Родительскиесобрания для 3 класса.
методическая разработка (3 класс) по теме
Материал содержит разработанные родительские собрания. Анкеты для родителей и учеников 3 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Значимость поощрения и наказания для ребёнка | 52.5 КБ |
Как научить ребёнка дружить | 53 КБ |
Трудные детии как им помочь | 60.5 КБ |
Беседа Если ребёнок пишет с ошибками. Как подготовить ребёнка к школе | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание "Значимость поощрения и наказания в воспитании детей"
Мордовина Елена Ивановна, педагог-психолог
Статья отнесена к разделу: Школьная психологическая служба
Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей в семье – каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало развитию гармоничной личности.
Поощрение и наказание – простейшее из средств родительского влияния. Они предоставляют родителям возможность выражать своё отношение к поступкам ребёнка. И у каждого родителя имеется своё устоявшееся мнение по поводу наказаний и поощрений ребёнка.
Большинство родителей, как показывает практика, отдают предпочтение – наказанию, а психологи, которые занимаются проблемами поведения и подсказывают родителям приёмы эффективного взаимодействия с детьми, делают акцент на позитивном подходе. Они советуют родителям переключить внимание с проступков ребёнка на его хорошие поступки. Позитивный подход выражается, прежде всего, в поощрениях и наградах, то есть в благоприятных последствиях. Определяя, что может служить наградой ребёнку, родители должны повнимательнее присмотреться к ребёнку, подметить, каковы его интересы, нужды, пожелания.
Поощрения и наказания — важные рычаги воспитания. Формируясь как личность, ребенок совершает выбор, а с этим — судьбу. Посеешь поступок — пожнешь судьбу. И он выбирает сам, выбирает похвалу или наказания. Он выбирает поощряемый или осуждаемый путь. Выбирает очень рано, еще неосознанно. И это — самое важное. Ребенок, сам того не ведая, своими поступками, своим отношением к поощрениям и наказаниям делает первые шаги на пути формирования характера. Родители, поощряя и наказывая, формируют характер ребенка. А каков характер, такова во многом судьба человека.
Цель собрания: Формирование у родителей осознанного применения в воспитательном процессе методов поощрения и наказания.
Задачи: Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребёнка в семье;
Формировать у родителей культуру поощрения и наказания в семье.
Материалы:
Листы бумаги А4 разного цвета (всего 4 цвета).
Карточки тех же цветов (для каждого участника).
Плакаты с высказываниями.
Карточки с практическими заданиями.
Карточки с описанием проблемных ситуаций.
Подготовительная работа к собранию:
Анкетирование детей.
Организация пространства:
В зале стоят 4 стола и стулья вокруг них, при входе в зал каждый участник получает карточку какого-либо цвета, заходит в зал и садится за стол, на котором лежат того же цвета листы А4. (Случайное распределение родителей в группы способствует развитию коммуникативных навыков и установлению более тесных контактов между участниками)
Ход собрания
Играет музыка, родители входят в зал и рассаживаются
Зал оформлен плакатами с мудрыми высказываниями, согласно теме собрания
1. Вступительная часть
Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей в семье – каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало развитию гармоничной личности.
Поощрение и наказание – простейшее из средств родительского влияния. Они предоставляют родителям возможность выражать своё отношение к поступкам ребёнка. У каждого родителя имеется своё устоявшееся мнение по поводу наказаний и поощрений ребёнка, поэтому мы обратим внимание на их виды, влияние на детей и эффективность.
Сегодня мы попытаемся ответить на отдельные вопросы: Нужно ли наказывать детей? Как и когда лучше это сделать? За что можно поощрять ребёнка?
2. Практическое задание
Сейчас я предлагаю начать с вами работу с выполнения практического задания по группам. Первой группе необходимо составить перечень приемлемых методов поощрения. Второй группе необходимо составить перечень неприемлемых методов поощрения. Третьей группе необходимо составить перечень приемлемых методов наказания. Четвёртой группе необходимо составить перечень неприемлемых методов наказания (Приложение 1).
(Участники представляют свои результаты работы в группах. Проводится дискуссия.)
3. Анализ анкетирования детей
Предварительно, перед нашей встречей, дети ответили на вопросы анкеты (Приложение 2).
Давайте посмотрим, каковы выборы методов поощрения и наказания в ваших семьях глазами ваших детей?
(Приводится обобщённый анализ ответов, подводится итог анкетирования.)
4. Информационная часть
Воспитание в семье требует разумного применения наказаний и поощрений, поскольку и то, и другое влияет на самооценку ребёнка. Наказание и поощрение должны быть проявлением конкретного отношения старших членов семьи к поведению детей.
А теперь я хочу предложить вам, что на эту тему говорят отечественные и зарубежные психологи, которые занимаются проблемами поведения и подсказывают родителям приёмы эффективного взаимодействия с детьми, они делают акцент на позитивном подходе. Психологи советуют родителям переключить внимание с проступков ребёнка на его хорошие поступки. Позитивный подход выражается, прежде всего, в поощрениях и наградах, то есть в благоприятных последствиях. Определяя, что может служить наградой, поощрением, ребёнку, родители должны повнимательнее присмотреться к ребёнку, подметить, каковы его интересы, нужды, пожелания [5].
Детский психолог Д. Фонтенел считает, что поощрением может служить всё, что приятно данному ребёнку. Обычно поощрения следует выбирать из следующих областей:
Поощрения, связанные с внешкольными занятиями, с распорядком дня в семье и т. д.
Это поощрения, связанные с внешкольными занятиями. Например: лечь спать на два часа позже обычного; пригласить друга с ночёвкой; подольше поговорить по телефону.
Материальные поощрения.
Обычно это конкретные материальные вещи, представляющие интерес для ребёнка: дополнительные карманные деньги, одежда, и т. д., то, что вы обычно покупаете тли разрешаете детям. Многое из того, что мы покупаем детям, делаем или можем сделать для них, можно с успехом использовать в качестве последствий. Для этого надо добиваться, чтобы они заслужили в виде поощрения, а не получали разрешение или какую-то вещь просто так.
Социальные поощрения.
Это наиболее мощный тип поощрения, имеющийся в распоряжении родителей. Социальное поощрение может выражаться в словесном выражении одобрения, смехе, похвале за хорошо сделанное дело, улыбки, похлопывание по спине или в других формах доброжелательного отношения. Например: поощрить, вешает на место одежду, вовремя возвращается домой. Социальное поощрение должно сопровождаться материальным вознаграждение или поощрением, связанным с внешкольными занятиями. Оно очень важно для детей, а значит, укрепляет ваше положительное взаимодействие с детьми
О чём нужно помнить при поощрениях
Поощрение является очень мощным последствием и эффективным средством изменения поведения детей. Однако, чтобы вознаграждение было действенным, необходимо учитывать ряд обстоятельств.
Поощрение должно быть строго индивидуальным.
Поощрение не должно предшествовать желаемому поведению.
Заслуженное поощрение необходимо выдать.
Необходимо вознаграждать малейшие улучшения в поведении.
Возможно, награды придётся менять.
Поощрение должно быть достижимым.
Многие родители, как показывает практика, отдают предпочтение – наказанию и теперь мы поговорим о наказаниях.
Наказания можно определить так: это лишение ребёнка того, что для него важно и будет воспринято как ощутимая потеря. Наказания, которые обычно применяют большинство родителей, можно разделить на пять категорий.
Потеря привилегии.
Это очень эффективная форма наказания. Данная система предполагает, что ребёнок штрафуется, лишается привилегий или важных для него занятий, если не выполняет определённые поручения или совершает проступок. Любой тип занятия, привилегия или вещь, представляющая для ребёнка ценность, может быть использована для наложения штрафа.
Например: дочери полагается в десять быть дома, насколько ты опоздаешь сегодня, на столько раньше десяти должна будешь вернуться завтра.
