Навык чтения
статья по теме
Что такое навык чтения, правильность, выразительность,темп, смысловая сторона чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
navyk_chteniya_eto.doc | 25.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Навык чтения это:
1. Умение понимать содержание читаемого текста, его смысл.
2. Правильность чтения – умение прочитывать слова так, чтобы не допускать в них пропусков, изменений, перестановок, замен, искажений букв и стоящих за ними звуков, слогов, слов.
3. Выразительность - умение интонировать знаки препинания, интонирование, связанное с пониманием читаемого текста.
4. Способ чтения: он может быть побуквенным и отрывистым, слоговым (способ непродуктивный и нежелательный) и плавное слоговое, слоговое с прочтением сразу целых слов и, наконец, чтение целыми словами и группами слов (как желательные и продуктивные способы чтения).
5. Темп - определенная, посильная и необременительная для определенного возраста скорость чтения.
Таким образом, навык чтения складывается в целом из двух сторон: смысловой - понимания, уразумения содержания и смысла читаемого и технической – подчинённой первой, обслуживающей её - способом, правильностью и выразительностью чтения.
Главенствующее, ведущее место в комплексе, именуемом «навык чтения, принадлежит сознательности, пониманию того, что прочитывается.
Смысловая сторона чтения - это совокупное понимание читающим:
1. значений большей части слов, употреблённых в тексте как в прямом, так и в переносном смысле;
2. содержания каждого из предложений, входящих в состав текста, уяснение смысловой связи между предложениями;
3. предметного плана содержания отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав) и смысла этих частей (т.е. не только о чем говорится, но и что этим сказано);
4. основного смысла всего содержания текста, т. е. осознание этого содержания и своего отношения к прочитанному.
Техническая сторона чтения, техника чтения, охватывает все другие компоненты навыка чтения - способ чтения, правильность, выразительность, скорость или темп чтения. Каждый из этих компонентов, как и их совокупность, подчинён смысловой стороне, пониманию, служит её более полному выражению.
Темп (скорость чтения) находится в прямой зависимости от способа чтения и, естественно, понимания. Существуют ориентировочные показатели по темпу чтения:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие интереса к чтению. Формирование навыка чтения.
В статье речь идёт о развитии и формировании навыка чтения....
Упражнения по формированию навыка чтения у младших школьников,испытывающих трудности при чтении
В статье представлены упражнения по формированию навыка чтения у младших школьников,испытывающих трудности при чтении...
Флипчарт "Гроза" к урокам литературного чтения (по книге С. А. Сущевской "Тексты с дырками", развивающие задания для совершенствования навыка чтения)
Данные флипчарты созданы на основе книги С. А. Сущевской "Тексты с дырками". Можно использовать на уроках чтения, во внеклассной деятельности....
Развитие навыков чтения и речеведческих навыков у младших школьниках.
Проблема «Развитие навыков чтения и речеведческих умений» возникла уже тогда, когда я работала с детьми в дошкольном учреждении . Ряд психологических методик , наблюдения за детьми на занятиях п...
Развитие навыков чтения и речеведческих навыков у младших школьниках.
Проблема «Развитие навыков чтения и речеведческих умений» возникла уже тогда, когда я работала с детьми в дошкольном учреждении . Ряд психологических методик , наблюдения за детьми на занятиях по разв...
Урок по литературному чтению 1 класс «Чтение слов с изученными буквами. Формирование навыков чтения»
Формирование навыков чтения, умения работать с текстом...
Доклад "Формирование навыка чтения и навыка работы над текстом"
В докладе описываются приемы работы по формированию навыка чтения у учащихся с ОВЗ....