Искусство любить детей
статья (3 класс) на тему

 Родительское собрание показывает какой должна быть любовь родителей к детям. Родительская любовь должна быть такой, чтобы у ребёнка пробуждалась чуткость сердца к окружающему миру, ко всему, что создаёт человек, что служит человеку, и, конечно, прежде всего к самому человеку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.rar372.25 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Искусство любить детей»

Любим тебя без особых причин,

                                                                      За то, что ты внук,

                                                                     За то, что ты сын.

                                                                     За то, что малыш,

                                                                       За то, что растёшь,  

                                                                     За то, что на папу

                                                                 И маму похож.

                                                              И эта любовь

                                                                           До конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

В. Берестов

Цель собрания: Средствами совместного обсуждения нравственных проблем в общении формировать традиции культуры проявления родительской любви.

Форма проведения: родительский лекторий.

Ход собрания

  1. Вступительное слово.

    Сегодняшнее собрание мы посвящаем любви - любви родителей к своим детям, друг к другу, к людям. Актуальна ли эта тема на сегодняшний день?

Думаю, да.

  1. Выступления детей

(Звучит вступление к песне “Маленькая страна”. Дети входят и начинают петь песню.)

Есть за горами, за лесами

 Маленькая страна.

 Там мама, папа, дед и баба,

 Братик или сестра.

 Там мне всегда тепло и ясно,

 Добрый дадут совет,

 Там солнца лучик поселился

 И излучает свет.

Припев:

Маленькая страна – это моя семья,

 Там, где родился я и вырос,

 Где любят все меня.

Дети:

  1. Любимые наши, бабушки и дедушки, папы и мамы!

            Желаем мы вам, дорогие, здоровья,

           Чтобы не было причины грустить!

           И в полном здравии, конечно,

          До свадьбы правнуков дожить!

  1. Не болейте! Не старейте!

            Не сердитесь никогда!

            Вот такими молодыми

            Оставайтесь навсегда!

Дети читают стихотворение по строчке:

Чем проповедь выслушивать, мне лучше бы взглянуть,

 И лучше проводить меня, чем указать мне путь.

 Глаза умнее слуха, поймут всё без труда.

 Слова порой запутаны, пример же никогда.

 Тот лучший проповедник – кто веру в жизнь провёл.

 Добро увидеть в действии – вот лучшая из школ.

 И если всё мне показать, я выучу урок

 Понятней мне движенье рук, чем быстрых слов поток.

 Должно быть, можно верить и мыслям и словам,

 Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам.

 Вдруг я неправильно пойму твой правильный совет.

 Зато пойму, КАК ты живёшь, по правде или нет.

  1. Анализ анкетирования

Анкета для учащихся

  1. Я люблю, когда родители….хвалят- 8, покупают – 7, не ругают – 2,

играют-1, разрешают играть в компьютер – 1, убираются – 1, целуют – 1, когда дома – 1.

  1. Я не люблю, когда родители… ругают – 16, не разрешают гулять- 3, ссорятся - 1, шлёпают- 1, бьют – 1.
  2. Ты всегда делаешь то, что тебе велят родители… да – 8, нет- 1, иногда- 13
  3. Бывает ли так, что родители делают за тебя то, что ты должен делать сам?   Да – 7, нет - 10, иногда – 5
  4. Радуешься ли ты, когда родителей нет дома, или это тебя огорчает?

Да – 18, нет – 0, иногда – 4

  1. Обижаешься ли ты, когда родители справедливо наказывают?

да – 10, нет – 12

  1. Хочется ли тебе поделиться с родителями своими проблемами, тайнами и даже лакомствами?  Да – 20, нет – 1, иногда-1.
  2. Если родители переживают, сочувствуешь ли ты  им? Как?

Да – 21, нет – 1.   Успокаиваю, жалею, подбадриваю

  1. Помогаешь ли ты родителям, когда они выполняют какую- то работу?

