Родительские собрания 2021-2024 г
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

В данном разделе предоставлены материалы для выступлений на родительских собраниях 1- 4 классы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема

 родительского собрания

«Как сохранить здоровье ребёнка?»

                                     

                                                                Подготовила:

                                                                            Учитель нач. классов

                                                             Зуева М.Ю.

2012 год

                       Хорошее здоровье, ощущение полноты,

         неистощимости физических сил

   - важнейший источник жизнерадостного

     мировосприятия, оптимизма,

готовности преодолеть любые трудности.

                  Больной, хилый, предрасположенный

 к заболеваниям ребенок —

источник многочисленных невзгод.

В.А. Сухомлинский

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной.

Проблема здоровья – одна из самых важных в школе. По данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ, только 10% школьников относится к числу здоровых, 50% - имеют патологию, а 40% - относятся к группе риска. В этой связи перед школой встают две задачи. Во-первых, сохранить, поддержать, укрепить тот уровень здоровья, с которым ребенок приходит в школу. А во-вторых, воспитать  у него ценностное отношение к собственному здоровью, обучить его основам здорового образа жизни, чтобы он желал и мог, например, иметь хорошую осанку, спокойный нрав, спокойно мог себя чувствовать без сигарет и наркотиков.

Врачи-педиатры, наблюдающие состояние здоровья школьников, а также данные государственной медицинской статистики свидетельствуют о негативных изменениях в организме учащихся. Еще в начале XX века основоположник отечественной школьной гигиены Ф.Ф. Эрисман внес понятие «школьные болезни». К этим болезням отнесена нарушение зрения (близорукость, миопия), болезни костно-мышечной системы (сколиоз, лордоз, плоскостопие). У современных школьников стали чаще выявлять нервно-психические расстройства, такие нарушения физического развития, как дефицит массы тела и низкий рост. Это все подтверждает, что в образовательном процессе необходимо осуществлять меры по сохранению и укреплению здоровья детей.

Как и в воспитании нравственности и патриотизма, воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. Если в семье родители понимают значение физкультуры и спорта для здоровья ребенка, то они с самого раннего детства формируют у ребенка культуру физических занятий, демонстрируя это на своем собственном примере

Если школьный учитель, преподающий любой предмет, понимает значение сохранения здоровья своих учеников, он никогда не позволит себе игнорировать возможность организации на своем уроке оздоровительной гимнастики — минутки отдыха для души и тела ребенка.

По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Почему так происходит? Видимо, все дело в том, что мы, взрослые, ошибочно считаем: для ребенка самое важное  - это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если твой организм ослаблен болезнями и леностью, если он не умеет бороться с недугом?

Воспитывая ребенка в семье и школе, мы часто употребляем слово «привычка». К вредным привычкам учащихся мы относим безответственность, отсутствие умений плодотворно трудиться, неорганизованность и многое другое. Но мы, взрослые, не задумываемся над тем, что в основе вышеперечисленных проблем лежит отсутствие привычки у ребенка к тому, чтобы быть здоровым духовно и физически.

Давайте задумаемся над этой проблемой. Очень часто родители в семье говорят ребенку: «Будешь плохо кушать — заболеешь! Не будешь тепло одеваться — простудишься!» и т. д. Но практически очень мало в семьях говорят родители детям: «Не будешь делать зарядку — не станешь сильным! Не будешь заниматься спортом — трудно будет достигать успехов в учении!» и т. д.

Видимо, поэтому учащиеся среди исследуемых жизненных приоритетов ставят на первое место многое, но только не здоровье. В результате исследования среди опрошенных 200 учащихся, здоровье как жизненная ценность ставится лишь на девятое место.

Научно-технический прогресс привел к тому, что человек все меньше и меньше понимает, что такое физический труд. А ребенок и подавно.

За прошлое столетие, по мнению ученых, вес непосредственной мышечной работы человека снизился с 94% до 1%. Главными пороками 21 века становятся: накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, переедание и гиподинамия.

По мнению специалистов, даже если дети достаточно двигаются, их движения однообразны, не все группы мышц вовлекаются в движение, и результат от такой активности большой пользы не дает.

Часто можно слышать от родителей: «Моему ребенку и уроков физкультуры хватит, чтобы подвигаться». А хватит ли? Родители, видимо, не догадываются о том, что уроки физической культуры восполняют дефицит двигательной активности только на 11%. Два-три урока в школьном расписании проблему не решат. Два с половиной часа в неделю занятий физической культурой в школе не смогут сформировать привычку к сохранению собственного здоровья. Значит, школа и семья должны сделать гораздо больше, чем они делают, чтобы помочь ребенку полюбить себя, свое тело, свое здоровье, себя самого и оценить объективно свои проблемы собственного здоровья, которые нуждаются в немедленном решении.

В последнее время радио и телевидение, средства массовой информации активно поднимают вопрос о том, что двигательная активность детей стала очень низкой, спорт и физическая культура перестали быть значимыми для молодого поколения. Такое положение вещей угрожает психическому и физическому здоровью школьников.

По результатам исследований российских психологов, в среднем, ученик начальной школы, который учится стабильно на«4» и «5», проводит за письменным столом дома не менее 2,5—3 часов; ученик-шестиклассник — 3—4 часа, старшеклассник- 6 и более часов. А ведь нужно еще добавить к этому и школьные уроки...

Особенность школьного обучения состоит в том, что ребенок обязательно должен достигнуть определенного результата. Ожидания педагогов, родителей и самого ребенка приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, школьным стрессам. Это приводит к тому, что у ребенка пропадает всякое желание учиться и просто активно, интересно жить. Он уходит в себя, бежит от проблем, которые начинают накапливаться по мере развития собственной бездеятельности, становится зачастую злым и агрессивным.

Родители начинают бить тревогу и искать пути выхода из кризисной ситуации, совсем не думая о том, что выход находится рядом, стоит только повнимательнее посмотреть на своего ребенка, поговорить с ним и предложить ему решать назревшую проблему совместно.

Цифры, связанные с проблемой здоровья говорят сами за себя. Родители зачастую отмахиваются от детских проблем, считая их несерьезными и мелкими, недостойными их участия в разрешении, объясняя, что в жизни есть более важные проблемы. И как жаль, когда за эти проблемы человек платит жизнью.

Еще страшнее, если родители пытаются разрешить проблему, но при этом они загоняют ее еще глубже. «Неважно, что ты полненькая, гораздо важнее, что ты лучше всех учишься», — такие или похожие фразы слышат дети-подростки, но легче им от этого не становится, они страдают не только от самой сложившейся ситуации, но и от отношения родителей к данной проблеме.

Проблема разрастается, она захватывает ребенка целиком, не дает ему жить полноценной жизнью, лишает его общения, привязанностей к друзьям и может привести к трагическому исходу. В такой ситуации родители никак не хотят понимать, что они могут сделать почти не возможное, поддержав своего ребенка личным примером. Но зачастую они идут по другому пути: покупают ребенку игрушки, вещи, делают дорогие подарки и т. д.

Для того чтобы ребенка заинтересовать хоть чем-нибудь, родители находят выход в том, что, идя навстречу его просьбам и пожеланиям, в квартире появляется чудо современной техники — компьютер, за которым ребенок проводит еще дополнительно в день 2—3 часа, упиваясь компьютерными играми.

Свою тревогу родители успокоили: их сын или дочь сидит дома, находится, как говорят, все время «на глазах», но он опять сидит часами, уже у компьютера. Малоподвижный образ жизни становится нормой существования взрослых и детей.

В достаточной мере этому помогает и телевидение. Сегодняшний теледень среднестатистического ребенка, — это 2—3 часа неподвижности у телеэкрана, усталость органов зрения и слуха, головные боли, плохое настроение, сонливость, апатия и т. д.  А если ко всему выше сказанному добавить уличный шум, громкую музыку на улице и в доме, наушники, которые многие дети не снимают даже в школе, сотовые телефоны -— это приводит к различным опасным симптомам и отклонениям в здоровье уже в школьном возрасте.

Все вышеперечисленные причины приводят к тому, что ребенок, который ведет такой образ жизни, имеет не только проблемы со здоровьем, но у него и появляются стойкие трудности в учении. В первую очередь, это проблемы концентрации внимания, памяти, запоминания учебного материала, проблемы с усидчивостью на уроках, школьные страхи, боязнь ответа у доски и многое другое.

У таких детей появляются проблемы личностного плана. Отсутствие стойких интересов и увлечений, связанных с расширением собственного кругозора, апатия, сменяющаяся агрессивностью, закрытость — это те немногие симптомы, которые связаны с малоактивным образом жизни.

