Собрание для родителей на тему "Ребёнок из Зазеркалья"
статья (1 класс) по теме

 

     Собрание проводится в 1 классе. Основными задачами собрания являются: оказание помощи родителям, у которых ребёнок – левша, настроить родителей на понимание трудностей, связанных с обучением леворуких детей.

      Разработка родительского собрания «Ребёнок из Зазеркалья» основана на практическом опыте автора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_na_temu.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему « Ребёнок из Зазеркалья »

Задачи собрания:

1. Обсудить с родителями проблему обучения детей- левшей.

2. Показать возможности в учебной деятельности детей- левшей.

3. Настроить родителей на понимание трудностей, связанных с обучением леворуких детей.

Форма проведения собрания: лекция.

Основные положения лекции:

1.Проблемы семьи, имеющей ребёнка- левшу.

2.Переучивание ребёнка и проблемы, связанные с этим.

3. Особенности обучения леворуких детей.

 

Состав аудитории: родители учащихся 1 класса начальной школы.

Время проведения: 60 минут.

Оформление: 1) плакат

«Так и есть. Я всё делаю левой рукой. И это значительно удобнее, чем правой рукой.»                                                                            

                                                                        Губарев В. Г. «Королевство кривых зеркал»

2) рисунки, поделки, вышивки, награды детей- левшей за различные достижения.

3) памятка для родителей по проблеме собрания

Уважаемые папы и мамы!

Ваш ребёнок нуждается во внимании, поддержке и терпении. Это и есть главное условие его победы в учебной деятельности, помните об этом!

  1. Никогда не проявляйте негативного отношения к тому, что ваш ребёнок – левша.
  2. Не демонстрируйте леворукость своего ребёнка с негативной позиции посторонним и незнакомым людям.
  3. Не драматизируйте школьные неудачи своего ребёнка, связанные с тем, что он – левша.
  4. Преодолевайте школьные неудачи с помощью дополнительных, интересных занятий, которые помогут ребёнку справиться с учебными проблемами.
  5. Откройте для своего ребёнка мир лепки и рисования, вязания и плетения макраме.
  6. Писать левой рукой непросто - поэтому помогите ребёнку избегать перегрузки  и переутомления.
  7. Не раздражайтесь, если ребёнок сделал что-то не так, лучше поддержите его и отметьте успехи.
  8. Не пытайтесь что-то делать за ребёнка, в таком случае вы только усугубите его проблемы.
  9. Закрепляйте достигнутые ребёнком умения, постоянно их тренируя.

Помните!

  1. Леворукость ребёнка – не патология, а один из вариантов нормы!
  2. У леворукого ребёнка есть свои особенности в усвоении учебного материала, которые необходимо знать взрослым для того, чтобы помочь ему достичь успеха.
  3. Среди леворуких людей достаточно талантов и гениев. Возможно, ваш ребёнок – один из них!?

Ход собрания

1. Вступительное слово учителя.

     Добрый вечер, дорогие друзья! Прошло несколько месяцев обучения детей в первом классе, и наступило время сказать о первоначальных неудачах и победах, поражениях и проблемах.

       В работе с классом можно найти много тем для обсуждения с родителями, но тема обучения ребёнка- левши в первом классе является наиболее значимой и важной.

       Это вовсе не связано с тем, что дети- левши не развиты интеллектуально или не способны  справляться с учебными нагрузками. Это собрание необходимо в первую очередь и для родителей, у которых ребёнок- левша, и для родителей детей- правшей, в обществе которых ребёнок- левша учится.

       В нашем классе  22 ученика. 7 из них - левши. Это составляет  почти 32% от общего количества. Кто-то считает, что левши – это люди с патологией. Кто-то, наоборот, поддерживает идею о гениальности левшей.

       Александр Македонский, Юлий Цезарь, Наполеон, Чарли Чаплин, Льюис Кэрролл, Микеланджело, Альберт Эйнштейн – что объединяет этих людей, помимо гениальности? Все они левши. Процент одаренности среди леворуких людей необычайно высок. Трудно назвать область искусства, политики или спорта, где левши не застолбили бы первые места. В музыке это Моцарт и Бетховен, в живописи – Леонардо да Винчи, Рафаэль, Рубенс.

