часа на занятия, отвечающие склонностям ребенка. Чтение, кружковая работа, просмотр фильма по телевидению, музыкальные и спортивные занятия – круг интересов детей весьма широк. Следите, пожалуйста, за тем, чтобы занятие чем-то одним не забирало все свободное время. Обычно, к сожалению, таким «пожирателем времени» ребенка становится телевизор или компьютер.

Неоценимое значение для здоровья, бодрости, высокой работоспособности имеет гигиена сна. Потребность в сне составляет: в 10-12 лет – 9-10 часов, в 13-14 лет – 9-9,5 часов, в 15-16 лет – 8,5-9 часов.

Израильские ученые установили, что недосып ночью даже на 1 час плохо влияет на психоэмоциональное состояние детей. Они сильнее устают к вечеру и хуже справляются с тестами на память и реакцию.

Поэтому нет нужды доказывать, что сон ребенка надо оберегать: яркий свет, шум, разговоры – все это должно быть исключено. Воздух в комнате, в которой спит ребенок, должен быть свежим.

Сон важно оберегать, если так можно выразиться, до того, как ребенок заснул. Конечно, он не малыш, которому на ночь нельзя рассказывать страшные сказки, и все-таки надо избегать всего, что может взбудоражить физически или умственно: подвижных игр, длительного чтения, просмотра телепередач. Понятно, что ребенка не поместить под стеклянный колпак, не оградить от всего, однако разумное ограничение вечерних впечатлений необходимо. Иначе это отразится на сне – будет затягиваться его наступление, он станет неглубоким.

«Но как быть, – спрашивают родители, – если нам самим хочется смотреть телепередачу, а отправить сына спать сил нет? Он обижается, да и жалко его: сами смотрим, а ему не даем». Думается, чувство вины, которое испытывают родители, напрасное. Нет ничего страшного, если телевизор будет говорить вполголоса, а ребенок будет спать за закрытой дверью в другой комнате. Но если уж в семье не сумели поставить так, чтобы это воспринималось им спокойно и просто, есть еще один выход из положения: не смотреть передачи самим. Это наименьшее зло.

Нарушения в установленном распорядке дня нежелательны, так как это может привести к расстройству выработанного режима в деятельности организма ребенка.

Питание

Народная мудрость гласит:

  1. «Какова еда и питье – таково и житье».
  2. «Ешь правильно – и лекарство ненадобно».

Внимание к питанию школьников важно потому, что именно в этом возрасте наиболее часты ошибки в его организации.

Калорийность питания должна соответствовать величине энергозатрат растущего организма.

Качественный состав питания должен удовлетворять потребности растущего организма. Оно должно быть разнообразным и содержать все необходимые вещества и в нужных количествах.

Потребность детей в калориях в зависимости от возраста

Возраст, лет

Потребление энергии в день (калорийность рациона/ккал)

7-10

2300

11-13
мальчики
девочки


2700
2450

Питание должно быть регулярным.

Продолжительность «активного дня» составляет 11-13 часов. Интервал между приемами пищи, по мнению физиологов, не должен превышать 4-4,5 часа. Это способствует хорошей работе желудочно-кишечного тракта, хорошему аппетиту, правильному усвоению пищи.

Итак, наиболее рационален четырехразовый прием пищи в одни и те же часы.

Часы приема пищи

 

I смена

II смена

Завтрак дома

7.30 – 8.00

7.30 – 8.00

Завтрак в школе

10.30 – 11.30

Обед

14.00 – 14.30

12.30 – 16.30

Полдник в школе

15.30 – 16.30

Ужин дома

18.30 – 19.30

18.30 – 19.30

Прописные истины:

  1. Ешьте часто, но понемногу.
  2. Не забывайте о сахаре, белках – ешьте творог, сыр, рыбу, мясо, яйца; фосфоре – яйца, морская рыба; о кальции – в молочных продуктах, о витамине С, который содержится в овощах и зелени, в апельсинах, лимонах, яблоках, квашеной капусте.

Сейчас, к сожалению, встречается много гиперактивных детей (это неусидчивые дети, невнимательные, импульсивные, не могут ни на чем сосредоточиться).

Согласно исследованиям, проведенным в институте по проблемам питания в университетской клинической больнице в Германии, среди причин, вызывающих гиперактивность, выделяется непереносимость определенных продуктов питания.

