Родительское собрание в 1 классе: "Проектная и исследовательская деятельность в младшем школьном возрасте"
методическая разработка (1 класс) по теме

Орлова Анжелика Борисовна

Одним из шагов при организации проектной и исследовательской деятельности в начальной школе является мотивация. Необходимо работать в двух направлениях: мотивация учащихся и мотивация их родителей, которые становятся отличными помощниками и первыми экспертами для детей. Родители учащихся – это наши союзники. Задача учителя на данном этапе: создать ситуацию сотрудничества, в которой каждый занимает активную субъектную позицию, чувствует комфортность, сопричастность, а деятельность строится на основе совместности и партнерства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание в 1-м классе по теме

"Проектно-исследовательская деятельность в младшем школьном возрасте"

Цель: знакомство родителей с проектно-исследовательской деятельностью

Задачи собрания:

  1. Познакомить с видами проектов, структурой проектов;
  2. Активизировать родителей для участия и сотрудничества в проектной деятельности;

Форма проведения: информационное занятие.

Вопросы для обсуждения: Проектно-исследовательская деятельность.

Подготовительная работа:

  1. Анкетирование родителей и обучаемых;
  2. Систематизация информации по данной теме;
  3. Создание презентации по данной теме;
  4. Разработка памяток – буклетов по данной теме;

Оборудование: компьютер, мультимедийный экран

Наглядные средства: презентация на тему «Проектно-исследовательская деятельность» (приложение 1), буклеты – памятки (приложение 2).

Ход собрания

1. Вступительное слово учителя.

Приложение 1

1 слайд

Добрый вечер, уважаемые родители. На нашем собрании будет рассмотрена очень актуальная тема «Проектно-исследовательская деятельность в младшем школьном возрасте».

2. Анализ анкет детей и родителей по проблеме собрания.

При подготовке к нашему собранию было проведено анкетирование детей и родителей. Подведём анализ анкет.

Анкета для родителей

  1. Знаете ли вы о проектно-исследовательской деятельности?
  2. Нужно ли в школе заниматься проектно-исследовательской работой?
  3. С какого класса нужно организовывать работу в этом направлении.
  4. Нужна ли вам информациями по данной теме?
  5. Хотите ли вы, чтобы ваш ребёнок занимался проектами и исследованиями?
  6. Окажете ли вы ему помощь?

(Учитель подводит анализ анкетирования).

По результатам анализа анкет видно, что родители в нашем классе слышали о проектно-исследовательской деятельности, хотят получить информацию, окажут помощь детям, но хотят получить подробную информацию по теме.

Анкета для обучаемых

  1. Любишь ли ты исследовать, открывать что-то новое?
  2. С кем бы ты хотел сотрудничать?
  3. По какой теме ты хотел бы узнать как много больше?

(Учитель подводит анализ анкетирования).

По результатам анализа анкет видно, что наши дети любознательны, желают сотрудничать в процессе открытия новых знаний и с родителями и со своими друзьями.

3. Знакомство родителей с проектной и исследовательской деятельностью

Действительно данная тема стала очень актуальной в нашей школьной жизни. Ребёнок любознательный с рождения. Ему всё интересно, всё хочется попробовать, изучить принцип действия. Это врождённые исследовательские качества. В раннем детстве интересно абсолютно всё. Но проходит немного времени, появляется избирательность – исследуется то, что вызывает настоящий интерес. Затем ребёнок идёт в школу, ему приходится исследовать очень много заданного – запланированного разными программами, стандартами. И на исследование того что наиболее интересно уже не хватает времени. Исследовательские качества не угасают, они переходят в пассивный багаж. А в среднем звене начинаются олимпиады, конференции. И тут учителя начинают развивать исследовательские умения и качества. Исследовательский дух может проснуться, а может и нет, остаться в «спячке». Детям на первой ступени обучения близко исследование и развивать его надо сейчас, в этой творческой работе главными помощниками будем мы с вами.

Любому обществу нужны одарённые люди, и его задача состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.

Главная задача семьи и школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка и подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. 

2 слайд

Основные элементы исследования: Проблема исследования (гипотеза) понимается как категория, означающая нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать.

3 слайд

Проблема исследования должна быть актуальной.

Исследование можно считать актуальным, если оно, во-первых, отвечает научной потребности практики, а во-вторых, не имеет соответствующего готового научного решения.