Неподражаемый Роберт де Ниро, обворожительная Джулия Робертс, «крепкий орешек» Брюс Уиллис, очаровашка Том Круз, непобедимый Сильвестр Сталлоне – тоже из категории левшей.

Все последние президенты США – и Рейган, и Буш, и Клинтон – сплошь леворукие. Даже Альберт Гор, один из лидеров президентской гонки, пишет левой рукой. Знаменитые теннисистки Моника Селеш и Мартина Навратилова отлично бьют левой. Компьютерный гений Билл Гейтс, которого не смогли разорить недавние миллионные потери, тоже левша.

      Левши составляют 10–20 процентов населения нашей планеты. В России, соответственно, их порядка 15–18 миллионов человек. Причем отечественная армия леворуких увеличивается год от года – с тех пор как народное образование оставило наконец непохожих учеников в покое. Ведь вплоть до 1985 года левшей упрямо переучивали, заставляя писать и рисовать правой рукой.

        На современном этапе педагоги отказались от этого. Следствиями переучивания

могут стать нарушения темпа и ритма речи (согласно статистике, каждый третий

ребенок с заиканием - это переученный левша), серьезные перемены в

эмоциональном состоянии ребенка (он может стать вспыльчивым, капризным,

раздражительным, беспокойно спать, плохо кушать). Позже появляются еще более

серьезные нарушения: частые головные боли, постоянная вялость. В итоге развиваются

невротические реакции, например, нервные тики, энурез или нарушается

функциональное состояние нервно-психической сферы, т.е. развивается невроз.

         Левше труднее адаптироваться к школьной жизни, к обучению.

Особенно им трудно при обучении письма, чтению и счету. Дело в том, что

отправной точкой для освоения этих умений является зрительное восприятие.

Нарушение или недостаточность развития зрительно-пространственного восприятия,

зрительной памяти и зрительно-моторной координации, нередко встречающиеся у

левшей, ведут к возникновению следующих трудностей:

  1. восприятия и запоминания сложных конфигураций букв при чтении и соответственно медленный темп;
  2. формирования зрительного образа букв, цифр (нарушение соотношения элементов, ребенок путает сходные по конфигурации буквы, цифры, пишет лишние элементы или не дописывает элементы букв, цифр);
  3. выделения и различения геометрических фигур, замена сходных по форме фигур (круг - овал, квадрат - ромб- прямоугольник);
  4. копирования;
  5. неустойчивый почерк (неровные штрихи, большие, растянутые, разнонаклонные буквы);
  6. зеркальное написание букв, цифр, графических элементов;
  7. очень медленный темп письма.

      Необходимо также сказать о нарушениях чтения у некоторых левшей. У одних причины нарушения носят преимущественно зрительно-пространственный характер: дети испытывают затруднения в восприятии слова как целого. Другие не могут уловить связь между буквосочетаниями и теми понятиями, которые они отображают. Леворукие дети нередко теряют строку и делают попытки читать справа налево или из середины текста. Во избежание таких проявлений ребенку нужно напомнить, откуда началось чтение, а можно ориентировать его по «маркированной» руке. Если эти способы не дают эффекта,

малыш может попробовать закрыть текст и открывать только читаемый слог. Причем,

сначала это лучше сделать взрослому, а вскоре и юный читатель освоит эту

хитрость. Так придется продолжать до тех пор, пока не автоматизируется нужное

направление и темп слежения за строкой. Все занятия нужно проводить

систематически, но их продолжительность не должна превышать 20 минут. Потом

малышу нужен отдых. А, восстановив силы, можно продолжить занятие еще на

15-20 минут.

    У неправоруких могут наблюдаться трудности списывания, т. к. такой вид работы предполагает одновременное решение нескольких задач: необходимо распределить внимание между нахождением нужного элемента текста предложенного для списывания, что требует быстрой и точной пространственной ориентировки, а также выстраивания ряда этих элементов на своем месте (опять же требуется быстрая и четкая микроориентировка). Такая работа у левши требует большего времени: и довольно часто сопровождается возрастанием количества ошибок.

