Воля и волевые качества учащихся. Как их развить?
материал по теме
Материал для родителей , желающих развить потенциал своих детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volya_i_volevye_kachestva_rebenka.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Воля и волевые качества: что это такое?
Не только специалистам, но и любому человеку понятно, что воля, волевые качества являются одними из важнейших качеств личности человека. Вряд ли найдётся родитель или учитель, который бы не стремился воспитать это качество у своих детей. Именно это качество делает человека свободным и сознательным субъектом собственной жизнедеятельности. Именно воля позволяет ставить цели и добиваться своего. Можно сказать, что становление воли является магистральной линией развития личности ребёнка.
Не смотря на все исследования в этой области, большинство имеющихся на сегодняшний день методических рекомендаций ограничиваются лишь советами: воспитывать волю и целенаправленность, учить владеть собой, сдерживать непосредственные желания, формировать способность преодолевать препятствия и т.д. Но эти советы не дают конкретных приёмов формирования воли ребёнка. В результате воспитательная работа, направленная на развитие воли, сводится к таким же призывам или даже требованиям, адресованным уже детям: не бояться трудностей, доводить дело до конца, сдерживать свои желания и т.д. Очевидно, что даже при самых благих намерениях воспитателей, но без понимания психологических основ формирования воли, последовательная реализация этих требований не только не воспитывает, но и подавляет волю ребёнка. В силу этого разработка научно обоснованных методов и методик формирования воли, начиная с раннего детства, является чрезвычайно важной.
Понять, насколько волевые качества развиты у ребенка, не слишком сложно. Довольно полную характеристику его волевой активности можно получить, наблюдая за настойчивостью, инициативностью, решительностью, самостоятельностью, выдержкой, организованностью и дисциплинированностью, проявляемых в каком-нибудь виде деятельности. Эти волевые качества наиболее ярко проявляются в действиях и поступках, удобны для наблюдения, характерны для всех видов деятельности (учение, труд, спорт, общественная работа). Что касается целеустремленности, то о ней можно судить по проявлению указанных выше качеств (методика разработана А. И. Высоцким).
Итак, понаблюдайте за своим ребенком, отмечая приведенные ниже признаки волевых качеств. Чем чаще эти признаки проявляются в жизни ребенка, тем более высоким уровнем развития волевых качеств он обладает.
Признаки волевых качеств школьников
Признаки дисциплинированности:
* сознательное выполнение установленного в данной деятельности порядка (соблюдение требований учителей, своевременное выполнение трудовых поручений, выполнение всех правил в спорте и т. д.);
* добровольное выполнение правил, установленных коллективом (класса, членами кружка, группой товарищей по труду, спорту и т. д.);
* недопущение проступков (уход без разрешения с занятий, неявка на воскресник и т. п.);
* соблюдение хорошего поведения при изменении обстановки.
Признаки самостоятельности:
* выполнение ребенком посильной деятельности без помощи и постоянного контроля со стороны (без напоминаний и подсказок выполнить учебное, трудовое задание и т. п.);
* умение самому найти себе занятие и организовать свою деятельность (приступить к подготовке уроков, обслужить себя, найти способ отдохнуть и т. д.);
* умение отстоять свое мнение, не проявляя при этом упрямства, если не прав;
* умение соблюдать выработанные привычки самостоятельного поведения в новых условиях деятельности.
Признаки настойчивости:
* стремление постоянно доводить начатое дело до конца; умение длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями;
* умение продолжать деятельность при нежелании ею заниматься или при возникновении другой, более интересной деятельности;
* умение проявить упорство при изменившейся обстановке (смене коллектива, условий труда и т. д.)
Признаки выдержки:
* проявление терпения в деятельности, выполняемой в затрудненных условиях (большие помехи, неудачи и т. п.);
* умение держать себя в конфликтных ситуациях (при спорах, незаслуженном обвинении и т. д.);
* умение тормозить проявление чувств при сильном эмоциональном возбуждении (большой радости, негодовании и т. д.); умение контролировать свое поведение в непривычной обстановке.
Признаки организованности:
* соблюдение определенного порядка, способствующего успеху в деятельности (держать в порядке книги, рабочее место, предметы труда и развлечений и т. п.);
* планирование своих действий и разумное их чередование; рациональное расходование времени с учетом обстановки;
* умение вносить в свою деятельность определенную организацию при изменении обстановки.