4 слайд

Тема – отражает характерные черты проблемы. Тема исследования выбирается с учётом актуальности и недостаточной проработанности конкретной заявленной проблемы. При этом именно тема является визитной карточкой исследования. Она должна отражать процесс движения от известного к новому.

5 слайд

Объект исследования – это то, что рассматривается.

6 слайд

Предмет – это представление о том, как (с какой стороны, какие аспекты и т.п.) рассматривается объект. Причём один и тот же объект исследования может быть предметом разных исследований, т.е. изучаться с разных точек зрения. Например, образовательный процесс в школе может исследоваться с дидактической, психологической, физиологической и др. сторон. В этом случае объект исследования будет один и тот же, а предметы исследования будут различные. Несколько упрощённо можно сказать, что предмет является какой-то составной частью объекта.

Итак, что такое проект?

7 слайд

Проект – реалистический замысел о желаемом будущем (от лат. выдвинутый вперёд).

8 слайд

Проект – это буквально «брошенный вперёд», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта.

9 слайд

Проект – это специально организованный преподавателем и самостоятельно выполняемый обучаемыми комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

10 слайд

Проект – совокупность приёмов, операций, которые помогают овладеть определённой областью практических или теоретических знаний в той или иной деятельности.

11 слайд

Метод проектов – совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.

12 слайд

Проектный метод обучения – предполагает процесс разработки и создания проекта. В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление.

13 слайд

Исследовательский метод обучения – предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа.

14 слайд

Что такое проект? Для ученика

  1. раскрытие творческого потенциала
  2. умение  работать в группе
  3. деятельность, направленная на решение  интересной проблемы, сформулированной самими учащимися
  4. умение презентовать свою работу

15 слайд

Что такое проект? Для учителя

Проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования: проблематизация, целеполагание, плани-рование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и само-презентация.

16- 17 слайд

Виды проектов:

Практико-ориентированный проект

Нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличает чётко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Форма конечного продукта при этом разнообразна – от учебного пособия для кабинета физики до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему.

18-19 слайд

Исследовательский проект

По структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос.

Исследовательские проекты имеют чёткую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования:

  1. Актуальность темы
  2. Проблема
  3. Предмет и объект исследования.

Эти проекты наиболее распространены.

20 слайд

Информационный проект

Направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности её коррекции по ходу работы. Выходом проекта часто является публикация в СМИ, в том числе в сети Интернет. Данный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении.

21 слайд

Творческий проект

Предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы.

Данные проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности обучаемых. Это может быть стенная газета, сценарий праздника и т.п.

22 слайд

Ролевой проект

Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нём, проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации. Результат проекта остаётся открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключён договор?

Проект может выполняться индивидуально или группой.

Образцы проектов

Предлагаю вашему вниманию несколько проектов разного направления разработанных обучаемыми:

Исследовательские проекты «Неньютоновские жидкости», «Влияние классической музыки на рост растений».

(Обучаемые защищают свои проекты.)

23 слайд

Вывод

Уважаемые родители, что дает работа над проектом и исследованием?

  1. Формирования навыков сотрудничества
  2. Формирование принципов повседневной жизни
  3. Просвещение в отдельных вопросах
  4. Формирование навыков исследовательской работы

4. Анализ памяток – буклетов

Приложение 2

Спасибо большое за работу. В память о нашем сотрудничестве разрешите подарить вам небольшие памятки – буклеты по данной теме. Я желаю вам активно принимать участие в проектной деятельности, проявлять инициативу, разрабатывать проекты в сотрудничестве с детьми и классным руководителем.

5. Рефлексия по первому вопросу

Мне бы очень хотелось услышать ваше мнение по теме собрания, пожелания, замечания, предложения.

(Родители высказываются)

24 слайд

6. Решение собрания:

  1. Организовать в классе проектную деятельность в тесном сотрудничестве с родителями.
  2. Принимать активное участие в жизни класса и школы.

Приложение 2

Памятка № 1

Этапы работы над проектом

Этапы работы над проектом

Цели и задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Деятельность родителей

1. Погружение в проект

Цель – подготовка учащихся к про-ектной деятель-ности.

Задачи:

– определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности пе-дагога и обуча-ющихся;

– создание группы (групп) учащихся для работы над проектом.

