«ВАШ РЕБЕНОК ПОШЕЛ В ШКОЛУ»
статья (1 класс) на тему

Иванова Светлана Ханифовна

 

 В этом году ребенок идет в школу. У ро­дителей и детей появились новые заботы: надо заранее купить портфель, учебники, тетради, пенал, ручки и каран­даши, школьный костюм. Эти заботы волнуют и доставля­ют удовольствие. Нагруженные покупками, вы возвращае­тесь домой.

Адаптация ребёнка в школе, вот что волнует родителей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.42 КБ

Предварительный просмотр:

                                          ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ

                                           И СПОСОБЫ ЕЕ УСТРАНЕНИЯ.

   В каждом классе есть ученики, успехи которых в учебе оставляют желать лучшего. Устойчивая неуспеваемость и второгодничество приводят к серьезным психологическим последствиям.

Неуспеваемость можно подразделить на несколько видов:

  1. Общее и глубокое отставание по многим предметам и длительное время.
  2. Частичная, но стойкая – по одному или нескольким предметам. Чаще всего – это русский язык, математика, иностранный язык.
  3. Эпизодическая – то по одному, то по другому предмету и легко устраняемая.

   Общим для неуспевающих учащихся выступает нежелание напрягать свои умственные силы, отрицательное отношение к более сложным методам работы.

   Причинами глубокого и общего отставания чаще всего являются:

  1. Низкий уровень предшествующей подготовки.
  2. Неблагоприятные обстоятельства: физические дефекты, болезни, плохие бытовые условия, отсутствие заботы родителей.
  3. Недостатки воспитанности: лень, недисциплинированность, а так же слабое умственное развитие.

   Для частичной, но стойкой неуспеваемости характерно:

  1. Недоработка в предыдущих классах.
  2. Недостаточный интерес к предмету.
  3. Слабая воля к преодолению трудностей.

   Причинами эпизодической неуспеваемости следует назвать:

  1. Недостатки преподавания, непрочность знаний, слабый текущий контроль.
  2. Неаккуратное посещение уроков, невнимательность на уроках, нерегулярное выполнение домашних заданий.

   Одной из предпосылок, вызывающих отставание в учебе, является характерная для подростков неустойчивость устремлений, склонность к внеучебным занятиям и увлечениям. Это связано с особенностями подросткового возраста: избыток нерастраченной энергии, стремление к подвижным видам деятельности, совместным играм и развлечениям, стремление к самостоятельности, освобождению от опеки взрослых.

   Эти возрастные причины в сочетании с отрицательным отношением к школе характерны для длительно неуспевающих учеников.

   При эпизодической неуспеваемости и в случаях отставания имеет место равнодушие к учебному труду, то есть отсутствие мотивации к учебному процессу.

   Большим злом является, кроме всего этого и учение ради отметки, что порождает равнодушие к содержанию учебной деятельности, нанося вред и урон всему нравственному воспитанию ученика, препятствуя развитию познавательных интересов.

   Пробелы в знаниях, умениях, навыках так же приводят к отставанию, а в последствии и к неуспеваемости, так как учебный процесс строится по схеме – от простого к сложному, и потерянное звено в будущем дает о себе знать.

   Длительная неуспеваемость, вызванная различными причинами, ведет к задержке умственного развития, приводит к формированию таких отрицательных качеств, как лживость, замкнутость, неуверенность в себе, агрессивность.

   Предупреждение неуспеваемости – одна из важных задач учителя. Целью работы с неуспевающими учащимися является не только восполнение пробелов в их учебной подготовке, но одновременно развитие их познавательной самостоятельности. Важно, чтобы догнав, восполнив пробелы, ученик не начал снова отставать.

   К каждому неуспевающему ученику необходим индивидуальный подход, постоянное внимание, поддержка, одобрение.

   Важно знать, не только уровень умственного развития, объем знаний, но и состояние здоровья, бытовые условия, отношения с одноклассниками, отношение к учителю.

   Главное – создать на уроке благоприятные условия для неуспевающих и отстающих по предмету. На уроке при проведении проверочных и самостоятельных работ использую карточки с индивидуальными заданиями, учитывая уровень знаний учащегося. Задание должно быть посильным.

   Вне урока – дополнительные задания, как практические, так и творческие.

   На уроке слабоуспевающим ученикам уделяется дополнительно внимание. Им дается больше времени для обдумывания ответа у доски, оказывается помощь в изложении содержания задания, используются схемы и наглядные пособия.

   Во время самостоятельной работы класса провожу частичный опрос отстающих учеников, чтобы выяснить из затруднения, помочь дополнительными вопросами и пояснениями. Им даются более подробные инструкции по ходу выполнения задания.

   Использую на уроке работу в парах: выполненная работа сверяется, ищут ошибки, если они есть, вспоминают правило, которое было нарушено, затем идут поиски правильного решения. Так проявляются помощь и взаимовыручка. Важно, чтобы не было иждивенчества. Уровень знаний не должен сильно отличаться у работающих в паре, но и не должен быть одинаково низким. Иначе трудно ждать положительного результата. Кроме этого неуспевающие ученики получают иногда индивидуальные домашние задания, которые оцениваются дополнительно.

   Провожу и дополнительные занятия вне урока, как для неуспевающих учеников, так и для тех, кто пропустил много занятий по болезни и не в состоянии самостоятельно освоить такой большой объем учебного материала.

   У одной девочки из пятого класса большая семья и трудные бытовые условия. В семье шесть детей. Но ребенок очень старательный и хочет лучше учиться. Я разрешила ей приходить в кабинет математики и делать домашнее задание, чтобы при необходимости я могла ей помочь и пояснить ход выполнения задания.

   Самое приятное в занятиях с неуспевающими  детьми, это когда ребенок, выполнив задание, вдруг говорит: «Дошло!» и радостно улыбается.

 Воронова Г.В. – учитель математики ГБОУ СОШ №661.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ваш ребенок пошел в 1 класс

Ваш малыш пошел в первый класс, стал школьником.И вас терзают смутные сомнения: а вдруг не справится, а вдруг будет плохо учиться… Не волнуйтесь, конечно, справится. Вот только на первых порах без ваш...

Родительское собрание "Ваш ребенок пошел в школу".

Задачи собрания: 1. Познакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к первому году обучения в школе.2. Предложить практические советы по адаптации ребенка к школе.3. Тестирован...

Ваш ребенок пошел в первый класс

В статье описывается, что нужно длать родителям первоклассника, как следить за режимом дня, выполнением домашней работы. Первоклашке нужно привыкнуть к новому режиму дня, стать более самосто...

Сборник "Ваш ребенок пошел в школу - рекомендации для заботливых родителей"

В данный сборник вошли материалы из различных источников, которые, на взгляд составителя, помогут родителям облегчить процесс адаптации ребенка к условиям гимназии...

Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел во 2 класс

Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел во 2 класс...

Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел в 4 класс?

В 4 классе  заканчивается формирование основных новообразований младшего школьного возраста. Последние можно сравнить с фундаментом дома. Поэтому можно сказать, что заканчивается строительство фу...