работа с родителями
методическая разработка по теме

Мельникова Наталья Александровна

Лекторий для родителей с элементами практической работы по теме " Типичные ошибки в воспитании детей".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab.s_rodit.docx23 КБ

Предварительный просмотр:

Лекторий для родителей «Типичные ошибки в воспитании детей» с элементами практической работы

 Уважаемые родители! Я рада видеть вас на нашем занятии. Сегодня я хочу предложить вам не просто лекцию, а  лекцию с элементами практической работы. Тема занятия «Типичные ошибки в воспитании детей».

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и виденья  жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе.

У каждого родителя свое понимание модели воспитания ребенка. Однако у каждого в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик.

В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли?

Воспитывать, значить «вспитывать» , т.е. питать ребенка всем положительным, что есть в вас самих. Насколько хорошо умеете это делать вы? Каким родителем вы являетесь? Ответить на эти вопросы  вам поможет тест, предлагаемый вашему вниманию.

ТЕСТ «ВАШИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ»

 Помогая вам в уборке, ребёнок нечаянно разбил вазу. Ваша реакция?

А) самая первая – подзатыльник;

Б) раздражённая фраза : « Уходи отсюда! Обойдусь без такой помощи.»

В) успокою ребёнка – ведь он сделал это неумышленно.

    2.  Если вы наказали ребёнка, а потом узнали , что поступили несправедливо, вы :

           А) промолчите, чтобы не уронить  свой авторитет;

           Б) извинитесь;

           В) признаете свою ошибку, объясните, что и взрослые могут                      ошибаться.

    3. Ребёнок одолевает вас вопросами , просьбами, а вы :

            А) обрываете его : « Дай хоть минутку отдохнуть от тебя!»

             Б) отвечаете  не думая, несерьёзно, лишь бы ответить что-нибудь;

             В) объясняете , что очень устали, и просите перенести разговор на другое время, тут же назначив час.

    4.  Ребёнок просит помочь ему написать сочинение . Как вы поступите?

             А) напишу черновик , ему останется лишь переписать ;

             Б) строго скажу : « Работай сам, только так можно чему-нибудь научиться.»

              В) помогу выбрать тему, подобрать литературу, а писать предложу самостоятельно.

Оценим результаты.  Подсчитайте количество ответов по каждой из позиций-а, б, в.

Преобладание ответов «В» говорит о том, что вас можно назвать опытным воспитателем. Вы уважаете желания ребёнка, стремитесь помочь ему, но не делаете что-либо вместо него.

Преобладание ответов «Б» предполагает, что ваша позиция как воспитателя недостаточно стабильна. Нередко ваше  поведение и отношение к ребёнку определяется сиюминутным настроением.

Преобладание ответов «А» свидетельствует о том, что ваши методы воспитания далеки от идеальных. Следует, пока не поздно , пересмотреть свои приёмы и видеть в ребёнке личность , достойную уважения и любви.

Этот тест вам помог понять , что вы делаете правильно, а чего стоило бы изменить в воспитании ребёнка.

 Цель нашего занятия: разобрать некоторые типичные ошибки в воспитании, найти оптимальный выход из ситуации, чтобы  в будущем таких  ошибок не совершать.

1.Слишком много строгости
«Ты должен делать то, что я тебе сказала, потому что я старше и лучше знаю.»

Мнение родителей: Дети должны слушаться взрослых беспрекословно – это самый важный в воспитании принцип. Неважно, сколько ребенку – 6 или 16 лет. Детям нельзя давать поблажек, иначе они окончательно сядут нам на шею.

Совет специалиста: Дети обязательно должны понимать, почему и зачем они что-то делают. Слишком строгое воспитание, основанное на принципах, которые не всегда понятны ребенку, напоминает дрессировку. Ребенок может беспрекословно исполнять все, когда вы рядом, и «плевать» на все запреты, когда вас рядом нет.

Убеждение лучше строгости.

Можно сказать: «Ты сейчас делаешь так, как я говорю, а вечером мы спокойно все обсудим – почему и зачем».

2 .Детей надо баловать
«Пожалуй, я сделаю это сама. Моему малышу это пока не по силам»

Мнение родителей: Мы готовы все сделать для нашего малыша, ведь дети всегда должны получать самое лучшее. Детство – самая короткая пора, поэтому оно должно быть прекрасно. Так приятно угадывать и исполнять любое желание ребенка.

