К сердцу ребенка
статья (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
«Путь к сердцу ребёнка»
Ребёнок должен быть счастлив. Это убеждение разделяет большинство родителей. Но нельзя забывать при этом, что счастье даже для самого маленького человека выражается не только в его материальном благополучии, в том, что у него красивая одежда, множество игрушек, сладостей.
Для полноценного развития личности необходимо с юных лет заложить её нравственные основы, дать толчок её духовному развитию. Психологи утверждают, что нравственные основы личности закладываются в самом раннем детстве, а потом уже проявляется, развивается то, что заложено.
Огромный потенциал нравственного становления человека заключается в атмосфере сердечности, доброты, которые встречает ребёнок, входящий в мир.
Вспомните всем знакомый пример, как радостно улыбается малыш в ответ на улыбку матери, как настораживается он в окружении незнакомых, что-то громко и сердито говорящих людей. Доброжелательные отношения в семье для ребёнка - а именно в семье начинается для ребёнка познание мира, - как солнце для проклюнувшегося ростка.
Характерно в этом отношении наблюдение замечательного педагога В. А. Сухомлинского: «Нормальное нравственное развитие, гармония любви, счастья, труда возможны лишь при условии, если ребёнок убеждён: я кому-то очень-очень нужен, я для кого-то безмерно дорог, кто-то видит во мне смысл жизни, но и я кем-то очень-очень дорожу, без кого-то я жить не могу. Может быть, это убеждение не выступает в виде отчётливой мысли, но оно наполняет всё человеческое существо переживанием радости, полноты жизни. Ласка, радость духовного общения с родными, особенно с матерью и отцом,- это не только источник гармонии любви, счастья и труда, это также источник долга человека перед человеком. Одна из причин преступлений - совершенное безразличие человека к тому, что о нём думают родные и близкие».
Внутренний конфликт, атмосфера взаимопонимания в семье не исключает, конечно, и необходимую требовательность к детям. Но всегда ребёнок должен чувствовать мотивированность поступка старших, понять, что доброта или строгость вызваны его собственным поведением. Родители же, выбирая тон общения с ребёнком, должны неизменно выдвигать на первое место особенности его возрастного развития, а не собственное настроение, раздражение или усталость. В родительском доме нужны кропотливый творческий подход к ребёнку и уверенность в том, что усилия твои не пройдут даром, что добрый посев даст хорошие всходы. Следует помнить, что излишек строгости притупляет ум, очерствляет сердце. Путём подавления можно сломить и опустошить человека, но только не воспитать.
-Мама!- кричит с порога сын-второкласник. – Ты знаешь, что мы сегодня учили?
-Зачем в грязных ботинках идёшь в комнату?- одёргивает его мать.
Мальчик снял обувь и пытается опять рассказать о том, что поразило его в школе. Но мать его не слушает.
-Садись, ешь, а то всё остынет,- говорит она сыну. – Рассказывать будешь потом!
Но мальчику уже не хочется рассказывать. Равнодушие самого близкого человека погасило хороший порыв. Если же ребёнок чувствует, что родители неравнодушны к его заботам, он и сам внимательнее к ним относится. Ошибаются те, кто думает, что ребёнок не способен думать о других: ему приятна радость, доставленная им любимому человеку- отцу, матери.
С самих первых проблесков сознания ребёнок воспринимает семейные отношения как некую общечеловеческую норму общения. Тем самым мы ориентируем ребёнка в сложнейшем мире человеческих отношений, формируем по существу, его нравственные критерии.
Единственным для семьи являются основы бережного отношения друг к другу, атмосфера крепкой дружбы, взаимной чуткости и внимания, что имеет исключительно важное значение для воспитания детей. Дружная здоровая семья закладывает в ребёнке основу его правильных отношений с людьми.
К детям надо относиться бережно. Наше родительское поведение, наша реакция, как правило, определяют и поведение, ответную реакцию маленького человека.
Легко накричать на ребёнка. Гораздо труднее сдержаться и спокойно разъяснить, как надо вести себя в той или иной ситуации, почему. Окрики, побои подавляют ребёнка. Делают его трусливым, безвольным, или, наоборот, озлобляют.
За непослушание, в присутствии посторонних, мать ударила дочку по лицу. Дело тут даже не только в том, что мать применила к дочери телесное наказание (хотя это само по себе отвратительно). Она подвергла девочку публичному унижению. И рано или поздно, если такие мотивы воспитания будут применяться многократно, наступит момент, когда чувство девочки к матери, в конце концов, истощется, вырабатывается «иммунитет», равнодушие или отрицательная реакция даже на различные советы. И эта же мать в горестном недоумении будет спрашивать:
«И почему у меня дочь такая равнодушная и бессердечная выросла».
У нас принято много говорить о слепой материнской любви и совсем не принято говорить о неприязни.
