Нравственные диллемы начальной школы
презентация к уроку на тему

Паршина Оксана Евгеньевна

 

Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Даже  взрослому человеку порой трудно выбирать, как поступить в той или иной ситуации согласно правилам морали,  не «ударив лицом в грязь».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstv.dillemy.pptx1.81 МБ
Файл nravstvennye_dillemy.docx20.75 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

НРАВСТВЕННЫЕ ДИЛЕММЫ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Паршина Оксана Евгеньевна у читель начальных классов МОУ «СОШ № 2 с УИОП»

Слайд 3

Формы общения педагога с родителями:

Слайд 4

Статус ребенка в обществе изменился, теперь он школьник

Слайд 5

Анализ ситуаций: Что делать, если в речи вашего ребенка появились нецензурные слова?

Слайд 6

Что делать, если ребенок принимает участие в делах, не одобряемых вами?

Слайд 7

Цель нравственного воспитания – помочь ребенку увидеть, что забота и внимание к другим, бескорыстие, мужественное сопротивление искушениям – это благо, ибо благодаря этому люди живут друг с другом в обществе.

Слайд 8

Памятка для родителей Учитесь слушать и слышать своих детей. Спрашивайте ребенка о том, как прошел день, что было интересного, какие события запомнились больше всего. Если есть события, которые вы не одобряете, скажите ребенку, что вас смущает. Обсудите , что почувствовали все участники событий. Спросите, каково было самому оказаться на месте любого участника событий. Приведите примеры из своей жизни или жизни своих знакомых.

Слайд 9

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ !



Предварительный просмотр:

НРАВСТВЕННЫЕ ДИЛЕММЫ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Паршина О. Е.,

                        учитель начальных классов

        МОУ «СОШ №2 с УИОП», г. Губкин

СЛАЙД №1

Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Даже  взрослому человеку порой трудно выбирать, как поступить в той или иной ситуации согласно правилам морали,  не «ударив лицом в грязь».

  А что же говорить о детях?  Еще В.А. Сухомлинский говорил о том, что  «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» [1].

СЛАЙД №2

Работая в школе учителем начальных классов, я всё больше и больше прихожу к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых школой. Общество покоится на духовно-нравственных основах человеческой души, которые закладываются в семье, в ней формируются, из нее вырастают. Из семьи ребенок выносит в жизнь те качества, которые становятся источником созидания или зла и разрушения. К сожалению, сегодня семья испытывает значительные трудности в реализации своего воспитательного потенциала.  Поэтому только совместная целенаправленная работа педагога и родителей    поможет становлению   духовно-нравственной личности.

СЛАЙД №3

  Разнообразны формы общения педагога с родителями. В моей педагогической практике сложились наиболее рациональные: родительские собрания, индивидуальные консультации, совместное проведение внеклассных мероприятий, участие родителей в тематических экскурсиях. Наиболее подробно хочу остановиться на организации родительских собраний. Классное родительское собрание не должно превращаться в нравоучительную лекцию о добре и зле. Важно, чтобы в ходе совместного поиска ответа на вопросы учителя, родители, часто вместе с детьми, находили решение жизненных ситуаций.

СЛАЙД №4

Очень важно в обращении к родителям младших школьников  указать на то, что статус ребенка в обществе изменился, теперь он  школьник. От пяти до одиннадцати лет – годы, важность которых обусловливается воспитанием нравственности. В течение этих лет ребенок получает более четкую картину того, что хорошо, а что плохо. До этого периода правильным считалось то, что говорили ему вы, а «плохим» - то, что вы запрещали. С момента поступления в школу горизонты вашего ребенка расширяются, и он замечает, что у разных людей разные взгляды на добро и зло. А так как развивается мыслительный аппарат, ребенок больше способен размышлять над теми вещами, которые его просят делать, и более  объективно оценивать других. Этим объясняется некоторая озлобленность на взрослых в то время, когда они отрывают ребенка от интересного для него дела, или оспаривание того, что родители, в конечном итоге, знают  лучше него.

Теперь все начинает меняться, и мы видим начало  процесса, который завершается в юношестве. Это процесс, в котором формируются его мнения, собственный взгляд на жизнь. В нем еще ярко выражен, как называют психологи, «синдром  паиньки» (ребенок многие свои поступки совершает ради похвалы взрослого и думает о себе хорошо, главным образом, когда его родители и учителя говорят о нем, что он такой), но он уже начинает приобретать первичную самооценку, самостоятельность, спрашивая за поступки с других.

Итак, в нравственном отношении начало школьных лет знаменуют собой сильные изменения в детях.  Дома его учили думать о других, и это предупредительное и тактичное поведение дает свои результаты. Его также учили, что никому не позволено проявлять бестактность по отношению к нему. Ребенку внушали, что у него, как и у других, есть определенные права и эти права надо уважать, а подавленное настроение можно улучшить, найдя в вас участливого слушателя.

Теперь вдруг ребенок может сталкиваться с ситуациями незнакомыми ему, имеющими отступление от тех принципов поведения, которыми он привык руководствоваться: одноклассники могут к нему относиться неуважительно и бестактно, тогда как он вежлив и учтив.   Ребенок может наблюдать за повторяющимися поступками, которые, как известно, считаются неправильными, но люди  совершают их. Обучаясь в начальной школе, ребенок вступает в конфликт с тем перечнем ценностей, которые чужды его собственному мировоззрению, и очень часто его будет томить искушение перенять их самому. Он, возможно, услышит язык,  на котором  никто в его семье не говорит, познакомится с играми, на первый взгляд, невинными и безопасными, в которые играют дети, но таящими в себе опасный (а иногда трагичный) исход.