При выполнении домашних заданий родители детей- левшей должны руководствоваться следующими правилами:

  1. Ребёнок должен учиться писать прямо, не загораживая себе линию строки.
  2. Нельзя требовать от леворукого ребёнка безотрывного письма.
  3. При письме и рисовании леворукого ребёнка свет должен падать справа.
  4. При выполнении домашнего задания по письму необходимо определить вместе с ребёнком траекторию движения руки. Это поможет ребёнку определить, где начинать написание элемента буквы, куда вести и где закончить. Эту инструкцию ребёнок должен ещё самостоятельно повторить и только потом приступать к письму.
  5. Полезно сделать для ребёнка карточки с элементами написания  каждой буквы и с самими буквами.  Это позволит превратить обучение письму в увлекательную игру.
  6. Важно помнить, что леворукие дети переживают адаптацию к школе гораздо тяжелее, чем их праворукие сверстники. Они боятся насмешек одноклассников, но ещё больше – негативной оценки взрослыми их деятельности.
  7. Родители должны терпеливо относиться к грязным тетрадям, ошибкам и каракулям своего ребёнка, помня о том, что письмо даётся ему гораздо труднее, чем другим детям.
  8. Леворукому  ребёнку надо предлагать больше заданий на развитие двигательной активности руки, для развития группы мелких мышц. Очень хорошее упражнение- вырезание букв крупного формата из газет. Ребёнок быстрее запоминает буквы, видит их в зеркальном изображении, запоминает их контуры.
  9. Ещё одно упражнение -  лепка букв и цифр. Это тоже помогает ребёнку быстрее усвоить технику письма.

2 .Знакомство  со статистикой успеваемости левшей в школе.

Демонстрация достижений леворуких детей класса. Выставка их работ. Комментарии.

3. Рефлексия собрания.

Ответы на вопросы родителей. Работа с памяткой.

Свою лекцию я закончу стихотворением Сильвы Капутикян.

Сыну.

Ты не отличник, мой мальчик, нет,

Домой не приносишь грамот- наград,

И другие матери мне в след

С доброй завистью не глядят.

Я в глубине твоей вижу, сынок,

Под шероховатой и грубой корой,

Чистое золото, ясный поток,

Душа твоя светлая бьётся порой.

Может, звездой тебе не блеснуть,-

Званий не будет, талантов нет,

Но сердцем раскройся, пускаясь в путь,

Сверкни и людям отдай свой свет,-

Будь человеком, мой мальчик, будь!...

Приятно было с вами встретиться, обсудить важную проблему, помочь вам.

Спасибо до новых встреч!

Литература для подготовки родительского собрания

1.Безруких. М. М. Леворукий  ребёнок в школе и дома. Вентана - Граф, 2005

2.Безруких М. М.  Как помочь первокласснику хорошо учиться М., 2003.

3 Минияров В. М. Психология семейного воспитания. М., 2000

Шубина Вера Васильевна     207- 828- 087

     Собрание проводится в 1 классе. Основными задачами собрания являются: оказание помощи родителям, у которых ребёнок – левша, настроить родителей на понимание трудностей, связанных с обучением леворуких детей.

      Разработка родительского собрания «Ребёнок из Зазеркалья» основана на практическом опыте автора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собрание для родителей 1 класс"Советы родителям"

В помощь родителям первоклассников....

Родительское собрание для родителей подготовительной группы детского сада "Дети и родители на школьном старте".

Цель собрания: помочь родителям детей, находящихся на школьном старте, сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник, и возможных способах предупреждения дезадапта...

Родительское собрание "«Идеальные родители глазами детей, идеальный ребенок глазами родителей.»

Родительское собрание в 3 классе.Предлагается конспект собрания....

Родительское собрание совместно с детьми "В стране Зазеркалье, или праздник Понимания".

Сценарий собрания содержит интересные сценки, песни, игры. Собрание направлено на сплочение родителей и детей, установление дружеских отношений....

Сценарий родительского собрания 2 класс. Тема собрания: «Просвещение родителей по теме «Компьютер и здоровье ребёнка»»

Цель собрания: - провести беседу с родителями по теме: «Компьютер и здоровье ребенка», обсудить плюсы и минусы использования детьми компьютера.Подготовительные мероприятия:- анкетиров...

Родительское собрание на тему "Первое родительское собрание для родителей первоклассников"

Родительское собрание на тему "Первое родительское собрание для родителей первоклассников"...