Продукты, от которых следует отказаться:

  1. молоко, творог;
  2. кока-кола, многие фруктовые соки;
  3. продукты из овса;
  4. орехи и продукты из орехов;
  5. попкорн, нуга, продукты из какао, шоколад.

Рекомендуемые продукты:

  1. овощи (горошек, морковь, капуста всех видов, бобы);
  2. салат листовой;
  3. фрукты: яблоки, груши, бананы;
  4. гарнир: картофель, нешлифованный рис;
  5. хлеб пшеничные и ржаной;
  6. приправы: йодированная соль;
  7. мясо: говядина, телятина, птица, рыба.

IV. РОДИТЕЛЬСКИЕ «НЕЛЬЗЯ» ПРИ СОБЛЮДЕНИИ РЕЖИМА ДНЯ

Нельзя:

  1. будить ребенка в последний момент перед уходом в школу, объясняя это себе и другим большой любовью к нему;
  2. кормить ребенка перед школой и после нее сухой пищей, бутербродами, объясняя это себе и другим, что ребенку такая еда нравится;
  3. требовать от ребенка только отличных и хороших результатов в школе, если он к ним не готов;
  4. сразу после школьных уроков выполнять домашние задания;
  5. лишать детей игр на свежем воздухе из-за плохих отметок в школе;
  6. заставлять ребенка спать днем после уроков и лишать его этого права;
  7. кричать на ребенка вообще и во время выполнения домашних заданий в частности;
  8. заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика;
  9. не делать оздоровительных пауз во время выполнения домашних заданий;
  10. ждать папу и маму, чтобы начать выполнять уроки;
  11. сидеть у телевизора и за компьютером более 40-45 минут в день;
  12. смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры;
  13. ругать ребенка перед сном;
  14. не проявлять двигательную активность в свободное от уроков время;
  15. разговаривать с ребенком о его школьных проблемах зло и назидательно;
  16. не прощать ошибки и неудачи ребенка.

У каждого человека свое мнение. Каждый живет своей жизнью – это его право. Каждый человек имеет свои особенности, но есть много общих закономерностей. Деятельность человека обусловлены биологическими и социальными условиями. И специально продуманный ритм своего дня, занятие физическими упражнениями помогут человеку избежать многих проблем, выйти из трудных ситуаций.

Нравственность как основа успешности образовательного процесса

Суть культуры «в общественной ценности человека».

Э. Кант

Задачи: убедить родителей, что нравственность — это залог успешного существования человека в обществе, ученика в образовательном процессе; ориентировать родителей на постоянное совершенствование культуры общения в семье с учётом возраста ребёнка, на реальную оценку поведения детей и поиск путей его коррекции.

Форма проведения: родительский всеобуч.

Подготовительная'работа: подготовка этического словаря ученика самими учащимися; анкетирование учителей: этика и учебный процесс; выдержки из устава образовательного учреждения; сочинение-зарисовка «Я в мире людей» (Как бы я хотел, чтобы относились мне?); наблюдения психолога. Нравственные особенности данного возраста, особенности данного класса, атмосферы в нём; русская литература о нравственности; этика произрастает из семьи: анкетирование родителей (см. приложение).

Ход  собрания

I. Вступительное слово

В России Государственный образовательный стандарт в настоящее время выступает в качестве общего научно-методического начала образования, отражает «условия нового прочтения гарантии государства относительно образованности граждан, упорядочения ответственности центра, субъектов РФ, образовательного учреждения». Требования к культурному развитию учащихся, отмечается в стандарте, определяет и содержательный компонент (обязательный минимум содержания образования), и требования к уровню подготовки обучающихся на каждой ступени обучения.

Уже содержание начального образования ориентировано на первоначальное формирование основных сторон личности:

  1. познавательной культуры,
  2. коммуникативной культуры,
  3. нравственной культуры,
  4. эстетической культуры,
  5. трудовой культуры,
  6. физической культуры.

В основной школе стандарт «Нравственность (мораль)» предусматривает:

  1. формирование культуры нравственного поведения школьников;
  2. выработку нравственных основ мировоззрения;
  1. усвоение нравственных норм, правил и требований, лежащих в
    основе общения и деятельности людей;
  2. выработку основных понятий нравственного сознания школьников и др.

Задачи подготовки человека к жизни и деятельности в обществе, получению специальности, освоению профессиональной этики выдвигают требования к общей культуре личности.

