Помощь родителям первоклассников
материал (1 класс) по теме
Этот материал я даю на собрании в 1 классе в сентябре. Он поможет родителям и учителю выявить как ребёнок адаптировался в школе. Даёт совет, как помочь родителям в воспитании ребёнка , устранить проблемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Помощь родителям первоклассников | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Анкета для родителей первоклассников.
Анкета направлена на выявление трудностей адаптационного периода.
Ф.И. ребёнка
1. Охотно ли ваш ребёнок идёт в школу?
А) неохотно
Б) без особой охоты; В) охотно, с радостью; Г) затрудняюсь ответить;
2. Вполне ли Ваш ребёнок приспособился к школьному режиму?
Принимает ли как должное новый распорядок?
А) пока нет;
Б) не вполне;
В) в основном да;
Г) затрудняюсь ответить;
3. Переживает ли ваш ребёнок свои учебные успехи и неудачи?
а) скорее нет, чем да;
Б) не вполне;
В) в основном да;
Г) затрудняюсь ответить;
4. Часто ли ребёнок делится.с Вами школьными впечатлениями ?
А) иногда;
Б) довольно часто;
В) затрудняюсь ответить;
5. Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений?
А) в основном отрицательные впечатления;
Б) положительных и отрицательных примерно поровну; В) в основном положительные впечатления.
6. Сколькр времени в среднем тратит ребёнок ежедневно на выполнение
домашних заданий? ( укажите, пожалуйста, конкретную цифру)?
7. Нуждается ли ребёнок в Вашей помощи при выполнении домашних
заданий?
А) довольно часто;
Б) иногда;
В) не нуждается в помощи;
Г) затрудняюсь ответить.
8. Как ребёнок преодолевает трудности в работе?
А) перед трудностями сразу пасует;
Б) обращается за помощью;
В) старается преодолеть сам, но может отступить;
Г) настойчив в преодолении трудностей;
Д) затрудняюсь ответить;
9. Способен ли ребёнок сам проверить свою работу, найти и исправить
ошибки?
А) сам этого сделать не может;
Б) иногда может;
В) может, если его побудить к этому;
Г) как правило может;
Д) затрудняюсь ответить;
10.Часто ли ребёнок жалуется на своих одноклассников, обижается ли на
них?
А) довольно часто; Б) бывает, но редко; В) такого практически не бывает; Г) затрудняюсь ответить;
11.Справляется ли ребёнок с учебной нагрузкой без перенапряжения?
А) нет;
Б) скорее нет, чем да;
В) скорее да, чем нет;
Г) затрудняюсь ответить;
12.Какие предметы, на Ваш взгляд, являются самыми трудными для
Вашего ребёнка?
13.В чём Вы видите причину этих трудностей?
СПАСИБО!
ДАВАЙТЕ РАБОТАТЬ ВМЕСТЕ...
Успех в решении такой сложной задачи, как успешная учеба ребенка в школе. зависит от эффективного сотрудничества школы и семьи. Опыт показывает, что никакая самая хорошая школа не может полностью заменить ребенку семью, семейные отношения. Единство семьи и школы - очень важный принцип воспитания. Школа дает ребенку научные знания и воспитывает у него сознательное отношение к действительности. Семья обеспечивает практический жизненный опыт, воспитывает умение сопереживать другому человеку, чувствовать его состояние. Ребенок, лишенный родительской нежности. вырастает замкнутым, неконтактным.
Помните! Ребенок — самая большая ценность в Вашей жизни. Стремитесь понять и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживайтесь наиболее прогрессивных методов воспитания и постоянной линии поведения:
• В любой момент оставьте все свои дела и займитесь ребенком.
• Посоветуйтесь с ребенком, невзирая на его возраст.
• Признайтесь ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему.
• Извинитесь перед ребенком в случае Вашей неправоты.
« Поставьте себя на место ребенка.
• Всегда воздерживайтесь от употребления слов и выражений, которые могут ранить
ребенка.
• Пытайтесь устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз.
мимолетная прихоть.
• Расскажите поучительный случай из детства, представляющий Вас в невыгодном свете.
• Сохраняйте самообладание, даже если поступок ребенка Вас вывел из себя.
ДЕСЯТЬ СОВЕТОВ РОДИТЕЛЯМ ШКОЛЬНИКОВ
Как разобраться в школьных проблемах? Они так многообразны, что порой это трудно сделать даже специалисту. Еще сложнее — учителю и родителям- Часто не хватает терпения и понимания. Но больше всего страдает от них ребенок!