Отбирает воз-можные темы и предлагает их учащимся. Побуждает у уча-щихся интерес к теме проекта.    

Помогает сфор-мулировать:

•  проблему про-екта;

•  сюжетную си-туацию;

•  цель и задачи.

Мотивирует уча-щихся к обсуж-дению, созданию проекта.

Организует поиск учащимися опти-мального способа достижения пос-тавленных целей проекта.

Помогает в ана-лизе и синтезе, наблюдает, кон-тролирует.

Консультирует учащихся при постановке цели и задач, при необходимости корректирует их формулировку.

Формирует необ-ходимые специ-фические умения

и навыки.

Осуществляют вживание в си-туацию.

Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем.

Получают допол-нительную ин-формацию.

Определяют свои потребности.

Принимают в составе группы (или самосто-ятельно) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют свой выбор.

Осуществляют:

•  анализ ресурсов и поиск опти-мального способа достижения цели проекта;

• личностное при-своение проб-лемы.

Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель про-екта.

Помогают в выборе тема-тического поля, темы; в форму-лировке проб-лемы, цели и задач проекта.

Мотивируют детей.

2. Планирование деятельности

Цель – попе-рационная разра-ботка проекта с указанием перечня конкретных дей-ствий и резуль-татов, сроков и ответственных.

Задачи:

– определение ис-точников инфор-мации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и воз-можных форм презентации ре-зультатов проек-та, сроков презен-тации;

– установление процедур и крите-риев оценки ре-зультатов и про-цесса;

– распределение задач (обязан-ностей) между членами группы.

Направляет про-цесс поиска ин-формации учащи-мися (при необ-ходимости помо-гает определить круг источников информации, ре-комендует экспер-тов).

Предлагает уча-щимся:

•  различные вари-анты и способы хранения и систе-матизации соб-ранной инфор-мации;

• организовать групппы;

•  распределить роли в группах;

•  спланировать деятельность по решению задач проекта;

•  продумать воз-можные формы презентации ре-зультатов проек-та;

•  продумать кри-терии оценки ре-зультатов и про-цесса.

Формирует не-обходимые спе-цифические уме-ния и навыки.

Организует про-цесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятель-ности и ресурсов.

Осуществляют:  

•  поиск, сбор, систематизацию и анализ инфор-мации;

• разбивку на групппы;

•  распределение ролей в группе;

•  планирование работы;  

•  выбор формы и способа презен-тации предпола-гаемых резуль-татов;

•  принятие реше-ния по установ-лению критериев оценивания ре-зультатов и про-цесса.

Продумывают продукт групп-повой и/или индивидуальной  деятельности на данном этапе.

Проводят оценку (самооценку) ре-зультатов данного этапа работы.

Консультируют в процессе поиска инфор-мации.

Оказывают по-мощь в выборе способов хра-нения и систе-матизации соб-ранной инфор-мации, в соста-влении плана предстоящей деятельности.

3. Осуществле-ние деятельнос-ти по решению проблемы

Цель – разра-ботка проекта.

Задачи:

– самостоятель-ная работа уча-щихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта.

– промежуточные обсуждения полу-ченных данных в группах, на кон-сультациях (на уроках и/или во внеурочное время).

Наблюдает, сове-тует, косвенно руководит дея-тельностью, отве-чает на вопросы учащихся.

Контролирует со-блюдение правил техники безо-пасности.

Следит за соблю-дением времен-ных рамок этапов деятельности.

Выполняют за-планированные действия само-стоятельно, в группе или в комбинированном режиме.

При необходи-мости консуль-тируются с учи-телем (экспер-том).

Осуществляют промежуточные обсуждения полу-ченных данных в группах.

Наблюдают.

Контролируют соблюдение правил техники безопасности.

Следят за соб-людением вре-менных рамок этапов дея-тельности.

Оказывают помощь в сбо-ре информа-ции, оформле-нии матери-алов и порт-фолио проект-ной деятель-ности.

4. Оформление результатов

Цель – струк-турирование по-лученной инфор-мации и интег-рации получен-ных знаний, уме-ний, навыков.

Задачи:

– анализ и синтез данных;

– формулирова-ние выводов.

Наблюдает, сове-тует.

Направляет про-цесс анализа.

Помогает в обес-печении проекта.

Мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает со-циальную и лич-ностную важность достигнутого.

Оформляют про-ект, изготавли-вают продукт.

Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализи-руют выполнен-ный проект, выясняют причи-ны успехов, неу-дач.

Проводят анализ достижений пос-тавленной цели. Делают выводы.

Наблюдает, советует.

Помогает в обеспечении проекта.

Мотивирует учащихся, соз-дает чувство успеха.

5. Презентация результатов

Цель – демон-страция мате-риалов, предста-вление результа-тов.

Задачи:

– подготовка презентационных материалов;

– подготовка публичного выступления;

– презентация проекта.

Организует пре-зентацию.

Продумывает и реализует взаи-модействие с ро-дителями.

При необходи-мости консуль-тирует учащихся по вопросам под-готовки презен-тации и офор-мления порт-фолио.

Репетирует с учениками пред-стоящую презен-тацию резуль-татов проектной деятельности.

Выступает в ка-честве эксперта.

Принимает отчет:

•  обобщает и резюмирует полу-ченные резуль-таты;

•  подводит итоги обучения;

•  оценивает уме-ния: общаться, слушать, обосно-вывать свое мне-ние, толерант-ность и др.;

•  акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий резуль-тат и др.

Выбирают (пред-лагают) форму презентации.

Готовят презен-тацию.

Продолжают оформлять порт-фолио.

При необходи-мости консульти-руются с учи-телем (экспер-том).

Осуществляют защиту проекта.

Отвечают на вопросы слуша-телей.

Демонстрируют:

•  понимание про-блемы, цели и задач;

•  умение плани-ровать и осуще-ствлять работу;

•  найденный спо-соб решения про-блемы;

•  рефлексию де-ятельности и ре-зультата.

Выступают в качестве экспер-та, т.е. задают вопросы и вы-сказывают крити-ческие замечания (при презентации других групп/  учащихся) на основе устано-вленных крите-риев оценивания результатов и процесса.

Консультируют в выборе фор-мы презента-ции.

Оказывают помощь в подготовке презентации.

Выступают в качестве эк-сперта.

6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности

Цель – оценка результатов и процесса про-ектной деятель-ности.

Задачи:

– коллективное обсуждение ре-зультатов про-екта;

– самоанализ проектной деятельности.

Оценивает усилия учащихся, креа-тивность, исполь-зование источ-ников, неиспользованные возможности, потенциал про-должения, качес-тво отчета, моти-вирует учащихся.

Наблюдает, направляет процесс.

Осуществляют оценивание де-ятельности и ее результативности в ходе:

• коллективного обсуждения;

• самоанализа.

Консультируют в оформлении отчета.