Да – 17, нет – 0. Иногда – 5

  1.  Благодарны ли родители тебе за твою помощь?  Да – 22
  2.  Нравится ли тебе, когда родители тебе советуют, как поступать в той или иной ситуации?  Да – 18, нет – 2, иногда – 1, не знаю – 1.

  1. Лекция по теме собрания

Представление о счастье каждый человек связывает с семьёй: счастлив тот, кто счастлив в своём доме.

Действительно, семья – это одно из немногих мест, где человек может почувствовать себя личностью, получить подтверждение своей значимости и уникальности. Семь даёт первые уроки любви, понимания, доверия, веры. Это первый коллектив ребёнка, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности.

   Источником благополучия ребёнка в семье, условием его счастливого детства является любовь к нему родителей. Дети очень чутко реагируют на любовь и ласку, остро переживают их дефицит. Ребёнок должен быть уверен, что его кто-то очень любит. Такая любовь создаёт у ребёнка чувство защищённости и душевного покоя. У человека должен быть уголок, где ему хорошо, где у него есть защита от невзгод.

При этом ребёнок активнее познаёт мир, легче овладевает знаниями, у него свободнее раскрываются дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей.

   Любовь, ласка, нежность, которые ребёнок воспринял в детстве, в последующем помогут ему решить сложные проблемы.

   Сердечность, чуткость, отзывчивость – это моральный иммунитет против зла и приобретается лишь тогда, когда человек в раннем детстве прошёл школу доброты, школу подлинных человеческих отношений.

     Какой же должна быть подлинная родительская любовь? Что оставлять в сердцах сыновей и дочерей наших? Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродуют их». Есть много разновидностей этой уродливой любви.

  1. Любовь умиления.

Любовь умиления – это самое печальное, что можно себе представить в отношениях родителей и детей. Это инстинктивная, неразумная (напрашиваются слова куриная(слепая) любовь. Мать и отец радуются каждому шагу ребёнка, не задумываясь над тем, какой это шаг и к чему он может привести.

    Любовь умиления развращает душу ребёнка, прежде всего тем, что он не знает удержу своим желаниям, принципом его жизни становится девиз дикаря, подлеца, хулигана: всё, что я делаю, мне разрешается, ни до кого мне нет дела, главное – моё желание.

     Ребёнок, воспитанный в духе умиления, не знает, что в человеческом общежитии есть понятия «можно», «нельзя», «надо». Ему кажется, что ему всё можно. Он вырастает капризным существом, для которого малейшее требование жизни становиться непосильной тяжестью. Воспитанный в духе умиления – эгоист, как говориться до мозга и костей. Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться, потому что не видит людей и не чувствует сердцем, не понимает, что у тех, кто его окружает есть свои желания, свои потребности, свой духовный мир. У него складывается твёрдое убеждение в том, что он приносит счастье и радость родителям уже тем, что он живёт на свете, существует.

  Дети – радость нашей жизни, мы живём и трудимся во имя счастья детей. Всё это бесспорные истины. Но говорить об этом детям, устраивать инсценировки, подчеркивающие эту мысль, - это значит развращать детей.

  1. Любовь деспотическая

«Рабочая газета» опубликовала письмо 16-летнего юноши-девятиклассника одной из школ Кривой Рог Толи Н.  Это письмо продиктовано отчаянием. Юноше учиться на «4» и «5», делает дома всё, что надо делать для помощи родителям: моет полы, посуду, чистит одежду. Обувь всей семье.

« Родители и одевают меня хорошо, и заботятся, чтобы я ел хорошо, - пишет Толя, - но купят какую-нибудь обновку и без конца попрекают».

   Постоянные упрёки создают обстановку настоящего ада. И всё это родители делают, как они говорят, только потому, что любят сына. Желают ему добра, учат жить, чтобы умнее был и родителей уважал.