Иногда все начинается, казалось бы, с незначительных вещей; медленный темп работы, трудности в запоминании букв, неумение сосредоточиться. Что-то списывают на возраст - дескать, не привык, еще маленький; что-то — на недостатки воспитания; что-то — на нежелание работать. А ведь в этот момент трудности еще относительно просто обнаружить, они достаточно легко поддаются исправлению. Но потом проблемы нарастают как снежный ком — одна трудность тянет за собой другую, образуя страшный и порочный круг. Постоянные неудачи настолько обескураживают ребенка, что трудности «переползают» с одного предмета на другой.
Ребенок сдается: начинает считать себя беспомощным, неспособным, а все свои старания — бесполезными. Психологи убеждены: результаты обучения зависят не только от того, способен человек решить поставленную перед ним задачу, но и от того, насколько он уверен, что сможет решить эту задачу. Если же неудачи следуют одна за другой, то, естественно, наступает момент, когда ребенок сам себе говорит: «Нет, это у меня никогда не получится». Раз «никогда», то стараться незачем! Брошенное мамой или папой между прочим: «Ну какой же ты бестолковый!» - только «подливает масло в огонь». И не только слово, но и просто отношение, которое вы демонстрируете (пусть даже ненамеренно) укоряющим взглядом, интонацией, жестом, говорят ребенку порой больше громких слов.
Что же могут сделать родители, если школьные трудности все же появились?
Первое — не рассматривайте возникшие школьные трудности как личную трагедию, не отчаивайтесь и, главное, старайтесь не показывать своего огорчения и недовольства. Помните: ваша главная задача - помочь ребенку. Поэтому принимайте и любите его таким, какой он есть, тогда и ему будет легче.
Второе - настройтесь и приготовьтесь к тому, что вам предстоит длительная совместная работа с ребенком (одному ему не справиться со своими проблемами).
Третье - ваша главная помощь: поддержать его уверенность в своих силах, постараться снять с него чувство напряжения и вины за неудачи. Если вы заняты своими делами и урываете минутку, чтобы спросить, как дела или отругать, - это не помощь, а основа для возникновения новых проблем.
Четвертое - забудьте сакраментальную фразу: «Что ты сегодня получил?» Не требуйте от ребенка немедленного рассказа о своих школьных делах, особенно если он расстроен или огорчен. Оставьте его в покое, он расскажет вам все, если будет уверен в вашей поддержке.
Пятое - не обсуждайте проблемы ребенка с учителем в его присутствии. Лучше сделать это без него. Ни когда не корите, не ругайте ребенка, если рядом его одноклассники или друзья. Не стоит подчеркивать успехи других детей, восхищаться ими.
Шестое - интересоваться выполнением домашних заданий следует только тогда, когда вы постоянно помогаете ему. При совместной работе наберитесь терпения. Ведь работа по преодолению школьных трудностей очень утомительна и требует умения сдерживаться, не повышать голоса, спокойно повторять и объяснять одно и то же несколько раз - без упреков и раздражения. Типичные родительские жалобы: «Нет никаких сил, ... все нервы вымотал ...» Понимаете, в чем дело? Не может сдержаться взрослый, а виноват - ребенок. Себя все родители жалеют, а вот ребенка - очень редко...
Почему-то родители считают: если есть трудности в письме, нужно больше писать; если плохо читает - больше читать; если плохо считает - больше решать примеров. Но ведь эти утомительные, не дающие удовлетворения занятия убивают радость самой работы! Поэтому не перегружайте ребенка тем, что» у него не получается,
Очень важно, чтобы во время занятий вам ничто не мешало, чтобы ребенок чувствовал - вы с ним и для него. Не смотрите «даже одним глазком» телевизор, не отвлекайтесь, не прерывайте занятия, чтобы позвонить по телефону или сбегать на кухню.
Что делать, если...
... у Вас АГРЕССИВНЫЙ ребенок
Определите причины:
> Иногда агрессия ребенка — часть протеста против чрезмерных требований
взрослых. Это встречается в семьях, где родители переусердствовали в отношении
каких-либо действий, которые они считают необходимыми.
> Агрессивные реакции могут появиться в ответ на невыполнение желаний ребенка.
Далеко не все разнообразные «хочу» ребенка могут быть выполнены без
неприятных последствий для самого ребенка и взрослых, так что требования ребенка
необходимо ограничивать. В таких ситуациях можно попробовать перевести
активность ребенка в другое русло, это поможет избежать конфликта.
> Агрессия может быть следствием переживаний, связанных с обидой, ущемлением
самолюбия.
Как вести себя с агрессивным ребенком:
> Помните, что запрет и повышение голоса - самые неэффективные способы
преодоления агрессивности; лишь определив причины агрессивного поведения и
сняв их, вы можете надеяться, что агрессивность вашего ребенка будет преодолена.
> Дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию, сместите ее на другие
объекты: разрешите ему поколотить подушку и увидите, что в реальной жизни в
данный момент агрессивность снизится.
