Лекторий на тему "Я иду в школу"
материал по теме

Гражданцева Вера Анатольевна

Лекторий для родителей будущих первоклассников о том, как лучше подготовить ребёнка к школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lektoriy.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Я иду в школу

         Первое сентября! С этим днём у каждого связано светлое и трогательное воспоминание. Память надолго сохраняет тот день, когда в первый раз мы идём в школу, поступаем в первый класс. Радость в глазах и сегодняшних мальчишек и девчонок, впервые переступивших порог школы.

         Как только ребёнок поступает в школу, отношение взрослых к его занятиям,  да и к нему самому становится более серьёзным. Учёба – важное и нужное дело.

         Необходимо, чтобы ребёнок пошёл в школу физически развитым, крепким, здоровым. Ведь в значительной степени его успехи в школе будут зависеть от его физической готовности к ней, здоровья. Но одной физической готовности явно мало. Необходима готовность ребёнка к изменению своего социального положения. Этот процесс адаптации, или привыкания, подчиняется особым психологическим закономерностям, которые очень важно учитывать родителям первоклассников.

          Как правило, дети выражают желание идти в школу. Что привлекает их?  У меня будет новенький ранец и пенал, в школе учится мой друг и т.д. Но, оказывается, это ещё не самые главные мотивы. Важно, чтобы школа привлекала ребёнка и своей главной деятельностью – учением. Не проходит мимо внимания ребёнка и уважительное отношение взрослых к учёбе, как к серьёзной деятельности.

          Если ребёнок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него необходимого запаса умений и навыков, уровня интеллектуального развития, ему будет трудно в школе. Такие первоклассники ведут себя в школе по-детски, учатся очень неровно. Ещё хуже, если дети не хотят идти в школу (там двойки ставят, дома ругать будут). Причина подобного отношения к школе, как правило, результат ошибок в воспитании детей. Нередко к нему приводит запугивание детей школой, что очень опасно, вредно, особенно по отношению к робким детям. «Вот пойдёшь в школу, там тебе покажут». Можно понять боязнь и тревогу этих детей. Намного разумнее – сразу сформировать верное представление о школе, положительное отношение к ней, к учителю, книге.

          Родители должны способствовать и формированию у детей таких качеств, которые помогли бы им войти в контакт с одноклассниками в школе, с учителем. Умение ребёнка войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться при необходимости; чувство товарищества – качества, которые обеспечивают ему безболезненную адаптацию к новым социальным условиям, способствуют созданию благоприятных условий для его дальнейшего развития. В этом вопросе значимо то, какое внимание этой проблеме уделяют родители, какова семейная микросреда, какое место занимает ребёнок среди братьев и сестёр, успела ли душа ребёнка потрудиться в семейных условиях, изолируют или приветствуют родители контакты своего ребёнка во дворе, как оценивают его поведение.

          Серьёзного внимания требует формирование волевой готовности к школе. Ведь его ждёт напряжённый труд, от него потребуется умение делать не только то, что ему нравится, но и то, что потребуют учитель, школьный режим, программа. А это не так-то просто. Но, чтобы делать не только приятное, но и необходимое, нужно волевое усилие, способность управлять своим поведением, своей умственной деятельностью – вниманием, мышлением, памятью. Все исследователи развития воли у детей отмечают, что в дошкольном возрасте успешнее достигается цель в игровой форме. Понимающие родители в период генеральной уборки квартиры, например, превращают её в палубу корабля. Как не стараться сыновьям – матросам, как не выполнять требования мамы – капитана. И труд превращается в праздник для ребёнка. Шестилетний ребёнок уже может отказаться от привлекательного занятия, игры ради выполнения поручения взрослого. Важно формировать у детей умение не бояться трудностей. Это поможет при незначительной помощи преодолеть трудности, которые возникнут в первом классе. Развитие дисциплинированности, организованности и других качеств, помогающих ребёнку управлять своим поведением, в большей мере зависит от степени восприимчивости к требованиям, от характера взаимоотношений ребёнка и взрослого.

