Родительское собрание «Ваш ребенок — будущий первоклассник»
статья

Голдырева Наталья Владимировна

Родительское собрание «Ваш ребенок — будущий первоклассник»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Ваш ребенок — будущий первоклассник»

Добрый день, уважаемые мамы и папы! Осталось не так много времени, пролетит весна и лето  и 1 сентября. Ваши дети переступят порог школы, чтобы задержаться здесь на 11 лет. Дошкольник становится школьником, а его родители – это теперь родители ученика.

Поступление ребёнка в школу – это переход к новому образу жизни и условиям деятельности, это переход к новому положению в обществе, новым взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми.

В чём заключается готовность ребёнка к школе?

  1. Психологическая готовность
  2. Физическое здоровье
  3. Умение логически мыслить
  4. Умение общаться в коллективе сверстников и со взрослыми
  5. Развитие мелкой моторики руки
  6. Ответственность и самостоятельность

Прежде всего, важна психологическая готовность. Она заключается в том, что у ребёнка к моменту поступления в школу должны сформироваться психологические черты, присущие школьнику. У ребёнка должно быть желание стать школьником, выполнять серьёзную деятельность, учиться. Но это появляется у детей лишь к концу дошкольного возраста.

А на сегодняшнем этапе важно, чтобы вы, родители, которые являетесь авторитетом для своего ребёнка во всём и в действиях, и в словах, не допускали негативных разговоров в присутствии ребёнка о школе, о школьном обучении, о том, как детям сейчас тяжело учиться. Такие разговоры могут отрицательно сказаться в дальнейшем.

Но если мы будем описывать школу только в радужных тонах, то столкновение с реальностью может вызвать настолько сильное разочарование, что у него может возникнуть резко отрицательное отношение к школе. Поэтому важно найти ту грань, которая будет во благо ребёнку.

Физическое здоровье ребёнка.

Необходимо уделять большое внимание физической подготовке дошкольника. Помните: здоровому ребенку легче дается учеба, он чувствует себя в школе комфортнее. Еще раз проконсультируйтесь с врачами, выясните, нуждается ли он в каком-либо лечении, закаливайте вашего малыша. Надо, чтобы в школу он пошел физически крепким и закаленным. Заранее приучите ребенка к режиму жизни школьника. Пусть он привыкнет рано просыпаться и рано ложиться спать, в первой половине дня заниматься серьезными делами: рисовать, раскрашивать картинки, строить из кубиков, помогать маме и бабушке. Важно, чтобы он много гулял, двигался, бывал на природе.

Развитие мелкой моторики.

В старшем дошкольном возрасте важной частью подготовки к школе, в частности, к письму должна быть работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки. Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

        Развить тонкую моторику помогут такие занятия, как лепка, собирание конструкторов с мелкими деталями, аппликация, рисование, вязание, собирание мозаики, пальчиковые игры. Полезно предлагать ребёнку задания на дорисовывание, когда взрослый рисует половину рисунка, а ребёнок дорисовывает зеркальное отображение, задания на обведение намеченного точками или штрих пунктиром изображения, штриховки. Делать пальчиковую гимнастику.

Развитие мелкой моторики в быту

    Если ребенка не увлекают развивающие пособия - предложите ему настоящие дела. Вот упражнения, в которых малыш может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым:

1. Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире. Чистить мандарины.

2. Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок).

3. Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).

4. Лепить из теста печенье.

5. Открывать почтовый ящик ключом.

6. Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться. А так же разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно, надевать перчатки. Пробовать зашнуровывать кроссовки.

7. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок. (О том, кто их размотал лучше умолчать)

9. Вешать белье, используя прищепки (нужно натянуть веревку для ребенка).

10. Помогать перебирать крупу.

11. Собирать на даче или в лесу ягоды.

12. Вытирать пыль, ничего не упуская.

Важной стороной психологической готовности к школе является и эмоционально-волевая готовность:

  • способность управлять своим поведением
  • умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок
  • стремление преодолевать трудности
  • стремление к достижению результата своей деятельности.