> Показывайте ребенку личный пример эффективного поведения, не допускайте при
нем вспышек гнева или нелестные высказывания о своих друзьях или коллегах,
строя планы «мести».
> Пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы его любите, цените
и принимаете его, не стесняйтесь лишний раз приласкать или пожалеть.
Советуем поиграть:
> Совместные настольные игры со сверстниками или взрослыми.
^ «Брыкание». Ребенок ложится на ковер на спину и медленно начинает брыкаться, касаясь то правой, то левой ногой пола. Постепенно увеличивается скорость и сила брыкание. На каждый удар ребенок говорит «нет», увеличивая интенсивность удара.
> «Карикатура». Вместе с ребенком обсудите, какие качества ему нравятся и не
нравятся в других (в конкретном человеке). Пусть ребенок нарисует портрет этого
человека в шутливом виде.
> Сделайте вместе с ребенком куклу «Бобо». К старой подушке пришейте руки и
ноги, из куска ткани сделайте «лицо». Такую куклу ребенок может спокойно быть и
пинать, вымещая на ней накопившиеся за день негативные чувства. Безболезненно
выразив свою агрессию, ребенок становится более спокоен в повседневной жизни.
Что делать, если...
...у вас ЗАСТЕНЧИВЫЙ ребенок
Определите причины:
Чаще всего застенчивость - результат реакции на эмоцию страха, которая возникла у ребенка в определенный момент при взаимодействии с другими людьми и закрепилась.
Работа по преодолению застенчивости требует осторожности и деликатности, так как дети могут отреагировать на вмешательство 9 взрослых совсем не так, как вы ожидаете.
Как себя вести с застенчивым ребенком:
> Расширяйте круг знакомств ребенка, чаще приглашайте к себе друзей, берите
малыша в гости, расширяйте маршруты прогулок, учите его спокойно относиться к
новым местам.
> Не стоит постоянно беспокоиться за ребенка, стремиться полностью оберегать его от
всевозможных опасностей, в основном придуманных вами; не старайтесь сами
сделать все за ребенка, предупредить любые затруднения, дайте ему определенную
меру свободы и открытых действий.
> Постоянно укрепляйте у ребенка уверенность в себе, в собственных силах.
> Привлекайте ребенка к выполнению различных поручений, связанных с общением,
создавайте ситуации, в которых застенчивому ребенку пришлось бы вступить в
контакт с «чужим» взрослым.
Помочь ребенку преодолеть застенчивость, сформировать
у него желание общаться нужно, пока ребенок еще маленький,
§ ведь с возрастом застенчивость может закрепиться,
стать стилем поведения, затрудняющим жизнь.
Советуем поиграть:
> Во время утренней гимнастики выполняйте разные упражнения, подражая
животным: потянуться как кошка, вытянуть шею как жираф и т.д. Такаяигра
способствует раскрепощению.
> «Колдун» заколдовал ребенка так, что он потерял голос. На все вопросы он должен
отвечать только жестами и мимикой. Игра направлена на овладение неречевыми
средствами общения.
^ «Сказка». Предложите ребенку с вашей помощью придумать сказку о человеке, которого зовут так же, как его, опираясь на значение и звучание имени. Например: Марина - морская сказка о девочке, живущей в море. Игра способствует лучшему осознанию себя, развитию умения говорить о себе без стеснения, оценка лучших своих сторон.
Что делать, если...
... у Вас ЗАМКНУТЫЙ ребенок
Определите причины: ,; ,;
В отличие от застенчивого ребенка, который хочет общаться с другими, но не умеет этого делать, замкнутый ребенок не хочет и не знает, как общаться. Истоки замкнутости лежат в раннем детстве. В младенчестве для таких детей характерны беспокойность, плаксивость, общий сниженный фон настроения, ухудшение аппетита и нарушение сна в связи с малейшими изменениями в укладе жизни. Позднее появляется страх перед чужими людьми, долго не проходящее беспокойство и скованность при попадании в новую ситуацию. Как правило, такие дети очень привязаны к матери и очень болезненно переносят даже непродолжительное ее отсутствие. :..: ,; ,-,-.. ;
Как вести себя с замкнутым ребенком:
> Расширяйте круг общения вашего ребенка, приводите его в новые места и знакомьте
с новыми людьми.
> Подчеркивайте преимущества и полезность общения, рассказывайте ребенку, что
нового и интересного вы узнали, а также, какое удовольствие получили, общаясь с
тем или иным человеком.
> Стремитесь сами стать для ребенка примером активного общающегося человека.
> Если вы заметили, что, несмотря на ваши усилия, ребенок становится все более замкнутым и отстраненным, обратитесь за консультацией к психологу, который
профессионально поможет решить эту проблему. . .., .