Совет специалиста: Избалованным детям очень тяжело приходится в жизни. Нельзя держать единственное чадо под колпаком родительской любви, в дальнейшем это может привести к множеству проблем. Когда родители убирают буквально каждый камушек с дороги малыша, от этого ребенок не чувствует себя счастливее. Наоборот – он ощущает себя совершенно беспомощным и неловким.

«Попробуй-ка сделать это сам, а если не получится, я тебе с удовольствием помогу».

3.Наполеоновские планы
«Мой ребенок будет заниматься музыкой, я не позволю ему упустить свой шанс»

Мнение родителей: Многие взрослые мечтали в детстве заниматься чем-то, но у них не было возможности. И теперь главная цель мам и пап – дать детям самое лучшее образование. Неважно, если детям этого не очень – то хочется, пройдет время, и они оценят старания взрослых.

Совет специалиста: К сожалению, дети не всегда оценивают усилия родителей. И часто блестящее будущее, нарисованное взрослыми в своем воображении, разбивается о полное нежелание ребенка заниматься, скажем, музыкой. Пока ребенок еще маленький и слушается взрослых, но затем… Желая вырваться из клетки родительской любви, начинает выражать протест доступными ему способами – это может быть прием наркотиков, алкоголя.

Поэтому, заполняя день ребенка нужными и полезными занятиями, не забывайте оставить ему право выбора и немного времени для личных дел.

4.Слишком мало времени для воспитания ребенка
«К сожалению, у меня совсем нет времени на тебя»

Мнение родителей:  Дети должны сами понимать, что у родителей просто нет времени поиграть и почитать с ними. Многие взрослые очень загружены на работе, а ещё они отводят их в школу, готовят для них, стирают, покупают все, что им нужно. И дети должны быть благодарны за это.

Совет специалиста: Взрослые часто забывают простую истину – если уж родили ребенка, надо и время для него найти. Ребенок, который все время слышит, что у взрослых нет на него времени, будет искать среди чужих людей родственные души. Даже если ваш день расписан по минутам, найдите вечером полчаса ,поговорите с ним, расскажите сказку или почитайте книжку. Ребенку это необходимо. Запомните, в этом вопросе важно не сколько времени вы провели с ребёнком, а как вы его провели.

5.Больше денег – лучше воспитание

Мнение родителей: Мы слишком стеснены в средствах, поэтому не можем себе позволить даже побаловать ребенка, постоянно приходится ему во всем отказывать, он донашивает старые вещи и т.п. Будь у нас больше денег, мы были бы лучшими родителями.

Совет специалиста : Любовь не купить за деньги. Часто бывает, что в семьях с невысоким достатком взрослые делают все, чтобы ребенок ни в чем не нуждался. Но вы не должны чувствовать угрызений совести за то, что не можете исполнять все его желания. На самом деле любовь, ласка, совместные игры и проведенный вместе досуг для ребенка намного важнее содержимого вашего кошелька. Если, разобраться, совсем не деньги делают ребенка счастливым, а осознание того, что он для вас самый-самый.

Сегодня мы разобрали лишь некоторые ошибки в воспитании детей. Я надеюсь, вы запомнили советы специалиста и в подобной ситуации поступите правильно.

А сейчас я предлагаю вам ещё одну практическую работу: перед вами   дом, символизирующий  ваши отношения с детьми. Как видите, у нашего дома, к сожалению, нет фундамента. Ваша задача выбрать необходимые «кирпичики»-чувства, на которых будут строиться ваши взаимоотношения с детьми.(понимание, поддержка, любовь, агрессия, гнев, душевное тепло, чрезмерная опека…)

Вы сделали правильный выбор, именно на таких чувствах должны строиться взаимоотношения родителей с детьми.

В конце занятия  я  хочу вручить вам конверт, в котором вы найдёте письмо –обращение ребёнка к самым близким людям, т.е. к вам- родителям. Прочитав это письмо, вы сможете взглянуть на некоторые вещи глазами ребёнка, а значит, иначе оценить ситуацию. Это поможет вам избежать ошибок. А весёлым смайликом на конверте я хотела выразить свой оптимизм и веру в то, что у вас всё получится- вы будете мудры в воспитании  и достигните полного взаимопонимания со своими детьми.

