Активные методы обучения
презентация по теме
Обучающий семинар к профилактической антинаркотической Программе "Путь к успеху" для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktivnye_metody_obucheniya.ppt | 94 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Активные методы обучения Результатом обучения являются: - активизация мышления; - самостоятельное принятие решений в процессе занятия; - развитие партнерских отношений; - увеличение скорости переработки информации; - понимание глубины содержания занятия, - высокая эффективность занятия и т.д.
Основные задачи ведущего занятия с родителями: продумать форму проведения занятия; подготовить необходимый методический материал для проведения занятия; подготовить стимульный материал для родителей (анкеты, памятки, рекомендации); наметить факторы риска, факторы защиты (резервы развития и факторы успеха); определить кого из специалистов необходимо пригласить на занятие; написать стимульные вопросы для активизации родителей; провести занятие с родителями с использованием активной формы.
Дискуссии: Виды Условия проведения Организация Достоинства и недостатки Правила проведения
Виды Дискуссий: простая (обмен мнениями с аргументацией); групповая (обсуждение вопроса сначала в малых группах, затем – результаты работы групп); проблемная (обсуждение проблемы и поиск ее решения); полипозиционная (обсуждение проблемы с многовариантными взглядами, в том числе и противоположными); ток-шоу (широкая полипозиционная дискуссия с элементами театральности с приглашением известных людей).
Условия проведения дискуссии: ясность предмета дискуссии; понимание общих рамок дискуссии; знание порядка проведения дискуссии; создание благоприятной, психологически безопасной и комфортной обстановки; предварительное прояснение темы, вопроса. организация вводной части дискуссии
Вводная часть дискуссии: Цели: актуализировать имеющиеся у родителей знания, ввести необходимую информацию, создать интерес к проблеме, мотивацию к ее обсуждению Задачи: интеллектуально настроить родителей на обсуждение; эмоционально настроить родителей на обсуждение; личностно настроить родителей на обсуждение.
Варианты организации вводной части: краткое предварительное обсуждение вопроса в малых группах; введение темы через заранее поставленное перед одним или двумя участниками задание выступить с вводным проблемным сообщением, раскрывающим постановку проблемы; использование краткого предварительного опроса по теме; использование анкетирования родителей; использование активизирующих вопросов
Приемы введения в дискуссию: описание конкретного случая из жизни; использование текущих новостей; демонстрация видеоролика; стимулирующие вопросы – особенно вопросы типа: Что? Как? Почему? Что произошло, если бы..? Следует избегать «застревания» на каком-либо из вводных моментов, иначе саму дискуссию будет очень трудно или невозможно «завести».
Преимущества работы в группе: группа помогает избежать риска неверного решения; над выполнением одного задания работает достаточно большое количество людей, что уменьшает опасность упустить определенные детали; работа в группе делает более интенсивной готовность и способность каждого отдельного члена группы к сотрудничеству; при работе в группе складываются условия для более полной реализации интеллектуального потенциала и опыта; группа оказывает исключительное воспитательное воздействие.
Недостатки работы в группе: работа в группе может потребовать более продолжительного времени по сравнению с работой отдельного человека. Время, в течение которого члены группы подстраиваются друг к другу и устраняют возможные недоразумения, может быть достаточно длительным. работа в группе может быть трудноуправляемой, особенно если группа велика.
Правила ведения дискуссии: Выступления должны проходить организованно. Каждое высказывание должно быть подкреплено фактами. В обсуждении следует предоставить каждому участнику возможность высказаться. Каждое высказывание, позиция должны быть внимательно рассмотрены. Необходимо внимательно слушать выступления других, размышлять над ними и начинать говорить только тогда, когда появляется уверенность в том, что каждое ваше слово будет сказано по делу. В ходе обсуждения недопустимо «переходить на личности», навешивать ярлыки, допускать уничижительные высказывания. Любое выступление должно иметь целью разъяснение разных точек зрения и примирение спорящих. Говорить необходимо лаконично, воздерживаться от растянутых выступлений, сразу же начинать говорить по существу. Остроту дискуссии придают точные высказывания.