          Важно, чтобы ребёнок к школе был умственно развит. Долгое время об умственном уровне судили по количеству умений, знаний, по объёму его «умственного инвентаря», который выявляется в словарном запасе. Ещё и теперь некоторые родители думают, что чем больше слов знает ребёнок, тем он больше развит. Это не совсем так. Следует учитывать, что изменились условия жизни. В каждом доме теперь есть телевизор, компьютер, интернет. Дети купаются в потоке информации, как губка впитывают новые слова и выражения. Словарь их резко увеличивается, но это не значит, что такими же темпами развивается и мышление. Тут нет прямой зависимости. Конечно, определённый кругозор, запас конкретных знаний о живой и неживой природе, людях, их труде, общественной жизни необходимы ребёнку как фундамент, основа того, что будет им освоено в школе. «Пустая голова не рассуждает», - говорят психологи. Однако, ошибочно думать, что словарный запас, специальные условия и навыки – это определяющее и единственное мерило интеллектуальной готовности ребёнка к школе.

        Существующие программы, их усвоение потребуют от ребёнка умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, потребуют достаточного развития познавательных процессов.

       Познавательная потребность ярко выражена у большинства детей в 6-7летнем возрасте. У многих она связана с интересом ко всему окружающему, но не у всех. Есть дети, чья пассивность приводит их в число отстающих. Причины такого рода пассивности лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов. Будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или игру. Если познавательные интересы сформированы недостаточно, то не помогут никакие нотации и поучения. Бессмысленно объяснять ребёнку, что «без знаний нельзя стать программистом или юристом», что все должны учиться.

       Старайтесь всегда отвечать на вопросы ребёнка. Общение с родителями – огромная ценность для ребёнка. Если своим вниманием вы поддерживаете интерес к познанию, то он будет развиваться, крепнуть. К сожалению, иногда родители отмахиваются от надоевших вопросов. Сын пытается выяснить у папы, почему плывут по небу облака.«Смотри под ноги, а не на небо»,- раздражённо отвечает папа. После таких ответов охота спрашивать пропадает. А сын при этом неважно учится, папа недоумевает: «Отчего сын такой пассивный, ничем не интересуется». Родителям надо включить ребёнка в осмысленную деятельность, в процесс, в котором он сам смог бы обнаружить всё новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие. Особо хочется выделить: «сам обнаружить». Не отмахиваться от детских вопросов, не пичкать сразу готовыми знаниями, а дать возможность приобрести их самостоятельно крайне важно в умственном воспитании первоклассника.

      К 6-7 годам дошкольник должен хорошо знать свой адрес, название города или деревни, где он проживает, название нашей страны, её столицы. При правильном воспитании дети знают не только имена, но и отчества родителей, кем они работают и понимает, что их бабушка – чья-то мама: отца или матери. Они ориентируются во временах года, их последовательности и основных признаках. Знают месяцы, дни недели, текущий год. Знают основные виды деревьев, цветов, дифференцируют домашних и диких животных, т.е. они ориентируются во времени, пространстве и ближайшем социальном окружении. Порой бывает, что сведений об окружающем у ребёнка как будто предостаточно, но они разрозненны, поверхностны, не включены в общую картину. Такие сведения могут быть употреблены невпопад, а могут и не всплыть из памяти при необходимой постановке вопроса. Они быстро забываются детьми. Поэтому будет нелишним обсудить с ребёнком просмотренный фильм и даже мультфильм, задать несколько вопросов по прочитанной сказке, рассказу, чтобы убедиться в том, что ребёнок понял произведение, как он понял определённое явление природы, поступки животных, людей, сказочных персонажей. Часто дети понимают смысл какого-то события по-своему. Найденное ими собственное объяснение может закрепиться, запомниться и останется надолго единственно верным. Осмысление же окружающего дошкольниками должно быть по-настоящему правильным и если не научным по форме, то истинным по существу.

      Это ни в какой степени не касается детской фантазии. Если дети верят, что подарки в Новый год приносит Дед Мороз, то не надо торопиться с объяснениями – до этой «истины» они доберутся и сами. Но если ребёнок считает, что домашние животные – это те, которые живут дома, и поэтому относит к ним мышей, белок, ежей и даже крокодила, плавающего в ванне, то следует объяснить смысл понятия «домашние животные».