Чудес не бывает: замкнутость не пройдет за один день по взмаху «волшебной палочки». Наберитесь терпения и • приготовьтесь
к длительной работе, которая должна проходить постоянно в ходе вашего общения с ребенком.
Советуем поиграть:
> «Незнайка». Взрослый задает ребенку различные вопросы, а тот только разводит
руками и пожимает плечами. Игра способствует развитию выразительных жестов.
> Попросите ребенка рассказать о его сильных сторонах: о том, что он любит, ценит,
принимает в себе; о том, что дает ему чувство уверенности в себе. Если ребенку
трудно , можно говорить по очереди: сначала он, потом вы, затем снова он и т.д.
> «Закончи предложение». Предложите ребенку посочинять, закончить фразу (Я
хочу..., Я умею..., Я смогу..., Я добьюсь...).
>• Совместные настольные игры. Хорошо, если участвует несколько детей.
> Фантастический рисунок (фигура). Предложите ребенку начать рисовать (лепить)
что-то неожиданное. Через некоторое время обменяйтесь с ним рисунками, пусть он
завершит вашу, а вы закончите его работу.
> Любые сюжетные игры. «Как будто» (например: представьте, как будто тебя пригласили на передачу «Смак»).
Что делать, если...
... у Вашего ребенка нарушена САМООЦЕНКА
Определите причины:
Мы постоянно сравниваем себя с другими людьми и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка.
В поведении ребенка можно увидеть такие проявления самооценки:
> активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт -
вот те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой:
> пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с
заниженной самооценкой;
> при завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других.
В дошкольном возрасте самооценка очень подвижна. Каждое наше обращение к ребенку, каждая оценка его деятельности, реакция на его успехи и неудачи — все это оказывает влияние на отношение ребенка к себе.
Как вести себя с ребенком, у которого нарушена самооценка:
Если вы заинтересованы в формировании адекватной самооценки:
> Не оберегайте своего ребенка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы,
но и не перегружайте его тем, что ему не по силам. Пусть ребенок выполняет доступные ему
задачи и получает удовлетворение от сделанного.
> Не перехватывайте инициативу у ребенка, поощряйте его начинания, пусть он чувствует себя
лидером, но также покажите, что другие могут лучше его.
> Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять его, когда он этого заслуживает.
Помните, что похвала так же, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком.
> Не забывайте поощрять и других в присутствии ребенка. Подчеркните достоинства другого и
покажите, что ваш ребенок может также достичь этого.
> Показывайте свои примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух
свои возможности и результаты дела.
" Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра).
Советуем поиграть:
> Очень хороши традиционные игры: прятки, жмурки.
г- «Зеркало». Один ребенок - «зеркало», он должен «отражать» (повторять) все движения того, кто в него «смотрится».
> «Путаница». Дети стоят в кругу и держаться за руки. Не разжимая рук, они запутываются, кто как
сможет. Водящий должен их распутать, также не разрывая рук игроков.
Дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки!
Мы надеемся, что данные советы помогут Вам решить некоторые проблемы, которые могут возникнуть перед каждым родителем, воспитателем, учителем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Помощь в оформлении и защите проектно-исследовательской работы
Думаю, данный материал пригодится для работы с детьми...
Урок русского языка по теме: «Состав слова: образование слов с помощью приставки и суффикса» (2 класс)
Цель урока: показать учащимся возможность образования новых слов сразу с помощью приставки и суффикса; учить образовывать и разбирать по составу такие слова; развивать внимание, мышление, речь....
В помощь родителям будущих первоклассников.
Любого родителя ,рано или поздно ,волнует вопрос: как подготовить ребёнка в школу? Несколько советов и рекомендаций и ..вперёд в огромный мир- мир знаний! Удачи!...
Папка материалов в помощь руководителю МО начальных классов
В папке таблицы по мониторингу ЗУНов, и многое другое....
Приём умножения с помощью сложения. ЦОР ( цифровой образовательный ресурс) разработан с помощью программного обеспечения Smart Notebook 10.6 для интерактивной доски SMART Board.
ЦОР ( цифровой образовательный ресурс) разработан с помощью программного обеспечения Smart Notebook 10.6 для интерактивной доски SMART Board....
План взаимодействия с центром социальной помощи семьи и детям «Веста» с отделением психолого -педагогической помощи на 2016-2017 учебный год.
Взаимодействие с центром социальной помощи семьи и детям "Веста"....
План взаимодействия с центром социальной помощи семьи и детям «Веста» с отделением психолого -педагогической помощи на 2017-2018 учебный год.
Взаимодействия с центром социальной помощи семьи и детям "Веста"...