Самая ужасная форма родительской нелюбви - жестокость, выражающая в применении физической силы. Она страшна тем, что укрепляет в сознании ребёнка уверенность в незыблемости права сильного к слабому. Как правило, став взрослым, такой ребёнок тоже начинает руководствоваться данным принципом. Но жестокость, как это не раз подтверждалось, бумерангом возвращается к тому, кто её совершил. Дети, чьи родители считают универсальным средством воспитания ремень, идут на любой обман, чтобы избежать наказания. У них нет мира в душе, а это состояние ведёт к тому, что они видят врагов везде: в учителях, одноклассниках, собственных родителях. Со сверстниками они ведут себя агрессивно. Все свои проблемы разрешают с помощью кулаков. Нельзя забывать, что нет ничего отвратительней, чем ударить того, кто слабее, кто в силу своего положения не может вам ответить.
А.С.Макаренко говорил «Ваше собственное поведение - самая решающая вещь». Нельзя забывать, что дети очень внимательно наблюдают за нами, взрослыми, стараются нам подражать. И если мы в их присутствии торопимся давать отрицательные ответы- оценки каких-либо событий, фактов, окружающих нас людей, если мы проявляем грубость к близким, то это наносит существенный урон нашему родительскому авторитету.
Детям свойственно стремление к подражанию. Часто родители, отмечая положительное в поступках детей, с гордостью заявляют: «Весь в меня! А когда видят плохое, с возмущением говорят «Откуда это у него берётся?». Однако, скорее всего, и в этом случае поступок ребёнка – повторение поступков взрослых. «Как с ним тяжело!»- говорят некоторые отцы и матери. Но редко кто задумывается над вопросом: а легко ли детям жить с неорганизованными взрослыми, безразличными и нетребовательными родителями. Дети в таких семьях оказываются в затруднительном положении, им неясно, какое же поведение папа и мама считают хорошим и какое плохим. Их часто ругают, наказывают. По этой причине ребёнок может замкнуться, чуждаться родителей.
Уважать ребёнка – это значит, прежде всего, дружески к нему относиться. У детей очень велика потребность в тесном общении с родителями.
Очень важно, чтобы в семье всегда господствовало внимательное отношение друг к другу, единомыслие, готовность к содержательным, интересным и полезным действиям. А если в доме часты грубость или оскорбления, вы уже воспитываете ваших детей неправильно, и никакие самые лучшие «специальные» методы воспитания не принесут большой пользы.
Бывают случаи, когда необходимо потребовать, повысить голос, приказать. Но это не должно входить в систему.
Некоторые из нас очень строги, некоторые очень добры. Но не кажется ли нам, что в поисках всяких секретов, путей к детскому сердцу, мы нередко забываем о самом простом внимании.
В любом возрасте нужен контакт старших и младших. Тактичный подход означает учёт индивидуальных особенностей детей, умение подметить их внутренний настрой.
Детство – не преддверие жизни, а самая сложная её пора. Радость и горе, удачи и срывы, надежды и разочарования, жажда познания и муки творчества – всё, с чем мы, взрослые, сталкиваемся в жизни, присуще и детству. И мы, взрослые, должны быть добрыми помощниками своим детям на этом пути.
По материалам газеты «Моя семья»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по здоровьесбережению. Тема: «Сохрани своё сердце здоровым. Сердце и кровеносные сосуды.» 3 класс
Подробная и занимательная наглядная информация может быть использована на уроках педагогики здоровья, здоровьесбережения 3 класса общеобразовательных учереждений....
Программа воспитательной работы с ученическим коллективом «Верная дорога к сердцу ребенка»
Кто затронет струны милосердия в душах детей? Кто даст им почувствовать радость от прикосновения к прекрасному? Кто научит воспринимать мир не в черно-белом измерении, а во всем половодье красок? Кто ...
Методическая разработка Тематический классный час «Доброе сердце» в классе «Особый ребенок – 12 год обучения»
Методическая разработка тематического классного часа " Доброе сердце" Интегрированный классный час учителя-дефектолога и учителя-логопеда....
Путь к сердцу ребенка
Ребенок должен быть счастлив. Это убеждение разделяет большинство родителей. Но нельзя забывать при этом, что счастье даже для самого маленького человека выражается не только в его материальном благоп...
Выступление для родительского собрания Пять путей к сердцу ребенка
Информация для родительского собрания взята из книги «Как найти с ребенком общий язык или пять путей к сердцу ребенка», авторы Гэри Чепмен, доктор философии, Росс Кэмпбелл, док...
Книга «Пять путей к сердцу ребенка»
Книга «Пять путей к сердцу ребенка» познакомит вас с пятью моделями поведения родителей для того, чтобы помочь определить, какой именно путь приведет вас к сердцу вашего ребенка, какая мод...