Корни же нравственности зарождаются и произрастают из семьи. Семья обладает огромным диапазоном воспитательного воздействия. У истоков стоят родители. Если общую культуру человека определить как отношение человека (к Миру, себе, к другим, труду, природе), то в семье начинает формироваться культура поведения и культура общения. От того, как родители сами представляют это (собственный культурный уровень), какие ставят задачи, как отслеживают выполнение их, сознательно корректируя поведение детей, зависит успех нравственного становления ребёнка. Сначала понимание общего смысла и системы отношений лиц (семья, родственники, воспитатели, сверстники т.д.), затем знание и умение (нормы и правила бытового социального взаимодействия), а дальше творение, подражание позитивному поведению значимых взрослых. На базе, созданной родителями, в учебном заведении к формированию нравственности подключаются учителя-воспитатели. Успех этого непрерывного процесса определяется согласованным взаимодействием воспитания и обучения школы и семьи.

II. Выступление психолога

  1. Психологические особенности данного возраста.
  2. Психологические особенности состава класса. Распределение
    ролей.
  3. Атмосфера сосуществования и сотрудничества.
  4. Проблемы, требующие коррекции.
  5. Необходимые индивидуальные консультации для учащихся и
    родителей.

III.        Этика в словах (словарь по этике)

Термины, на которые хотелось нужно обратить внимание учащихся: АКТИВНОСТЬ, БЛАГОДАРНОСТЬ, БЛАГОРОДСТВО, ВЕЖЛИВОСТЬ, ВЕЛИКОДУШИЕ ВЕРНОСТЬ, ВЫДЕРЖКА, ВЫСОКОМЕРИЕ, ГЕРОИЗМ, ГРУБОСТЬ, ГУМАНИЗМ, ДЕЛИКАТНОСТЬ, ДОБРО, ДОЛГ, ДОСТОИНСТВО, ЗАВИСТЬ, ЗАЗНАЙСТВО, ИНДИВИДУАЛИЗМ, ИСКРЕННОСТЬ, КАРЬЕРИЗМ, КОРЫСТОЛЮБИЕ. ЛИЦЕМЕРИЕ, ЛЮБОВЬ, МАЛОДУШИЕ, МЕЩАНСТВО, МУЖЕСТВО, НЕНАВИСТЬ, ОБЯЗАННОСТЬ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ПАТРИОТИЗМ, ПОДВИЖНИЧЕСТВО, ПРЕДАТЕЛЬСТВО, ПРИНЦИПИАЛЬНОСТЬ, САМОЛЮБИЕ, САМООБЛАДАНИЕ, СКРОМНОСТЬ, СМЕЛОСТЬ, СОВЕСТЬ, СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ, СОЧУВСТВИЕ, СПРАВЕДЛИВОСТЬ, ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ, ТРУДОЛЮБИЕ, ТЩЕСЛАВИЕ, ТРУСОСТЬ, УВАЖЕНИЕ, УБЕЖДЁННОСТЬ, ЦИНИЗМ, ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ, ЧЕСТОЛЮБИЕ, ЭТИКЕТ, ЭТИКА.

Учащимся предлагается выбрать по нескольку терминов и дать толкование их. Словарь распечатывается, оформляется, и может быть неоднократно использован для самоанализа учащимися, родителями и учителями.

IV.        Выступления учителей-предметников

  1. Роль предмета для формирования нравственной и познавательной культуры.
  2. Особенности методики усвоения предмета.
  3. Проблемы.      *

V.        Русская литература о нравственности

(Выступление словесника.)

VI.        Анализ сочинений

VII.        Анализ анкетирования родителей

  1. Подведение итогов

О родительском авторитете

Истинный авторитет есть не что иное, как истина, изысканная силой разума.

Иоанн С. Эриугена

Задачи: ознакомить родителей с методами воспитания детей в семье; формировать у родителей значимость данной проблемы в жизни семьи.

Форма проведения: лекция.

Вопросы для обсуждения: крайности воспитательных систем, из истории вопроса; методы воспитания детей в семье.

Подготовительная работа: анкетирование учащихся (см. приложение); подготовка материалов для лекции.

Ход собрания

I. Вступительное слово

Уважаемые папы и мамы!

Наше родительское собрание мы посвятим сегодня родительскому авторитету. На доске перед вами четыре фразы.

Выберите ту фразу, которой вы чаще всего пользуетесь в воспитании своих детей.

  1. Делай так, как тебе говорю я, или вообще не делай!
  2. Можешь делать, что хочешь.
  3. Мне все равно, что ты делаешь.
  4. Я хочу понять, почему ты так делаешь.

