Памятка для родителей для автоматизации звука с
методическая разработка (1 класс) на тему
Памятка создана в помощь родителям для домашней работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_dlya_roditeley.docx | 21.26 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Звук [С].
Правильная артикуляция звука [С], на первый взгляд, довольно проста: губы в легкой улыбке, зубы на расстоянии 1,5 миллиметров, кончик языка упирается в нижние резцы, передняя часть спинки языка выгнута, чуть приподнята к альвеолам; посередине языка образуется желобок, по которому идет выдыхаемая воздушная струя; боковые края прижаты к внутренней стороне верхних зубов. Голосовые связки раскрыты, и голос не образуется, поэтому звук глухой. Выдыхаемая воздушная струя холодная.
Однако простота эта обманчива, так как для произнесения звука [С] необходимо слаженное взаимодействие органов артикуляции. На правильность произнесения звука [С] оказывает влияние множество факторов. Прежде всего, это состояние подвижности кончика языка, иннервации, прикуса и физического слуха.
Звук [С] появляется на третьем году жизни ребенка. Однако не все дети одинаково овладевают правильным произношением. Звук [С] зачастую оказывается капризным, и формирование его правильной артикуляции затрудняется. Для овладения правильным произношением, прежде всего, следует прибегнуть к так называемому вызыванию звука. С этой целью следует продемонстрировать ребенку правильную артикуляцию, т.е. показать (лучше перед зеркалом, когда ребенок и взрослый могут контролировать работу органов артикуляции) правильное положение губ и языка во время произнесения звука.
Если удается вызвать правильный звук, следует закрепить его изолированное произношение, затем добавить гласные звуки – а, ы, э, образовав открытый, или прямой, слог, и поупражняться в произнесении слогов. Следующими этапами закрепления правильного произношения, или автоматизации, являются произнесение слов различной слоговой структуры, построение фраз и связного высказывания, содержащих максимально возможное количество слов с данным звуком.
Следует признать, что вызывание звука является самым легким способом достижения результата. Но не всегда бывает достаточно только показа. Чаще всего при запаздывании сроков формирования правильного произношения требуется более серьезная работа. В случае со звуком [С] эта работа включает выработку длительной, направленной воздушной струи. Для этого следует попросить ребенка просунуть широкий передний край языка между зубами и легонько подуть на кончик языка (или на кусочек ваты) так, чтобы воздух шел по образовавшемуся посередине языка желобку. Это так называемый межзубный звук, который выступает в роли помощника в процессе усвоения правильной артикуляции. Когда звук будет достаточно четким, следует «спрятать» кончик языка за нижние зубы и «посвистеть» как полагается. А затем – уже упоминавшаяся выше автоматизация.
Необходимо заметить, что неоценимую помощь в достаточно непростой работе над правильным произношением оказывает артикуляционная гимнастика.
Замена звука с на шипящие звуки (на ш,щ).
Недостаток произношения, при котором звук [С] заменяется звуком [Ш], связан с неправильным положением кончика языка, когда он оттянут в глубь рта и не упирается в нижние зубы. Спинка языка выгнута и приподнята к твердому небу, в результате чего слышится звук [Ш], как правило, с мягким оттенком. Приемы исправления нарушенного произношения в данном случае сходны с теми, которые используются в коррекции призубного произнесения. После закрепления правильной артикуляции звука [С] необходимо провести дифференциацию (различение) [С] и [Ш].
Дифференциация звуков [С] и [Ш]
Карточка №7.
1. Попеременно произноси звуки [с] и [ш].
2. Игра «4й лишний». Повтори ряд слов, определи, какое слово лишнее, объясни почему.
Сапоги, шуба, маска, квас.
Собака, кошка, лошадь, лиса.
Шапка, шарф, сарафан, шуба.
Шапка, сапоги, шуба, шорты.
Шкаф, миска, ложка, чашка.
Сосна, ромашка, осина, берёза.
Слива, груша, апельсин, свёкла.
Картошка, капуста, груша, чеснок.
3. Повтори слова:
Саша, суша, сушки, сушилка, шест, шесть, свыше, шерсть, шалость, спешка, шелест, слушать, слышать, Сашенька, старший, страшно, солнышко, стёклышко, шоссе, смешок, смешинка, скошу, смешу, спешу, сушить, смешить, спешить, стишок, смешно, несёшь, усмешка, успешно, душистый, пушистый, послушный, бесшумный, сынишка, трусишка, старушка, расшумелась, пастушок, машинист.
4. Измени предложение:
Я слушаю стишок. Ты..Он(она)..Мы..Вы..Они..
5. Выучи:
У киски игрушка – плюшевый мишка,
У мишки игрушка – пушистая киска.
Дифференциация звуков [С] и [Ш]
Карточка №9.
1. Повтори словосочетания.