      Гнусный деспотизм невежественных родителей – это одна из причин того, что у ребёнка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке, но перестаёт верить в человека и человечность. В обстановке деспотичного самодурства, мелочных придирок, постоянных упрёках маленький человек ожесточается.

    Был сын маленьким мальчиком - был добрым, сговорчивым, послушным; стал подростом – стал грубым, своенравным. Почему так происходит?

    Причина этого явления – в неумении пользоваться своей властью над ребёнком, в превращении родителей в злую силу, подавляющую волю сына или дочери. Родительская власть должна поощрять, одухотворять внутренние силы ребёнка, и с тончайшим инструментом- родительской властью- надо подойти к ребёнку так, чтобы не сломать этого ещё не твёрдого , хрупкого душевного порыва. Если же вы превратили умную, мудрую власть в деспотическое насилие - неокрепшее желание быть хорошим лопнет, и произойдёт самое тревожное, что может произойти  в душе ребёнка.

    Уважайте детское желание быть хорошим, берегите его как самое тонкое движение человеческой души, не злоупотребляйте своей властью, не превращайте мудрость родительской власти в деспотичное самодурство, не сломайте человеческого желания вашего ребёнка быть хорошим.

   Помните, что ваш сын, ваша дочь- такой же человек, как и вы, его душа явно протестует, когда кто-то пытается сделать его игрушкой своего произвола.

  1. Любовь откупа

Есть отцы, искренне убеждённые в том, что обеспечивая материальные потребности детей, они выполняют свой родительский долг. Ребёнок одет, обут, сыт, здоров, у него есть все учебники и наглядные пособия – что же вам ещё надо? Материальными затратами, считают такие отцы, можно измерить родительскую любовь, на худой конец откупиться.

По существу, они не знают, что такое родительская любовь.

   Почему речь идёт прежде всего об отцах? Потому что среди матерей, связанных с детьми узами духовной общности, таких людей почти нет. Нравственно-эмоциональная толкокожесть, бездумное отношение к своим детям - далеко не всегда результат низкого уровня образования отца. Это результат порочного взгляда на воспитание детей как на что-то совершенно обособленное, отделённое забором от общественных обязанностей. Если в такой семье и мать не уделяет достаточного внимания детям, если она не стала центром духовной жизни детей – их окружает атмосфера духовной пустоты.

    Они живут среди людей и не знают людей – вот что наиболее опасно в таких семьях: их сердцам совершенно незнакомы и недоступны тонкие человеческие чувства, прежде всего ласка, участливость, сострадание, милосердие.

   Да, родительская любовь – прекрасное чувство, она воспитывает у человека высшие нравственные качества. Но здесь тоже должна быть мера.

Во многих семьях дети освобождаются от обязанностей по дому, даже от самообслуживания, от любой нагрузки. Понимая роль образования, желая успеха в учёбе. Родители ограждают детей от всего: лишь бы учился хорошо, оценки были хорошие. Но такое отношение не даёт хороших результатов.

Такие дети как в жизни, так и в учёбе ничего самостоятельно сделать не могут без подсказок, без напоминаний о главном. Родители тем самым подавляют самостоятельность детей. Так как эти дети знают, что им всё подадут, за них приберут, их оденут. Напомнят об уроках, помогут выполнить задание. Они понимают, что их постоянно выручают, и у таких детей не вырабатывается чувство ответственности за свои поступки. Обычно родители в таких семьях оправдывают и нарушение дисциплины, и невыполнение задания, объясняя это объективными причинами. Родители видят в детях только достоинства и не замечают недостатков. Избалованный ребёнок всегда будет уверен, что родители выполнят все его прихоти, капризы и не будут долго сердиться на грубость, дерзость. Непослушание. Такие дети привыкают только брать, не отдавая ничего взамен, и начинают с пренебрежение относиться к родителям, а потом своё отношение будут переносить на учителей (позволяя себе насмешки и критические замечания) и на других людей.