Признаки решительности:
* быстрое и обдуманное принятие решений при выполнении того или другого действия или поступка;
* выполнение принятого решения без колебаний, уверенно;
* отсутствие растерянности при принятии решений в затрудненных условиях и во время эмоциональных возбуждений;
* проявление решительных действий в непривычной обстановке.
Признаки инициативности:
* проявление ребенком творчества, выдумки, рационализации;
* участие в осуществлении разумного новшества, хорошего начинания, исходящего от других;
* активная поддержка коллектива детей в реализации намеченных планов;
* стремление проявить инициативу в непривычной обстановке
Как помочь ребенку развивать волевые качества?
Многое в ее развитии зависит от условий жизни и воспитания. Если ребенок излишне опекаем и родители стремятся предупредить любое желание своего чада, вряд ли из него вырастет человек с твердым характером и стойкими убеждениями. Такой малыш будет избалованным и доставит родителям массу проблем.
Нельзя говорить о воле маленького человека в том смысле, какой вкладывается в понятие воли у взрослого человека. Но можно выработать зачатки волевых проявлений даже у самых маленьких детей.
Вот один из советов: не делайте за ребенка то, с чем он уже в состоянии справиться сам. Ребенок испытает больше радости, если сам достигнет цели. Самостоятельное преодоление препятствий станет источником активных действий. Конечно, возможности ребенка во многом ограничены, и очень часто он не может добиться результата. Если он не справляется сам, ему необходимо помочь.
Возможно, поначалу не все будет удаваться правильно, потребует вашей переделки и большего количества времени. Необходимо проявить терпение, не стоит нервничать или торопиться, иначе интерес к этим действиям у ребенка может пропасть. Зато ваше терпение и затраченное время полностью окупятся: ребенок будет развиваться правильно, и значительно облегчится уход за ним.
Формированию организованности и волевых черт характера ребенка способствует продуманный режим и распорядок дня.
Очень важно установить единый подход к ребенку, согласовать воспитательные усилия всех членов семьи. Разногласия между родителями в методах воспитания вырабатывают двойственность поведения ребенка, хитрость.
Не менее важно соблюдать принцип последовательности, т. е. нельзя разрешать ребенку то, что вчера было запрещено. Надо постепенно воспитывать в ребенке умение овладевать своими желаниями, приучать его сдерживаться, побеждать в себе чувства боли, обиды, страха. Все это укрепляет, тренирует его волю.
Дошкольники 6—7 лет могут уже самостоятельно поставить задачу, запланировать ход ее выполнения и в соответствии с планом решить (выполнить довольно сложные целенаправленные действия). Например, мальчик 7 лет под впечатлением увиденного у товарища рисунка решил сам нарисовать девочку — "Красную шапочку". Он приходит домой, достает альбом, карандаш, краски, наливает в стакан воду и приступает к рисованию. В процессе рисования он видит, что рисунок волка не получается — юный рисовальщик стирает резинкой линии, изображающие волка, и снова рисует волка и так до конца выполнения рисунка. Закончив через 30—40 минут рисунок, мальчик радостно бежит к товарищу, чтобы показать своп рисунок.
К концу дошкольного возраста у ребенка в основном сформировано умение контролировать свое поведение в соответствии с общепринятыми правилами и нормами. Однако в этом возрасте можно встретить и яркое проявление недостатков, слабости воли, выраженных в упрямстве, негативизме.
Упрямство — это недостаток воли, проявляющийся в желании ребенка делать что-либо по-своему, не считаясь с целесообразностью и правильностью этих действий. Негативизм есть высшая степень проявления упрямства.
Негативизм ребенка проявляется в том, что он в ответ на любую просьбу, совет, требование отвечает противоположным образом.
С началом обучения в школе формирование воли у ребенка вступает в новый этап, характеризующийся целенаправленным и систематическим воспитанием под руководством учителя. Учение является интересным и увлекательным для детей занятием. Вместе с тем в нем есть немало и неинтересного, подчас даже трудного. В этих случаях необходимы волевые усилия. Преодоление различного рода трудностей в процессе обучения, в процессе занятия той или иной учебной деятельностью воспитывает волю, развивает волевые качества личности школьника.
