Чтобы учеба была в радость…
статья (1 класс) по теме
Дети так быстро растут! Кажется, еще вчера Ваш малыш только начал ползать, а сегодня его уже пора отдавать в школу…
Давно миновали те времена, когда ребенок шел учиться сразу первый раз в первый класс. Теперь без предварительной подготовки поступать в школу как-то не принято.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtoby_ucheba_byla_v_radost.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Чтобы учеба была в радость…
Дети так быстро растут! Кажется, еще вчера Ваш малыш только начал ползать, а сегодня его уже пора отдавать в школу…
Давно миновали те времена, когда ребенок шел учиться сразу первый раз в первый класс. Теперь без предварительной подготовки поступать в школу как-то не принято. Да и требования к поступающим изменились. В городах вообще без умения бегло читать и считать до ста в школы детей не берут, родителям дается задание обучить ребенка чтению и письму, для чего родители нанимают репетиторов. Но даже для того чтобы просто хорошо себя чувствовать и легко учиться в обычной школе, ребенку необходимо освоить целый ряд умений и навыков.
И вот тут родители понимают, что к этому ответственному и серьезному шагу не готовы ни они сами, ни их детки. Один за другим в голове мам и пап, бабушек и дедушек проносятся вопросы: «в какую школу идти?», «как ее правильно выбрать?», «будет ли ребенок справляться со школьной программой?», «будет ли учительница компетентной и терпеливой?» и множество других. Но самый главный из них «как подготовить своего сына или дочку к школе?».
Многие полагают, что подготовка к школе заключается в том, насколько хорошо ребенок умеет говорить, читать, считать и писать. Это, безусловно, очень важно, но не последнее место также занимает и его психологическая готовность. Ведь школа для детей – это абсолютно новая сфера обитания, пока не изученная и от того немного пугающая. Здесь новые люди, другая форма занятий и совершенно иные требования. Главное – это не навыки счета, чтения и письма, а готовность к обучению всему этому. Это значит, что детки должны быть психологически настроены на освоение школьной учебной программы, а также на конструктивное взаимодействие и общение со сверстниками и учителями.
Именно психологическая готовность ребенка к школе и будет определять варианты перехода от дошкольного детства к младшему школьному возрасту. Говоря о готовности к школьному обучению, психологи подчеркивают ее комплексный характер.
Независимо от заложенных природой способностей для того, чтобы учиться в школе, ребенок должен достичь определенного уровня зрелости: интеллектуальной, эмоциональной и социальной.
Интеллектуальная зрелость проявляется в способности концентрировать внимание, умении логически запоминать, воспроизводить образец, выделять фигуру из фона, устанавливать связи между явлениями и событиями. Также очень важен определенный уровень развития тонких движений руки и их координации.
Об эмоциональной зрелости можно говорить, когда ослабевают импульсивные реакции, на смену которым приходит произвольное поведение, в том числе умение в течение долгого времени выполнять не особо привлекательную работу.
Социальная зрелость — это способность принимать роль ученика и умение слушать и слушаться учителя, а также потребность в общении со сверстниками и умение подчиняться законам детской группы. Все это вместе представляет собой уровень развития 6 — 7-летнего ребенка, так называемый «кризис 7 лет»необходимый для успешного начала обучения в школе. Дети более раннего возраста, как правило, еще не соответствуют этим требованиям. Поэтому не стоит спешить отдавать в школу малыша, которому еще не исполнилось 6,5 лет. Как бы талантлив он ни был, лучше обуздать родительское тщеславие и дать ребенку подрасти. Иначе можно оказать ему "медвежью услугу". Что действительно в родительских силах — так это помочь маленькому человеку подготовиться к школе наилучшим образом.
Готовность ребенка к обучению в школе определяется, прежде всего, его анатомо-физиологическим и психическим развитием. В этом возрасте происходят качественные и структурные изменения головного мозга ребенка. Он увеличивается в среднем до 1 кг 350 г. Особенно сильно развиваются большие полушария, в первую очередь лобные доли, связанные с деятельностью второй сигнальной системы. Это составляет физиологическую предпосылку для формирования ряда волевых качеств дошкольника: повышается способность подчиняться требованиям, проявлять самостоятельность, сдерживать импульсивные действия, сознательно удерживаться от нежелательных поступков. Большая уравновешенность и подвижность нервных процессов помогают ребенку перестраивать свое поведение в соответствии с изменившимися условиями. Однако нужно учитывать и слабые стороны в анатомии и физиологии детей дошкольного возраста. Всякое перенапряжение опасно для ребенка, что обязывает нас учителей и вас родителей следить за строгим соблюдением его режима дня.