Важная задача перед родителями – научить ребёнка доводить начатое дело до конца, пусть это будет занятие трудом или рисование, значение не имеет. Большое значение имеет отношение взрослых к делам детей. Если ребёнок видит внимательное, доброжелательное, но вместе с тем требовательное отношение к результатам его деятельности, то он сам с ответственностью относится к ней.

Старайтесь, чтобы ребенок привыкал работать самостоятельно, не требовал постоянного внимания и поощрения со стороны взрослого. Ведь на уроке учитель вряд ли сможет уделить каждому одинаковое внимание. Постепенно переставайте хвалить ребенка за каждый шаг в работе - хвалите за готовый результат.

Приучайте малыша спокойно сидеть и работать в течение определенного времени. Включайте в распорядок дня самые разнообразные занятия, чередуя спокойную работу за столом с подвижными играми. Особенно это важно для возбудимого, подвижного ребенка. Постепенно он привыкнет к тому, что визжать и носиться можно в определенное, "шумное" время. Тогда будет способен и в школе дождаться перемены.

      С первых дней ваш первоклассник будет чувствовать себя уверенно, если заранее привить ему элементарные навыки работы на уроке. Например, научить правильно держать карандаш, ориентироваться на странице тетради или книги, внимательно слушать инструкцию и выполнять ее, отсчитывать нужное количество клеточек и т. д.

Есть такая важная составляющая подготовки к школе, о которой не всегда помнят. Это бытовая самостоятельность и навыки самообслуживания, они понадобятся в школе с первого дня.

Не надо забывать, что школа - это не только обучение, это еще и пребывание в ней.

  • Уметь одеваться и раздеваться в школьной раздевалке, не теряя шарфы и варежки, учитывая пуговицы и шнурки; переодеваться на уроках физкультуры; знать назначение носового платка, пользоваться общественным туалетом; завтракать и убирать за собой посуду в школьной столовой; сложить портфель, быстро достать из портфеля необходимое.
  • Эта категория умений и навыков на первых порах пребывания в школе представляется гораздо более значимой, чем все то, о чем уже было сказано. И этому не обучают на специальных занятиях - только в семье.
  • Если такие навыки не сформированы, то начало школьной жизни ребенка будет очень непростым.

Что должен знать ребенок, поступающий в школу

1. Общий кругозор:

•Свою Фамилию, имя. Дату рождения, свой возраст.

•Как зовут родителей, их профессии.

•Свой домашний адрес, свое село, его главные достопримечательности.

•В какой стране живет.

•Знание животных (диких, домашних).

  • Учите образовывать названия детенышей домашних и диких животных, птиц. Предложите поиграть в игру "Кто у кого": козленок у козы, котенок у кошки, вороненок у вороны, барсучонок у барсучихи, гусенок у гусыни и т.д.
  • Отработать навык образования уменьшительно-ласкательной формы существительных и прилагательных можно с помощью упражнения "Назови ласково": дом - домик, лист - листик, кошка - кошечка и т.д.; зеленый - зелененький, сладкий - сладенький, узкий - узенький и т.д.

•Зимующих и перелетных птиц.

•Знание растений, овощей и фруктов.

•Знание профессий, видов спорта, видов транспорта.

•Различать одежду, обувь и головные уборы. Быт людей.

•Времена года, (последовательность, месяцы по сезонам, основные приметы каждого времени года, дни недели.)

2. Мышление:

•Определение четвертого лишнего.

•Объединять предметы в группы по определенным признакам.

•Уметь выстраивать последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам.

•Сравнивать предметы друг с другом, выявлять соответствие и несоответствия между ними.

•Конструирование фигур, предметов из геометрических фигур, палочек.

3. Внимание:

•Умение внимательно слушать, не отвлекаясь, 20 – 30 мин.

•Устойчивость (сравнение 2-х картинок с 10-15 различиями).

•Находить 10 отличий между предметами.

•Выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу.

•Копировать точно узор или движение.

•Умение находить одинаковые предметы.

4. Память:

•Уметь запоминать не менее 4 из 8  предложенных предметов или названных слов.

•Рассказывать по памяти стихи, сказки, рассказы.