Какой же должна быть родительская любовь?

  Родительская любовь должна быть такой, чтобы у ребёнка пробуждалась чуткость сердца к окружающему миру, ко всему, что создаёт человек, что служит человеку, и, конечно, прежде всего к самому человеку. Учить ребёнка видеть и понимать людей - это, пожалуй самое трудное в деле воспитания человека. Любовь родителей к детям должна быть основана на уважении личности ребёнка, знании его интересов, стремлений, умении вовремя оказать ему помощь, дать дружеский совет. Высокая потребность должна сочетаться с любовью.

  1. Тест «Искусство воспитания»
  1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?
  2. Говорят ли с вами дети по душам, советуются ли по личным делам?
  3. Интересуются ли они вашей работой?
  4. Знаете ли вы друзей ваших детей?
  5. Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных заботах?
  6. Проверяете ли вы, как они учат уроки?
  7. Есть ли у вас общее занятие, увлечение?
  8. Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?
  9. А детские праздники- предпочитают ли ребята, чтобы вы были с ними, или хотят проводить их без взрослых?
  10.  Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги?
  11.  А телевизионные передачи и фильмы?
  12. Бываете ли вы вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?
  13.  Участвуете ли вместе с детьми в прогулках, туристических походах?
  14. Предпочитаете ли вы проводить отпуск вместе с детьми или нет?

«Да» - 2 б.

«Иногда» - 1 б.

«Нет» - 0 б.

Более 20 б. – ваши отношения с детьми благополучные

От 10 до 20 – отношения удовлетворительные.

Менее 10 б. – ваши контакты с детьми явно недостаточны. Необходимо принять срочные меры для их улучшения.

       У нас у всех есть возможность выбора. Но именно от родителей в большей степени зависит, каким вырастет ваш ребёнок, каким войдёт он во взрослую жизнь. Школа и учителя помогут вам найти выход в сложной ситуации, но важно помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребёнка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не их слова и нравоучения. Хотелось бы закончить собрание стихотворением, ещё раз подтверждающим это.

В семейной жизни всем желаем счастья!

 Пусть ваши дети крепко любят вас!

 Пусть стороной вас обойдут несчастья.

 И солнечным пусть будет каждый час!

 Всем  нам счастья, мира и добра!

 Пусть радость царит в наших семьях всегда!

5 Решение родительского собрания

  1. Учиться любить своих детей
  2.  Формировать гармоничные, уважительные взаимоотношения родителей и детей в семье

Список литературы

 1. Азбука нравственного воспитания. Пособие для учителя. Под редакцией

    И. А. Каирова. М. Просвещение. 1979.

  2.  Богданова О. С. Методика воспитательной работы в начальных классах.

       М. Просвещение 1986  

  3.  Педагогическое сопровождение семейного воспитания.

        Под редакцией О. И. Волжиной. СПб: КАРО. 2005

  4. Дереклеева Н. И. Новые родительские собрания. 1-4 классы.

      Москва ВАКО. 2006.

  5. Родительские собрания. Сост. О. П. Варенька. М. Вако. 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Искусство любить детей

Помощь родителям...

«Искусство любить детей» Серия "Родительские собрания в 1 классе"

Представление о счастье каждый человек связывает с семьёй: счастлив тот, кто счастлив в своём доме. Действительно, семья - это одно из немногих мест, где человек может почувствовать себя личностью, по...

родительский лекторий "Искусство любить детей"

Родительский лекторий можно организовать в Уголке для родителей, темы разные, вот одна из них "Искусство любить детей"...

Искусство любить детей

Данная статья поможет классному руководителю дать полезные советы родителям в воспитании детей....

Искусство любить детей

Работа с родителями...

презентация родительского собрания на тему"Искусство любить детей".

Яркая презентация к докладу на тему "Искусство любить детей"....

"Искусство любить детей"

Лекторий для родителей....