Минимальная норма количества шагов за день для человека — 10 000 шагов. Современный человек с натяжкой делает половину.

В 13 лет повышение давления до 130/80 — распространенное явление.

Если родители имеют избыточный вес, 60—80% детей имеют его тоже.

Для того чтобы сохранить баланс двигательной активности, школьник должен ежедневно делать 23—30 тысяч шагов.

Дети разведенных родителей чаще болеют гипертонией.

По данным российских ученых, 51% детей вообще не бывают на улице по возвращении из школы. 73% школьников не устраивают перерывов между приготовлением уроков. 30—40% детей имеют избыточный вес.

По мнению специалистов-медиков, возраст от одного года до 15 лет гораздо важнее для сохранения будущего здоровья, чем от 15 лет до 60.

У людей, не занимающихся спортом, частота пульса на 20% выше. Это приводит к быстрому изнашиванию сердца. По статистике медиков, на 100 родившихся детей у 20 с течением времени развивается плоскостопие, связанное чаще всего со слабостью мышц.

Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся?

Многое для изменения описанной выше ситуации может сделать собственная семья, в которой растет ребенок.

Ребенок - школьник чрезвычайно подражателен и, если родители сами следят за своим здоровьем, за своей физической формой, то и ребенок будет жить по тем правилам и законам, которые культивируются в его семье. Когда ребенок в такой семье подрастает, его не нужно заставлять заниматься физкультурой и спортом, он сам это делает с удовольствием, по привычке, выработанной годами. Великое дело — привычка. Зарядка по утрам, вечерние пешие прогулки, активный отдых во время каникул, выходные дни на природе всей семьёй, подвижные игры с детьми — вот лекарство от тех болезней души и тела, которые могут проявиться, если родители не воспитают у детей привычки быть душевно и физически здоровыми. Часто в беседах с родителями слышишь сетования на то, что им некогда, что нужно кормить семью, и нет времени на такие глупости, как занятия физкультурой и спортом? А главный аргумент — отсутствие времени, безразличие и нежелание. Многое зависит от семьи.  Работа по сохранению и укреплению здоровья должна проходить объединяя опыт школы и семьи.

Достаточно вместе с ребенком утром или вечером 10 минут подвигаться, но ежедневно и не зависимо от складывающихся ситуаций — результат успешности ребенка будет налицо. Ребенку важно, чтобы папа и мама находили время для совместного отдыха на свежем воздухе, делали упражнения вместе с ним, помогая ребенку и одобряя его.

Одной из причин, которые приводят к ухудшению физического здоровья и эмоционального состояния ребенка может быть несоблюдение режима дня школьника. Некоторые родители крайне скептически относятся к самому понятию «режим». А зря. Нельзя понимать соблюдение режима ребенком как некую догму.

Выполнение режима дня позволяет ребенку сохранять физическое равновесие, что дает возможность соблюдения эмоционального равновесия. А ведь мы, взрослые, прекрасно знаем, что именно этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью, которая ведет к хронической усталости и утомляемости. Эти постоянные симптомы приводят к снижению работоспособности ребенка. Низкая работоспособность характеризуется:

- снижение количества правильных ответов на уроке и дома после того, как ребенок выучил материал урока;

- повышение количества ошибок наряду с хорошо выученным правилом.

- рассеянностью и невнимательностью ребенка, быстрой утомляемостью;

-изменения почерка ребенка в связи с ухудшением регуляции физиологических функций

Безусловно, нельзя работать без утомления, но ведь задача семьи состоит в том, чтобы предупредить переутомление и способствовать такой организации жизни ребенка, которая позволит избежать влиянию утомления на его здоровье. Поэтому важной задачей для родителей является организация правильного режима дня, т.к. режим влияет на здоровье, учебу.

Вся вышесказанная статистика говорит о том, что в учебный процесс просто необходимо внедрение здоровьесберегающих технологий.  Педагогами нашей школы проводится воспитательная работа с учащимися о здоровом образе жизни, проводятся динамические паузы, физкультминутки, ежедневная зарядка по утрам. Разработана программа «Здоровье», направленная на внедрение здоровьесберегающих технологий, привлечение учащихся к активным занятиям физической культурой и спортом. Основными целями и задачами программы является сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование навыков здорового образа жизни, воспитание у детей бережного отношения к своему здоровью.

Данная программа и работа станет только тогда эффективной, когда будет находиться в полном сотрудничестве и поддержке с родителями.  В конце выступления я хочу предложить родителям познакомиться с памятками, которые помогут им оказать помощь в укреплении и поддержке здоровья их детей.

Памятка для родителей №1.

Как сделать зарядку любимой привычкой ребенка.

Папы и Мамы! Помните!

Дефицит двигательной активности ребенка – составляет 40% от принятой нормы. Для компенсации потребности в движении ребенок должен ежедневно активно двигаться не менее 2 часов. Для того чтобы зарядка стала для вашего ребенка необходимой привычкой, вы должны неукоснительно выполнять следующие условия:

  1. Выполнять зарядку ежедневно, несмотря ни на какие обстоятельства. Их можно придумать много и разных.
  2. Превращать утреннюю зарядку в праздник бодрости и поднятия духа.
  3. Включать веселую и ритмичную музыку.
  4. Открывать окна и шторы для потока солнечного света и свежего воздуха.
  5. Выполнять зарядку вместе со своим ребенком.
  6. Выполнять зарядку в течение 10 – 20 минут.
  7. Включать в комплекс зарядки не более 8 – 10 упражнений.
  8. Подмечать и подчеркивать достижения своего ребенка в выполнении упражнений комплекса зарядки.
  9. Менять упражнения, если они наскучили ребенку и придумывать вместе с ним новые упражнения.

Памятка №2.

 Как проводить оздоровительные минутки при выполнении домашних заданий.

  1. Оздоровительная минутка проводится через каждые 10 – 15 минут выполнения заданий.
  2. Общая продолжительность оздоровительных минутки не более 3 минут.
  3. Если ребенок выполнял перед этим письменное задание, необходимо выполнять упражнения для рук: сжимание и разжимание, потряхивание кистями и т.д.
  4. Очень полезны задания с одновременной, эмоциональной нагрузкой – для снятия напряжения. Они могут быть такими:

А. «Моем руки» - энергичное потирание ладошкой о ладошку.

Б. «Моем окна» - попеременное, активное протирание воображаемого окна.

В. «Ловим бабочку» - воображаемая бабочка летает в комнате. Нужно ее поймать и выпустить. При этом необходимо крепко сжимать и разжимать ладошку, совершая хватательные движения.

  1. После длительного сидения ребенку необходимо делать потягивание, приседание, повороты туловища в разные стороны.
  2. Если ваш ребенок двигательно малоактивен, не оставляйте это без внимания. Таким детям необходим ваш личный пример.
  3. Позаботьтесь о том, чтобы в вашем доме был элементарный спортивный инвентарь: мяч, скалка, обруч, гантели и т.д.
  4. Если вы сами в этот момент дома, делайте все упражнения вместе с ребенком. Только тогда он поймет их важность и необходимость!

Памятка №3

НЕЛЬЗЯ:

  1. Будить ребенка в последний момент перед уходом в школу, объясняя это себе и другим большой любовью к нему.
  2. Кормить ребенка перед школой и после нее сухой пищей, бутербродами, объясняя это себе и другим, что ребенку такая еда нравится.
  3. Требовать от ребенка только отличных и хороших результатов в школе, если он к ним не готов;
  4. Сразу после школьных уроков выполнять домашние задания;
  5. Лишать детей игр на свежем воздухе из-за плохих отметок в школе;
  6. Заставлять ребенка спать днем после уроков и лишать его этого права;
  7. Кричать на ребенка вообще и во время выполнения домашних заданий в частности;
  8. Заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика;
  9. Не делать оздоровительных пауз во время выполнения домашних заданий;
  10. Ждать папу и маму, чтобы начать выполнять уроки;
  11. Сидеть у телевизора и за компьютером более 40 – 45 минут в день.
  12. Смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры;
  13. Ругать ребенка перед сном;
  14. Не проявлять двигательную активность в свободное от уроков время;
  15. Разговаривать с ребенком о его школьных проблемах зло и назидательно;
  16. Не прощать ошибки и неудачи ребенка.

Памятка № 4

Примерный вариант режима дня школьника

Примерный вариант режима дня

Время

Подъем

7.30

Зарядка, умывание, уборка постели

7.30 – 8.00

Завтрак

8.00 – 8.20

Дорога в школу

8.20 – 8.40

Занятия в школе

9.00 – 13.00

Прогулка на свежем воздухе

13.00 – 14.00

Обед, отдых, помощь по дому

14.30 – 16.00

Приготовление уроков

16.00 – 17.00

Свободное время

17.00 – 19.00

Ужин

19.00 – 19.30

Свободное время

19.30 – 20.30

Личная гигиена, подготовка ко сну

20.30 – 21.00



Предварительный просмотр:

МБОУ Васильевская МНОШ

                                                                     Подготовила: Зуева М.Ю.

2022-2023 г

НЕ СЛАДОК ПЛОД БЕЗДЕЛЬНОГО ДОСУГА…

Цели: привлечь внимание родителей к необходимости организованного досуга ребенка, предупредить об опасностях «бездельного досуга», дать рекомендации по решению проблемы организации свободного времени ребенка.

Ход собрания

I. Организация урока. Создание эмоционального настроя. Постановка целей.

Учитель. Добрый день, уважаемые родители. Добро пожаловать на нашу новую встречу, продиктованную проблемами взросления ваших детей. Сообща, мы сможем найти ответы на все вопросы. Хочу лишь напомнить, что в нашем разговоре важно и ценно мнение каждого. Надеюсь на конструктивный и полезный разговор.

Тема его такова: «Не сладок плод бездельного досуга...» Чем заняты ваши дети в свободное от уроков и домашней работы время? Какие ошибки совершают родители, пытаясь организовать досуг ребенка? Правы ли родители, отдающие свободное время ребенка в его собственное распоряжение? Все эти вопросы ждут вашего решения.

II. Основная часть собрания.

Учитель. Ваш ребенок взрослеет, становится все более и более самостоятельным, и вы, родители, все чаще позволяете себе не проконтролировать, не проверить, не спросить... Это, конечно, правильно. Но наш разговор сегодня как раз о том, что интересоваться жизнью ребенка по-прежнему, а может, даже больше, чем раньше – надо!

Чем занят день вашего ученика, вернувшегося из школы? Воссоздать картину детского досуга нам помогут результаты анкетирования, проведенного среди детей и родителей. (См. Приложение 1).

Эта картина в основном совпадает с данными многочисленных исследований, проведенных социологами по данной теме. Кроме подготовки к урокам – занятия, которое стоит для большинства учащихся на первом месте (его отметили 68 % опрошенных), многие смотрели телевизор (58 %), общались с друзьями (38 %), гуляли (35 %), играли в компьютерные игры (33 %), слушали музыку (27 %), смотрели видеофильмы (20 %), занимались в кружке или секции (18 %), а также читали книги и журналы (17 %).

Мнения учащихся относительно загруженности дня позволяют увидеть наличие совершенно разных родительских установок. Часть родителей всеми силами стремится максимально загрузить подростка. Они записывают ребенка в самые разные кружки, секции, клубы. Дети таких родителей признаются, что очень устают, что им некогда поиграть с ребятами во дворе, и заняться своим любимым (хотя, может быть, и не таким полезным) делом. Родители в данном случае, как правило, руководствуются следующими соображениями:

– стремятся оградить ребенка от негативного влияния улицы;

– через собственных детей стремятся реализовать свои несбывшиеся мечты и возможности.

Есть и другая родительская позиция: пусть ребенок делает все, что ему хочется. Анкеты детей, воспитываемых родителями с такой позицией, изобилуют жалобами на то, что детям скучно, неинтересно. Эти дети не умеют организовать свой день с пользой и удовольствием. Совершенно очевидно, что лучшая родительская установка – золотая середина, предполагающая организованные занятия детей в каких-либо учреждениях, но с обязательным условием: это должно быть интересно самому ребенку и не должно вызывать психологических и физических перегрузок.

Учитель. Как же быть родителям? Предлагаю вашему вниманию вопросы, на которые вам нужно ответить. Думаю, опыт в решении данной проблемы уже имеется у каждого из присутствующих. Поделитесь?

Мнение 1.

Многие родители считают, что в современном мире каждый должен быть конкурентоспособным. Поэтому ребенка с детства нужно приучать к мысли, что ему в жизни предстоит участвовать в самых разных испытаниях, где победит тот, кто больше знает и умеет. Нужно ли руководствоваться этим? (Родители обсуждают предложенную мысль, после чего свое мнение высказывает психолог).

Психолог.* Одна из самых больших трудностей, с которой сталкивается ребенок, – это распространенный миф о том, что конкуренция полезна для того, чтобы стать «самым – самым» – сильным, смелым, ловким. Ведь семья и школа разделяют это опасное заблуждение. Принято считать, что стремление делать что-то лучше других – необходимое условие успеха и становления характера. Ученые Дэвид и Роджер Джонсоны обобщили результаты многих сравнительных исследований значимости конкуренции. И только 8 исследований из 122 подтвердили полезность конкуренции. Вдумайтесь в цифры: только 8 из 122!

Тем не менее, родители и многие учителя верят в здоровый соревновательный дух и постоянно сравнивают между собой детей! А это поневоле ведет к созданию нездоровой атмосферы. Дети не вовлекаются в собственно деятельность, а постоянно смотрят друг на друга. Сравнивают, кто больше, а кто меньше преуспел. Они становятся похожи на спортсменов, которые на бегу, вместо того чтобы сосредоточиться и целиком отдаться процессу, все время оглядываются назад – на тех, кто бежит вместе с ними. Такое поведение на беговой дорожке непременно приведёт к травмам. Такое же поведение в жизни закончится депрессивным состоянием, неверием в свои силы. Ведь не каждый человек рожден для побед и высоких результатов.

Итак, конкуренция вредна для ребенка. Это факт, о котором говорят профессионалы. Залогом душевного здоровья ребенка являются искренняя любовь родителей, доброжелательная атмосфера в семье и навыки сотрудничества с ровесниками и взрослыми.

Любите ребенка и никогда не сравнивайте его с другим. Сравнивайте ребёнка с ним же самим. Всегда. Пример: «Сегодня ты написал гораздо лучше, чем месяц назад. Посмотри!» Если вы будете верить в своего малыша, если будете принимать его таким, какой он есть, если станете мягко направлять его рост, хвалить за успехи, пусть маленькие, вы обретете уверенного в себе доброго друга. Однажды это непременно произойдёт.

Мнение 2

Раннее развитие вошло в моду. Ребенок, который к моменту поступления в школу не умеет читать, считается, чуть ли не педагогически запущенным. И современные продвинутые родители стараются всеми силами пристроить ребенка в элитный детский сад, чтобы там с ним занимались по методикам «раннего развития», заработать на няню или, в крайнем случае, вооружить методичкой бабушку – пусть готовит вундеркинда! И все эти усилия направлены только на то, чтобы ребенок к трем годам уже научился читать и считать! Нужно ли это?

(После обсуждения мнения родителями, можно предоставить слово психологу)

Психолог.** Подмена понятий «развитие» и «образование» чрезвычайно вредна.

Вся наука педагогика основана на понятии «возрастная норма», позаимствованном из области медицины и физиологии. Считается, что человек во столько-то лет научается говорить, во столько-то лет становится готов к школе, а во столько-то ему можно доверить вождение автомобиля. Такой подход нельзя назвать абсолютно верным, но все же он достаточно обоснован.

Раннее развитие выдергивает маленького человека из социальной ниши, предуготовленной ему традициями и законами. Что делать вундеркинду, которому по возрасту надлежит быть в первом классе, а по уровню знаний – в пятом? Бороться ли ему с зевотой в компании сверстников или пытаться утвердиться среди тех, кто на голову выше ростом? Или, не ходя в школу, продолжать учиться самостоятельно, чтобы к тому времени, когда ему принесут повестку в военкомат, освоить математику в объеме мехмата, а английский в объеме инъяза? Природа не отдыхает!

Известно, что неталантливых детей не бывает, просто не всякий талант удается раскрыть. Часто одаренные люди с раннего возраста проявляют большие успехи в какой-либо деятельности. Если же ребенок не демонстрирует явных успехов на каком-либо поприще, то это вовсе не означает, что «на нем природа отдохнула». Существуют некоторые признаки, сигнализирующие об одаренности ребенка:

– это любознательность во всех ее проявлениях;

– способные дети сопереживают чужим проблемам: эмоционально подключаются к судьбам героев услышанных сказок;

– способные дети расположены к самостоятельному мышлению, проявляют оригинальность и фантазию;

– одаренные дети могут проводить долгое время в одиночестве, трудясь над своими проектами, в то время как установки взрослых им надоедают и раздражают.