Памятка № 2

Правила для учащихся по поиску информации в библиотеке

  1. Перед поиском информации сообщите библиотекарю тему и цель своего запроса, что Вам известно о предмете поиска. Например: «Я пишу проект (исследовательскую работу). Мне нужна литература о ____. Об этом мне известно ____». Это облегчит библиотекарю поиск нужной литературы.
  2. Если у Вас имеется рекомендательный список литературы к проекту, предложите его библиотекарю. Это тоже облегчит библиотекарю поиск нужной литературы.
  3. Помните, что поиск литературы нужно начинать с изучения каталогов и картотек. Они содержат наиболее полную информацию о литературных источниках библиотеки.
  4. Знайте, что в библиотеке имеются разные помощники в выборе книг (журналов): справочно-библиографический уголок, рекомендательные списки, картотеки, каталоги.
  5. Каталожная карточка повторяет элементы титульного листа книги (имя автора и название книги, ее тираж, год издания, название издательства, город, где она напечатана, число страниц), шифр, под которым она расположена на книжной полке, иногда и краткие сведения о содержании произведения.
  6. Каталожная аннотированная карточка включает в себя: рисунок, аннотацию на книгу, сведения с титульного листа книги.
  7. Если Вам известен автор и название книги, и нужно установить наличие этой книги в библиотеке, обращайтесь к алфавитному каталогу. В нем все карточки расположены в алфавитном порядке по фамилии авторов.
  8. Если Вам нужно установить наличие в библиотеке какого-либо журнала, обращайтесь к картотеке периодики.
  9. Если нужно узнать, в каком журнале напечатана интересующая Вас статья, обращайтесь к систематическому каталогу статей.
  10. Если Вас интересует какая-то определенная тема (например, «солнечная система»), и Вы хотите узнать, какие книги или журналы есть в библиотеке, следует обратиться к систематическому каталогу или систематическому каталогу статей.
  11. Систематический каталог содержит сведения о книгах, имеющихся в этой библиотеке. В нем карточки расположены в соответствии с содержанием произведений (статей) по определенным отраслям знаний (по космонавтике, искусству, истории и т.д.). Внутри каждого из разделов карточки расположены в алфавитном и хронологическом порядке.
  12. Помните, что систематический каталог связан с расстановкой книг на полке. По индексу того отдела каталога, где собраны интересующие Вас карточки, можно легко найти соответствующие книги на полке. Индекс – это «адрес» книги на полке.
  13. Рекомендательный библиографический указатель содержит сведения о лучших книгах, изданных за определенное время, а не имеющихся в этой библиотеке.
  14. Внимательно изучите каталог или картотеку. Из каталожной карточки выпишите фамилию автора, название книги, индекс отдела. Теперь можете приступать к поиску нужной книги на стеллажах.
  15. Помните, что книги на полке расставлены слева направо, корешком наружу, по разделам и по алфавиту фамилий авторов.
  16. Если Вы испытываете трудности в поисках книги, узнайте у библиотекаря, на каких стеллажах можно посмотреть литературу по интересующему вопросу.
  17. Помните, что тематику книги помогают определить заглавие книги и иллюстрация на обложке. Но лучше заглянуть в книгу и ознакомиться с материалом в целом: оглавлением, аннотацией, введением и заключением путем беглого чтения-просмотра, не делая никаких записей. Этот просмотр позволит получить представление обо всем материале и отобрать нужные Вам книги.
  18. Если Вам нужно узнать даты жизни и деятельности выдающегося ученого, обращайтесь к Большой советской энциклопедии.
  19. Вам нужно уточнить дату какого-либо исторического события, обращайтесь к исторической энциклопедии.
  20. Если нужно узнать значение какого-то слова, обращайтесь к толковому словарю или словарю иностранных слов. А если этимологию слова – к этимологическому словарю.
  21. Вам нужно подобрать литературу о творчестве какого-то писателя или поэта, обращайтесь к библиографическому указателю, систематической картотеке и справочной литературе.
  22. Помните, что для проекта в первую очередь нужно искать информацию в книгах и журналов последних лет изданий.
  23. Если в библиотеке в настоящее время нет нужной книги (журнала), заполните листок требования на книгу, библиотекарь вложит его в читательский формуляр, и в следующий раз Вы сможете поработать с нужной книгой (журналом).

Памятка № 3

Требования к оформлению текстового варианта проектной работы

Структура

Требования к содержанию

1. Информационный раздел

    1.1. Титульный лист

  1. Название учебного заведения (указывается в верхней части титульного листа).
  2. Название работы (БОЛЬШИМИ БУКВАМИ по центру).
  3. Область  научных знаний, рассмотренных проекте.
  4. Данные об авторе (Ф.И. – полностью, класс, школа).
  5. Данные о руководителе.
  6. Web-адрес, по которому размещена работа (если таковой имеется).
  7. Название населенного пункта и год написания (внизу по центру).

     1.2. Оглавление

  1. Наименование всех глав, разделов с указанием номеров страниц, на которых размещается материал.

2. Описание работы

    2.1. Введение

  1. Актуальность выбранной темы.
  2. Проблема.
  3. Цель проекта.
  4. Задачи, поставленные для реализации проекта.
  5. План (содержание) работы.

   2.2. Описание проектной работы и ее результаты

  1. Теоретическая часть
  2. Практическая часть (описание методов исследования, ход исследования и его результаты)
  3. Назначение и применение проекта.
  4. Выводы
  5. Список использованной литературы, электронные адреса.
  6. Приложение (рисунки, фото, схемы, таблицы, диаграммы).  

3. Рефлексия деятельности

  1. Оценивание степени достижения поставленных целей.
  2. Оценивание  качества результатов.
  3. Приобретенные умения, знания, навыки.

Памятка № 4

Памятка для подготовки публичного выступления

  1. Общие рекомендации.
  1. Тщательно продумайте план вашего выступления. Оно должно включать введение, основную часть и заключение. Укажите, чему вы научились, возможные пути дальнейшего изучения.
  2. Составьте ваше выступление так, чтобы рассказ занимал по времени 5-7 минут. Помните, что хорошо воспринимается эмоциональное и короткое по времени изложение материала с  использованием интересных примеров.
  3. Не забывайте о том, что последовательное изложение позволяет слушателям лучше понять выступающего.
  4. Употребляйте только понятные вам термины.
  5. Хорошо воспринимается рассказ, а не чтение текста.
  6. Подумайте и составьте возможные вопросы.
  1. Техника подготовки.
  1. Проведите репетицию своего выступления и доведите его до нужной продолжительности.
  2. Выпишите на отдельные карточки ту часть содержания, которая прозвучит в выступлении, и разложите их по порядку.
  3. Заранее продумайте детали своего рабочего места.
  4. Приготовьте чёткий и красочный наглядный материал.
  5. Проведите тренировочные выступления перед друзьями, родственниками.
  1. Рекомендации выступающему.
  1. Начните свое выступление с приветствия.
  2. Огласите название  вашего проекта, сформулируйте основную идею и причину выбора темы.
  3. Не забывайте об уважении к слушателям в течение своего выступления (говорите внятно).
  4. Поблагодарите слушателей за внимание, а руководителя – за помощь.
  5. Старайтесь ответить на все вопросы.
  1. Вопросы оппонентов.
  1. Помните о возможности попросить о повторении вопроса.
  2. Не обязательно торопиться с ответом, можно подумать, посоветоваться с соисполнителями проекта, посмотреть свои материалы.
  3. На поставленный вопрос следует отвечать кратко.
  4. Будьте правдивы. Хуже лукавить, чем прямо ответить на вопрос «Не знаю» или «Это находилось вне поля нашего исследования».
  5. Ответ на вопрос удобно начинать так: «Как было сказано в докладе».
  6.  После выступления оппонентов поблагодарите их за оценку работы, высказанные замечания.
  7. Согласитесь с тем, что в проекте действительно не отработано. Лучше открыто признать упущения в проекте.

Памятка № 5

Требования к составлению списка используемых источников

Список использованной литературы помещается в конце работы и оформляется по единым существующим правилам.

Ссылка на книгу 

  1. Фамилия и инициалы автора; точка;
  2. Полное и точное заглавие (в том виде, в каком оно дано на титульном листе, без кавычек), точка и тире;
  3. Место издания, точка и двоеточие;
  4. Название издательства, запятая;
  5. Год издания, точка;
  6. Тире, количество страниц в книге, точка;
  7. Если ссылка помещается в работе, то указывают номера страниц, на которых она представлена.

Пример:
Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт.- М.: Просвещение, 2000. – 266с.

Ссылка на статью из сборника: 

  1. Фамилия и инициалы автора (авторов) статьи, точка;
  2. Заглавие статьи, точка, //;
  3. Название сборника, точка, тире;
  4. Место издания, точка, двоеточие;
  5. Название издательства, запятая;
  6. Год издания, точка;
  7. Тире, номера страниц начала и конца статьи, точка.

Пример: 
Пятибратова С.И. Акмеологическая культура деятельности как составляющая профессиональной культуры учителя. //Актуальные проблемы экологического образования: сборник научных статей. – СПб.: СПбГУПМ, 2002. – С. 102-104

Ссылка на статью из журнала: 

  1. Фамилия и инициалы автора (авторов) статьи, точка;
  2. Заглавие статьи на языке оригинала, точка, //;
  3. Название журнала, точка, тире;
  4. Год издания, точка;
  5. Тире, номер издания, точка;
  6. Тире, номер страниц начала и конца статьи, точка.

Пример:
Счастная Т.Н. К вопросу о методологии научного творчества. // Исследовательская работа школьников. – 2003. – № 1. -С. 52-63.

Ссылка на источник, взятый из Интернета: 

  1. Фамилия и инициалы автора (авторов) (если есть), точка;
  2. Название документа (если есть), точка;
  3. Дата публикации (если есть), точка;
  4. URL ресурса (подчеркнуто), точка.

Пример:
J. R. Lu, A. M. Ghez, S. D. Hornstein, M. Morris, E. E. Becklin. IRS 16SW - A New Comoving Group of Young Stars in the Central Parsec of the Milky Way. 12 Apr 2005.
http://xxx.itep.ru/ps/astro-ph/0504276/ 

Памятка № 6

Требования к презентации

Параметры оценивания презентации ученика

Критерии оценивания

Композиция, ее монтаж

- Интригующее начало.

