Развитие памяти младшего школьника
материал (1 класс) по теме
Материал для родительского собрания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r._s._razvitie_pamyati_-_kopiya.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание "Развитие памяти младшего школьника"
Память человеку необходима для проявления души.
Блез Паскаль
Без памяти человек не может ничего изобрести,
не может скомбинировать и двух идей.
Вольтер
Цели и задачи:
Показать родителям возможности развития памяти;
Дать информацию о способах помощи ребенку с недостатками памяти;
Дать информацию о способах развития памяти с помощью мнемических приемов.
Предварительная подготовка:
Памятку для родителей (см. Приложение 1) оформить на отдельном листе, раздать памятки каждому родителю в начале собрания.
Провести диагностику (см. Приложение 2)
Ход собрания
Вступление.
Уважаемые мамы и папы! Разговор на нашем собрании сегодня мне хотелось бы начать несколько необычно. Вот какой разговор был однажды подслушан психологом, а мне хочется вам его пересказать:
- Какое сегодня число? – спрашивает у своего друга товарищ.
- Не знаю, - отвечает тот.
- Ну, как же ты не знаешь, если у тебя в руках газета.
- А она – вчерашняя! – отвечает друг.
Этот разговор об очень важном мыслительном процессе – памяти, существование человека как человека без него невозможно. Сегодняшний наш разговор мы поведем о том, как сделать так, чтобы ребенок, у которого не очень хорошая память мог ее развить с помощью специалистов Лицея и своих родных.
Проблемы с памятью несомненно накладывают серьезный отпечаток на успешность учебы ребенка. Ребенок много учит, пересказывает дома, но приходит на урок и – результата нет. Многие родители сетуют на то, что ребенок не может запомнить стихи, тексты для пересказа, даты и т. д. Память работает не всегда успешно и поэтому не выполняет возложенные на нее надежды. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о необходимости и возможности развития памяти.
1.Память можно и нужно развивать.
Очень часто обращения родителей к психологу или педагогам связаны со сложностями в обучении ребенка, возникающими из – за плохой памяти. Ребенок плохо запоминает учебный материал, быстро забывает все выученное, не может толком воспроизвести то, что выучил, увидел или услышал.
Основу памяти составляет генетически обусловленная способность запечатлевать информацию, говоря научным языком, природная пластичность нервно – мозговой ткани (“мнема”). Такую память называют природной ( или механической, непосредственной). В наибольшей степени возможности природной памяти проявляются в дошкольном возрасте. Скорее всего, природная память созревает именно в этот период (до 7 лет) и в дальнейшем может и не развивается.
Однако природа мудра и экономна. Каждый ребенок, какими бы слабыми природными способностями он ни обладал, может усовершенствовать свою память за счет разнообразных приемов запоминания, способов обработки информации.
Если человек просто заучивает материал, многократно повторяя его, или быстро запечатлевает, как бы фотографирует его, то такое запоминание называется механическим, или непосредственным. Это не что иное, как работа природной памяти.
Если же человек, стараясь запомнить, использует для этого какие – либо приемы или способы, осмысливает материал и т.п., то речь идет о принципиально ином, качественно более высоком запоминании – логическом (опосредованном). Другими словами, в этом случае речь идет о культурной памяти.
Очень важно понять, что, как бы ни была сильна природная память, ведущая роль принадлежит культурной, ибо только благодаря приемам запоминания человек становится способным управлять процессом запоминания и, следовательно, управлять собой.
Психологи утверждают следующее:
- Память можно и нужно развивать;
- Это может делать каждый человек самостоятельно или под чьим – либо руководством;
- Основу эффективной памяти составляет сильная природная память;
- Природную память можно тренировать;
- Культурную память можно развивать в течение всей жизни, формируя способы запоминания;
Развитая (сильная, эффективная, обширная) память способствует регуляции человеком своего поведения.
Человек с хорошей памятью всегда успешнее управляет своей интеллектуальной деятельностью и жизнью в целом.