Каждая из этих выбранных вами фраз отражает ваше отношение к использованию родительского авторитета. Родители по степени выраженности своего авторитета делятся на несколько групп:

Родители-автократы — властная своевольная личность. Примером проявления- авторитета такой личности может быть ситуация, рассказанная мне недавно.

Молодые люди поженились и решили жить самостоятельно. Отец молодой женщины сказал, что жить молодая семья должна только с родителями жены. В противном случае молодые должны забыть родительский дом. Вскоре молодожены расстались. Авторитет властности и эгоизма сделал свое дело. В такой семье отношения с детьми строятся на тотальном контроле и ограничениях.

Дети в таких семьях реагируют на ситуацию двумя способами: борьбой или бегством. Борьба может выражаться по-разному: в одних случаях открыто, в других — скрыто.

Открытая борьба ведется уже подросшими детьми. В таких случаях гнев выливается наружу, дети пускают в ход угрозы и даже шантаж.

Если дети малы, они ведут скрытую борьбу: уходят в себя, внешне проявляют покладистость, но в душе у них все кипит, они ищут повод, чтобы включиться в борьбу.

Другая крайность — вседозволенность. В таких семьях родители напоминают дорожные знаки: они безучастно смотрят на то, как растет их ребенок, лишь созерцая, что он творит. Такие родители считают, что ребенок подрастет и поумнеет, но зачастую паспортное взросление в таких семьях радости не приносит, а огорчения родителей становятся все масштабнее.

Исторически сложилось так, что поколение сегодняшних родителей действует по схеме родителей послевоенных Родители50-хгодов считали своим долгом дать детям все то, чего они сами не имели.
Благодаря этому целое поколение детей выросло в системе воспитания вседозволенностью. Эти дети сами стали родителями. Они —
порождение лозунга «Все лучшее — детям», который в наши дни не
редко сводится лишь к понятию изобилия материального. Родительский гипертрофированный авторитет в этой ситуации может сыграть
плохую роль и привести к моральным потерям, которые нельзя восполнить.        
s

П. Анализ анкет учащихся

Авторитет родителей — это баланс между любовью к детям и ограничениями. Если для того, чтобы привлечь к себе внимание родителей, ребенок должен совершить проступок, что может быть безобразнее и страшнее? Авторитет настоящий — это авторитет, исключающий авторитаризм, все дозволенность и безразличие родителей к своему ребенку.

Наверное, родители должны помнить одну простую вещь: ребенок вовсе не должен вести себя хорошо всегда, ибо так он никогда не приобретет опыт понимания, что хорошо, а что плохо.

Значение родительского авторитета состоит в том, чтобы ребенок понял в результате совершенного проступка, как можно поступать и как поступать нельзя. Для этого нужен авторитет контакта и принятия.

Родителям необходимо уйти от установки: «я говорю — ты делаешь». Всеми своими действиями они обязаны научить ребенка понимать, что он должен выбирать путь, по которому проживет свою жизнь. Авторитет родителей заключается лишь в том, чтобы разъяснить трудности выбранного пути и его последствия. III. Подведение итогов

Обсуждение с родителями проблемных вопросов по теме собрания.

Нравственные уроки моей семьи

Нравственность — это разум сердца.

Г. Гейне

Нравственность — это склад души, выражающийся в страстях и поступках.

Аристотель

Задачи: показать родителям значимость нравственного воспитания детей в семье; формировать культуру общения родителей и детей, умение родителей видеть отрицательные моменты в воспитании собственных детей.

Форма проведения: форум детей и родителей.

Вопросы для обсуждения: предупреждение безнравственного поведения; формирование духовности.

Подготовительная работа: анкетирование детей и родителей (см. приложение); анализ мнений детей и родителей по теме собрания; ситуации для решения в ходе собрания (см. приложение); написание рассказа по заданной теме; полезная информация (см. приложение).

Оформление класса: учащиеся и их родители усаживаются в зале, подготовленном для проведения собрания. Они садятся по группам. В группах по пять-шесть человек. Группы образуют взрослые и дети отдельно. На доске — плакаты с эпиграфом собрания.

Ход  собрания I. Вступительное слово

Многие годы по морскому побережью, на котором отдыхало в летнее и зимнее время много людей, ходила маленькая старушка. Ее седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их к себе в сумку.

Детям было любопытно посмотреть, что кладет старушка в сумку, но родители велели им держаться от нее подальше. Когда она проходила мимо, то и дело нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбалась людям, но никто не отвечал на ее приветствие.