- Нарастание темпов событий.

- Полный калейдоскоп событий.

Содержание

- Содержание раскрывает цель и задачи исследования.

Информация

- Достоверность (соответствие информации действительности, истинность информации).

- Полнота (отражение источником информации всех существенных сторон исследуемого вопроса).

- Ссылки и обоснования (наличие ссылок, сведений о происхождении информации).

- Отсутствие неопределенности, неоднозначности.

- Современность источника.

- Разумная достаточность (ограничения с точки зрения используемых источников и детализации освещаемого вопроса).

Текст

- Научность (построение всех положений, определений и выводов на строго научной основе).

- Логичность (наличие логических связей между излагаемыми понятиями).

- Доступность (текст должен быть понятен, значение новых терминов должно быть разъяснено).

- Однозначность (единое толкование текста различными учащимися).

- Лаконичность (текстовое изложение должно быть максимально
кратким и не содержать ничего лишнего).

- Завершенность (содержание каждой части текстовой информации
логически завершено).

- Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок.

Оформление

- Заголовки привлекают внимание.

- Использование коротких слов и предложений.

- Наличие иллюстраций по заданной теме.

- Текст легко читается на фоне презентации.

- Используются анимационные эффекты.

- Все ссылки, анимационные эффекты работают.

- Использование для фона слайда тона приятного для глаз зрителя.

- Соответствие стиля оформления презентации (графического, звукового, анимационного) содержанию презентации.

- Использование единого стиля оформления.

- Использование не более трех цветов на одном слайде (один для фона, второй для заголовков, третий для текста).

- Отсутствие острых углов у фигур, «рванных» и изломанных линий.

- Анимационные эффекты не отвлекают внимание от содержания слайда.

- «Читаемость» шрифта.

- Расположение информации на слайде (предпочтительно горизонтальное расположение информации; наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана; если на слайде картинка, надпись должна располагаться под ней).

- Объем информации на слайде (не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации (люди могут запомнить не более трех фактов, выводов, определений); наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде).

- Объем презентации (презентация в среднем должна содержать около 12 файлов).

Памятка № 7

Требования к буклету

  1. Содержание раскрывает цель и задачи исследования.
  2. Размещены наиболее важные сведения.
  3. Краткость изложения информации.
  4. Достоверность информации.
  5. Лаконичность текста.
  6. Завершенность.
  7. Доступность текста.
  8. Наличие ссылок, сведений о происхождении информации.
  9. Разумная достаточность эффектов для привлечения внимания.
  10. Объем информации.
  11. Правильно подобранные шрифты.
  12. Использование дополнительных заголовков для легкости чтения.
  13. Наличие иллюстраций по теме.
  14. Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок.
  15. Указание автора и руководителя проекта.
  16. Наличие названия проекта, учебного заведения, населенного пункта.
  17. Эстетичность оформления.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. Тема: «О применении компьютеров в воспитании детей младшего школьного возраста»

В данной статье есть рекомендации для родителей о пользе компьютерных игр и их негативном влиянии на воспитание младшего школьника. Даны советы, как выбрать игру учитывая  психологические особенн...

Родительское собрание "Проектно-исследовательская деятельность в младшем школьном возрасте"

Родительское собрание в 1-м классе по теме"Проектно-исследовательская деятельность в младшем школьном возрасте" Цель: знакомство родителей с проектно-исследовательской деятельностью.Задачи с...

Родительское собрание на тему"Проектно-исследовательская деятельность в младшем школьном возрасте"

Цель собрания: знакомство родителей с проектно-исследовательской деятельностьюЗадачи собрания:Познакомить родителей с видами проектов, структурой проектов;Активизировать родителей для участия и с...

Методическая разработка родительского собрания по теме: «Способы развития познавательных процессов обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития»

В данной методической разработке представлен материал по особенностям детей с задержкой психического развития, а также способах развития их познавательных процессов родителями....

Родительское собрание на тему «Проектно-исследовательская деятельность в младшем школьном возрасте»

Материал предназначенный для учителей начальных классов. В нем родительское собрание на тему: «Проектно-исследовательская деятельность в младшем  школьном возрасте» с практическими за...

Родительское собрание во 2 классах по теме "Проектно-исследовательская деятельность в младшем школьном возрасте"

Родительское собрание во 2 классах по теме "Проектно-исследовательская деятельность в младшем школьном возрасте"...