Это эффективная мера наказания, однако, важно учитывать несколько моментов:
Надо чётко определить поведение, подлежащее штрафу, и обозначить цену возможной провинности.
В случае проступка, необходимо последовательно применять систему штрафов и потерю привилегии.
Доказано, что эта система бывает максимально эффективна, если параллельно ей ребёнок может получать поощрения или вознаграждения за положительное поведение.
Остерегайтесь нереальных или слишком суровых наказаний (например, оплата за отметки [5].
Запрет на приятные для ребёнка занятия.
Часто называется наказанием тайм-аутом. Чтобы наказания тайм-аутом было эффективным, у ребёнка должно быть какое-то приятное ему занятие, увлечение, которого он будет лишён подобным наказанием.
Например, наказание тайм-аутом. Дочь затевает спор в магазине из-за стиля одежды. Ей можно сказать: “Я буду делать тебе предупреждение каждый раз, когда ты будешь дерзить; после третьего предупреждения ты отправишься домой, а покупки будут отложены на неделю”.
Для тайм-аута подойдёт любое привлекательное занятие для ребёнка.
Чтобы использовать этот приём с успехом, надо учитывать ряд условий:
1) Вы должны ясно обозначить, за какую провинность последует наказание.
2) Провинность должна определяться очень чётко. Например: “Я больше не хочу терпеть ваши скандалы, под скандалами я понимаю, что вы дразните, друг друга и обзываете”. Теперь ребёнок знает, какое именно поведение карается тайм-аутом.
3) Далее делается предупреждение: “Я делаю тебе первое предупреждение. После третьего предупреждения случится то-то и то-то”. Кроме того, ребёнок должен знать, на какой период ему будет запрещено то или иное занятие, и что он должен сделать, чтобы выйти из тайм-аута.
Например: “Если ты будешь помогать по дому три дня без споров, мы поедим за покупками в субботу”. Процедуру тайм-аута надо проводить последовательно, с невозмутимым видом без эмоций, и применять меру, которая была заранее объявлена [5].
Лишение поощрения.
Если в семье применяется система поощрений и ребёнок не получает награды, потому что не делает того, чего от него требуют родители, это может рассматриваться как наказание. Неполучение награды само по себе является действенной мерой [4].
Вербальные наказания.
Если родители кричат на ребёнка, обзывают его, упрекают, читают нотации – это очень неэффективная форма наказания. Дети умеют отключать внимание, пропуская излияния родительского гнева мимо ушей [6].
Физическое наказание.
Физическое наказание подразумевает управление ребёнком посредством запугивания. Иначе говоря: “Я сильнее тебя, поэтому могу делать с тобой что хочу”. Однако, можно достичь цели, используя множество разных методов наказания, избегая физических (Приложение 3) [3].
О чём нужно помнить прибегая к наказаниям
Существует ряд условий, которые необходимо соблюдать, чтобы сделать наказание эффективным средством, позволяющим свести до минимума поведенческие проблемы.
Используйте наказание в сочетании с поощрениями.
Скажите ребёнку, что необходимо сделать, чтобы наказание было снято.
Индивидуализируйте наказания.
Наказывайте поведение, а не самого ребёнка.
Сохраняйте холоднокровие.
Не злоупотребляйте наказаниями.
Старайтесь наказывать сразу.
5. Рассмотрение проблемных ситуаций
Сейчас я предлагаю попробовать решить несколько жизненных ситуаций в подгруппах (Приложение 4).
Сколько людей, столько и различных мнений. Давайте будем уважительно относится к каждому решению проблемы.
(Участникам в группах предлагаются карточки с описанием проблемных ситуаций. Участники обсуждают ситуацию внутри группы, затем предлагают решение для общего обсуждения)
6. Итог собрания
А в заключении я хотела бы обратить ваше внимание на высказывания великих педагогов и психологов, которые вы видите на плакатах. Выберите то высказывание, которое вам ближе (Приложение 5)
(Участники по желанию высказывают и аргументируют своё мнение)
Уважаемые родители, поощрения и наказания — важные рычаги воспитания. Формируясь как личность, ребенок совершает выбор, а с этим — судьбу. Посеешь поступок — пожнешь судьбу. И он выбирает сам, выбирает похвалу или наказания. Он выбирает поощряемый или осуждаемый путь. Выбирает очень рано, еще неосознанно. И это — самое важное. Ребенок, сам того не ведая, своими поступками, своим отношением к поощрениям и наказаниям делает первые шаги на пути формирования характера. Родители, поощряя и наказывая, формируют характер ребенка. А каков характер, такова во многом судьба человека.
Желаю вам успехов в нелёгком труде родителя!
Любите своих детей! Удачи вам и счастья!
7. Памятки-рекомендации (Приложение 6)
“Как поощрять ребенка в семье”.
“Общие правила, что нельзя делать и, напротив, о чём нужно помнить и делать, если возникло желание наказать ребёнка”.
Литература
Н.И.Дереклеева “Родительские собрания 1-4 классы”.
И. М. Марковская “Тренинг взаимодействия родителей с детьми”.
Л. И. Саляхова “Родительские собрания 1-11 классы”.
К. Кузьма “Как понимать своего ребёнка”.
Д. Фонтенел “Проблемы переходного возраста”.
Т. Л. Шишова “Как правильно наказывать ребёнка”.
Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки. Выпуск 1, 2/ Под ред. Н.А. Алексеевой.
Школьный психолог № 25 2000 год.
Школьный психолог № 21 2008 год.
Предварительный просмотр:
Родительское собрание в 3 «Б» классе на тему:
« КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ДРУЖИТЬ»
Подготовила учитель начальных классов МБОУ Заветинской СОШ №1 с. Заветное Ростовской области.
Цели: помочь родителям осознать, как важна и необходима для формирования ребенка дружба со сверстниками; дать рекомендации, цель которых – способствовать формированию правильных отношений подростка и сверстников.
Ход собрания:
I. Организационный момент: Создание эмоционального настроя.
Добрый вечер. Спасибо за то, что пришили на очередное родительское собрание. Тема нашего разговора: « Как научить ребенка дружить?» Считаете ли вы, что дружба – является важной составляющей счастья ребенка? Умеет ли ваш ребенок дружить? Как понимает он это слово? Все эти вопросы и станут предметом нашего обсуждения.
II. Основная часть собрания.
«Друзья – не главное, здоровье в первую очередь», – говорит одна бабулька, привычно отправляясь с четырехлетним внуком на прогулку в лесопарковую зону. «Вот пойдет в школу, там и заведет друзей», – размышляет не очень общительная мама, наблюдая за одиноко копающейся в огромной песочнице дочкой. Правы ли они? Едва ли…
Человек — существо социальное. В социуме мы реализуем большую часть своих потребностей. И дружба — это тот фундамент, на котором строится психологическое спокойствие человека.
Именно детская дружба учит маленького ребенка искусству сложного взаимодействия в обществе: умению постоять за себя, добиться справедливости, защитить близкого человека, объединить вокруг себя людей по интересам и идти к намеченной цели.
Однако умение дружить не заложено в человеке генетически. Это сложная наука, учиться которой каждому приходится на своих собственных ошибках. И лучше, если эти ошибки человек переживет в 2–3 года при помощи и поддержке родителей, нежели в школьные годы в одиночестве, страдая из-за каждого промаха и удара ровесников.
Кроме того, для развития любого навыка существует свой сенситивный период, упустив который, мы рискуем навсегда остаться без соответствующего умения. И если достаточно общительный от природы малыш как-нибудь сможет компенсировать упущенные годы тренировок, то стеснительному и замкнутому в себе ребенку может оказаться не по силам наладить общение с ровесниками, и он так и останется «в стороне».
Молодые родители с грустью отмечают, что на пути возникновения крепкой дружбы приходится преодолевать совсем не детские препятствия.