Мнение 3

Родителям с высоты их жизненного опыта гораздо лучше видно, чем нужно заниматься ребенку. Значит ли это, что мнением и желанием самого ребенка можно пренебречь?

Психолог. Если у ребенка появится ощущение, что занятия, которые предлагают родители, важнее того, чем он хотел бы заняться сам, это способно нанести серьезный удар по его чувству собственного достоинства. То же самое может произойти, если ребенок начнет думать (не важно, есть ли на это основания), что ему не по силам оправдать надежды, возлагаемые на него родителями. В конечном итоге, если ребенок научится себя любить и уважать, это даст ему значительно больше, чем умение играть на пианино, приобретенное в раннем детстве.

Учитель. Досуг ребенка, как бы взрослые ни пытались взять его под контроль, все-таки часто остается делом самого ребенка. Что интересует современных детей?

Психолог.*** Часть своего досуга (небольшую) современные дети посвящают чтению. Об уровне читательских интересов позволяют судить ответы на вопрос о любимых героях. Согласно данным исследований, половина опрошенных детей либо сказала, что любимых литературных героев нет, либо не ответила на этот вопрос. Из названных героев половина – это персонажи литературных произведений, изучавшихся в рамках школьной программы. Другая половина литературных героев – это персонажи книг, любимых с самого раннего детства (по большей части, сказок – Кот в сапогах, Василиса прекрасная, Иванушка-дурачок), а также литературной классики для детей (Том Сойер, Карлсон, Геракл). Сегодня многие мальчики и девочки книгам предпочитают журналы, и хотя доля тех, кто читает на досуге, велика, сегодня это уже совсем другие читатели, нежели десять лет назад.

Много времени подростки проводят у экрана телевизора. В числе обычных, ежедневных занятий телевидение остается наиболее распространенным видом проведения досуга. После приготовления уроков оно было на первом месте в перечне ежедневных занятий респондентов. Репертуар программ и передач, которые смотрят подростки, довольно широк и разнообразен. Предпочтение (также как и в чтении книг), часто отдается юмористическим передачам (их отметили 53 % опрошенных). На втором месте по популярности – музыкальные программы (45 %). Традиционно подростки, особенно мальчики, предпочитают передачи о спорте (37 %). Многие респонденты отметили, что им нравятся передачи о путешествиях, приключениях (35 %), природе, животных, научно-популярные, образовательные программы (28 %). Почти каждый третий из опрошенных смотрел телесериалы и мультфильмы. Примерно четвертая часть опрошенных предпочитала также время от времени смотреть игры, конкурсы, викторины. Таким образом, телевидение продолжает играть значительную роль в жизни подростка, причем функции, которые оно выполняет, многообразии: это и новости, и интересная информация, и образование, и отдых, и разнообразные развлечения. Каждый третий подросток смотрит телесериалы. Все больше героев – образцов для подражания подростки находят среди «звезд» западных кинофильмов, эстрадных певцов и певиц, столь часто видимых на теле- и киноэкранах.

У современных детей есть занятия, которых не было в распорядке свободного времени более старших поколений. Это компьютерные игры и Интернет. Они занимают достаточно большую часть свободного времени детей.

Обычно подростки играют: дома – 64 % опрошенных, в том числе, на игровой приставке к телевизору – 35 %, в кружке или клубе – 26 %, и почти половина играет обычно у друзей и знакомых (45 %). Возникает четкое ощущение, что если раньше читающий подросток брал книги везде – дома, у друзей, в библиотеке, так теперь играющий подросток также использует все возможности поиграть и обменяться играми со своими друзьями. В «игровом репертуаре» представлен практически весь спектр игр, причем если взрослые ориентированы на то, чтобы дети и подростки играли в игры учебного, развивающего характера, то сами подростки, особенно мальчики, предпочитают игры с захватывающим и быстрым действием, играть в которые  гораздо  более  увлекательно. Большая  часть  опрошенных – 49 человек – написала названия игр, которые особенно нравятся – 82 названия игр (всего128 упоминаний)! При этом большинство из них – американские, и их названия написаны по-английски.

Все семьи разные, требования, предъявляемые к детям и образ жизни в каждой из них очень отличны друг от друга. Поэтому интересы современных детей не поддаются однозначной характеристике: у одной категории 10–15 %) они многообразны, осознанны и достаточно легко дифференцируются; у другой (20–30 %) – отличаются духовной бедностью, у третьей (45–50 %) – никак не проявляются или проявляются в заявлениях типа «делать нечего».

Что же делать родителям, воспитывающим подростка? Каким правилам нужно следовать?

1. Интересуйтесь жизнью своих детей.

Согласно данным исследований, большинство родителей уверены, что они прекрасно знают, чем занят их сын (дочь) в свободное время. Они убеждены, что им известен круг его (ее) общения.

2. Решайте проблемы организации детского досуга конструктивно.

Многие родители опасаются воздействия улицы на подростка, но уберечь своих детей от ее вредного воздействия они не умеют. Большинство из них, пытаясь отвлечь подростка от «опасных» детей, проводят с ним беседы на общие темы воспитания (37 %), часть родителей (11 %) стараются «раскрыть глаза» своему ребенку на его друзей, и только 9 % предпринимают попытки заполнить его досуг интересными занятиями (ходят в кино, театры, на концерты, выставки).

3. Создавайте культурную среду для своего ребенка сами, не ждите, что это сделает школа или государство.

Поэт И. Кабыш в одном из интервью на вопрос о том, что такое культура и что происходит с этой категорией  в  наше  время,  ответила:  «Культура – это неагрессивность, это главное слово, а воздух, которым мы дышим... агрессивный, и культура в нем сворачивается, даже боишься, что то, что ты заложил в ребенка, он не донесет это до дома, оно где-то свернется по пути, как молоко в кислоте, такая среда, какая-то очень едкая».

4. Родители должны заниматься селекцией того, что подростки читают, слушают, смотрят, во что играют. Это требует огромного напряжения сил, но быть родителем – это особая трудная профессия.

5. В семье должны быть традиции проведения досуга. Маловероятно, что ребенок научится с пользой проводить время, если он не увидит, как делают это его родители. Играйте в семейные игры, вместе выезжайте на природу, посетите музеи и галереи вашего города. Учите ребенка отдыхать!

III. Заключительная часть. Подведение итогов.

Вот и подошло к концу наше собрание. А значит, наступило время вашего семейного досуга. Организуйте его с пользой! Не позвольте талантам и способностям остаться дремлющими, а радостям жизни пройти мимо. Не повторите ошибки героини сказки, которую я приберегла для сегодняшнего разговора.

Бритва

(сказка)

У одного цирюльника была бритва красоты необыкновенной, да и в работе не было ей равных. Однажды, когда посетителей в лавке не было, а хозяин куда-то отлучился, вздумалось бритве на мир поглядеть и себя показать. Выпустив острое лезвие из оправы, словно шпагу из ножен, и гордо подбоченясь, она отправилась на прогулку погожим весенним днем.

Не успела бритва перешагнуть через порог, как яркое солнце заиграло на стальном полированном лезвии, и по стенам домов весело запрыгали солнечные зайчики. Ослепленная этим невиданным зрелищем, бритва пришла в такой неописуемый восторг, что тут же непомерно возгордилась.

– Неужели после такого великолепия я должна вернуться в цирюльню? – воскликнула бритва. – Ни за что на свете! Было бы сущим безумием с моей стороны губить свою жизнь, выскабливая намыленные щеки и подбородки неотесанных мужланов. Разве моему нежному лезвию место у брадобрея? Вовсе нет! Спрячусь-ка я от него в укромном местечке. С той поры ее и след простыл.

Шли месяцы. Наступила дождливая осень. Соскучившись в одиночестве, беглянка решила выйти из своего добровольного затворничества и подышать свежим воздухом. Она осторожно выпустила лезвие из оправы и горделиво оглянулась вокруг.

Но, о ужас! Что же стряслось? Лезвие, когда-то нежное, огрубело, став похожим на ржавую пилу, и не отражало более солнечных лучей.

– Зачем я поддалась соблазну? – горько заплакала бритва. – Как меня лелеял и холил добрый цирюльник! Как он радовался и гордился моей ра-ботой! А теперь, о боже, что со мной сталось: лезвие потемнело, зазубрилось и покрылось отвратительной ржавчиной. Я погибла, и нет мне спасенья!

Печальная участь ожидает всякого, кто наделен талантом, но вместо того, чтобы развивать и совершенствовать свои способности, чрезмерно возносится и предается праздности и самолюбованию. Как и эта несчастная бритва, такой человек постепенно утрачивает ясность и остроту ума, становится косным, ленивым и обрастает ржавчиной невежества, разъедающей плоть и душу.

Леонардо да Винчи

ПРИЛОЖЕНИЕ

Анкета для учащихся

1. Как ты любишь проводить свободное время?

2. Участвуют ли родители в организации твоего свободного времени? (Дают советы; настаивают на посещении каких-либо кружков; составляют перечень дел, которые ты должен сделать к их возвращению и т. д.)

3. Ты посещаешь занятия кружков и секций, которые выбрал сам? Или по совету родителей? Или по настоянию родителей?

4. Есть ли занятия, которыми бы ты хотел заняться, но на это нет времени?

5. Любишь ли ты ничего не делать?

Анкета для родителей

1. Считаете ли вы, что ребенок обязательно должен посещать какие-либо учреждения дополнительного образования?

2. Чем вы руководствуетесь при выборе секции или кружка для своего ребенка?

3. Должно ли у ребенка быть время, свободное от организованного вами и педагогами?

4. С какой целью вы записываете ребенка в какие-либо кружки и секции? (Хотите, чтобы он научился чему-то новому, развил в себе какие-то качества? Стремитесь уберечь от влияния улицы? Не терпите безделья?)



Предварительный просмотр:

МБОУ Васильевская МНОШ

Родительское собрание

«Одаренность ребенка: выявить и поддержать.»

2023-2024 учебный год

Выступила учитель начальных классов М.Ю. Зуева

Цель: обеспечение психологической подготовки родителей, необходимой для стимулирования и развития потенциальных творческих возможностей ребенка.
Задачи:
• ознакомить родителей с научными исследованиями одаренности ребенка;
• рассмотреть возможности самовыражения и самореализации одаренных
подростков в различных видах творчества.

Ход собрания:

 «Воспитание может сделать многое, но оно не безгранично.

С помощью прививок можно заставить дикую яблоню

давать садовые яблоки, но никакое искусство

садовника не сможет заставить её приносить жёлуди»
В.Г Белинский


      Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
     Талант – дар божий, который надо постараться сохранить и приумножить.
И в каждом человеке есть своя "изюминка", свое неповторимое "Я".
Виды одаренности:
Одаренность спортивная и организационная одаренность;
Интеллектуальная одаренность различных видов;
Хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная одаренность;
Лидерская одаренность, т.е. способность привлекать, притягивать к себе других людей, вызывать у них чувство симпатии;
Одаренность в создании новых духовных ценностей и смыслов, служение людям.
Показатели одаренности:
любознательность и потребность в познании выходят за рамки возможностей традиционного обучения; высокие интеллектуальные и творческие показатели;
высокий уровень развития абстрактного мышления и речи (способность в языковой форме делать выводы); легкость в общении, коммуникабельность; активность; высокая мотивация к учебной деятельности; стихийное стремление к построению целостной картины мира.
Показатели умственной (интеллектуальной) одаренности:
сформированность любознательности; проявление высокоинтенсивной познавательной активности способность к целеполаганию и связанному с этим проективному мышлению (предвосхищение, отбор инструментария, коррекция); быстрота и точность выполнения логических действий (анализ, синтез, индукция, дедукция, доказательство); произвольность, устойчивость и контролируемость внимания; богатство активного словаря, быстрота и оригинальность вербальных ассоциаций; максимальный коэффициент полезного действия в процессе обучения; вкус к новизне и установка на творческое выполнение заданий.
      Казалось бы, ребенку с активным познавательным интересом, повышенной умственной активностью и творческой жилкой, опережающему своих сверстников по уровню интеллекта, – такому ребенку уготовано детство более счастливое, чем у других. Однако чаще всего это оказывается не так. У детей с ранним развитием умственных способностей возникают специфические проблемы дома и в школе, в отношениях с другими детьми. Причины многих личностных проблем одаренных детей закладываются родителями в раннем детстве. Как избежать подобных трудностей и сделать жизнь одаренного ребенка более счастливой?
     Наше поведение, реакции, мимика, жесты и слова показывают ребенку, что мы ценим в нем, что в его поступках важно и поддерживается нами. Если наиболее значимым для нас является преуспевание ребенка в той или иной деятельности, и именно это вызывает у нас радость, улыбку, похвалу, то ребенок усваивает, что главное – преуспеть, стать лучшим.
      Поэтому очень важно, уделяя внимание развитию способностей ребенка в той области, где его одаренность проявляется наиболее ярко, стимулировать развитие других его возможностей, способствовать формированию у ребенка таких личностных качеств, как доброта, сострадание, готовность помочь, щедрость, скромность, терпение, надежность и т.д.
     Многие одаренные дети очень критичны к себе. Обладая неадекватно заниженной самооценкой, они часто не могут реализовать свои потенциальные возможности. Одаренные дети очень ранимы и чувствительны ко всему, что затрагивает их самооценку. У одаренных детей возникают трудности при общении как со сверстниками, так и со взрослыми. Иногда эти дети замкнуты, непопулярны в группе детей.
Проблемы одаренных детей
1. Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренного ребенка. Нарушения в поведении одаренных детей могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.
2. Стремление к совершенству (перфекционизм). Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Они не успокаиваются, не достигнув высшего уровня. Свойство это проявляется весьма рано.
3. Ощущение неудовлетворенности. Такое отношение к самим себе связано с характерным для одаренных детей стремлением достичь совершенства во всем, чем они занимаются. Они очень критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда — ощущение собственной неадекватности и низкая самооценка.
4. Нереалистические цели. Одаренные дети часто ставят перед собой завышенные цели. Не имея возможности достичь их, они начинают переживать. С другой стороны, стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким достижениям.
Роль семьи в раскрытии детской одаренности.
      Огромную роль в раскрытии детской одаренности играет семья. Необходимо понимать, что одаренные дети – это совсем особые дети, которые похожи на сверстников только на первый взгляд. При этом одаренность ребенка может проявиться довольно рано, а может случиться так, что даже родители не заметят необычных способностей своего одаренного сына или дочери, пока не поможет счастливый случай.
      Поэтому родителям необходимо с самого раннего возраста уважать ребенка, тактично, в меру подчеркивать в нем его индивидуальность, позволять детям как можно чаще высказывать свои творческие идеи, быть восприимчивым слушателем, одним словом – понять своего неординарного ребенка, быть для него примером и подражанием во всем.
Анкета "О талантах ребёнка: как их выявить" (методика А. Де Хана и Г. Кафа).
    Ваш ребёнок обязательно имеет склонность к одной из областей человеческой деятельности. Познакомившись с "признаками" талантливости, оцените каждый из них в баллах от 2 до 5. Если какая-то характеристика особенно подходит, ставьте 5 баллов, если она выражена только хорошо - 4, и так далее. Затем сложите баллы каждого из восьми разделов, полученную сумму поделите на число признаков.
1. У вашего ребёнка совершенно очевидные ТЕХНИЧЕСКИЕ способности, если он:
- интересуется самыми разными механизмами и машинами;
- любит конструировать модели, приборы;