Деловая игра: Цели классного руководителя: развитие критического мышления родителей; повышение родительской компетентности. Задачи классного руководителя: проектирование деятельности, которая затем будет реализовываться; активизация родительского потенциала; активизация рефлексии родительской позиции;
Преимущества деловой игры: Активное взаимодействие родителей через общение. Наличие общей цели. Движение к ней предполагает разрешение конфликтной ситуации, обусловленной несовпадением целей участников. Коллективная выработка решений участниками игры. При этом в условиях дефицита времени решения, выработанные группой, как правило, оказываются более рациональными, нежели полученные по индивидуальным решениям, формально, без обсуждения. Многоальтернативность решений. Наличие управляемого эмоционального напряжения. Наличие системы индивидуального и /или группового оценивания деятельности участников.
Оценка эффективности деловой игры: эффективность принимаемых решений; быстрота в принятии решений; количество и качество внесенных контрпредложений по решениям; аргументированность при защите своих решений; эффективность взаимодействие участников игры внутри игровых групп; личностные качества участников деловой игры.
Мозговой штурм Способ быстрого включения всех членов группы в работу на основе свободного выражения своих мыслей по рассматриваемому вопросу
Основные правила проведения «мозгового штурма»: сформулировать вопрос/задание; фиксировать/записывать все поступающие от участников предложения; не критиковать и не оценивать высказываемые на этапе генерации идеи мысли и предложения.
Методика проведения «мозгового штурма»: Ведущий разбивает группу на подгруппы по 3-6 человек и предлагает им обсудить проблему или ситуацию. Задание для участников обычно начинается со слов «Почему? Зачем? Как решить? Что можно сделать?», т.е. от участников требуется найти решение или ответ на вопрос.
Этапы мозгового штурма: 1 Этап: (продолжительность 10-15 минут); каждая подгруппа выбирает человека, который фиксирует в тетради или на ватмане все, что говорят участники; участники высказывают все мысли, которые приходят им в голову; высказывания не критикуются, записываются без изменений, высказывания не оцениваются, несмотря на то, что они могут показаться глупыми, смешными или неверными.
2 Этап: продолжительность обсуждения 5 минут; обсуждаются и редактируются высказывания; выбираются из общей массы те, которые кажутся участникам наиболее полезными и приемлемыми.
3 этап: продолжительность не более 15 минут; каждая группа представляет результаты своей работы; записываются все наработанные идеи на ватмане (доске); уточняются формулировки; уточняется суть идей; обсуждается приемлемость и реалистичность предложенных способов или путей решения.
Достоинства мозгового штурма: активизирует мышление; помогает демократически и ненавязчиво обсуждать многие проблемы; помогает определить уровень знаний определяет основные направления интересов участников группы; собранная информация может служить основой для более глубокой содержательной работы и дискуссий.
Метод ролевой игры Ролевые игры - это небольшие сценки спланированного или произвольного характера, отражающие модели жизненных ситуаций. Ролевые игры бывают двух типов: на этапе актуализации проблемы. на этапе отработки навыков.
Схема ролевой игры: обозначается ситуация ролевой игры, выясняется, значима ли эта он, распределяются роли; дается инструкция, необходимо убедиться, что все понимают ее правильно; формулируется задача, которую надо решить; организуется ситуация, и вводятся роли. разыгрывается ситуация, участники могут импровизировать, привносить что-то свое в характер персонажей и ход событий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Без хорошо продуманных форм и методов обучения трудно организовать усвоение материала. Вот некоторые из методов, используемые в начальных классах....
"Кейс-метод - активный метод обучения"
В последние годы в связи с курсом на модернизацию российского образования в школы России происходит внедрение новых методов обучения. Один из них - кейс- метод, метод активного, эвристичес...
Активные методы обучения иностранному языку. Игровой метод.
Дипломная работа...
«Кейс - метод – активный метод обучения»
Реализация системно-деятельностного подхода, как основного в ФГОС, на основе кейс-метода....
: «Активные методы обучения математики как средства стимулирования познавательной активности младших школьников с трудностями в обучении».
Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивиду...
Методическое пособие "РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ ПОСРЕДСТВОМ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ"
Пособие посвящено разработке и применению в учебном процессе активных методов обучения (АМО). Приведена классификация АМО, даны конспекты по применению АМО на уроках математики...
План самообразования "Применение активных методов обучения на уроках английского языка как средство повышения качества обучения иностранному языку"
Содержание 1. Перспективный план самообразовательной деятельности ...