Дети чрезвычайно жестоки по отношению друг к другу. Им непременно хочется чужую игрушку, при том что свою они не позволят даже в руках подержать. Они очень подвержены влиянию внешних факторов: плохая погода, не выспались, устали – и, совершенно не считаясь с чувствами другого ребенка, могут превратить учебный день или время отдыха в сущую пытку, как для себя, так и для друга. К тому же вам стоит быть готовыми сглаживать обиды и разрешать споры.
«Кто владеет информацией, тот владеет миром», – сказал У. Черчилль. Думаю, что к этому мнению нужно прислушаться.
Взрослеет ваш ребенок, и все новые и новые черточки появляются в его поведении. Совсем недавно ваш сынишка с удовольствием держался за вашу руку, шагая рядом, но однажды, вы заметили, что он аккуратно освободил свою ладошку и пошел рядом совсем самостоятельно. Не обратили внимания, когда именно это произошло? Скорее всего, где-то рядом были его приятели, одноклассники... Родителям не нужно обижаться, надо понять причины такого поступка.
Ваш ребенок вступил в пору, одним из признаков которой является «Переориентация с норм поведения взрослых на нормы сверстников». Именно так называют это явление психологи, считая его одним из наиболее ярких показателей того, что ребенок становится подростком. Ребенок стремится не просто быть вместе с товарищами, но хочет быть принятым, признанным ими. От этого (а, к огорчению многих взрослых, – не от успехов в школе) во многом зависит его настроение, его самооценка.
Такая зависимость от сверстников связана с очень сильным и ярким чувством взросления, переживанием подростком того, что он становится другим, иным, чем вчера, что он уже не ребенок. Он стремится понять себя, нового, свои новые качества, возможности. Но для того, чтобы сделать это, он должен себя с кем-то сравнить. Как важно, чтобы ребенок не оказался в этот момент под влиянием отрицательных «героев», не попал в дурную компанию (именно этого так часто боятся родители).
Поэтому если вы не хотите, чтобы ваш ребенок попал в «дурную» компанию, позаботьтесь о том, что уже в детстве у него был широкий круг интересов, ценности и представления, соответствующие вашим взглядам на жизнь, а главное, чтобы он любил и ценил общение с вами. Чем более широким будет его кругозор, чем более интересно ему будет жить, тем меньше вероятность, что он попадет в плохую компанию и, главное, что он предпочтет ее семье. Большинство подростков проходят стадию конформизма, подверженности влиянию сверстников. Такой конформизм, как показывают исследования, абсолютно нормален для развития в подростковом возрасте. Впервые он появляется к концу младшего школьного возраста, достигает максимума примерно в 13–14 лет, а затем уменьшается. И он, как правило, не имеет той силы и того полностью негативного характера, которому ему приписывает обеспокоенное родительское воображение.
Психологические исследования показывают, что для подростков самыми важными становятся две группы качеств личности –
те, которые выражают их взрослость, самостоятельность,
и те, которые характеризуют их как настоящего товарища.
Именно принцип товарищества становится важным критерием оценки себя и других.
Большинство взрослых, если серьезно задумаются, вспомнят себя в подростковом возрасте, согласятся, что товарищество, дружба были для них тогда очень важны. Но только проявлялись они по-другому. Для каждого поколения формы выражения этого принципа, его внешние проявления иные и именно они часто раздражают, выводят из себя взрослых.
«Так не делают», «Меня будут презирать», – в основе всего этого принцип товарищества, который для школьника является теперь главным принципом, главным критерием морального поведения. Такой основной, сознательно выделяемый, сознательно предпочитаемый критерий возникает здесь впервые (хотя подросток находит для его названия другие слова, другие определения). И отсюда часто возникающее объяснение: «Так все делают», которое вовсе не является попыткой «скрыться за спинами других» (как это часто понимают взрослые), а именно указание на равенство, общность норм для всех.
Когда ваши сын или дочь делает что-то не так, как вы того от него требуете – посмотрите, подумайте, с чем это связано. И если причины этому – ориентация на требования сверстников, не спешите с упреками или наказаниями. Порадуйтесь за него – он сделал громадный шаг в своем нравственном развитии. Известный швейцарский психолог
Ж. Пиаже описывает этот переход от низшей формы нравственности – «нравственности принуждения» к высшей ее форме – «нравственности сотрудничества».
«Нравственность сотрудничества» основана на равенстве, это нравственность взаимных отношений, тогда, когда каждый и сам должен вести себя определенным образом, и может требовать такого отношения от других. Это поведение, с ориентацией на интересы другого человека, других людей, т. е. нравственность в собственном смысле слова. И многие пугающие или раздражающие вас формы поведения вашего сына или дочери – это проявления «нравственности сотрудничества». И простая борьба с этими проявлениями путем запретов, наказаний, попытками доказать, что те или иные ребята не могут быть его друзьями, что они только «пользуются» им – все эти известные педагогические приемы, как правило, бесполезны. Ведут они часто не к смене друзей, не к желаемой взрослыми цели, а, наоборот – к углублению пропасти между подростком и взрослыми, причем – и это хорошо известно – чем сильней «нажим» со стороны взрослых, тем сильнее сопротивление подростка, тем эта пропасть больше.
Если же подросток безропотно подчиняется взрослым, то это (особенно в долгосрочной перспективе) вредно для развития его личности. И когда вы с понятными опасениями думаете, что ваш сын, «как телок» всюду идет за товарищами, помните, что он сам тот самый товарищ для сына ваших соседей.
Многие родители в ответ на эти рассуждения воскликнут: «Но он еще мал! В жизни столько опасностей!»; «Что она понимает! Вот подрастет, тогда...». Действительно, насколько было бы спокойнее, если бы все это происходило позже, когда сын или дочь станут старше, сознательнее, станут лучше разбираться в жизни и в людях, когда можно будет не опасаться, что они попадут в руки наркодилера, преступника.
Увы! Законы развития психики, так же как и законы природы, плохо подчиняются нашему желанию, а наше вмешательство (с самыми добрыми намерениями) нередко через какое-то время оборачивается катастрофой. Ваши дети, являющиеся младшими подростками, вступили сейчас в очень непростой и ответственный период- период взросления. На этом этапе наиболее важным для них являются отношения со сверстниками. Но, вероятно, в это время взрослеющего человека многое волнует, очень нужен рядом не только ровесник, но и взрослый близкий человек, который поможет в трудную минуту. И я хочу напомнить вам русскую пословицу: «Нет лучше дружка, чем родная матушка». Вы по-прежнему должны быть рядом со своими детьми. Так ли это на самом деле?
Ответьте на несколько вопросов и подумайте о том, все ли правильно в ваших взаимоотношениях с ребенком?
1. Знаете ли вы одноклассников вашего ребенка?
2.С кем сидит ваш ребенок за одной партой?
3.Хотел ли он сделать подарок на 8 Марта (23 февраля) своей однокласснице (однокласснику)? Кому именно?
4.Внимательно ли вы слушаете рассказы ребенка о школьных буднях? (Или слушаете, но думаете при этом о своем?)
5.Являетесь ли вы инициатором разговора с ребенком о школьных друзьях, делах, достижениях и неудачах?
6.Часто ли к вашему ребенку приходят друзья? Не стесняется ли ваш сын (дочь) вас при общении с ними?
7. Много ли телефонных номеров хранится в сотовом телефоне вашего ребенка?
8. Какая игра самая популярная среди друзей вашего ребенка?
Думаю, каждый присутствующий родитель в состоянии проанализировать собственные ответы и сделать вывод. Как помочь найти ребенку друзей и как относиться к тем, кого он нашел сам.
Несколько практических советов.
• Путь ваши дети сами выбирают себе друзей, а вы позаботьтесь о том, чтобы эти друзья бывали у вас в доме.
• Познакомьтесь с родителями друзей вашего ребенка.
• Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка был широкий круг интересов, чтобы ему хотелось как можно больше узнать, понять, сделать.
