Уважаемые родители! Ваш ребенок - будущий первоклассник.
материал (1 класс) на тему
Его успехи в учебе в первую очередь будут зависеть от него самого и только во вторую - от вас и учителя школы. Поэтому зададимся, прежде всего, вопросом: какие умения и навыки, психологические качества пригодятся ребенку в школе, помогут добиться успехов? Именно ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ готовность к обучению в школе станет тем подспорьем, которое ребенок может использовать в сложной ситуации, при встрече с трудностями. С какими же трудностями придется столкнуться ребенку в первом классе?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatki_dlya_1_klassa.docx | 20.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Уважаемые родители! Ваш ребенок - будущий первоклассник.
Его успехи в учебе в первую очередь будут зависеть от него самого и только во вторую - от вас и учителя школы. Поэтому зададимся, прежде всего, вопросом: какие умения и навыки, психологические качества пригодятся ребенку в школе, помогут добиться успехов? Именно ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ готовность к обучению в школе станет тем подспорьем, которое ребенок мо жет использовать в сложной ситуации, при встрече с трудностями. С какими же трудностями придется столкнуться ребенку в первом классе?
Хочет ли ребенок учиться? Для ответа достаточно предложить ребенку выбрать из трех дел то, которое ему больше хочется выполнить: поиграть, помочь по дому или позаниматься с книжкой. Учтите, что момент для подобного выбора надо найти подходящий, когда ваш ребенок ничем не занят, никуда не торопится. И пусть он будет уверен, что любой выбор разрешен и не лишит его вашего родительского внимания.
Если нет желания и интереса к учению (познава тельной деятельности), умение читать и считать, любые другие достоинства вашего ребенка не сделают для него радостными и эмоционально приятными школьные события. Это от вас, родители, прежде всего, зависит, с каким настроением придет ребенок в школу: с радостным о ки данием новых открытий или желанием поскорее сбежать домой к оставленным игрушкам, телевизору и т. д. Систематические занятия в школе предъявляют вы сокие требования к самоорганизации ребенка: не про пустить мимо ушей домашнее задание, не забыть за хватить из дома все нужное для уроков, уметь быстро включиться в дело после перемены и т. д. Иногда не надо проводить специального теста, до статочно вспомнить, как ваш малыш справляется с ре гулярными домашними обязанностями, всегда ли мо жет найти среди своих вещей нужную в данный момент (в ящике, на полке, в комнате может быть «беспоря док-, с точки зрения мамы, в котором ребенок пре красно ориентируется). Если ребенок неорганизован, советуем поиграть, например, в такую игру: «Семь нужных вещей». Водящий придумывает задание, куда отправить игрока («на прогулку в дождь», «в лес за грибами», «на рисование», «в школу на урок математики», «на Северный полюс» и т. д.), а задача игрока - собрать в дорогу 7-10 нужных вещей. Допустим, он берет на рисование бумагу, карандаш, краски, ластик, кисти и т. д. Потом игроки меняются ролями.
ПОМНИТЕ! Ребенка нельзя научить самоорганиза ции, если не доверять ему самостоятельное вы полнение какой-либо работы. Пусть он чувствует от ветственность за какое-то маленькое, но его собствен ное дело. Еще одна значимая для успеха в школе особенность вашего ребенка - это его самооценка.
Если она занижена (ребенок считает себя хуже других, неумехой, плохим другом, глу пым и так далее), он неохотно берется за дело - «Все равно не получится». Родители, поддержите своего малыша! Помогите ему поверить в его силы, поощряйте и хвалите его да же за малозаметные достижения, за старание и прило женные усилия, и главное - пусть ваш сын или дочь по чувствуют, что вы их любите, безусловно, несмотря на неудачи, только тогда он поверит в свои силы, если вы в него верите и принимаете.
Бывает, что самооценка у ребенка завышена. Он уверен в своем совершенстве, он лучше всех, ум нее всех. В этом случае опасность заключается в том, что, потерпев неудачу, этот ребенок перестает ве рить в свои силы. Всякий человек имеет право на ошибку. Тривиальная поговорка «на ошибках учатся» открывает нам способ научить ребенка ошибаться так, чтобы самооценка от этого не страдала, не падал интерес к учебе и чтобы неудовлетворительная от метка в дневнике не приводила к истерикам или стра ху перед школой.
Сформируйте у своего ребенка сле дующие установки:
- прежде чем дело выйдет хорошо, надо потрениро ваться;
- если не получилось в первый раз, попробуем снова;
- оценка - за дело, а сам ребенок хорош и умен и в случае неудачи.
Для формирования этих установок особенно подхо дят настольные игры: «шашки», «домино», «лото» и др. Поможет вашему ребенку и наблюдение за тем, как вы, взрослые, иногда проигрываете и как переживаете не удачи.