Естественно, что все это вас возмутит. Вы ведь не хотите, чтобы вашего ребенка обижали и сбили с верного пути. Но мы не можем все время защищать своих детей от внешнего мира. Им придется обнаружить, что жизнь, с которой они столкнулись, полна разнообразных неожиданностей и превратностей; нужно думать, анализировать, научиться принимать правильные решения из возможного выбора; что существует несправедливость на свете, с которой нужно научиться бороться. Этого можно добиться при условии, если семья – безопасная, счастливая гавань, если дети знают, что их родители выслушают и поддержат, и тогда дети преодолеют эти «бурные воды» и станут знающими «мореплавателями».

СЛАЙД №5

Анализируя правильно отношение ребенка к каким-либо ситуациям, вы сможете направить и его поступки в русло нормированного, нравственного поведения.

Что делать, если в речи вашего ребенка появились нецензурные слова?

На определенное время стоит сделать вид, что вы не обратили внимания, не расслышали их. При удобном же случае разъясните ребенку, что ругательство – довольно скверный способ высказывать свои мысли. Русский язык богат словами и выражениями, оперируя которыми мы в точности можем передать свои мысли. Безусловно, держитесь реальных событий. Признайте, что каждый мог бы воспользоваться этими словами, если сильно стукнется обо что-нибудь головой или ударит по пальцу молотком. Это один способ (но не самый лучший) в высвобождении своих чувств. Но он сильно отличается от употребления бранных слов, вошедших в привычку просто потому, что ум слишком ленив, чтобы придумать более подходящие альтернативы.

СЛАЙД №6

Что делать, если ребенок  принимает участие в делах, не одобряемых вами?

Если ребенок замечен в каких-либо проказах или принимает участие в делах, которые вы не одобряете, при беседе об этом выслушайте его до конца и не отвергайте сразу же услышанное. Ребенок расскажет вам то, что на его взгляд  было невинной забавой, радостью, весельем, которыми он хочет поделиться с вами. Если вы прочтете ему нотацию о том, как бездумно и глупо он себя вел, то дадите ему повод в будущем быть осторожнее, скрывать от вас те моменты, которые вызывают нежелательные для него последствия. Выслушайте его, затем согласитесь, что описанные события у любого вызовут смех, но обязательно обратите внимание на следующее: « Мы уверены, что ты не замышлял ничего дурного, а хотел всего лишь пошутить, но в каком положении оказался этот человек после твоей проделки, ты подумал? А тебе самому хотелось бы быть на его месте?» Если нет пострадавших и обиженных, а просто имела место некультурная выходка, можно вместе с ребенком поразмышлять над вопросом: что бы было, если бы каждый вел себя подобным образом?

В каждом случае осторожно разграничивайте то, что заставляет ребенка чувствовать ответственность и вину за допущенную оплошность, далеко не безвредную шалость, с одной стороны, и то, что позволяет предать забвению его поступки, с другой.  

СЛАЙД №7

Цель нравственного воспитания – помочь ребенку увидеть, что забота и внимание к другим, бескорыстие, мужественное сопротивление искушениям – это благо, ибо благодаря этому люди живут друг с другом в обществе.

СЛАЙД №8

Итогом такой беседы  может стать памятка для родителей:

- Учитесь слушать и слышать своих детей.

- Спрашивайте ребенка о том, как прошел день, что было интересного, какие события запомнились больше всего.

- Если есть события, которые вы не одобряете, скажите ребенку, что вас смущает.

- Обсудите, что почувствовали все участники событий.

- Спросите, каково было самому оказаться на месте любого участника событий.

- Приведите примеры из своей жизни или жизни своих знакомых.

СЛАЙД №9

Литература

  1. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения/В.А.Сухомлинский -М: Просвещение,1980.- 258с.
  2. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки нравственности в начальной школе

В докладе говорится о роли уроков русского языка и литературного чтения в духовно-нравственном воспитании младших школьников. Приведены примеры учащихся по данной теме....

ПРОГРАММА нравственно-патриотического воспитания в начальной школе «РОДНИКИ ДОБРА» на 2012 – 2016 гг Учитель начальных классов Новакова Елена Юрьевна

ПРОГРАММАнравственно-патриотического воспитания в начальной школе  «РОДНИКИ ДОБРА» Автором предложены новые оригинальные формы работы, такие как:1.Акция «Твори добро»....

ПРОГРАММА нравственно-патриотического воспитания в начальной школе «РОДНИКИ ДОБРА» на 2012 – 2016 гг Учитель начальных классов Новакова Елена Юрьевна

ПРОГРАММАнравственно-патриотического воспитания в начальной школе  «РОДНИКИ ДОБРА» Автором предложены новые оригинальные формы работы, такие как:1.Акция «Твори добро»....

Авторская программа : Культурные традиции от малого до великого (уроки нравственности в начальной школе)

Отличительной чертой  данной программы «Культурные традиции - от малого до великого»  (уроки нравственности в начальной школе) является то, что она вобрала в себя не только «малое» - вопрос ...

Программа духовно - нравственного развития обучающихся начальной школы "Уроки нравственной жизни"

Мною составлена программа с целью возрождения среди российских детей духовных и моральных ценностей, воспитания их на лучших образцах художественной литературы, музыки, изобразительного искусства, с о...

Программа курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности» для начальных классов общеобразовательных школ

Программа «Уроки нравственности» составлена на основе программы Э. Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности» и может быть реализована учителем начальной школы в сотрудничестве с родит...

Уроки нравственности в начальной школе

В статье раскрывается важность нравтсвенного воспитания учащихся. Поэтапность данного процесса....