У первоклассника изменяются мотивы поведения. Правда, они еще недостаточно устойчивы и обусловлены ближайшими перспективами. Активно формируются у учащихся начальных классов мотивы долга и ответственности перед учителем, своим классом, школой. Специфика учебной деятельности обусловливает необходимость обязательного проявления воли. На уроке ученик должен проявить умственные усилия для решения поставленных задач и поиска ответов на различные вопросы, усидчивость при выполнении однообразной и продолжительной работы, целенаправленность восприятия, внимания, наблюдения, памяти. Так одновременно с общим психическим развитием младшего школьника развивается и его воля.
Условия обучения и воспитания в школе, начиная с начальных классов, предоставляют широкие возможности для успешного формирования у учащихся воли. Однако как отмечает психолог В.И.Селиванов, волевые действия учеников младших классов развиты все же недостаточно: наиболее сильными мотивами поведения детей этого возраста являются непосредственные желания и чувства.
В процессе воспитания воли у учеников младших классов преподавателю необходимо учитывать возрастные особенности воли детей. Так, младший школьник еще не способен делать длительных волевых усилий, особенно при выполнении однообразных заданий. Отсюда понятна необходимость постоянно разнообразить деятельность младшего школьника. Важным фактором в воспитании воли у школьника является совместная работа в коллективе. Дружный, целеустремленный коллектив оказывает положительное влияние наличность школьника, воспитывая его волю. Школьник подражает лучшим в школьном коллективе, старается не отстать от коллектива, стремится воспитать у себя те волевые качества, которые особенно ценятся в коллективе. Оценка коллективом поступков, поведения конкретного ученика существенно влияет на формирование его воли.
Положительные результаты в воспитании воли у учащихся дают рассказы детям о героях, проявивших решительность, мужество, смелость, героизм. Благоприятные условия для преодоления трудностей, а значит, и для развития воли создают занятия физкультурой и спортом.
Формирование настойчивости и целеустремленности. Настойчивость развивается на основе воспитания у ребенка, начиная с дошкольного возраста, умения доводить до конца выполнение посильных заданий. Положительную роль в воспитании настойчивости и целеустремленности играют значимые цели и осознание долга и ответственности за порученное дело. Самое главное — научить ребенка не прекращать целенаправленных усилий при возникновении препятствий. Часто возникает конфликт между долгосрочными планами, отражающими целеустремленность ребенка, и ситуативными интересами, желаниями, потребностями, снижающими его активность. В связи с этим необходимо знать основные пути поддержания целеустремленности.
Конкретизация цели и перспектив деятельности. Это положение имеет особое значение в процессе учебной деятельности или спортивных тренировок. Учителю, тренеру каждое занятие нужно проводить таким образом, чтобы учащиеся упражнялись не «вообще», а овладевали конкретным материалом. Нужно добиваться, чтобы, уходя с занятий, учащиеся как можно чаще сознавали, что они чего-то достигли, продвинулись вперед.
Неопределенность цели и ситуации снижает степень мобилизованности и старательности, приводит к снижению работоспособности.
Цель, которую ставит перед собой ученик, не всегда совпадает с целями и задачами преподавателя. Такое совпадение желательно, но на первых этапах учебного процесса порой труднодостижимо. Дело в том, что школьники первоначально руководствуются конкретными ближайшими мотивами деятельности. Для воспитания целеустремленности учителю не следует в таких случаях пренебрегать этими мотивами. Наоборот, их надо использовать для формирования положительного отношения школьников к учебному процессу, а более серьезные учебные задачи выдвигать постепенно, по мере прогрессирования ученика.
Разнообразие средств, форм и методов проведения учебных занятий. Длительная и порой однообразная тренировочная работа, повторяющаяся изо дня в день, приводит к развитию хронических состояний монотонии и психического пресыщения, которые не только снижают эффективность занятий, но и уменьшают настойчивость и целеустремленность. В связи с этим для поддержания целеустремленности необходимо разнообразить средства, формы и методы проведения учебных и тренировочных занятий. Известно, например, что интересный материал и запоминается лучше, и закрепляет интерес к учению, а протекание биохимических процессов в организме спортсмена после тренировочных занятий зависит от его настроения и от отношения к занятиям: при положительных эмоциях сдвиги в протекании этих процессов бывают большими.
