Как определить готовность ребенка к школе?
статья по теме
Как определить готовность ребенка к школе?С шести или с семи лет нужно отдавать ребёнка в 1 класс? Что должен знать и уметь будущий школьник? Какие знания должны быть сформированы у будущего первоклассника?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovnost_rebyonka_k_shkole.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Как определить готовность ребенка к школе?
Личностная готовность - ребенок готов к школьному обучению, если школа привлекает его не внешней стороной (атрибуты: портфель, тетради, ручки, карандаши и др.), а возможностью получить новые знания.
Интеллектуальная готовность - наличие кругозора, запаса конкретных знаний, интерес к знаниям. Способность понять связи между явлениями, воспроизвести образец.
- Развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим
существенным признакам). - Развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой
работе в течение 15-20-минут). - Развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать
запоминаемый материал с конкретным символом / слово-картинка либо слово-ситуация).
Социально-психологическая готовность.
- Учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет
выраженный интерес к получению новых знаний). - Умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребёнок легко вступает в контакт, не
агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признаёт авторитет
взрослых), - Умение принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание).
Физиологическая готовность - уровень физиологического развития, уровень биологического развития, состояние здоровья, а также развитие школьно-значимых психологических функций:
- Развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребёнок уверенно владеет карандашом,
ножницами). - Пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше -
ниже, вперёд - назад, слева - справа). - Координация в системе глаз-рука (ребёнок может правильно перенести в тетрадь простейший
графический образ - узор, фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из
книг).
С шести или с семи лет нужно отдавать ребёнка в 1 класс?
Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, так как необходимо учитывать ряд факторов, определяющих подготовленность ребёнка к обучению. Именно от того, насколько ребёнок развит физически, психически, умственно и личностно, а также какова состояние здоровья ребёнка, и будет зависеть с какого возраста ему необходимо начинать обучение в школе. Имеет значение весь комплекс факторов, определяющих уровень развития ребёнка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению его здоровья.
Напомним, что у детей, не подготовленных к систематическому обучению, труднее и дальше проходит период адаптации (приспособления) к школе, у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения, среди них значительно больше неуспевающих, и не только в первом классе.
Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» в первые классы школ принимаются дети седьмого или восьмого года жизни по усмотрению родителей на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (консультации) о готовности ребенка к обучению.
Что должен знать и уметь будущий школьник
- Хорошо произносить звуки родного языка, выделять звук в начале, середине и конце слова.
Правильно употреблять приставки, предлоги, союзы, строить предложения. - Обладать словарным запасом, позволяющим выразить свою мысль, задавать и отвечать на
вопросы. Самостоятельно составлять связный рассказ по картинкам. - Называть числа в прямом (от 1 до 10) и обратном (с 10 до 1) порядке, Соотносить заданное
количество предметов с цифрой. - Определять на слух пропущенное число, называть его, определять предыдущее и последующее
число к названному, сравнивать числа. - Составлять и раскладывать числа (например, 5 и 5 составляют 10, а 4 состоит из 2 и 2).
Составлять и решать элементарные задачи на сложение и вычитание. - Различать геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, трапецию,
ромб). Срисовывать (копировать) буквы и цифры, соблюдая размерность и направление. - Ориентироваться в пространстве (слева, справа, внизу, вверху, за, под, над и т.д.)
Ориентироваться во времени суток (утро, день, вечер, ночь), а также в понятиях «вчера»,
«сегодня», «завтра» и знать времена года. - Уметь рассказать элементарные сведения о себе и своей семье.
Какие знания должны быть сформированы у будущего первоклассника?
В области развития речи и готовности к овладению грамотой будущему первокласснику необходимо:
- уметь чётко произносить все звуки речи
- уметь интонационно выделять звук в словах
- уметь выделять заданный звук в потоке речи
- уметь определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце)
- уметь произносить слова по слогам
- уметь составлять предложения из 3-4-5 слов
- уметь называть в предложении только 2-е слово, только 3-е слово, только 4-е слово и т.д,
- уметь использовать обобщающие понятия (медведь, лиса» волк - это животные)
- уметь составлять рассказ по картинке (например, «В зоопарке», «На детской площадке», «Отдых на море», «За грибами» и т,д.)
- уметь составлять несколько предложений о предмете
- различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня)
- уметь наизусть читать любимые стихотворения
- знать автора прочитанного стихотворения
- уметь последовательно передавать содержание сказки.
К началу обучения в школе у ребёнка должны быть развиты элементарные математические представления:
- знать цифры 0,1,2, 3,4, 5,6,7, 8, 9
- уметь считать до 10 и обратно, от 6 до 10, от 7 до 2 и т.д.
- уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка
- знать знаки +, -, =,<, >.
- уметь сравнивать числа первого десятка (например, 7 < 8, 5 > 4, 6=6)
- уметь соотносить цифру и число предметов
- уметь сравнивать 2 группы предметов
- уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание
- знать названия фигур: треугольник, квадрат, круг
- уметь сравнивать предметы по цвету, размеру, форме
- уметь оперировать понятиями: «налево», «направо», «вверх», «вниз», «раньше», «позже», «перед», «за», «между»
- уметь группировать по определённому признаку предложенные предметы.
В области представлений об окружающем мире будущему первокласснику необходимо:
- уметь различать по внешнему виду растения, распространённые в нашей местности (например, ель, берёза, дуб, подсолнух, ромашки) и называть их отличительные признаки
- уметь различать диких и домашних животных (белка, заяц, коза, корова ...)
- уметь различать по внешнему виду птиц (например, дятел, ворона, воробей...)
- иметь представления о сезонных признаках природы (например, осень - жёлтые и красные
листья на деревьях, увядающая трава, сбор урожая ...) - знать 1-2-3 комнатных растения
- знать названия 12 месяцев года
- знать названия всех дней недели
Кроме того, ребёнок, поступающий в первый класс должен знать:
- в какой стране он живёт, в каком городе, на какой улице, в каком доме
- полные имена членов своей семьи, иметь общие понятия о различных видах их деятельности
- знать правила поведения в общественных местах и на улице.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как может родитель сам определить готовность ребёнка к школе?
Задания педагогической диагностики Как организовать занятия с ребёнком в домашних условияхи какова их продолжительность?Какие занятия полезны для ребёнка в период подготовки его к шко...
Как родителям определить готовность ребёнка к обучению в школе?
Важно психологически подготовить ребёнка к школе, для того, чтобы нарушение социально-психологической адаптации не стали причиной школьных трудностей ребёнка....
Как определить готовность ребенка к школе?
Родители дошкольников познакомятся с кратким описанием готовности (личностной,интеллектуальной, социально- психологической и физиологической) ребенка к школе....
Как определить готовность ребенка к школе?
Описание готовности ребенка к школе....
Ребенок идет в первый класс: психологическая готовность ребенка к школе. Как помочь ребенку в овладении навыками чтения, письма, счета
Ребенок идет в первый класс: психологическая готовность ребенка к школе. Как помочь ребенку в овладении навыками чтения, письма, счета...
Готов ли ваш ребенок к школе? Психологическая готовность ребенка к школе.
готов ли ваш ребенок к школе?...