Вопрос о положительной самооценке, уверенно сти в своих силах очень тесно переплетается с во просом активности, инициативы ребенка, умения и желания высказывать свою точку зрения и отста ивать ее. Это, несомненно, важные личностные каче ства для школьника. Несмотря на то что в первом клас се они еще не выходят на первый план, закладываются эти качества в старшем дошкольном возрасте. Предложите своему малышу самому придумать для семьи планы на выходной день, составить меню обеда, украсить комнату ко дню рождения и т. д., и вы увиди те, с каким упоением он реализует свои собственные замыслы. Если у вас дома инициатива ребенка под держивается, если вы даете малышу поэксперименти ровать свободно, из него вырастет активный человек, способный на самостоятельные идеи и действия, а не пассивный исполнитель.
Эмоциональные переживания ребенка в 1 классе школы часто бывают связаны с включением в новый коллектив, завязыванием новых дружеских кон тактов, необходимостью отстаивать свое место в со циальной иерархии класса. Проблем здесь будет меньше, если ребенок вла деет коммуникативными навыками: - умеет знакомиться, играть по правилам; - может понять по мимике и позе другого его душевное состояние; - способен проявить сочувствие, помочь другому в
трудной ситуации.
Психологическая готовность к школе пред полагает также развитые до определенного уров ня внимание и память, способность к логическому и конструктивному мышлению. Хочется посоветовать родителям не «натаскивать» детей на выполнение тех или иных заданий, а обратить свои си лы и внимание на положительное отношение ребенка к учебе и школе, эмоциональное отношение ребенка к учебе и школе, эмоциональное благополучие его в отно шениях со сверстниками, уверенность в своих силах. И тогда обучение в 1 классе станет для ребенка откры тием огромного еще не постигнутого мира знаний, в который он бесстрашно входит, чтобы учиться.
Для успешного обучения будущему первокласснику необходимы такие знания и умения:
Что должны знать:
- Сказки, детские стихи, фамилии детских писателей.
- Счет до 10 и обратно от любого числа, состав числа 10, геометрические фигуры.
- Домашний адрес, Ф.И.О. родителей, место работы родителей, профессию родителей, различать растения, дерево, кустарник, травы, овощи, фрукты. Знать сезоны в природе, их отличительные особенности.
- Правая - левая рука, нога. Направления: вверх, вниз, вправо, влево.
- Название цвета, величину предмета, форму предмета.
- Название рабочих инструментов.
Что должны уметь:
- Слушать 5-7 мин., пересказывать прочитанное взрослыми, увиденного; выразительно рассказывать стихи.
- Одним из важных критериев готовности ребенка к школе является развитие фонетического слуха, которое включает:
- умение интонационно выделять звук в словах;
- умение выделять заданный звук в потоке речи;
- умение определять позицию звука в словах (в начале, в середине, в конце);
- владение навыками звукового (фонетического) разбора слов (различие гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных, твердых и мягких согласных).
- Умение членить слова на слоги.
- Умение составлять предложения из 3 - 4 слов.
- Умение использовать обобщающие понятия, подбирать определения к существительному.
- Умение составлять рассказы по серии картинок, по сюжетной картинке, рассказ на заданную тему.
- Самостоятельно, выразительно, последовательно предавать содержание небольших литературных текстов.
- Различать цифры, соотносить количество предметов числу.
- Вырезать простые и геометрические фигуры.Рисовать линии карандашом, работать с мелкими деталями конструктора, вылепливать мелкие детали.
- Перебирать крупу, работать с пластилином.
- Назвать признаки различия домашних и диких животных, ориентироваться на местности, уметь описать погоду.
- Раскрашивать фигуры, не выходя за линию контура.
- Назвать свое имя, фамилию.
Памятка родителям будущих первоклассников
1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
9. Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Роль семьи в подготовке детей к школе». Родительское собрание «Ваш ребенок — будущий первоклассник»
«Роль семьи в подготовке детей к школе». Родительское собрание «Ваш ребенок — будущий первоклассник» Особое внимание при подготовке к школе обращают на режим дня детей. Если он не установлен или пло...
«Роль семьи в подготовке детей к школе». Родительское собрание «Ваш ребенок — будущий первоклассник»
«Роль семьи в подготовке детей к школе». Родительское собрание «Ваш ребенок — будущий первоклассник» Особое внимание при подготовке к школе обращают на режим дня детей. Если он не установлен или пло...
Родительское собрание «Ваш ребенок – будущий первоклассник»
laquo;Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Венгер Л.А....
Школа будущего первоклассника Тренинг для родителей «Мой ребенок – будущий первоклассник»
Программа практических занятий «Мой ребенок – будущий первоклассник» предназначена для родителей детей подготовительной к школе группы. Тренинг рассчитан на несколько встреч продолжи...
Родительское собрание «Ваш ребенок — будущий первоклассник»
Родительское собрание «Ваш ребенок — будущий первоклассник»...
Мой ребенок-будущий первоклассник.Страхи родителей.
Статья адресована родителям тех детей, которые в ближайшем будущем идут в первый класс.С какими страхами сталкиваются родители.На что стоит обратить внимание, чтобы у будущего первоклассника сфо...
Мой ребенок-будущий первоклассник.Страхи родителей.
Данная статья предназначена для родителей будущих первоклассников. Как подготовиться к 1 классу, чтобы ребенок был успешным в будущем....