- сам находит причины неисправностей механизмов;
- пробует чинить испорченные механизмы, создаёт новые предметы из разных запчастей;
- любит рисовать чертежи и эскизы;
- интересуется специальной, даже взрослой технической литературой.
2. Ваш ребёнок имеет МУЗЫКАЛЬНЫЙ талант, если он:
- любит музыку, всегда стремится туда, где можно послушать её;
- очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них и запоминает;
- поёт или играет на музыкальном инструменте и делает это с большим вдохновением;
- сочиняет мелодии.
3. У вашего ребёнка способности к ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ деятельности, если он:
- обладает ярко выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий, к обобщениям;
- умеет чётко выразить словами чужую мысль или наблюдение, причём нередко высказывает их не с целью похвастаться, а для себя;
- проявляет интерес к научно-популярным изданиям, взрослым статьям и книгам, опережая сверстников;
- с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, конструкции, схем, коллекций;
- не унывает, если его проект не поддерживают, садится за изобретение нового.
4. АРТИСТИЧЕСКИЙ талант проявляется у ребёнка в том, что он:
- часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства жестами;
- стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чём-то рассказывает;
- меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;
- с большим желанием выступает перед аудиторией;
- пластичен и открыт всему новому;
- любит и понимает значение красивой или характерной одежды.
5. У вашего ребёнка незаурядный ИНТЕЛЛЕКТ, если он:
- хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;
- обладает хорошей памятью;
- легко и быстро схватывает новую познавательную информацию;
- задаёт много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;
- интересуется книгами;
- обгоняет своих сверстников в знаниях;
-гораздо лучше и шире своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно;
- обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам, даже расчётлив;
- очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на всё новое и неожиданное в жизни.
6. У ребёнка СПОРТИВНЫЙ талант:
- он энергичен и всё время хочет трудиться, двигаться;
- смел до безрассудства и не боится синяков и шишек;
- почти всегда берёт верх в потасовках или выигрывает в спортивных играх;
- неизвестно, когда научился ловко управляться с коньками, лыжами, мячами;
- лучше многих сверстников физически развит и координирует свои движения, двигается легко, пластично;
- предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, даже бесцельную беготню;
- никогда всерьёз не устаёт;
- у него есть свой герой-спортсмен, которому он подражает.
7. У вашего ребёнка ЛИТЕРАТУРНЫЕ дарования, если он:
- рассказывая о чём-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;
- любит фантазировать или импровизировать;
- изображает персонажи своих рассказов живыми и интересными;
- любит, уединившись, сочинять рассказы.
8. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ способности вашего ребёнка могут проявляться в том, что он:
- не находя слов, прибегает к рисунку или лепке, для того чтобы выразить свои чувства или настроение;
- в своих рисунках и картинках отражает разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, не останавливаясь на достигнутом;
- серьёзно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и серьёзным, когда его внимание привлекает какое-то произведение;
- охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;
- любит создавать прикладные вещи - украшения для дома, одежды и т.д.


    Как отмечает Ната́н Семёнович Ле́йтес — советский и российский психолог, психофизиолог, доктор психологических наук, профессор, выражение «одаренные ученики» весьма условно, поскольку рано проявившиеся у ребенка способности могут не получить ожидаемого развития, остаться не реализованными. Вместе с тем у других детей подлинные выдающиеся способности могут обнаружиться позднее, в будущем.
     Нужно знать и помнить о том, что человек не рождается с готовыми способностями. Врожденными являются лишь задатки, т.е. анатомо-физиологические предпосылки формирования способностей. На их основе под влиянием обучения и воспитания, в процессе взаимодействия человека сокружающим миром развиваются его способностей.
     Наша с вами задача уметь увидеть эти задатки, помочь развиться тем предпосылкам способностей, которые заложены природой.
Очень часто родттели пытаются реализовать в детях свои несостоявшиеся желания и мечты…
Игра "Какой он – мой ребенок"
Задача игры определить, каким видят своего ребенка родители. Для этого каждый из них обводит контур руки, на изображении каждого пальца пишет по букве имени ребенка. Затем родителям предлагается расшифровать буквы, назвать качества характера ребенка, начинающиеся на данную букву. В центре ладони можно изобразить символ, кем он является в семье.
Ладошки приклеиваются на ватман. Подведение итога:
Чаще всего даются положительные характеристики, что позволяет видеть в ребенке положительные качества, тем самым настраивать его на успех. Также игра наводит родителей на определенные выводы о сформированности личности ребенка.


История из жизни.
Подходит один ребенок к другому и говорит:

«Меня никто не любит».
А другой отвечает: «Да? А ты у всех спрашивал?»
Упражнение – сценка «Настоящая семья»
(Разыгрывают 2 родителя.)
Мать: Почему ты грубишь мне? Я же не виновата, что у тебя плохое настроение.
Сын: Оставь меня в покое. Когда человеку плохо, лучше его не трогать.
Мать: Если тебе тяжело сейчас, нужно найти причину этого. Давай поговорим, и тебе станет легче.
Сын: С тобой невозможно говорить открыто, потом ты будешь упрекать меня.
Мать: Каждый из нас должен учиться разговаривать без упреков и грубости. Но мы этому не научимся, если не будем рассказывать друг другу о своих проблемах.
Сын: Не всем можно делиться с родителями.
Мать: В настоящей семье люди могут говорить друг другу обо всем и ничего не бояться.
Сын: А у нас настоящая семья?

Упражнение “В лучах родительского солнца”. (Солнце на доске. Коллективная работа)

Каждый из вас нарисуйте, пожалуйста, круг, напишите на нем свое имя, теперь от этого символа (вас, как солнышка) рисуйте поочередно лучики и подпишите каждый из них, отвечая на вопрос: “Чем я согреваю своего ребенка, как солнышко согревает землю?” например вы пишете на одном лучике “Я всегда пробуждаю своего ребенка добрыми ласковыми словами”, на другом “Я семь-восемь раз в день обнимаю ребенка, понимая, как это важно для него”, на третьем - “Я добрая” и т.п. Пожалуйста, работайте, у вас 3 минуты!
Давайте поделимся своими педагогическими находками с коллегами.
На доске нарисовано солнышко. Это вы своим теплом согреваете своего ребенка, как же называются ваши лучи? Родители выходят и записывают ответ на вопрос «Чем я согреваю своего ребенка?»
Давайте вновь сядем в круг и внимательно посмотрим, что у нас получилось.
Посмотрите, какое наше родительское солнышко лучистое. Оно, как и то, под которым мы живем, щедро дарит нам свое тепло, ласку, не выбирая время и место для этого. Так и мы, родители должны любить своих детей, без каких либо на то условий, безусловно.
“Где не хватает терпения надо бы постараться понять, где не понимаю - постараться вытерпеть, и всегда я принимаю ребенка, всегда люблю”.
С. Соловейчик
У нас с вами сегодня получился очень насыщенный разговор. Вы понимаете, что очень многие темы мы просто с вами не затронули. Я попрошу вас оценить сегодняшнюю нашу работу. Будьте добры, закончите три предложения:
“Из сегодняшнего разговора я поняла…
Мне не понравилось…
Хотелось бы продолжить разговор на тему…
Большое спасибо за работу.

Рефлексия. Чудесный ларец

Родителям, присутствующим на собрании предлагается на небольших карточках (можно их оригинально оформить) ответить, что они хотели бы положить в чудесный ларец и взять с собой в будущее из знаний, умений и навыков, приобретенных на данном родительском собрании.
И в заключение послушайте замечательные строки.
Дети – это чудо света,
Я увидел это сам
И причислил чудо это
К самым чудным чудесам
Мы пред будущим в ответе
Наша радость, боль и грусть,
Наше будущее – дети…
Трудно с ними, ну и пусть!
В наших детях наша сила.
Неземных миров огни.
Лишь бы будущее было
Столь же светлым, как они.



Предварительный просмотр:

МБОУ Васильевская МНОШ

                                                                     Подготовила: Зуева М.Ю.

2022-2023 г

НЕ СЛАДОК ПЛОД БЕЗДЕЛЬНОГО ДОСУГА…

Цели: привлечь внимание родителей к необходимости организованного досуга ребенка, предупредить об опасностях «бездельного досуга», дать рекомендации по решению проблемы организации свободного времени ребенка.

Ход собрания

I. Организация урока. Создание эмоционального настроя. Постановка целей.

Учитель. Добрый день, уважаемые родители. Добро пожаловать на нашу новую встречу, продиктованную проблемами взросления ваших детей. Сообща, мы сможем найти ответы на все вопросы. Хочу лишь напомнить, что в нашем разговоре важно и ценно мнение каждого. Надеюсь на конструктивный и полезный разговор.

Тема его такова: «Не сладок плод бездельного досуга...» Чем заняты ваши дети в свободное от уроков и домашней работы время? Какие ошибки совершают родители, пытаясь организовать досуг ребенка? Правы ли родители, отдающие свободное время ребенка в его собственное распоряжение? Все эти вопросы ждут вашего решения.

II. Основная часть собрания.

Учитель. Ваш ребенок взрослеет, становится все более и более самостоятельным, и вы, родители, все чаще позволяете себе не проконтролировать, не проверить, не спросить... Это, конечно, правильно. Но наш разговор сегодня как раз о том, что интересоваться жизнью ребенка по-прежнему, а может, даже больше, чем раньше – надо!

Чем занят день вашего ученика, вернувшегося из школы? Воссоздать картину детского досуга нам помогут результаты анкетирования, проведенного среди детей и родителей. (См. Приложение 1).

Эта картина в основном совпадает с данными многочисленных исследований, проведенных социологами по данной теме. Кроме подготовки к урокам – занятия, которое стоит для большинства учащихся на первом месте (его отметили 68 % опрошенных), многие смотрели телевизор (58 %), общались с друзьями (38 %), гуляли (35 %), играли в компьютерные игры (33 %), слушали музыку (27 %), смотрели видеофильмы (20 %), занимались в кружке или секции (18 %), а также читали книги и журналы (17 %).

Мнения учащихся относительно загруженности дня позволяют увидеть наличие совершенно разных родительских установок. Часть родителей всеми силами стремится максимально загрузить подростка. Они записывают ребенка в самые разные кружки, секции, клубы. Дети таких родителей признаются, что очень устают, что им некогда поиграть с ребятами во дворе, и заняться своим любимым (хотя, может быть, и не таким полезным) делом. Родители в данном случае, как правило, руководствуются следующими соображениями:

– стремятся оградить ребенка от негативного влияния улицы;

– через собственных детей стремятся реализовать свои несбывшиеся мечты и возможности.

Есть и другая родительская позиция: пусть ребенок делает все, что ему хочется. Анкеты детей, воспитываемых родителями с такой позицией, изобилуют жалобами на то, что детям скучно, неинтересно. Эти дети не умеют организовать свой день с пользой и удовольствием. Совершенно очевидно, что лучшая родительская установка – золотая середина, предполагающая организованные занятия детей в каких-либо учреждениях, но с обязательным условием: это должно быть интересно самому ребенку и не должно вызывать психологических и физических перегрузок.

Учитель. Как же быть родителям? Предлагаю вашему вниманию вопросы, на которые вам нужно ответить. Думаю, опыт в решении данной проблемы уже имеется у каждого из присутствующих. Поделитесь?

Мнение 1.

Многие родители считают, что в современном мире каждый должен быть конкурентоспособным. Поэтому ребенка с детства нужно приучать к мысли, что ему в жизни предстоит участвовать в самых разных испытаниях, где победит тот, кто больше знает и умеет. Нужно ли руководствоваться этим? (Родители обсуждают предложенную мысль, после чего свое мнение высказывает психолог).

Психолог.* Одна из самых больших трудностей, с которой сталкивается ребенок, – это распространенный миф о том, что конкуренция полезна для того, чтобы стать «самым – самым» – сильным, смелым, ловким. Ведь семья и школа разделяют это опасное заблуждение. Принято считать, что стремление делать что-то лучше других – необходимое условие успеха и становления характера. Ученые Дэвид и Роджер Джонсоны обобщили результаты многих сравнительных исследований значимости конкуренции. И только 8 исследований из 122 подтвердили полезность конкуренции. Вдумайтесь в цифры: только 8 из 122!

Тем не менее, родители и многие учителя верят в здоровый соревновательный дух и постоянно сравнивают между собой детей! А это поневоле ведет к созданию нездоровой атмосферы. Дети не вовлекаются в собственно деятельность, а постоянно смотрят друг на друга. Сравнивают, кто больше, а кто меньше преуспел. Они становятся похожи на спортсменов, которые на бегу, вместо того чтобы сосредоточиться и целиком отдаться процессу, все время оглядываются назад – на тех, кто бежит вместе с ними. Такое поведение на беговой дорожке непременно приведёт к травмам. Такое же поведение в жизни закончится депрессивным состоянием, неверием в свои силы. Ведь не каждый человек рожден для побед и высоких результатов.

Итак, конкуренция вредна для ребенка. Это факт, о котором говорят профессионалы. Залогом душевного здоровья ребенка являются искренняя любовь родителей, доброжелательная атмосфера в семье и навыки сотрудничества с ровесниками и взрослыми.

Любите ребенка и никогда не сравнивайте его с другим. Сравнивайте ребёнка с ним же самим. Всегда. Пример: «Сегодня ты написал гораздо лучше, чем месяц назад. Посмотри!» Если вы будете верить в своего малыша, если будете принимать его таким, какой он есть, если станете мягко направлять его рост, хвалить за успехи, пусть маленькие, вы обретете уверенного в себе доброго друга. Однажды это непременно произойдёт.

Мнение 2

Раннее развитие вошло в моду. Ребенок, который к моменту поступления в школу не умеет читать, считается, чуть ли не педагогически запущенным. И современные продвинутые родители стараются всеми силами пристроить ребенка в элитный детский сад, чтобы там с ним занимались по методикам «раннего развития», заработать на няню или, в крайнем случае, вооружить методичкой бабушку – пусть готовит вундеркинда! И все эти усилия направлены только на то, чтобы ребенок к трем годам уже научился читать и считать! Нужно ли это?

(После обсуждения мнения родителями, можно предоставить слово психологу)

Психолог.** Подмена понятий «развитие» и «образование» чрезвычайно вредна.

Вся наука педагогика основана на понятии «возрастная норма», позаимствованном из области медицины и физиологии. Считается, что человек во столько-то лет научается говорить, во столько-то лет становится готов к школе, а во столько-то ему можно доверить вождение автомобиля. Такой подход нельзя назвать абсолютно верным, но все же он достаточно обоснован.

Раннее развитие выдергивает маленького человека из социальной ниши, предуготовленной ему традициями и законами. Что делать вундеркинду, которому по возрасту надлежит быть в первом классе, а по уровню знаний – в пятом? Бороться ли ему с зевотой в компании сверстников или пытаться утвердиться среди тех, кто на голову выше ростом? Или, не ходя в школу, продолжать учиться самостоятельно, чтобы к тому времени, когда ему принесут повестку в военкомат, освоить математику в объеме мехмата, а английский в объеме инъяза? Природа не отдыхает!

Известно, что неталантливых детей не бывает, просто не всякий талант удается раскрыть. Часто одаренные люди с раннего возраста проявляют большие успехи в какой-либо деятельности. Если же ребенок не демонстрирует явных успехов на каком-либо поприще, то это вовсе не означает, что «на нем природа отдохнула». Существуют некоторые признаки, сигнализирующие об одаренности ребенка:

– это любознательность во всех ее проявлениях;

– способные дети сопереживают чужим проблемам: эмоционально подключаются к судьбам героев услышанных сказок;

– способные дети расположены к самостоятельному мышлению, проявляют оригинальность и фантазию;

– одаренные дети могут проводить долгое время в одиночестве, трудясь над своими проектами, в то время как установки взрослых им надоедают и раздражают.

Мнение 3

Родителям с высоты их жизненного опыта гораздо лучше видно, чем нужно заниматься ребенку. Значит ли это, что мнением и желанием самого ребенка можно пренебречь?

Психолог. Если у ребенка появится ощущение, что занятия, которые предлагают родители, важнее того, чем он хотел бы заняться сам, это способно нанести серьезный удар по его чувству собственного достоинства. То же самое может произойти, если ребенок начнет думать (не важно, есть ли на это основания), что ему не по силам оправдать надежды, возлагаемые на него родителями. В конечном итоге, если ребенок научится себя любить и уважать, это даст ему значительно больше, чем умение играть на пианино, приобретенное в раннем детстве.

Учитель. Досуг ребенка, как бы взрослые ни пытались взять его под контроль, все-таки часто остается делом самого ребенка. Что интересует современных детей?

Психолог.*** Часть своего досуга (небольшую) современные дети посвящают чтению. Об уровне читательских интересов позволяют судить ответы на вопрос о любимых героях. Согласно данным исследований, половина опрошенных детей либо сказала, что любимых литературных героев нет, либо не ответила на этот вопрос. Из названных героев половина – это персонажи литературных произведений, изучавшихся в рамках школьной программы. Другая половина литературных героев – это персонажи книг, любимых с самого раннего детства (по большей части, сказок – Кот в сапогах, Василиса прекрасная, Иванушка-дурачок), а также литературной классики для детей (Том Сойер, Карлсон, Геракл). Сегодня многие мальчики и девочки книгам предпочитают журналы, и хотя доля тех, кто читает на досуге, велика, сегодня это уже совсем другие читатели, нежели десять лет назад.

Много времени подростки проводят у экрана телевизора. В числе обычных, ежедневных занятий телевидение остается наиболее распространенным видом проведения досуга. После приготовления уроков оно было на первом месте в перечне ежедневных занятий респондентов. Репертуар программ и передач, которые смотрят подростки, довольно широк и разнообразен. Предпочтение (также как и в чтении книг), часто отдается юмористическим передачам (их отметили 53 % опрошенных). На втором месте по популярности – музыкальные программы (45 %). Традиционно подростки, особенно мальчики, предпочитают передачи о спорте (37 %). Многие респонденты отметили, что им нравятся передачи о путешествиях, приключениях (35 %), природе, животных, научно-популярные, образовательные программы (28 %). Почти каждый третий из опрошенных смотрел телесериалы и мультфильмы. Примерно четвертая часть опрошенных предпочитала также время от времени смотреть игры, конкурсы, викторины. Таким образом, телевидение продолжает играть значительную роль в жизни подростка, причем функции, которые оно выполняет, многообразии: это и новости, и интересная информация, и образование, и отдых, и разнообразные развлечения. Каждый третий подросток смотрит телесериалы. Все больше героев – образцов для подражания подростки находят среди «звезд» западных кинофильмов, эстрадных певцов и певиц, столь часто видимых на теле- и киноэкранах.