Если ваш ребенок справляется со школьной программой, то скорее всего, его память развита достаточно. А то, что он плохо запоминает стихи, может свидетельствовать лишь о том, что они ему неинтересны (или непонятны). Нередко качество запоминания у ребенка (как впрочем, и у взрослого!) напрямую зависит от интереса. В свою очередь, материал интересен только тогда, когда он понятен. У детей младшего школьного возраста доминирует механическая память, то есть без логических связей. Поэтому и качество запоминания часто хромает. Постепенно, по мере естественного развития и обучения в школе, доминирующей становится смысловая (логическая) память. И вы можете помочь своему ребенку развить ее. Учите его искать смысл в том, что он заучивает наизусть. Для усвоения учебного материала и развития памяти важны такие интеллектуальные чувства, как удивление, удовлетворение от сделанного открытия, восхищение, сомнение. Значительно повышает эффективность запоминания установка на его возможность и необходимость. Иначе говоря, в этом деле (как и во многих других!) большую роль играют внушение и самовнушение. Поэтому, первое, с чего нужно начать, — это вселить в ребенка уверенность в том, что у него хорошая память, что он может запомнить все, что ему необходимо. Полезно, чтобы ребенок проговаривал утром и вечером (перед сном) простые установки.
Например, “У меня хорошая память!”, “Я могу запомнить все, что мне нужно!”
II. Способы помощи ребенку с учетом недостатков памяти.
Нарушение памяти выявляет психолог. У психолога нужно выяснить, какой вид памяти у ребенка является наиболее сохранным.
Если неплохо развита слуховая память, то нужно, чтобы ребенок читал вслух материал, подлежащий запоминанию. При недостаточной технике чтения текст может читать кто – либо из взрослых – иначе усилия, затрачиваемые на сам процесс чтения, будут отвлекать ребенка от запоминания материала.
Большую помощь в запоминании может оказать также использование магнитофона (диктофона).
Если более всего развита зрительная память, то нужно максимально использовать разнообразные средства наглядности.
При преобладании двигательной памяти следует рекомендовать ребенку кратко записывать материал, который нужно запомнить. Однако этот метод больше подходит для подростков: для младшего школьника конспектирование может оказаться непосильной задачей.
При нарушениях памяти нужно добиваться от ребенка не дословного запоминания учебного материала, а его общего понимания.
В тех же случаях, когда требуется дословное заучивание, нужно проводить его маленькими порциями, добиваясь полного выучивания каждой такой порции, прежде чем переходить к следующей. Например, заучивая стихотворение, удобно учить его по оному четверостишию, не пытаясь повторить все стихотворение целиком. Однако перед началом выучивания нужно подробно разобрать с ребенком развитие темы, чтобы впоследствии четверостишия не менялись местами.
Информация для размышления
Психологами установлена тесная связь между эмоциональным состоянием детей и их памятью. В течение учебного года 46 детей в возрасте 9-10 лет регулярно обследовали (в начале и в конце недели). Специалисты изучали влияние уровня тревожности школьников на продуктивность зрительного запоминания. Было установлено, что у детей с высоким уровнем тревожности плохая зрительная память, и наоборот, у детей эмоционально уравновешенных — она превосходная!
При заучивании важно сделать упор на значимости запоминаемого материала. Ребенок должен понимать, зачем ему нужно это запоминание. За ним следует использование усвоенных знаний. Полезно убеждать ребенка назидательными фразами: “Без таблицы умножения, как без воды: “и не туды, и не сюды!”, “Я выучу ее всего один раз, а запомню на всю жизнь!”.
Другие “секреты” запоминания основаны на том, что ребенок учится логическим приемам запоминания на основе образных представлений того, что нужно усвоить. Например, вашему ребенку задали на дом освоить правописание трудных слов. Не заставляйте его много раз писать их. Ведь так будет работать в основном механическая память (наименее эффективная!). Поэтому предложите ему пофантазировать. Изобразите самую трудную букву в заданном слове в виде какого-нибудь предмета, имеющего сходство с этой буквой и одновременно связанного по смыслу с этим словом.
Правила тоже усваиваются быстрее, если их вообразить в какой-то нестандартной форме. Например, запоминая правило: “Не с глаголами пишется раздельно”, можно представить себе хоккеиста (глагол!) отбивающего шайбу-частицу. А правило: “После шипящих у существительных женского рода третьего склонения всегда пишется мягкий знак” легко запомнится, если представить шипящую змею, кончик хвоста которой свернут в виде мягкого знака.
Фантазирование также значительно повышает эффективность запоминания учебных текстов (по истории, биологии, литературе и т.п.). Предложите ребенку нарисовать (достаточно даже в воображении!) к каждой части текста что-то такое, что поможет ему создать зрительный образ (чем более смешно или необычно, тем лучше!). Например, к параграфу по истории о том, как жили древние славяне, можно нарисовать избу, на крыше которой растет пшеница и плещется рыба... Точно также “изображайте” труднозапоминающиеся стихотворения. Рисунки или какие-нибудь значки (узелки на память) можно сделать к каждой строфе или строчке.