• Научите своего ребенка с самых первых шагов принимать самостоятельные решения и справляться с ситуациями, когда ему навязываются чужие мнения.
• Как можно больше разговаривайте со своими детьми. Важно, чтобы этот разговор не превратился в ваш монолог, чтобы вы, выясняя, что думает ваш подросток, о чем мечтает, чего страшится, делали это уважительно, серьезно и с подлинным интересом к нему, к тому, что он говорит. И никогда в минуту раздражения не используйте откровенность подростка для того, чтобы «уличить» его в чем-то.
• Если вам активно не нравятся друзья вашего подростка, не пользуйтесь прямыми запретами (как правило, это только поднимает ценность такой дружбы в глазах подростка и ведет к тайным встречам, лжи и т. п.), поговорите со своим сыном и дочерью. Постарайтесь понять, что привлекательного они находят в своих друзьях. Возможно, вы измените свою точку зрения. Если нет – открыто и спокойно объясните, что вам не нравится.
• Если ваши дети выбирают «плохих», с вашей точки зрения, друзей, подумайте о своих отношениях с вашим ребенком. Не чувствует ли он себя заброшенным (нередко подросткам кажется, что родители их любят меньше, чем тогда, когда они были маленькими). Или, может быть, он постоянно ощущает, что вы в него не верите, ждете, что он сделает что-нибудь не так и «назло» стремится оправдать эти ожидания. А возможно, вы несколько переборщили с контролем, и подростку кажется, что вы хотите, как они выражаются, «рулить» всем, и он стремится показать вам, что он сам может что-то определять в своей жизни.
• Всегда старайтесь понять своего ребенка, понять, с чем связаны его поступки, какими потребностями, в том числе и потребности возраста в них выражаются. Всегда показывайте (и особенно тогда, когда это бесконечно трудно, поскольку он буквально «выводит вас из себя»), что вы любите его и доверяете ему. Научите его думать и принимать самостоятельные решения. Если он не всегда будет послушен, научится отстаивать свою точку зрения в общении с вами, то потому ему будет намного легче сделать это в отношении сверстников.
С позицией родителей по поводу влияния сверстников на ребенка мы разобрались. Пришло время поговорить о том, что ребенок знает о дружбе и какой смысл он вкладывает в это понятие. Ваших детей попросили ответить на вопросы.
– Как ты понимаешь, что такое дружба?
– Есть ли у тебя друзья? Как ты понимаешь, что это друзья, а не просто одноклассники?
– Можешь ли ты совершить какой-нибудь поступок ради своего друга?
– Если тебе нужно выбрать подарок для друга, как ты будешь рассуждать при обдумывании его? (Подаришь то, о чем друг давно мечтал? Подаришь что-нибудь не очень нужное тебе? Подаришь что-нибудь, на что хватит денег?)
– Приходит ли твой друг к тебе домой? Знают ли родители о том, с кем ты дружишь?
– У твоих родителей есть друзья? Ты хотел бы иметь таких друзей, когда сам станешь большим?
А какие проблемы волнуют ваши умы, родители? Предлагаю поделиться своими мнениями, задать вопросы. (Родители обсуждают волнующие их вопросы.)
«Мой первый друг, мой друг бесценный», – так с любовью обратился к своему лицейскому другу в своем стихотворении А. С. Пушкин. Их разъединили годы взрослой жизни, полные испытаний и лишений, но тепло и надежность дружеских чувств, зародившиеся в светлые лицейские годы, согревали еще долгие годы. Как важно помочь ребенку обрести в детстве друзей, помочь пережить первые радости и разочарования, связанные с дружбой. Может быть, именно от этого зависит все будущее счастье человека. Он не научился в детстве дружить: а сможет ли он любить? Жертвовать ради другого чем-то дорогим? Сможет ли дарить другому радость?
Согласитесь, что роль родителей в формировании умения дружить несомненна. Очень хочется, чтобы вы не пренебрегали ею.
III. Заключительная часть
Учитель. Подошел к концу наш разговор. Сейчас вы поспешите домой... Найдите время, отвлекитесь от будничных забот и поговорите со своим ребенком. О чем? О дружбе, конечно о терпимости …. Удачи! До новых встреч.
Предварительный просмотр:
Родительское собрание " Трудные дети … Как им помочь? " (Составлено и проведено Ихсановой М.Г.)
Цель: 1. Получить сведения об отношениях между детьми и родителями в семьях учащихся класса.
2. Выяснить, какую помощь оказывают родители своим детям, испытывающим трудности в учебе.
3.Содействовать формированию у родителей представлений об истинной родительской помощи и актуализации потребности ее проявления в отношениях с детьми.
Подготовительный этап:
1. Изготовление детьми красочных приглашений для родителей.
2. Выставка творческих работ, "круговых тетрадей" учащихся "Наши достижения".
3. Ответы на вопросы анкеты детьми (на классном часе):
- С кем ты в семье особенно дружен?
- Кому доверяешь секреты?
- Все ли знают о тебе родители?
- Понимают ли тебя мама и папа?
- Всегда ли справедливы к тебе в семье? - Если тебе плохо, то кому первому расскажешь о своих огорчениях?
- Кого позовешь на помощь, если попадешь в беду или столкнешься с трудностями в учебе?
Анализ ответов учащихся, подготовка материала для сообщения на родительском собрании.
4. Анкета для родителей (заполняется дома и передается учителю за неделю до родительского собрания):
- Доверяют ли Вам дети свои секреты? Если да, то кому?
- Всегда ли вы справедливы к детям?
- С кем из членов семьи наиболее близок Ваш ребенок?
- Кому из членов семьи рассказывает ребенок о своих бедах?
5. Составление памяток-советов для родителей.
1. Установите причину изменившегося поведения Вашего ребенка.
2. Войдите в круг забот Вашего ребенка.
3. Начинайте помощь с малого.
4.Избегайте нервозной настойчивости и неоправданных
конфликтов.
5. Следите за собой, за своей интонацией в процессе занятий с
ребенком.
6. Обязательно отметьте первый успех ребенка.
7. Соедините первый успех ребенка со сверхзадачей
самовоспитания.
8.Не забудьте посоветоваться с учителем.
9. Постарайтесь привлечь всех, кто сможет помочь Вашему
ребенку.
10. Переход ребенка к самостоятельности должен быть
незаметным.
11. Не забывайте чередовать занятия ребенка с пребыванием
на воздухе, с физическими упражнениями.
12. Старайтесь развивать в процессе совместного общения
чувство собственного достоинства у ребенка.
13. Помогите ребенку увидеть себя таким, каков он есть на
самом деле.
14. Не мучайте ребенка своей подозрительностью, недоверием.
15. Остерегайтесь "перезащищенности" ребенка.
16. Учите ребенка деловому расчету и разумной практичности.
17.Стремитесь воспитать сильный характер.
6. Изготовление плакатов: "Лаской почти всегда добьешься больше
чем грубой силой",
"Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе".
Ход проведения собрания:
- Председатель родительского комитета открывает собрание, объявляет тему, знакомит с планом работы.
2. Сообщение классного руководителя.
Обучение в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане.
Это очень напряженный период, прежде всего потому, что школа ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.
Родители должны постоянно об этом помнить.
Если вдруг ваш ребенок стал плохо учиться и пропускать занятия, значит, он потерял веру в свои силы. Значит, он так отстал в учебе, что не в силах самостоятельно наверстать упущенное. Его мучит страх быть спрошенным. Ему стыдно перед товарищами, перед учителями, перед самим собой. Страх с каждым днем растет, и, чтобы избавиться от него, ребенок занимает агрессивную позицию. И тогда возникают конфликты с учителем, активом класса, с родителями. Все вдруг наваливаются на ребенка с требованиями, которые ему кажутся непосильными, невыполнимыми. Такое массовое давление усиливает страх, который все больше угнетает душу. Ребенок страдает оттого, что оказывается в моральной изоляции. Он незащищен, поэтому начинает отчаянно искать такое общение, которое в какой-то мере может избавить его от страха и стыда. Он всеми условиями поставлен
перед необходимостью разрядить накопленный потенциал, его энергия должна найти выход, последствия которого предусмотреть почти невозможно.