•Повторять дословно предложение, состоящее из 4 – 5 слов.

•Подробно рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки.

5. Речь:

• Для расширения словарного запаса потренируйте ребенка в подборе глаголов и прилагательных к существительным:

  • Что делает кошка? Кошка бегает, прыгает, мяукает, ловит, лакает и т.д.
  • Предложите ребенку подобрать предмет к действиям:
  • Кто умеет летать? Птицы, бабочки, мухи и т.д.
  • Мяч - какой? Резиновый, цветной, красивый, большой и т.д.
  • Уметь сравнивать самостоятельно предметы и называть несколько существенных признаков.

•Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и задавать их.

•Самостоятельно составлять связный рассказ не менее чем из 6-7 предложений.

•Изменять слова, образуя новые.

•Выразительно исполнять стихотворения.

•Использовать в речи антонимы (слова с противоположным значением).

•Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.

• Пересказать прослушанный или прочитанный рассказ.

•Отгадывать загадки, понимать образные выражения.

  • играть в «съедобное – несъедобное»,  «одушевлённое – неодушевлённое», «сладкий – кислый».
  • игра в слова, назови первый звук в слове.

6. Мелкая моторика:

•Правильно держать ручку, карандаш, кисточку.

•Свободно владеть карандашом и кистью при разных приемах рисования.

•Аккуратно клеить, раскрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предмета.

•Рисовать как отдельные образцы, так и сюжетные картинки.

•Лепить как отдельные образы, так и целые композиции.

•Изготавливать аппликации.

•Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольник, треугольник, овалы, вырезать по контуру предмет).

7. Математические знания:

•Знать цифры от 0 до 10.

•Называть числа в прямом и обратном порядке, порядковый счет.

•Составлять и решать элементарные задачи на сложение и вычитание.

•выполнять счетные операции в пределах 10.

•Соотносить цифру и число предметов.

  • Ориентирование в пространстве: сверху, снизу,  справа, слева,  между и др.

•Различать и правильно называть геометрические фигуры (круг, квадрат и др)

Желаем вам удачи в этом не простом, но очень увлекательном деле!

В июне будет проводиться «школа будущего первоклассника».  Цель  занятий: развивать мелкую моторику; развивать речь, внимание, мышление, память, воображение; умение работать в коллективе, выслушивать ответы своих одноклассников; выявить первичные знания будущих первоклассников; определение стартовых возможностей детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание для родителей будущих первоклассников по теме: "Ваш ребенок идет в школу".

Презентация содержит материал, касающийся физиологической и психологической готовности будущих первоклассников, также рекомендации для родителей по подготовке детей к школе....

«Роль семьи в подготовке детей к школе». Родительское собрание «Ваш ребенок — будущий первоклассник»

«Роль семьи в подготовке детей к школе». Родительское собрание «Ваш ребенок — будущий первоклассник» Особое внимание при подготовке к школе обращают на режим дня детей. Если он не установлен или пло...

«Роль семьи в подготовке детей к школе». Родительское собрание «Ваш ребенок — будущий первоклассник»

«Роль семьи в подготовке детей к школе». Родительское собрание «Ваш ребенок — будущий первоклассник» Особое внимание при подготовке к школе обращают на режим дня детей. Если он не установлен или пло...

Презентация. Родительское собрание для родителей будущих первоклассников "Если Ваш ребенок идет в школу..."

В презентации даны советы родителям будущих первоклассников, даны ответы на часто задаваемые вопросы. Описываются критерии готовности ребенка для поступления в первый класс: физические, нравственные, ...

Родительское собрание «Ваш ребенок – будущий первоклассник»

laquo;Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе –  значит быть готовым всему этому научиться». Венгер Л.А....

Первое родительское собрание для родителей будущих первоклассников ( Заседание родительского клуба №1.

Учитель знакомится с родителями будущих первоклассников, знакомит с графиком работы школы, с Уставом школы и правилами поведения в школе, даёт свои рекомендации и пожелания....

Выступление учителя – логопеда на родительском собрании перед родителями будущих первоклассников. Тема выступления: «Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму».

Цель выступления: привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтению....