«ВАШ РЕБЕНОК ПОШЕЛ В ШКОЛУ»
статья (1 класс) на тему
В этом году ребенок идет в школу. У родителей и детей появились новые заботы: надо заранее купить портфель, учебники, тетради, пенал, ручки и карандаши, школьный костюм. Эти заботы волнуют и доставляют удовольствие. Нагруженные покупками, вы возвращаетесь домой.
Адаптация ребёнка в школе, вот что волнует родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 18.42 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ
И СПОСОБЫ ЕЕ УСТРАНЕНИЯ.
В каждом классе есть ученики, успехи которых в учебе оставляют желать лучшего. Устойчивая неуспеваемость и второгодничество приводят к серьезным психологическим последствиям.
Неуспеваемость можно подразделить на несколько видов:
- Общее и глубокое отставание по многим предметам и длительное время.
- Частичная, но стойкая – по одному или нескольким предметам. Чаще всего – это русский язык, математика, иностранный язык.
- Эпизодическая – то по одному, то по другому предмету и легко устраняемая.
Общим для неуспевающих учащихся выступает нежелание напрягать свои умственные силы, отрицательное отношение к более сложным методам работы.
Причинами глубокого и общего отставания чаще всего являются:
- Низкий уровень предшествующей подготовки.
- Неблагоприятные обстоятельства: физические дефекты, болезни, плохие бытовые условия, отсутствие заботы родителей.
- Недостатки воспитанности: лень, недисциплинированность, а так же слабое умственное развитие.
Для частичной, но стойкой неуспеваемости характерно:
- Недоработка в предыдущих классах.
- Недостаточный интерес к предмету.
- Слабая воля к преодолению трудностей.
Причинами эпизодической неуспеваемости следует назвать:
- Недостатки преподавания, непрочность знаний, слабый текущий контроль.
- Неаккуратное посещение уроков, невнимательность на уроках, нерегулярное выполнение домашних заданий.
Одной из предпосылок, вызывающих отставание в учебе, является характерная для подростков неустойчивость устремлений, склонность к внеучебным занятиям и увлечениям. Это связано с особенностями подросткового возраста: избыток нерастраченной энергии, стремление к подвижным видам деятельности, совместным играм и развлечениям, стремление к самостоятельности, освобождению от опеки взрослых.
Эти возрастные причины в сочетании с отрицательным отношением к школе характерны для длительно неуспевающих учеников.
При эпизодической неуспеваемости и в случаях отставания имеет место равнодушие к учебному труду, то есть отсутствие мотивации к учебному процессу.
Большим злом является, кроме всего этого и учение ради отметки, что порождает равнодушие к содержанию учебной деятельности, нанося вред и урон всему нравственному воспитанию ученика, препятствуя развитию познавательных интересов.
Пробелы в знаниях, умениях, навыках так же приводят к отставанию, а в последствии и к неуспеваемости, так как учебный процесс строится по схеме – от простого к сложному, и потерянное звено в будущем дает о себе знать.
Длительная неуспеваемость, вызванная различными причинами, ведет к задержке умственного развития, приводит к формированию таких отрицательных качеств, как лживость, замкнутость, неуверенность в себе, агрессивность.
Предупреждение неуспеваемости – одна из важных задач учителя. Целью работы с неуспевающими учащимися является не только восполнение пробелов в их учебной подготовке, но одновременно развитие их познавательной самостоятельности. Важно, чтобы догнав, восполнив пробелы, ученик не начал снова отставать.
К каждому неуспевающему ученику необходим индивидуальный подход, постоянное внимание, поддержка, одобрение.
Важно знать, не только уровень умственного развития, объем знаний, но и состояние здоровья, бытовые условия, отношения с одноклассниками, отношение к учителю.
Главное – создать на уроке благоприятные условия для неуспевающих и отстающих по предмету. На уроке при проведении проверочных и самостоятельных работ использую карточки с индивидуальными заданиями, учитывая уровень знаний учащегося. Задание должно быть посильным.
Вне урока – дополнительные задания, как практические, так и творческие.
На уроке слабоуспевающим ученикам уделяется дополнительно внимание. Им дается больше времени для обдумывания ответа у доски, оказывается помощь в изложении содержания задания, используются схемы и наглядные пособия.
Во время самостоятельной работы класса провожу частичный опрос отстающих учеников, чтобы выяснить из затруднения, помочь дополнительными вопросами и пояснениями. Им даются более подробные инструкции по ходу выполнения задания.
Использую на уроке работу в парах: выполненная работа сверяется, ищут ошибки, если они есть, вспоминают правило, которое было нарушено, затем идут поиски правильного решения. Так проявляются помощь и взаимовыручка. Важно, чтобы не было иждивенчества. Уровень знаний не должен сильно отличаться у работающих в паре, но и не должен быть одинаково низким. Иначе трудно ждать положительного результата. Кроме этого неуспевающие ученики получают иногда индивидуальные домашние задания, которые оцениваются дополнительно.
Провожу и дополнительные занятия вне урока, как для неуспевающих учеников, так и для тех, кто пропустил много занятий по болезни и не в состоянии самостоятельно освоить такой большой объем учебного материала.
У одной девочки из пятого класса большая семья и трудные бытовые условия. В семье шесть детей. Но ребенок очень старательный и хочет лучше учиться. Я разрешила ей приходить в кабинет математики и делать домашнее задание, чтобы при необходимости я могла ей помочь и пояснить ход выполнения задания.
Самое приятное в занятиях с неуспевающими детьми, это когда ребенок, выполнив задание, вдруг говорит: «Дошло!» и радостно улыбается.
Воронова Г.В. – учитель математики ГБОУ СОШ №661.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ваш ребенок пошел в 1 класс
Ваш малыш пошел в первый класс, стал школьником.И вас терзают смутные сомнения: а вдруг не справится, а вдруг будет плохо учиться… Не волнуйтесь, конечно, справится. Вот только на первых порах без ваш...
Родительское собрание "Ваш ребенок пошел в школу".
Задачи собрания: 1. Познакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к первому году обучения в школе.2. Предложить практические советы по адаптации ребенка к школе.3. Тестирован...
Ваш ребенок пошел в первый класс
В статье описывается, что нужно длать родителям первоклассника, как следить за режимом дня, выполнением домашней работы. Первоклашке нужно привыкнуть к новому режиму дня, стать более самосто...
Сборник "Ваш ребенок пошел в школу - рекомендации для заботливых родителей"
В данный сборник вошли материалы из различных источников, которые, на взгляд составителя, помогут родителям облегчить процесс адаптации ребенка к условиям гимназии...
Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел во 2 класс
Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел во 2 класс...
Педагогический лекторий на тему: «Что надо знать родителям, если их ребенок пошел в 4 класс»
лекторий для родителей 4-х классов...
Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел в 4 класс?
В 4 классе заканчивается формирование основных новообразований младшего школьного возраста. Последние можно сравнить с фундаментом дома. Поэтому можно сказать, что заканчивается строительство фу...