Весёлый розыгрыш, вкусные сушки, голосистый скворушка, душистый горошек, душистый шиповник, опасное путешествие, осколок стёклышка, персидская кошка, послушные малыши, посошок старушки, скоростное шоссе, смешной сынишка, смышлёный малыш, сушёная вишня, шелест камышей.
2. Повтори скороговорки, постепенно убыстряя темп.
Шашки на столе, шишки на сосне.
Саша любит сушки, а соня – ватрушки.
Совушка, совушка, большая головушка.
Вымыли мыши миски для мишки.
Саша мал, Саша с мылом уши мыл.
3. Медленно и четко произнеси предложения (2-3 раза), контролируя правильную артикуляцию.
У слона большие уши. Леша поймал большого усатого сома. Кошка ест кашу из миски. У Даши вкусные вишни. Лукошко стоит на окошке. Кукушка весело кукует. Алеша любит салат, а Света любит шоколад. Пушистая кошка сидит на окошке. В сосновом лесу пахнет душистой смолой. В тишине слышен гул самолёта. Малыши слушают смешные стишки. Петушок уселся на шесток. У Маши пушистая кошка. Пастушок спешит домой.
Дифференциация звуков [С] и [Ш] Карточка №8. |
1. Повтори чистоговорки, чётко проговаривая все звуки:
Ша-ша-ша – Саша моет малыша.
Су-су-су – воздушный шарик я несу.
Ши-ши-ши – спать ложатся малыши.
Шу-шу-шу – я письмо пишу.
Со-со-со – Миша катит колесо.
Су-су-су – мишку видели в лесу.
Аш-аш-аш – под сосной стоит шалаш.
2. По три раза повтори словосочетание, постепенно убыстряя темп. Контролируй правильное произношение звуков с-ш.
Седой дедушка, старая бабушка, сосновые шишки, весёлый малыш, шумный класс, солёные волнушки, куст шиповника. Сухие сушки, пушистая кошка, душистый ландыш, смешные стишки, вишнёвый сад, вкусная лапша, большая собака, столовая ложка, сладкий шоколад, лесная опушка, полосатый шмель. 3. Выучи:
Пушистая кошка на солнышке сушит
Шёрстку на спинке, хвостик и уши.
Артикуляционная гимнастика для звука [С]
Загнать мяч в ворота. Цель. Вырабатывать длительную, направленную воздушную струю. Описание. Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками.
Методические указания. 1. Следить, чтобы не надувались щеки, для этого их можно слегка придержать пальцами. 2. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.
Наказать непослушный язык.
Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным. Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки "пя-пя-пя…"Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти – десяти. Методические указания. 1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. 2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. 3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.
Сделать язык широким ("Блинчик").
Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении. Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти – десяти. Методические указания. 1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. 2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. 3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. 4. Боковые края языка должны касаться углов рта. 5. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык".
Кто дальше загонит мяч?
Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка. Описание. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола. Методические указания. 1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. 2. Нельзя надувать щеки. 3. Следить, чтобы дети произносили звук ф, а не звук х, т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.
Почистим зубы.
Цель. Научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами. Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка "почистить" нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, а потом снизу вверх. Методические указания. 1. Губы неподвижны, находятся в положении улыбки. 2. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов. 3. Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приёмы автоматизации звука Р в домашних условиях. Памятка для родителей.
В памятке описаны разнообразные игры, направленные на автоматизацию звука Р в слогах, словах и связной речи, которые родители могут использовать дома с детьми....
Рекомендации родителям по автоматизации звуков у детей.
Взаимодействие логопеда и родителей делает коррекционный процесс по автоматизации поставленных звуков в речь ребёнка более эффективным.В чём заключается помощь родителей?...
Памятка для родителей «Приемы автоматизации звука [р] в домашних условиях»
КнопочкиРебенок проговаривает слог (слово) с автоматизируемым звуком [р], нажимая пальчиком на «кнопочку» (нарисованный кружок, квадрат, рыбка, цветок и т.д.). Сколько кнопочек — сто...
Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, чистоговорках и предложениях. Автоматизация звука в самостоятельной речи. Работа над интонацией
Открытый урок в коррекционной школе для детей с нарушением слухаПодготовила: педагог-сурдолог Байцаева Л.В.г. Владикавказ, 2019 г.Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, чистоговорках и предло...
Консультация для родителей «Автоматизация звуков. Взаимосвязь родителей и логопеда»
Цель данного этапа - добиться правильного произношения звука во фразовой речи, то есть в свободной, обычной...
Памятка для родителей по автоматизации поставленных звуков.
Памятка для родителей по автоматизации поставленных звуков....
Памятка. Автоматизация звука "С". От слова к связной речи
Памятка. Автоматизация звука "С". От слова к связной речиПамятка подойдет для родителей и пед. работников...