Через удовлетворение, получаемое от занятий, формируется удовлетворенность всем учебным процессом, которая поддерживает целеустремленность. В этом случае и неудачи, неизбежные при достижении отдаленной по времени цели, будут переживаться учащимися не так остро и, следовательно, окажут меньшее отрицательное влияние на формирование целеустремленности.
Конечно, ради погони за эмоциональной привлекательностью занятий их нельзя превращать в развлекательное мероприятие. Однако и игнорировать этот фактор нельзя. Поэтому преподаватель должен, не теряя содержательности занятий, тщательно продумывать чередование средств и методов их организации.
Соблюдение принципа доступности. Целеустремленность поддерживается достижением поэтапных целей. В связи с этим для развития волевой сферы личности необходимо предъявлять преодолимые трудности. Один из специалистов в области программированного обучения, Б. Ф. Скиннер, считает, что уровень трудности всегда должен быть достаточно низким, чтобы обеспечить непрерывность получения учащимися подкрепляющих стимулов, т. е. достижение успеха. Большинство ученых, однако, высказывается за оптимальную трудность заданий, которая заставит прилагать определенные волевые усилия. Слишком легкое задание неэффективно для поддержания целеустремленности и воспитания настойчивости. Однако и чрезмерно трудное задание может вызвать чувство разочарования, утрату веры в свои силы. Оптимальная же трудность, находящаяся вблизи верхней области трудности, подстегивает учащихся к большей мобилизации возможностей, бросает вызов самолюбию и стимулирует активность учащихся, направленную на преодоление трудности.
Использование эффекта соперничества. В определенные моменты учебного процесса для поддержания целеустремленности и повышения настойчивости целесообразно использовать эффект соперничества. Наиболее простым способом его достижения является использование соревновательного метода. Можно, например, сообщить учащимся, что в предыдущей группе предложенную программу успешно усвоили все учащиеся, или сказать: «В параллельном классе тоже решают ту же задачу. Посмотрим, какой класс лучше справится с этим заданием». Усиление мотива такими способами повысит настойчивость, создаст новый эмоциональный заряд для поддержания целеустремленности.
Осознание человеком своего долга и ответственности. При недостаточном развитии у человека чувства долга настойчивость может не проявляться в полной мере. Правда, ее проявление возможно при эгоистических устремлениях (корыстолюбии, чрезмерном честолюбии), однако вряд ли такая целеустремленность и такое проявление настойчивости будут радовать педагога.
Осознание человеком своего долга, меры ответственности за развитие и реализацию своего таланта свидетельствует о том, что у него имеются все предпосылки для саморазвития целеустремленности и настойчивости. Если человек не будет сам стремиться достичь отдаленной цели, никакие ухищрения педагога не помогут. Если же у человека имеется ярко выраженное стремление преодолеть все трудности, он может компенсировать некоторые недостаточно выраженные у него способности и достичь поставленной цели.
Воспитание дисциплинированности. Успех воспитания дисциплинированности зависит от того, насколько точно сформулирован и доступен для понимания перечень предъявляемых человеку требований. Кроме того, не менее важно закреплять навыки дисциплинированного поведения.
Для исправления недисциплинированности могут быть приняты следующие меры:
1. Вовлечение недисциплинированных учащихся в различные виды общественно полезной деятельности с учетом их интересов и ценностей, придание порученному делу значимости для всего коллектива, а не только для недисциплинированных учащихся.
2. Предоставление недисциплинированным учащимся инициативы в некоторых общественно полезных делах.
3. Укрепление в них веры в свои силы.
4. Использование методов убеждения, поощрения, общественного одобрения, такта, доверия.
5. Использование общественного мнения класса против злостных нарушителей дисциплины.
Развитие самостоятельности. Развитие самостоятельности проходит ряд этапов. На первом этапе самостоятельность проявляется лишь в исполнении того, что было запланировано только учителем (руководителем, тренером) или учителем совместно с учениками, подчиненными. На втором этапе самостоятельность проявляется не только в исполнении, но и в самоконтроле. На третьем этапе к ним присоединяется возможность самому планировать деятельность. На четвертом этапе появляется творческая инициатива, т. е. самостоятельность в постановке цели, выборе путей ее достижения, в принятии на себя ответственности за осуществление дела.
Успешное формирование самостоятельности требует учета ряда обстоятельств и создания определенных условий.