Костно-мышечный аппарат детей до 10 лет отличается сравнительно большой гибкостью. Поэтому в младшем школьном возрасте встречаются случаи искривления позвоночника как следствие неправильной посадки. В дошкольном возрасте идет и медленное развитие мелких мышц. Такие анатомо-физиологические особенности детей, поступивших в школу, требуют пристального внимания учителя.
Очень важна личностная готовность, которая, прежде всего, предполагает формирование мотивационно - потребностной сферы личности ребенка.
Важнейшее условие успешного учения в школе — мотив учения, стремление к приобретению знаний, интереса к определенным учебным предметам. Практика и специально проведенные психологические исследования показали, что желание учиться обычно появляется у дошкольников к 5—6 годам. Огромное влияние на формирование мотивационно - потребностной сферы дошкольника в этом направлении оказывает игра. В 6—7 лет игра в школу наполняется учебным содержанием. Центральное место в ней занимает урок, на котором они выполняют учебные задания, — пишут буквы, решают примеры и т.д. Здесь проявляются две главные потребности ребенка — познавательная, которая в процессе учения получает наибольшее удовлетворение, и социальная, выражающаяся в стремлении занять определенную позицию школьника.
Психологические новообразования «кризиса 7 лет» формируются в особой деятельности, носящей промежуточный характер между игровой и учебной. В ходе ее осуществления у ребенка устанавливаются своеобразные условные отношения с взрослыми, приводящие к возникновению условно-динамической позиции. По своей психологической природе она близка к игровой роли, но реализуется при решении задач, приближающихся к учебным. Вне специального обучения условные отношения с взрослым и соответствующая им условно-динамическая позиция могут возникнуть лишь стихийно и эпизодически (в различных формах игрового взаимодействия). При специальном обучении они становятся фактором, способствующим быстрому и полноценному переходу ребенка на новый уровень психического развития.
Самый надежный способ помочь ребенку подготовиться к первому классу — записать его на специальные курсы, которые мы хотим предложить вам. В программу входит развитие мелкой моторики, обучение навыкам чтения, письма и счета, а также слушание музыки, ритмика, рисование, спортподготовка.
Подготовка к школе на наших занятиях будет проходить в несколько этапов:
1. Развитие мотивации к обучению.
Под мотивацией мы понимаем стремление, желание ребенка узнавать что-то новое.
2. Развитие произвольного поведения.
Под эти параметром понимается контролируемое и целенаправленное поведение ребенка. Чем лучше развито у детей произвольное поведение, тем легче и интереснее им учиться
3. Обучение простейшим мыслительным операциям.
Главным образом речь идет об обобщении – мыслительной операции, которая позволяет людям сравнивать различные предметы, выявлять их подобие и отличия. Именно обобщение позволяет классифицировать объекты: предметы и явления.
4. Развитие фонематического слуха.
Под этим понимается способность ребенка различать отдельные звуки в составе слова. Это нужно для того, чтобы у детей не возникло в школе проблем с чтением, т.к. большинство используемых в школе методик основаны на звуковом анализе слов.
Как бы ни было важно дошкольное образование, для успешности будущего первоклассника еще важнее его душевное и физическое состояние. Поэтому перед школой стоит обязательно проверить здоровье малыша, а также посетить с ним психолога. Если обнаружатся проблемы, хорошо бы постараться решить (или, по крайней мере, начать решать) их до 1 сентября. Проследите за биоритмами сына или дочери. К сожалению, школьный режим рассчитан лишь на так называемых "жаворонков". Если случилось, что ваш ребенок оказался "совой", придется летом заняться постепенным "переводом часов", чтобы избежать жестокого стресса для детского организма. Ведь и без того вашему уже повзрослевшему человечку будет нелегко приспособиться к непривычным нагрузкам, даже когда он преисполнен энтузиазма по поводу своей новой роли. Если же он будет чувствовать вашу любовь и веру в его силы, то вместе и вы, и мы преодолеем любые трудности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Чтобы учение было в радость
Презентация к родительскому собранию...
Родительское собрание "Чтобы учение было в радость"
Каждому из нас хочется, чтобы наши дети были самостоятельны и успешны в их основной деятельности – учебе. Из аксиомы: «Любое педагогическое воздействие ...
Родительское собрание "Чтобы учение было в радость"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6234998","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"320"}}]]...
Родительское собрание "Чтобы учение было в радость"
На собрании родители получают практические советы о том, как стимулировать мотивацию ребенка к повышению успеваемости....
Родительское собрание "Чтобы учение было в радость"
Советы родителям младших школьников.Любящие, заботливые и мудрые родители — залог того, что ребенок будет не только хорошо учиться, но и вырастет думающим, образованным человеком, настоящей Личн...
Чтобы старость была в радость
Сценарий концертной программы «Чтобы старость была в радость »...
Чтобы учение было в радость
Родительское собрание по теме: Чтобы учение было в радость...