У вас на столах лежат «сигнальчики», я хотела бы узнать ваше мнение о сегодняшнем занятии. Вспомните, всё о чём говорили , и если занятие показалось вам нужным, полезным, интересным, то поверните сигнальчик зелёной стороной, а если занятие оставило вас равнодушным, то – красной стороной. Ваше мнение я учту при подготовке к нашей следующей встрече.

Спасибо всем за участие!

Уважаемые коллеги !

Я считаю, что данная работа позволяет ненавязчиво увидеть родителям плюсы и минусы воспитания своих детей.
Исправить ошибки, научиться видеть в ребенке  личность.
Надеюсь, что данный тип работы, обогатил ваш опыт и вы пополнили багаж своих знаний.

ПИСЬМО—ОБРАЩЕНИЕ

 К  САМЫМ БЛИЗКИМ И ДОРОГИМ ЛЮДЯМ --  МОИМ РОДИТЕЛЯМ

Не забывайте, что я развиваюсь, а значит, экспериментирую. Таким образом я учусь. Примиритесь, пожалуйста с этим.

Не оберегайте меня от последствий моей деятельности. Мне необходимо учиться на своём собственном  опыте.

Не делайте для меня и за меня то, что я могу сделать для себя и за себя  сам. Если это произойдёт, я буду требовать, чтобы вы обслуживали меня всегда!

Не отмахивайтесь от меня , если я задаю вам честные и прямые вопросы. В противном случае вы обнаружите , что я перестал вас спрашивать и ищу интересующую меня информацию там, где мне её предлагают.

Не отвечайте на мои глупые и бессмысленные  вопросы. Я просто хочу обратить на себя ваше внимание.

Никогда не считайте, что извиниться передо мной –ниже вашего достоинства. Ваше честное извинение и признание своих ошибок вызывает у меня по отношению к вам удивительно тёплые чувства.

Никогда не утверждайте , что вы совершенны и непогрешимы. Иначе мне придётся быть достойным слишком многого, а так не хочется утверждаться в обратном.

Не беспокойтесь о том, что мы проводим слишком мало времени вместе. Стоит побеспокоиться о том, как мы с вами его проводим.

Не забывайте, что мне нужны ваше понимание и поддержка . Я думаю, что вы и без меня это знаете.

Не применяйте силу в отношениях со мной. Иначе это научит меня думать, что сила—это всё, что имеет значение. С большей готовностью я восприму ваше руководство мной.

Не будьте непоследовательными. Это сбивает с толку и заставляет пытаться «выйти сухим из воды» во всевозможных случаях.

Не давайте пустых обещаний. Это подрывает моё доверие к вам.

Не забывайте ,ваши добрые мысли и тёплые пожелания , которые вы дарите мне щедро каждый день , если не сейчас, то через годы вернуться вам сторицей.

Помните, что у вас есть самое великое чудо на свете! Это чудо—я, Ваш ребёнок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по работе с родителями "Успешное взаимодействие с родителями классного коллектива"

Программа представлена для учителей начальных классов. Срок реализации - 4 года. В приложении представлены разработки родительских собраний....

презентация программы по воспитательной работе на тему: "Виды и формы работы с родителями. Создание единого коллектива: семья - педагог - родитель - ребенок"

В виде презентации представлена программа по воспитательной работе. Отражена тема работы с родителями, указаны цели, задачи, формы работы, итоговый результат работы....

Работа с родителями «Работа над речью слабослышащего ребенка в домашних условиях» (рекомендации для родителей)

познакомить родителей с правилами общения со слабослышащими детьми;дать советы, рекомендации по проведению работы над речью слабослышащего ребенка дома;донести до родителей важность и необходимость да...

Тренинговые формы работы с родителями как фактор гармонизации отношений учитель- родитель и ребенок-родитель

В данной статье проводится  анализ проведения родительских собраний с применением тренинговой технологии для гармонизации детско- родительских отношений  и учитель- родитель. Расскрыты особе...

Программа работы с родителями «Содружество» предназначена для работы с родителями (законными представителями) учащихся 1 – 4 классов. Срок реализации 4 года.

Деятельность родителей и педагога в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками....

Доклад "Методы работы с родителями младших школьников." (Из опыта работы с семьёй и родителями по духовно-нравственному воспитанию младших школьников).

Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Чтобы заложить в душу ребёнка  высокие духовные и нр...