Но какие же позитивные свойства формируются у многих трудных детей?
Их отличает огромная энергия и жизнелюбие. Трудный ребенок, сколько его ни отчитывай, ни ругай (а именно это нередко и проделывают с ним), сохраняет в себе ту
удивительную силу, которая так и подмывает его совершить все новые и новые проказы. Он, как правило, хорошо закален физически, очень вынослив, и эти два качества помогают ему самоутверждаться в своей среде, выделяться в ней, занимать ведущую роль. Он смел, предприимчив, склонен к риску, а это импонирует сверстникам. В коллективе ребят он лидирует, помогает слабым, выполняет самую сложную работу. Но все эти качества еще не гарантируют нравственного поведения. Главное, что они есть, и всякий разумный воспитатель должен их использовать, на них опереться.
Если ребенок не помогает вам в ваших домашних заботах, тому может быть несколько причин. Он не умеет делать то, что от него требуют. Он не приучен к труду. Его долгое время не привлекали к домашним заботам. Помощь близким не культивировалась в семье, в доме не было семейного коллектива. Причиной может быть и наметившаяся семейная разобщенность, когда каждый живет своей замкнутой внутренней жизнью.
Если ваш ребенок хорошо учится, но грубит вам, значит, в ваших отношениях наметилась неправильная линия. Надо установить причину изменившихся отношений, в противном случае дурные отношения могут рано или поздно сказаться и на учении.
Возможны и другие причины, связанные с нарушением здоровья и самочувствия ребенка. В таких случаях надо обращаться к врачу.
Опыт показывает, что трудный ребенок, если он здоров, становится трудным тогда, когда обнаружилось отставание в учебе. Поэтому развитие ваших дальнейших отношений с сыном или дочерью будет зависеть от того, как вы организуете их продуктивную деятельность, и, прежде всего учебную.
Большинство родителей допускает одну и ту же ошибку. Вместо помощи - поток требований: "Сядь за уроки!", "Когда же ты начнешь заниматься?". В ответ - привычные детские оправдания: "Да успею", или "Сейчас!", или "А нам ничего не задавали".
Творцы идеальных моделей начинали с другого. "А ну-ка, давай
посмотрим, что надо делать по русскому языку. Так. Упражнение. Хорошо. Сколько надо времени, чтобы выполнить? Полчаса. Прекрасно. А что по математике? Две задачи? Какие? Ах, вот эти… Ну, попробуй сам. Если не сможешь, вместе подумаем…"
Родители, если они хотят, чтобы ребенок хорошо успевал, должны знать современную программу начальной школы. Если ребенок ее хорошо усвоил, в нем непременно должны выработаться и навыки систематических занятий, и привычка к умственному напряжению, и забота о своем престиже в среде учеников.
Если вы хотите помочь ребенку, вам необходимо хорошо представлять себе тот круг забот, в котором он живет, знать те требования, которые предъявляет к нему школа. Процесс образования - самое трудное дело в жизни человека. А в трудном деле нельзя оставлять ребенка одного.
Но с чего начать? Начинайте с малого. Вернее будет - с самого малого. Поставьте перед своей целью вселить в ребенка хотя бы крохотное чувство уверенности в своих силах. Постарайтесь найти такое учебное занятие, чтобы в нем пробудился начальный интерес к делу, вера в то, что оно ему по плечу. Если ребенок слаб в математике, порешайте с ним задачки, которые были ему под силу и раньше.
Первое ваше педагогическое усилие должно быть направлено на то, чтобы ребенок справился с заданием. Когда он выполнит задание и заявит, что это совсем нетрудно, скажите ему: "Вот если будешь регулярно делать то-то и то-то, все задачки будешь щелкать как орешки, и тебе всегда будет легко".
Если ваш ребенок отстал в родном языке, займитесь с ним хотя бы полчаса в день следующим: пусть он под вашу диктовку напишет несколько предложений из учебника. Пусть сам проверит написанное и исправит ошибки. А вы убеждайте, что если он будет вот так писать хотя бы по 2-3 предложения в день, и разбирать вместе с вами ошибки, он непременно станет грамотным.
При отставании ребенка по каким-то другим предметам (чтение, природоведение), попробуйте заинтересовать его таким образом. Загляните предварительно в школьную программу сына или дочери, вникните в то, что им задают на дом. Сходите в библиотеку, возьмите книжки по той теме, которую изучает ваш ребенок. Расскажите ребенку о том, что вы узнали из книжек, прочтите ему наиболее яркие места. Остановитесь на самом интересном месте и дайте ему самому дочитать до конца. Несколько таких занятий, и ваш ребенок наверняка как-то проявит себя на уроке - сам вызовется отвечать, дополнит ответ товарища. И дело даже не в том, что он получит хорошую отметку. Он обретет большее - чувство уверенности в своих возможностях. Рассеется или ослабнет чувство страха. И, кроме того, общее с ребенком дело, совместное достижение цели помогут вам найти ту правильную тональность деловых, гуманных, творческих взаимоотношений, без которых не может быть воспитания.
Итак, вы приступили к занятиям с ребенком. Будьте терпеливы, не раздражайтесь. Если вы хотя бы раз допустите срыв, повысите голос, ваши усилия пойдут насмарку.
Что бы ни делал ребенок во время ваших занятий, оставайтесь весело-непринужденным или добродушно-строгим. Если же займете другую позицию, в ваших первых занятиях с ребенком, ("Как так можно! Я тебе одно говорю, а ты пишешь другое. Ты совсем не хочешь слушать меня. В одно ухо влетает, а в другое вылетает"), то цели вы не достигните. Вы с самого же начала отравите детское воображение ненужной педантичностью.
Когда ребенок "окрепнет", то есть начнет с вами систематически заниматься и войдет в ритм, тогда вы можете изменить тональность обращения - сделать порой строгое замечание и, если это нужно, задеть детское самолюбие. А в самом начале, во что бы то ни стало, избегайте резкости, будьте терпеливы и добры. Это должно создать для ребенка атмосферу спокойствия, защищенности, раскованности. Ваши усилия окупятся сторицей. Ведь что любопытно. Ребенок может ваше задание выполнить точно, и вместе с тем эта работа ничего не прибавит ему. Так бывает, если вы будете стоять над душой у ребенка и то и дело сердито выговаривать: "Ну как ты ручку держишь? Ну сколько раз тебе нужно повторять, неужели ты не можешь по-человечески писать букву?"
От ваших добрых интонаций, от вашей мягкости будет зависеть главное: принесет ли пользу выполнение этого малого или все останется на прежних местах.
Обязательно отметьте первый успех ребенка. А что значит первый успех? Что значит вообще успех? Для одного успехом будет то, что он занял на олимпиаде первое место, а для другого успех в том, что он преодолел в себе сложившуюся привычку убегать после обеда на улицу и до самого вечера играть в футбол или волейбол. Преодолел и сел за стол, чтобы сделать попытку наверстать упущенное.
Так что же тогда считать успехом? А это уж вам виднее. Нижняя граница успеха - ребенок сел заниматься. Значит, если он сел и даже ничего особенного при этом не сделал, надо все равно, не теряя надежды, ободрить: " Все-таки прекрасно, что ты взялся за дело. Ты мало успел сегодня, но это не беда. Главное, что ты сам решил исправиться…" Вы скажете: да ведь ребенок ничего не сделал! Зачем же его хвалить? Это неправда. Он преодолел в себе острое желание поиграть, поболтать с друзьями, преодолел во имя того, чтобы еще раз попробовать себя в том, в чем он совершенно не уверен, а точнее, в чем безнадежно разочарован. Сам по себе такой факт является немалой победой.