Многие дети, плохо запоминают все, что связано с цифрами. Их можно “оживить” и сделать веселыми и доходчивыми. Пофантазируйте с ребенком, на кого похожа та или иная цифра? На какой предмет? На какое животное? (один - игла; два - лебедь; три - откусанные бублики; шесть — улитка; восемь — наручники и тому подобное). Предложите зарисовать образы-фантазии на карточках. Для каждой цифры должна быть своя карточка. Из таких карточек хорошо составлять даты, которые обычно запоминаются с большим трудом. Чтобы дата лучше уложилась в памяти, можно из названий предметов и животных, обозначающих цифры, придумать предложение. Чем необычнее и нелепее оно будет, тем легче запомнится нужная дата. Например, 1836 год (дата смерти Пушкина): “Иголка, обшивая наручники, откусила от двух бубликов и остатками угостила улитку”.
Старайтесь сделать занятия с ребенком игровыми, веселыми, интересными. Тогда они станут источником радости и помогут развить у вашего сына или дочери не только память, но и мышление, воображение, восприятие. Учиться вашему ребенку станет легче и интереснее.
Игра-тест “Кошелек”
В эту игру вы можете играть в семейном кругу или в компании друзей. Число участников не ограничено (чем больше, тем лучше для развития памяти). Суть игры состоит в том, что каждый участник повторяет слова, предложенные предыдущими играющими, и добавляет что-то свое. “Пропадает” тот, кто не может повторить цепочку слов в том же порядке или пропустит хотя бы одно слово. Например, вас трое. Первый говорит: “Я положу в кошелек собаку”. Второй: “Я положу в кошелек собаку и верблюда”. Третий: “Я положу в кошелек собаку, верблюда и диван”. Первый: “Я положу в кошелек собаку, верблюда, диван и портфель” и так далее. Если же вы хотите оценить свою память не только относительно играющих, не поленитесь сделать следующие подсчеты.
Определите количество слов в “кошельке” при котором вы вышли из игры. Запишите себе одно очко, если вы запоминаете пять слов, и прибавляйте по одному очку за каждое слово сверх пяти (то есть два очка за шесть слов, три — за семь, четыре — за восемь и так далее).
Если в среднем за игру вы набрали 7 и более очков - у вас очень хорошая память. От 4 до 6 очков - у вас неплохая память, хотя иногда кое-что забываете. Но это не беда! Свою память вы можете легко развить, приложив небольшие усилия.
3 и менее очков. Вы постоянно что-то забываете. Записная книжка - ваш лучший друг и помощник. Чаще играйте в эту игру и вскоре вы удивитесь полученному результату!
III. Способы развития памяти с помощью мнемических приемов.
Необходимость использования мнемических приемов.
Вы должны понять, что простая тренировка практически не помогает улучшить память. Зато можно многого достичь, используя разнообразные мнемические приемы.
Совершенно очевидно, что не все приемы в разной степени доступны каждому ребенку. Это зависит от уровня развития и индивидуальных особенностей его личности. Однако младшие школьники уже способны классифицировать, группировать материал, искать ассоциации, пользоваться опорными пунктами, составлять мнемические планы.
При этом очень важно, чтобы занятия доставляли ребенку радость. Вы должны всячески поощрять исследовательские наклонности ребенка, радоваться каждому “почему”, способствовать самостоятельному поиску ответов на вопросы.
Приемы запоминания могут быть разнообразными.
Группировка материала
Почти любой материал можно разделить на части или группы. Этот прием называется группировкой. Например, любой параграф содержит вступление, основную часть, заключение и выводы. Кроме того, информацию можно делить на определенные, четко обозначенные части – классы. В данном случае нагрузка на память уменьшается ровно во столько раз, на столько частей, или классов, был разделен подлежащий запоминанию материал.
Ассоциации
Полезно учить ребенка образно представлять себе то, что требуется запомнить, привлекать самые разнообразные ассоциации.
Психика человека устроена таким образом, что любая новая информация помимо нашей воли “цепляет”, затрагивает старую, уже известную. Такие процессы, присущие всем людям, называют ассоциациями. Чтобы использовать эту способность для запоминания, достаточно задать ребенку вопрос: что напоминает тебе это слово, этот рисунок? А напоминать новая информация может о чем угодно. Это зависит от возраста, устремлений, опыта, уровня развития, актуального состояния, пола ребенка и т.д., поэтому не стоит отвергать, отрицать, критиковать то, что предлагает ребенок, даже если вам данная ассоциация кажется неприемлемой или не совсем удачной.