       Беседа с ребёнком об окружающем не должна быть слишком сложной, длинной и утомительной. Интерес – критерий доступности. Если ребёнок начал зевать и отвлекаться, значит, объяснение уже недоступно ему. Прочитав с детьми рассказ или сказку, послушайте их пересказ и проследите, насколько логично передано содержание. Для успешной подготовки к школе полезна не только игра «в школу», но и самые обычные «несерьёзные» игры: «в больницу», «в магазин», «в дочки-матери». Особенно ценны такие игры, когда в них участвуют сразу несколько детей. Это – источник развития коллективизма,  в них ребёнок учится правильно строить взаимоотношения, разрешать конфликты. Воспроизводя жизнь взрослых людей, дети осваивают пусть пока ещё не всерьёз – систему поведения, основанную на добросовестном выполнении своих обязанностей. Много игра даёт для развития воображения. Этот общеразвивающий эффект игры скажется в школе, и позднее – когда ребёнок станет взрослым человеком.

       Наряду с игрой, почётное место в подготовке ребёнка к школе занимают рисование, лепка, аппликация, конструирование. В этих занятиях развиваются детские представления о мире, о том, «как устроены» предметы, животные и люди. Рисуя, строя, создавая пластилином чудищ, ребёнок переживает радость творчества, отражает свои впечатления, выражает своё эмоциональное состояние. К сожалению, лишь немногие родители задумываются над тем, что рисование и конструирование – первая продуктивная деятельность ребёнка. Взрослые должны руководить игрой. Обучать ребёнка рисованию или лепке, не надо давать готовые способы изображения людей, животных, домов. Готовый образец не помогает познать действительность. Часто родителей волнует, что дети не любят заниматься интеллектуальной деятельностью, неусидчивы, предпочитают проводить время на улице. Встречаются возбудимые, подвижные дети, которым трудно на чём-то сосредоточиться, выполнять задания, которые требуют аккуратности и неторопливости. Вместо того, чтобы заинтересовать ребёнка, родители теряют терпение, раздражаются, начинают ругать своих непослушных детей. В результате все расстроены. Если ребёнок вялый, медлительный, его не следует торопить, но и ждать долго не нужно. Лучше начинать ответ самим, чтобы дети продолжили. Или чуть наметить рисунок, а дети пусть дорисуют.

          Следует сказать несколько слов об отношении к учителю. Большое значение для формирования этого отношения имеет общее уважительное отношение ребёнка к взрослым. Если ребёнок привык перебивать их, когда они разговаривают, не умеет выслушивать просьбы и указания, обращается на «ты», то, конечно, ему будет трудно усваивать школьные требования. Общее неуважительное отношение к взрослым будет переноситься и на учителя. Итак, обучение ребёнка номам вежливости не только сделает общение с ним более приятным для ваших друзей и знакомых, но и поможет ему быстро овладеть школьными правилами поведения.

        Ещё одна важная функция семьи – воспитание у ребёнка самостоятельности, ответственного отношения к своим обязанностям.. Об этом надо помнить в тех случаях, когда проще что-то сделать за ребёнка, чем добиться, чтобы он сделал сам. Если вы пойдёте по этому пути, то рискуете вырастить иждивенца.

       В семье из любви к ближнему рождается любовь к окружающему миру. Маленький человек становится способным жить в ладу со всем миром.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительский лекторий на тему: «Как правильно выполнять домашние задания»

Часто родители жалуются, что их дети по несколько часов сидят за уроками, много отвлекаются, бывают несобранны. И, совершенно естественно, возникает вопрос: что же будет делать ребёнок в с...

Родительский лекторий на тему "Условия успешного семейного воспитания младшего школьника"

Родительский лекторий на тему "Условия успешного семейного воспитания младшего школьника", презентация...

Родительский лекторий по теме "Причины школьной тревожности младших школьников".

Тревожность может быть связана с глубинными внутренними проблемами, которые ребенок каким-то образом осознает,но решить их сам не в состоянии. Как ни странно, но в этом возрасте перед детьми встают пр...

Родительский лекторий на тему "Как воспитать настоящего человека (о нравственном воспитании школьника)"

Данный материал поможет родителям формировать личность ребенка, воспитывать у него правильное отношение к окружающему миру, определенные нравственные позиции....

Родительский лекторий на тему: «Как правильно выполнять домашние задания»

Родительский лекторий на тему: «Как правильно выполнять домашние задания»...

« Родительский лекторий по вопросам толерантности в школе»

Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой и...