Даже самый маленький первый успех надо отметить, чтобы пробудить в ребенке чувство уверенности. Именно это чувство является условием, которое изначально помогает большому и важному делу - формированию человеческого достоинства, трудолюбия, самостоятельности и гражданственности.
Главное - ребенок должен понять, что через маленькие победы он идет к большим свершениям.
Если вы всерьез хотите добиться успеха, настройтесь на длительное общение с ребенком, используйте все усилия, которые могут ему помочь.
3. Обмен мнениями по теме. Выступления родителей.
4. Сообщение результатов проведенного анкетирования учащихся и родителей.
- Проведение председателем родительского комитета теста "Жизнь ребенка и его успехи в школе".
Инструкция для родителей: на каждое утверждение надо дать ответ "да" или "нет".
1. Я развиваю в ребенке положительное восприятие его возможностей, способностей.
- Я предоставил комнату или часть комнаты исключительно для занятий ребенка.
- Я приучаю ребенка (с минимальной помощью и, как правило, самостоятельно) решать свои проблемы, принимать решения, заботиться о своих обязанностях.
- Я показываю ребенку возможности нахождения книг и нужных для его занятий материалов (используя личные, общественные, школьные библиотеки).
- Я никогда не отказываю ребенку в просьбе почитать.
- Я постоянно беру ребенка в поездки, в путешествия, на экскурсии по интересным местам (посещение музеев, театров и прочее).
- Я приветствую игры и общение моего ребенка с друзьями.
- Я часто выполняю вместе с ребенком одно и то же дело.
- Я забочусь о физическом здоровье ребенка (питание, закаливание, зарядка, занятия спортом).
- Я слежу, чтобы ребенок соблюдал режим дня: вставал и ложился в одно и то же время, имел часы для занятий, прогулок, игр и т.д.
Оценка теста.
Посчитать количество плюсов (ответ "да").
Каждый положительный ответ оценивается в один балл. Разделив полученную сумму на 10 (количество утверждений), получаем среднеарифметическое число.
1-й уровень (1 - 0,7 балла).
Вы правильно организуете школьную жизнь ребенка. Ребенок имеет всесторонние интересы, подготовлен к общению со взрослыми и товарищами. При таком воспитании вы можете рассчитывать на хорошие успехи в учении.
2-й уровень (0,6 - 0,4 балла).
У вас могут возникнуть некоторые проблемы с обучением ребенка.
Задумайтесь, являетесь ли вы чрезвычайно активными, не блокируете ли вы "поле свободы" ребенка, достаточно ли времени ребенок общается со сверстниками? Уверены, что размышления позволят вам определить оптимальную стратегию воспитания.
3-й уровень (0,3 - 0 баллов).
В вашем опыте прослеживается главная ошибка - чрезмерная опека ребенка, подмена усилий ребенка собственной активностью. Вы недостаточно даете общаться со сверстниками, мешаете его возможности приобретения социального опыта. Надеемся, что ваша самокритичность принесет успех в воспитательной стратегии.
(Тест взят из журнала "Начальная школа").
- Принимается решение родительского собрания:
- Строить отношения с детьми на основе сотрудничества и взаимопонимания.
- Оказывать помощь детям при возникновении серьезных трудностей в учебе и поведении.
- Поддерживать у детей интерес к учебному труду, способствовать развитию их познавательной активности.
- Не скупиться на похвалу, ласку, внимание, сочувствие.
- Не забывать советоваться с учителем.
7. Вручение родителям памяток - советов.
Список используемой литературы
1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М.: Политиздат, 1982. - 223 с.
2. Воликова Т.В. Учитель и семья. М., 1980.
- Гребенников И.В. Школа и семья. М., 1985.
- Маленкова Л.И. Педагоги, родители и дети. М., 1994.
- Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки. Выпуск 1. / Под ред. Е.Н. Степанова. - М.: ТЦ Сфера, 2003 - 144 с.
Предварительный просмотр:
Если ребенок пишет с ошибками
Нередко дети, даже хорошо знающие правила, в диктантах и сочинениях делают ошибки. Из них вырастают безграмотные взрослые, и это, к сожалению, не может исправить последующее образование. Попробуйте сами помочь своим детям, не уповая на школу.
Самое главное правило, как утверждают психологи, звучит так: "ошибка не должна фиксироваться в сознании". Если ребенок спрашивает, как пишется слово, сразу говорите правильно. Недопустимы фразы типа: "здесь пишется не "а", а "о".
Постарайтесь регулярно проводить дома диктанты хотя бы из упражнений учебника. Если ребенок испытывает затруднения или уже выводит неправильную букву, стоя за его спиной, негромко подсказывайте: здесь "о" или здесь "е". Не акцентируйте внимание на неправильном написании, фиксируйте только правильное.
Есть очень простой и действенный способ научить ребенка писать грамотно. И в первую очередь помочь ему в этом могут родители, если, конечно, у них есть время и желание.
Современные педагоги-новаторы разработали эффективный метод, помогающий бороться с безграмотностью абсолютно в любом возрасте. Естественно, что чем раньше начать занятия с ребенком, тем быстрее и легче вы добьетесь необходимого результата. Расскажем в нескольких словах об этом методе.
За основу берется теория известного в XIX веке исследователя Дмитрия Ивановича Тихомирова, которому в 1888 г. Петербургский комитет грамотности присудил Большую золотую медаль. Ему принадлежат следующие строки: "Если вы хотите, чтобы ваш ребенок грамотно писал, заставляйте его читать, как написано, и не бойтесь, что он будет так же говорить, потому что дети понимают - мы говорим не так, как пишем".
Некоторые современные педагоги, основываясь на теории Тихомирова, весьма успешно учат детей и взрослых грамотному письму. Практическое применение теории более чем простое. Ребенка нужно научить так называемому "орфографическому" чтению. Что это значит? Любой текст можно разбить на слоги. Каждый слог имеет свою вершину, т. е. гласный звук. Остальные звуки слога, т. е. согласные, произносятся на более низком звуковом уровне. Каждый слог можно назвать отдельной звуковой единицей слова. Практически все дети начинают читать по слогам, и только потом учатся произносить слово целиком. Когда же ребенок овладевает чтением, о слогах он уже не вспоминает. Но чтобы научить его грамотной речи, придется снова обратить его внимание на слоги.
Предложите ему прочитать вслух, громко и четко, какой-либо текст не так, как мы обычно говорим, а так, как пишем. При этом ребенок должен разбить слово на слоги и проговорить его, подчеркивая и выделяя их, но достаточно быстро. А если слово простое, его можно прочесть быстро, не разбивая на слоги.
В этом случае одновременно работает зрительная, слуховая и моторная (язык, гортань) память. Затем, когда ребенок сталкивается с этими словами на письме, он мысленно проговаривает их правильно, а следовательно, и правильно пишет.
Примечание: для чтения лучше использовать классику: И. Тургенева, Л. Толстого, И. Бунина и т.д.
Если увлечь ребенка, подобное чтение будет восприниматься им как очень интересная игра. Ведь детей интересует все новое и необычное. Чтение, которое условно можно назвать "чтением грамотности", вполне вероятно, покажется ребенку забавным.
"Чтение грамотности" должно быть регулярным, а во время занятий обязательно присутствие кого-то из взрослых, чтобы следить за тем, как ребенок прочитал то или иное слово. Например, слово "который" он произнес так, как мы обычно говорим, т. е. "каторый". Взрослому надо в мягкой форме поправить ребенка и попросить его еще раз прочитать слово.
С детьми в возрасте до десяти лет подобным образом можно заниматься весьма небольшое время, примерно от 5 до 10 мин. Далее моторика уже не работает, и чтение не приносит должного результата. С детьми старше десяти лет можно заниматься чуть больше - примерно 15 мин.
Регулярные занятия, при которых ребенок неоднократно произносит различные трудные для запоминания слова вслух именно так, как они пишутся, формируют у него чувство природной грамотности. Со временем он будет безошибочно писать любые слова, даже самые сложные. Потому что тренированное сознание автоматически улавливает все особенности их звучания.
Аналогично нужно читать и блоки из 15-20 слов, подобранные в орфографическом словаре: громко, четко и не один раз.
Уже через несколько месяцев регулярных занятий вы заметите улучшение в письме ребенка.
Чтением по слогам, с четким произношением каждой буквы необходимо заниматься каждый день. Проверочные диктанты, текстовые и словарные, можно проводить 1- 5 раз в неделю. Проверяя работу ребенка, не подчеркивайте ошибки красным карандашом. Этим вы только закрепляете в памяти неправильное написание. Лучше выпишите слова, в которых сделаны ошибки, и включите их в словарные блоки, читаемые ребенком, а потом снова проверьте в диктанте. Конечно, существуют отработанные, сложные методики развития грамотности. То, что сегодня советуем мы, нетрудно и требует только постоянной, ежедневной работы. Результативность же была проверена неоднократно.
В заключение хотим передать разговор со случайным попутчиком в поезде. Пожилой мужчина рассказал, что в школе его не аттестовали по русскому языку после восьмого класса. Правила знал, но писал с многочисленными ошибками. Учитель посоветовал ему каждый день летних каникул переписывать по десять страниц романа "Война и мир". Осенью он успешно сдал экзамен, сделав в сочинении всего две ошибки. С тех пор проблем с грамотностью у него не было, а несколько общих тетрадей с исписанными пожелтевшими листками, памятью того жуткого лета, он теперь показывает внукам. Классика - великая вещь! Попробуйте.
Источник:
1. А. Луговская, М. Кравцова, О. Шевнина "Хочу в школу? Как пробудить у ребенка интерес к учебе";
2. М.Г. Коляда "Семейная энциклопедия воспитания ребенка".
Как помочь ребенку в овладении счетом, чтением и письмом
В подготовительных группах детских садов проводятся занятия по счету, чтению и письму, поскольку современное школьное обучение предполагает определенный уровень овладения этими навыками. Нередко и сами родители, еще не думая о подготовке к школе, начинают обучать детей читать, считать и писать. Иногда дети сами проявляют инициативу: то спросят, какая это буква, то скопируют слово и попросят проверить, то используют число для обозначения некоторого количества предметов. Стремление родителей обучить детей счету, письму и чтению тем более оправдано, когда ребенок не ходит в детский сад или часто пропускает занятия по болезни. Однако методы и приемы, которыми пользуются родители при таком обучении, довольно разношерстны, часто интуитивны и далеко не всегда эффективны. Более того, они могут привести к негативным результатам. Поэтому необходимо подробнее остановиться на целях обучения началам школьных знаний, включенных в программу подготовки к школе, а особенно на родительских ошибках при организации и проведении такой работы.
Прежде всего следует сказать, что обучение письму в современной школе проводится по специальной методике безотрывного письма, с которой подавляющее число родителей незнакомо. Поэтому они могут научить ребенка писать совершенно неправильно, а переучиваться, как известно, труднее, чем овладевать этим навыком впервые. В детском саду детей учат писать только печатными буквами. На это и надо ориентироваться родителям при подготовке детей дома.
Будет полезно, если родители не только займутся с детьми письмом печатными буквами, но прежде всего позаботятся подготовить руку ребенка к графической деятельности. Сюда входят такие упражнения, как рисование, копирование, обводка, штриховка, раскрашивание, вырезание, выкладывание мозаики. Все это развивает мелкие мышцы руки, моторику рук и пространственную ориентировку, что является необходимым компонентом навыка письма. Можно включить в занятия и рисование по точкам на клетчатой бумаге, что в будущем поможет детям ориентироваться в тетради. Проверено, что дети, пришедшие в школу с такой подготовкой, легко овладевают безотрывным письмом.
Родителям, дети которых предпочитают чаще использовать левую руку в обычных практических ситуациях (еда, рисование, открывание двери, бросание мяча и т. п.), лучше до начала обучения проконсультироваться у психоневролога и психолога с целью определения истинности леворукости. Соответственно будет решен вопрос о целесообразности обучения письму правой или левой рукой.
Современная методика обучения чтению начинается со звуко-буквенного анализа слов с использованием графической схемы и выделения ударного гласного звука. По этой методике работают воспитатели детских садов и учителя начальной школы. Ценность этой методики состоит в том, что обучение по ней положительно влияет на грамотность детей, развивает так называемое чувство языка.
Родители редко занимаются этим видом работы самостоятельно. И это вполне объяснимо, так как многим пришлось бы сначала учиться самим. Но все же родители пытаются научить своих детей читать на материале азбуки или букваря. Самое главное здесь - не допускать грубых ошибок, которые потребовали бы переучивания. Самая частая ошибка родителей состоит в том, что с ребенком учат названия букв, а не звуки. Например, ша, а не ш, бэ, а не б и т.п. Это затрудняет слияние звуков при чтении слогов, в результате чего формируется побуквенное чтение. Вместо Ма-ша дети читают: Мэ-а - Ма, шэ-а - ша, Маша. В целом это усложняет и удлиняет путь от послогового чтения к чтению целыми словами. Прочтение же некоторых многосложных слов остается совершенно непонятным ребенку. Такие слова разгадываются им, как ребусы. Например, слово открытка читается как о-тэ-кэ-рэ-ы-тэ-кэ-а. Неудивительно, что смысл слова или предложения при побуквенном чтении очень часто остается непонятым.
На первом этапе обучения чтению имеет смысл выучить группу звуков (их последовательность можно взять из азбуки или букваря), объяснить ребенку разницу между гласными (тянутся) и согласными (произносятся отрывисто) звуками. Затем нужно показать, как из согласного и гласного звуков можно составлять слоги. Из выученных букв - звуков (буквы пишутся, звуки произносятся) составляют 3-4 слога, например, ма, ра, ша, на. Требуйте от ребенка, чтобы он произносил первый звук до тех пор, пока не прочтет второй (м-м-м-а-а). Так формируется слияние звуков в слоги. На первых порах дети читают нараспев, выделяя гласные звуки и помогая себе тем самым сливать звуки в слоги и слоги в слова.
Ребенок должен самостоятельно найти определенные слоги среди других и прочитать их. Потом из знакомых слогов составляют несколько слов (рама, наша, мама и т.д.) и читают их несколько раз правильно по слогам. Затем добавляют несколько новых букв - звуков (гласных и согласных), составляют из них новые слоги и новые слова. Потом можно перейти к чтению закрытого слога (уж, ан) и сравнить открытый слог с закрытым, так как, не уяснив разницы между ними, ребенок будет допускать ошибки типа перестановок, читая слоги то слева направо, то справа налево.
Если самый первый этап обучения чтению прошел успешно, то ребенку будет нетрудно перейти к чтению многосложных слов и предложений. Прочитав новое слово, ребенок должен, не глядя в текст, повторить его и осознать, что оно значит. Иногда даже простые слова, прочитанные, скажем, с неправильным ударением, остаются не понятыми детьми.
При чтении ребенку могут встречаться и такие слова, которые не знакомы ему или значение которых забыто. Например, при чтении дошкольниками предложения У осины мох часто возникают трудности с объяснением значения отдельных слов.
Таким образом, родители должны следить за тем, чтобы дети могли повторить и объяснить значение прочитанного слова, а также смысл предложения и текста в целом. У них должна выработаться привычка спрашивать у взрослых о значениях новых, непонятных слов и понятий. Потом из этого вырастет потребность обсудить с родителями прочитанную книгу, обратиться к словарям и справочникам.