Только когда маленькая старушка умерла, люди узнали о том, что она посвятила свою жизнь тому, чтобы подбирать с пляжей осколки стекла, которыми дети могли порезать ноги...

Это не легенда, это реальная история из нашей с вами жизни, уважаемые взрослые и дети!

Сколько таких людей, как старушка, о которой я рассказала, живут рядом с нами, дарят нам тепло и ласку, любовь и доброту, а мы понимаем это лишь спустя годы, если вообще понимаем, что они значили в нашей жизни, какое тепло излучали их сердца и души.

Давайте сегодня поговорим о том, как мы строим свою жизнь, какие поступки совершаем, чем платим за любовь и тепло человеческого сердца.

В старинные времена был красивый обычай — каждому роду иметь свой герб. А чтобы вы поместили на герб своего дома, какие бы слова на нем написали, если бы имели такую возможность? (Ребята дают ответы, при этом советуясь с родителями.)

II.        Решение проблемных ситуаций

Одновременно в каждой группе детей и родителей решают одну и туже ситуацию. В начале ответ дает группа детей, а затем группа взрослых. Затем представители других групп могут предложить свое мнение по решению той или иной ситуации.

III.        Обсуждение сочинений учащихся

Учащимся заранее предлагается написать сочинение о тех людях, которыми семья очень дорожит. Это могут быть люди, уже ушедшие из жизни и даже не родственники, но с именами этих людей связаны в семьях приятные воспоминания.

«Дерево дружбы и любви». Каждый ученик класса оформляет свое «дерево дружбы и любви». На ветки «дерева» он вешает сердечки с вписанными в них именами дорогих и значимых для него и его семьи людей. «Деревья» выставляются в помещении, где проходит форум.

После решения ситуаций ребята знакомят всех присутствующих с описанием своего «дерева дружбы и любви» (по желанию).

Затем классный руководитель знакомит всех участников форума с сочинениями ребят о тех людях, чьи имена в семьях чтят и любят. В честь этих людей ребята зажигают маленькие свечи.

Классный руководитель просит родителей и детей вспомнить те библейские законы нравственности, о которых шла речь на форуме, и озвучить их.

Учитель зачитывает рассказы детей, которые они писали по заданной ситуации. Ребята определяют лучший рассказ.

Автор лучшего рассказа награждается золотым писательским пером (ручкой для написания новых рассказов). В конце собрания родители и дети составляют свод нравственных законов семьи и класса.

Они работают в группах, каждая группа вносит свои предложения и записывает их на лист бумаги. Лист пускается по кругу, пока каждая группа не внесет свои предложения. Затем группа экспертов из числа детей и родителей определяет те положения, которые чаще всего встречаются, записывает их и зачитывает всем. Эти положения и станут отправной точкой нравственных поступков класса.

После этого учащиеся покидают форум, а родители обсуждают результаты анкетирования детей и родителей по проблеме собрания.

IV.        Подведение итогов

В конце собрания родители делятся впечатлениями от увиденного и услышанного в ходе собрания.

Исходя из результатов обмена мнением взрослых и детей, родители определяют первостепенные меры по предупреждению безнравственных поступков учащимися класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкеты для: родителей, учителя, ученика

Приложение к информационному материалу "Педагогическое исследование"...

Анкета для родителей

Анкета для родителей (ознакомительная)...

Анкета для родителей "Какой вы родитель".

Уважаемые родители, асли Вы хотите убедиться в правильности воспитания, пройдите тест самопроверки. Это не сложно: прочитайте вопросы и оцените себя (рядом указано количество баллов за каждый ответ). ...

Памятка для родителей «Ваш ребенок — первоклассник», анкета для родителей.

Учение — это нелегкий и ответственный труд. Памятка поможет родителям первоклассников  в некоторых вопросах воспитания детей....

Анкета для родителей "Знакомство с родителями"

Анкета используется в первые дни пребывания ребёнка в школе в период подготовительных занятий....

Анкета для родителей будущих первоклассников для изучения интересов и потребностей младших школьников и запросов их родителей

Информация об интересах и увлечениях детей, необходимая для проектирования системы внеурочной деятельности учащихся начальных классов....

Анкета для родителей "Мнение родителей об образовательном процессе в школе".

Анкета может быть использована с целью изучения мнения родителей об образовательном процессе в школе. В 1а классе МБОУ СШ №2 г. Сычевки, в котором я являюсь классным руководителем, результаты анкетиро...