Навык чтения
статья по теме

Что такое навык чтения, правильность, выразительность,темп, смысловая сторона чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon navyk_chteniya_eto.doc25.5 КБ

Предварительный просмотр:

Навык чтения это:

1. Умение понимать содержание читаемого текста, его смысл.

2. Правильность чтения – умение прочитывать слова так, чтобы не допускать в них пропусков, изменений, перестановок, замен, искажений букв и стоящих за ними звуков, слогов, слов.

3. Выразительность - умение интонировать знаки препинания, интонирование, связанное с пониманием читаемого текста.

4. Способ чтения: он может быть побуквенным и отрывистым, слоговым (способ непродуктивный и нежелательный) и плавное слоговое, слоговое с прочтением сразу целых слов и, наконец, чтение целыми словами и группами слов (как желательные и продуктивные способы чтения).

5. Темп - определенная, посильная и необременительная для определенного возраста скорость чтения.

Таким образом, навык чтения складывается в целом из двух сторон: смысловой - понимания, уразумения содержания и смысла читаемого и технической – подчинённой первой, обслуживающей её - способом, правильностью и выразительностью чтения.

Главенствующее, ведущее место в комплексе, именуемом «навык чтения, принадлежит сознательности, пониманию того, что прочитывается.

Смысловая сторона чтения - это совокупное понимание читающим:

1. значений большей части слов, употреблённых в тексте как в прямом, так и в переносном смысле;

2. содержания каждого из предложений, входящих в состав текста, уяснение смысловой связи между предложениями;

3. предметного плана содержания отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав) и смысла этих частей (т.е. не только о чем говорится, но и что этим сказано);

4. основного смысла всего содержания текста, т. е. осознание этого содержания и своего отношения к прочитанному.

Техническая сторона чтения, техника чтения, охватывает все другие компоненты навыка чтения - способ чтения, правильность, выразительность, скорость или темп чтения. Каждый из этих компонентов, как и их совокупность, подчинён смысловой стороне, пониманию, служит её более полному выражению.

Темп (скорость чтения) находится в прямой зависимости от способа чтения и, естественно, понимания. Существуют ориентировочные показатели по темпу чтения:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интереса к чтению. Формирование навыка чтения.

В статье речь идёт о  развитии и формировании навыка чтения....

Упражнения по формированию навыка чтения у младших школьников,испытывающих трудности при чтении

В статье представлены упражнения по формированию навыка чтения у младших школьников,испытывающих трудности при чтении...

Флипчарт "Гроза" к урокам литературного чтения (по книге С. А. Сущевской "Тексты с дырками", развивающие задания для совершенствования навыка чтения)

Данные флипчарты созданы на основе книги С. А. Сущевской "Тексты с дырками". Можно использовать на уроках чтения, во внеклассной деятельности....

Развитие навыков чтения и речеведческих навыков у младших школьниках.

Проблема «Развитие навыков чтения и речеведческих умений» возникла уже тогда, когда я работала с детьми в дошкольном учреждении . Ряд психологических методик , наблюдения за детьми на занятиях п...

Развитие навыков чтения и речеведческих навыков у младших школьниках.

Проблема «Развитие навыков чтения и речеведческих умений» возникла уже тогда, когда я работала с детьми в дошкольном учреждении . Ряд психологических методик , наблюдения за детьми на занятиях по разв...

Доклад "Формирование навыка чтения и навыка работы над текстом"

В докладе описываются приемы работы по формированию навыка чтения у учащихся с ОВЗ....