У современных детей есть занятия, которых не было в распорядке свободного времени более старших поколений. Это компьютерные игры и Интернет. Они занимают достаточно большую часть свободного времени детей.

Обычно подростки играют: дома – 64 % опрошенных, в том числе, на игровой приставке к телевизору – 35 %, в кружке или клубе – 26 %, и почти половина играет обычно у друзей и знакомых (45 %). Возникает четкое ощущение, что если раньше читающий подросток брал книги везде – дома, у друзей, в библиотеке, так теперь играющий подросток также использует все возможности поиграть и обменяться играми со своими друзьями. В «игровом репертуаре» представлен практически весь спектр игр, причем если взрослые ориентированы на то, чтобы дети и подростки играли в игры учебного, развивающего характера, то сами подростки, особенно мальчики, предпочитают игры с захватывающим и быстрым действием, играть в которые  гораздо  более  увлекательно. Большая  часть  опрошенных – 49 человек – написала названия игр, которые особенно нравятся – 82 названия игр (всего128 упоминаний)! При этом большинство из них – американские, и их названия написаны по-английски.

Все семьи разные, требования, предъявляемые к детям и образ жизни в каждой из них очень отличны друг от друга. Поэтому интересы современных детей не поддаются однозначной характеристике: у одной категории 10–15 %) они многообразны, осознанны и достаточно легко дифференцируются; у другой (20–30 %) – отличаются духовной бедностью, у третьей (45–50 %) – никак не проявляются или проявляются в заявлениях типа «делать нечего».

Что же делать родителям, воспитывающим подростка? Каким правилам нужно следовать?

1. Интересуйтесь жизнью своих детей.

Согласно данным исследований, большинство родителей уверены, что они прекрасно знают, чем занят их сын (дочь) в свободное время. Они убеждены, что им известен круг его (ее) общения.

2. Решайте проблемы организации детского досуга конструктивно.

Многие родители опасаются воздействия улицы на подростка, но уберечь своих детей от ее вредного воздействия они не умеют. Большинство из них, пытаясь отвлечь подростка от «опасных» детей, проводят с ним беседы на общие темы воспитания (37 %), часть родителей (11 %) стараются «раскрыть глаза» своему ребенку на его друзей, и только 9 % предпринимают попытки заполнить его досуг интересными занятиями (ходят в кино, театры, на концерты, выставки).

3. Создавайте культурную среду для своего ребенка сами, не ждите, что это сделает школа или государство.

Поэт И. Кабыш в одном из интервью на вопрос о том, что такое культура и что происходит с этой категорией  в  наше  время,  ответила:  «Культура – это неагрессивность, это главное слово, а воздух, которым мы дышим... агрессивный, и культура в нем сворачивается, даже боишься, что то, что ты заложил в ребенка, он не донесет это до дома, оно где-то свернется по пути, как молоко в кислоте, такая среда, какая-то очень едкая».

4. Родители должны заниматься селекцией того, что подростки читают, слушают, смотрят, во что играют. Это требует огромного напряжения сил, но быть родителем – это особая трудная профессия.

5. В семье должны быть традиции проведения досуга. Маловероятно, что ребенок научится с пользой проводить время, если он не увидит, как делают это его родители. Играйте в семейные игры, вместе выезжайте на природу, посетите музеи и галереи вашего города. Учите ребенка отдыхать!

III. Заключительная часть. Подведение итогов.

Вот и подошло к концу наше собрание. А значит, наступило время вашего семейного досуга. Организуйте его с пользой! Не позвольте талантам и способностям остаться дремлющими, а радостям жизни пройти мимо. Не повторите ошибки героини сказки, которую я приберегла для сегодняшнего разговора.

Бритва

(сказка)

У одного цирюльника была бритва красоты необыкновенной, да и в работе не было ей равных. Однажды, когда посетителей в лавке не было, а хозяин куда-то отлучился, вздумалось бритве на мир поглядеть и себя показать. Выпустив острое лезвие из оправы, словно шпагу из ножен, и гордо подбоченясь, она отправилась на прогулку погожим весенним днем.

Не успела бритва перешагнуть через порог, как яркое солнце заиграло на стальном полированном лезвии, и по стенам домов весело запрыгали солнечные зайчики. Ослепленная этим невиданным зрелищем, бритва пришла в такой неописуемый восторг, что тут же непомерно возгордилась.

– Неужели после такого великолепия я должна вернуться в цирюльню? – воскликнула бритва. – Ни за что на свете! Было бы сущим безумием с моей стороны губить свою жизнь, выскабливая намыленные щеки и подбородки неотесанных мужланов. Разве моему нежному лезвию место у брадобрея? Вовсе нет! Спрячусь-ка я от него в укромном местечке. С той поры ее и след простыл.

Шли месяцы. Наступила дождливая осень. Соскучившись в одиночестве, беглянка решила выйти из своего добровольного затворничества и подышать свежим воздухом. Она осторожно выпустила лезвие из оправы и горделиво оглянулась вокруг.

Но, о ужас! Что же стряслось? Лезвие, когда-то нежное, огрубело, став похожим на ржавую пилу, и не отражало более солнечных лучей.

– Зачем я поддалась соблазну? – горько заплакала бритва. – Как меня лелеял и холил добрый цирюльник! Как он радовался и гордился моей ра-ботой! А теперь, о боже, что со мной сталось: лезвие потемнело, зазубрилось и покрылось отвратительной ржавчиной. Я погибла, и нет мне спасенья!

Печальная участь ожидает всякого, кто наделен талантом, но вместо того, чтобы развивать и совершенствовать свои способности, чрезмерно возносится и предается праздности и самолюбованию. Как и эта несчастная бритва, такой человек постепенно утрачивает ясность и остроту ума, становится косным, ленивым и обрастает ржавчиной невежества, разъедающей плоть и душу.

Леонардо да Винчи

ПРИЛОЖЕНИЕ

Анкета для учащихся

1. Как ты любишь проводить свободное время?

2. Участвуют ли родители в организации твоего свободного времени? (Дают советы; настаивают на посещении каких-либо кружков; составляют перечень дел, которые ты должен сделать к их возвращению и т. д.)

3. Ты посещаешь занятия кружков и секций, которые выбрал сам? Или по совету родителей? Или по настоянию родителей?

4. Есть ли занятия, которыми бы ты хотел заняться, но на это нет времени?

5. Любишь ли ты ничего не делать?

Анкета для родителей

1. Считаете ли вы, что ребенок обязательно должен посещать какие-либо учреждения дополнительного образования?

2. Чем вы руководствуетесь при выборе секции или кружка для своего ребенка?

3. Должно ли у ребенка быть время, свободное от организованного вами и педагогами?

4. С какой целью вы записываете ребенка в какие-либо кружки и секции? (Хотите, чтобы он научился чему-то новому, развил в себе какие-то качества? Стремитесь уберечь от влияния улицы? Не терпите безделья?)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"

Родительское собрагние-разработка. Презентация создана  к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер  (графическая организа...

Технологические карты к урокам 2021-2024 г

Технологическая карта урока — это графическое отображение сценария урока, план проведения урока, в котором заложены методы индивидуальной работы и возможности ...

Рабочие программы по внеурочной деятельности 2021-2024

Внеурочная деятельность (согласно примерной основной образовательной программе начального общего образования ) — образовательная деятельность , осуществляемая в формах, ...

рейтинг участия 2021-2024 уч.года

В рейтинге отображены результаты участия обучающихся за три учебных года...

Индивидуальные маршруты 2021-2024 год

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) для слабоуспевающих учащихся направлен на ликвидацию пробелов в знаниях, умениях и навыках учащегося.Задачи ИОМ:развитие индивидуальных форм внеурочно...

Результаты анкетирования родителей "Взаимодействие с классным руководителем" за 2021-2024 годы

Результаты анкетирования родителей "Взаимодействие с классным руководителем"...

Поэзия Михаила Юрьевича Трошина (2021 - 2024).

Стихи - лирика и верлибр, городская, гражданская, пейзажная, сатирическая, сентиментальная, любовная и философская лирика....