Схематический образ
К самым доступным и распространенным способам запоминания можно отнести перекодирование информации, когда то, что представляется в виде рисунка, картины и т.п., называется, описывается, и наоборот, слова или фразы воспроизводятся с помощью рисунка.
Можно использовать для обучения методику «пиктограмма”. Ребенку для запоминания предлагаются простые фразы (типа “Девочке подарили куклу”). Ребенок для запоминания каждой такой фразы, делает какой – нибудь как можно более простой и схематичный рисунок. После того как этот прием будет освоен на конкретном материале, следует давать фразы с более отвлеченным значением (например: “Учиться никогда не поздно”).
В результате подобных занятий действие по подбору подходящего схематического образа автоматизируется и в дальнейшем начинает осуществляться ребенком во внутреннем плане, без создания соответствующего рисунка.
Опорные пункты
Любая информация всегда содержит нечто, что может стать опорой для запоминания. В этом качестве могут выступать даты, необычные словосочетания, незнакомые или очень знакомые слова, неожиданный поворот событий, метафоры, имена и т.д. Такой прием называется поиском опорного пункта. Для запоминания целых страниц текста целесообразно использовать несколько опорных пунктов, которые составят своего рода план для припоминания, или мнемический план.
Структурирование материала
Некоторые мнемические приемы требуют значительных интеллектуальных действий. К ним в первую очередь относится структурирование материала, при котором устанавливаются связи, отношения внутри запоминаемого материала, благодаря чему он начинает восприниматься как целое. Данный прием позволяет успешно запоминать, сохранять и воспроизводить любую информацию (абстрактную, неизвестную, запутанную и др.), ибо направлен на упорядочение ее.
IV. Сила – в развитии.
Завершая разговор о развитии культурной памяти, можно воспользоваться метафорой: память можно сравнить с деревом (или даже лесом), которое может быть маленьким и слабым, тихим, спокойным и инертным, а может быть большим и сильным, растущим, развивающимся. В основе быстрого роста любого растения – много факторов, но первопричина заключается в сильной и здоровой корневой системе. В нашем случае – это природная память.
Когда человек думает, анализирует материал, его мозг постоянно видоизменяется, нервные окончания “переплетаются” с соседними, как бы “шепчутся” друг с другом, подобно листьям.
Когда учащийся анализирует запоминаемый материал, он тем самым развивает свою культурную память. В этом случае разные виды памяти участвуют в процессе запоминания, и человек быстро и успешно справляется с задачей.
Когда же учащийся запоминает материал, просто повторяя, его мозг напоминает лес в тихую погоду. В этих случаях память не развивается, используются только ее природные резервы. Такие люди долго запоминают, быстро забывают. Они, как правило, не любят учиться, не любят осваивать новое.
Большая часть неудачников по жизни стали таковыми из – за своей неразвитой памяти. Те же, кто сумел чего – либо добиться в жизни, умели управлять своей память и развивать ее.
VI. Заключительная часть.
Подведение итогов, ответы на вопросы родителей (если они возникают), родителям дается возможность высказать свое мнение по обсуждаемым вопросам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы для проведения родительского собрания на тему: "Развитие памяти младшего школьника. Учим стихи наизусть".
Как помочь ребенку выучить стихи наизусть? В данном материале представлены методы заучивания стихов наизусть в зависимости от ведущего типа памяти ребенка....
Развитие памяти младшего школьника
Памятка для родителей...
Презентация к родительскому собранию "Развитие памяти младшего школьника""
Презентация к родительскому собранию....
Развитие памяти младшего школьника
Материал для родительского собрания...
Работа над развитием памяти младших школьников.
Способность младших школьников к произвольному запоминанию неодинакова на протяжении обучения в начальной школе.Однако далеко не все из того, что приходится запоминать ребенку в школе, является ...
Упражнения для развития памяти младших школьников
http://ped-kopilka.ru/nachalnaja-shkola/uprazhnenija-dlja-razvitija-pamjati-mladshih-shkolnikov.html...
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАЗНЫХ СИСТЕМАХ ОБУЧЕНИЯ
Память человека многоаспектна. И с помощью одной или двух методических проб, одного или двух частных показателей удовлетворительно оценить ее практически невозможно.Цель исследования – определить особ...