1. Развитие самостоятельности возможно лишь на основе приобретения знаний и умений, необходимых в данном виде деятельности.
2. Развитие самостоятельности должно проходить под контролем наставника (учителя, родителей и т. п.), но без лишней опеки, без сковывания инициативы человека.
3. Необходим интерес обучаемого к данному виду деятельности.
Развитие решительности. Основным путем развития решительности является тренировка с многократным повторением проблемных ситуаций, т. е. таких, когда необходимо принять решение в условиях выбора, при недостатке информации и т. п. Способствует развитию решительности и выполнение опасных упражнений, например тех, которые используются для развития смелости.
И. П. Петяйкиным (1979б) было испробовано два варианта адаптации к «опасным» упражнениям на уроке физкультуры — со страховкой преподавателя и без страховки. Как младшие, так и старшие школьники быстрее и в большей степени развивали решительность в тех случаях, когда страховка не использовалась.
Развитию решительности способствует создание соревновательной обстановки на занятиях. Однако слишком большая значимость действий и ответственность снижают решительность. Здесь имеет место проявление закона Йеркса—Додсона, согласно которому повышение силы мотива стимулирует деятельность, но чрезмерная сила мотива ухудшает ее.
Повышению решительности способствует возникающая по мере овладения разучиваемым материалом уверенность в своих силах. Для быстрейшего возникновения этого чувства и снятия боязни на первых этапах обучения целесообразно давать посильные задания и оказывать помощь.
Подведем итоги. Поскольку различные волевые качества связаны с моральным компонентом воли, это открывает большие перспективы в воспитании человека и развитии у него мотивационно-волевой сферы. Однако в этих качествах проявляется не только моральный компонент, но и генетический: волевые качества тесно связаны с типологическими особенностями свойств нервной системы. Поэтому страх и неспособность человека владеть собой при его возникновении, а также неспособность принимать быстрое решение, долго терпеть усталость и т. п. могут иметь врожденную основу. Это не означает, что волевые качества развивать бесполезно. Однако в отношении некоторых волевых качеств, в существенной мере зависимых от врожденных особенностей человека, нужно избегать и излишнего оптимизма и стандартных подходов в их развитии. Нужно знать, что на пути развития волевых качеств можно столкнуться со значительными трудностями, поэтому от воспитателей, тренеров, родителей требуются чуткость (нельзя, например, боязливому приклеивать ярлык «трус»), терпеливость и педагогическая мудрость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО – ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ В ТЕХНИЧЕСКОЙ РАБОТЕ МУЗЫКАНТА – ИСПОЛНИТЕЛЯ.
ТРУДНОСТЬ ТЕХНИКИ В МНОГООБРАЗИИ СОСТАВЛЯЮЩИХ, которые образуют в совокупности сложный комплекс психофизических и физических (мышечно – двигательных качеств и свойств). Серьезную проблему представляет...
Игровые упражнения для формирования волевых качеств у детей 6-7 лет на занятиях в предшкольной подготовке
Данный опыт предназначен для занятий с детьми 6-7 лет в условиях предшкольной подготовки. Также эти игровые упражнения могут быть использованы родителями или педагогами, работающими в первом классе....
Развитие волевых качеств младших школьников в учебно-воспитательной деятельности
Волевые качества – это относительно постоянные, не зависящие от данной ситуации, устойчивые психические образования личности. Воля личности и есть не что иное, как сложившаяся в процессе жизни определ...
Методическое сообщение "Развитие волевых качеств у школьников"
В методическом сообщении "Развитие волевых качеств у школьников" раскрываются понятия о воле, формировании необходимых качеств личности....
Занятия по развитию волевых качеств у школьников
В каждом занятии представлены тесты, анкеты, опросники, упражнения, памятки, правила. Основу занятий составляют сведения из жизни великих людей, притчи, основные понятия, «мысли мудрых»....
"Роль игры в формировании волевых качеств личности младшего школьника"
Игра - первая деятельность, которой принадлежит особенно значимая роль в развитии личности, формировании ее свойств и обогащенииее внутреннего содержания, морально - волевых качеств....
Особенности эмоциональной сферы и волевых качеств личности детей с ограниченными возможностями здоровья
В данном материале расскрывается значимость эмоционально-волевых качеств личности для успешной учебной деятельности. Акцентируется внимание на необходимость проведения коррекционно...