Многие родители, едва научив ребенка читать, перестают сами читать ему книги. Они считают, что тем самым ребенок скорее приучится к самостоятельному чтению. Здесь необходимо напомнить, что интеллектуальное развитие детей к 6-7 годам, их интересы и сведения об окружающем требуют чтения уже довольно сложных книг, а техника чтения детей значительно отстает от этого уровня. Даже дети, начавшие читать с 5-летнего возраста, не могут читать столько, сколько нужно для удовлетворения любознательности. Ребенок затрачивает большое количество усилий на преодоление технических трудностей. При этом содержание книги ускользает от него, он быстро устает и может счесть книгу неинтересной. Чтение же книг родителями развивает мышление ребенка, дает ему новые образцы речи, расширяет словарный запас. Кроме того, ребенок учится эмоциональному, выразительному чтению. Таким образом, в период обучения ребенка чтению в семье должны быть как книги с короткими рассказами и сказками, легко понятные и напечатанные крупными буквами, пригодные для самостоятельного чтения (лучше вслух!), так и более сложная детская литература, необходимая ребенку по возрасту. Ошибочно думать, что читать короткие, порой знакомые, рассказы и сказки детям 6-7лет неинтересно. Самостоятельно прочитанная любимая с раннего детства сказка доставит радость.
.
Теперь об обучении счету. К 6 -7 годам ребенок обычно уже владеет некоторыми представлениями о числе, количестве и мере. К этому возрасту детьми усваивается прямой числовой ряд - у некоторых детей только до 10, у других до 20, реже - до 100. Некоторые родители выучивают с детьми числовой ряд до 10 и обратно фактически наизусть. Часто он формируется спонтанно, в процессе игры и выполнения практических действий. Для правильного формирования числового ряда необходимо объяснить детям, что каждое число в числовом ряду больше предыдущего на 1. Другими словами, надо стараться отдифференцировать порядковые числительные (например, 5 в смысле "пятый по порядку в числовом ряду") от количественных числительных (например: 5 предметов).
Практически важно, чтобы ребенок умел считать от заданного числа до заданного в прямом и обратном порядке (от 3 до 9, от 12 до 4), знал место каждого числа в числовом ряду. Необходимо объяснить образование чисел второго десятка, так как ребенку бывает легче понять структуру числа 21, чем 12. При работе с числовым рядом желательно обратить внимание ребенка на соседние числа, так как, отнимая от одного большого числа другое (от 20-19), дошкольники часто ожидают получить также большое число. Только тщательно изучив числовой ряд, сравнив соседние числа и поняв двойственность числовых обозначений (порядок и количество), они способны сделать правильный вывод.
При работе с числовым рядом следует более подробно остановиться на втором десятке, объяснить принципы образования двузначных чисел и ввести ребенка в основы позиционной десятичной системы счисления. Если у ребенка возникают большие затруднения в овладении числовым рядом до 100 (тем более у детей, начинающих обучение с 6 лет), то следует ограничиться до школы ориентировкой в двух десятках.
Простейшие вычислительные операции в пределах одного десятка складываются у детей 6-7 лет либо спонтанно, в процессе игровой и практической деятельности, либо на занятиях в детском саду. Их основной прием, как правило, состоит в присчитывании или отсчитывании по 1, реже - по 2. Но устный счет, которому придается большое значение в начальной школе, основан на групповом счете, т. е. на знании состава числа.
Ознакомить ребенка с понятием "состав числа" можно на наглядном примере. Для начала лучше взять небольшое число - 3 или 4. Ребенку предлагают, например, разложить 3 палочки на 2 кучки. Очень скоро ребенок убедится, что возможны только два варианта: 1 и 2 или 2 и 1. Это и есть модель понятия "состав числа", т. е., чтобы получить число 3, надо к 1 прибавить 2 или к 2 прибавить 1 (вариант 1+1+1 дети знают, так как решают его присчетом по 1). То же упражнение проделывается и с другими числами. Дети воспринимают эти занятия как веселую игру и подготавливаются к освоению состава числа в школе.
Старшие дошкольники легче (и с большим интересом) решают простую задачу, чем аналогичный числовой пример. Поэтому если решение примера 5+3 вызывает у них затруднение, то следует предложить задачу типа "У тебя было 5 конфет, мама дала еще 3. Сколько стало всего ?" - и ответ сразу будет готов. В этом случае ребенок опирается на наглядные образы, на воображение, но действует он тем не менее методом присчета по 1. Хотя этот метод и помогает ребенку решать конкретные задачи, но при решении абстрактных примеров, где числа не имеют наименований, возможности метода присчета ограничены. Поэтому если ребенок не усвоит принципа составления чисел, не будет знать таблицы сложения, он неминуемо столкнется с большими трудностями, поскольку школьная программа по математике довольно сложная. Так, первоклассники, решающие примеры в первом десятке путем присчета, становятся в тупик при решении примеров во втором десятке и в сотне. Кроме того, при волнении и спешке они допускают много ошибок и в простых примерах.
Несмотря на хорошую подготовку к школе и активное участие в ней родителей, уровень готовности первоклассников в принципе не может быть совершенно одинаковым. Кроме различий в интеллектуальной подготовке сказываются и индивидуально-типологические особенности детей. Одни чрезмерно ответственны, любое замечание педагога принимают на свой счет, малейшее несоответствие своей работы с требованиями учителя воспринимают как трагедию. Другие же еще не осознали всей серьезности школьного обучения, проявляют беспечность, забывчивость. Некоторые дети очень напряжены на уроках и устают от этого, другие устают от постоянного переключения внимания на всё, что происходит в классе, - как важное, так и несущественное. Но все дети - медлительные и беспокойные, неуверенные и самоуверенные, возбудимые и заторможенные, ответственные и невнимательные - должны научиться подчиняться единым требованиям школы и школьной программы. Как бы ни был внимателен педагог, он обучает детей в массовой школе и по массовой программе, т. е. обучает целый класс детей по программе, рассчитанной на среднего ученика соответствующего возраста. Все, что возможно, учитель учтет при индивидуальном подходе к каждому ребенку, но основными задачами для него остаются воспитание целого коллектива и обучение целого класса.
Поэтому на первых этапах нового для ребенка периода школьной жизни особенно велика роль родителей, которые должны помочь ему плавно и безболезненно адаптироваться к выполнению социальной роли ученика. Родители ни в коей мере не должны торопиться с категорическими выводами, с порицаниями после первых дней учебы. Желательно каждый день расспрашивать ребенка о прошедших занятиях, о школьных событиях, о его мыслях и настроении. Из этих бесед родители узнают, что ребенок понял, а что нет, что его огорчило, что заинтересовало. В начале учебного года первоклассники не записывают домашние задания и им приходится запоминать многое из сказанного учителем. Если ребенок начнет рассказывать родителям о прошедших уроках, он непременно вспомнит, что ему нужно завтра принести в школу - осенние листья или, например, зеленый карандаш. Первоклассники должны привыкнуть все делать осознанно. Ведь часто дети не помнят даже, что они ели на завтрак в школе, а выйдя за порог школы, начисто забывают о всех своих обязанностях. Введя за правило ежедневный подробный рассказ о школе, родители будут получать всю интересующую их информацию, а сам ребенок привыкнет к целенаправленному запоминанию того, что говорит учитель.
В настоящее время первоклассникам не ставят отметки в течение первой учебной четверти. Этот период и должен использоваться педагогом и родителями для урегулирования дисциплинарных и организационных трудностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3-4 классах по темам "Мари калык муро. Мыскара влак." (3 класс), "Мари калык муро. Такмаквлак." (4 класс)
Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...
Рабочая программа учителя начальных классов по изо в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века"Изобразительное искусство: 1 класс: • Изобразительное искусство: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинска
Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование....
Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами
Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...
"Творчество С.Я.Маршака", 1 класс; "Л. Н. Толстого "Котёнок"", 2 класс; "знакомство с произведением В. Астафьева "Капалуха"", 3 класс; "П.П.Бажов "Серебряное копытце". Характеристика героев" ,4 класс
Любимые конспекты, которые были разработаны мной и темы уроков, которые были проведены мной на практике...