Младший школьный возраст. Период позднего детства.
статья по теме

Шушунова Ольга Александровна

Этот материал может пригодиться учителю при подготовке к родительскому собранию. В нем содержатся психолого-педагогические характеристики возрастных особенностей детей 6-9 и 9-11 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mladshiy_shkolnyy_vozrast.docx26.07 КБ

Предварительный просмотр:

МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

(6-9 лет)

Особенности физического развития.

1. Активны, энергичны, деятельность хорошо скоординирована – много играет и много трудится.

Младшие школьники нуждаются в спокойных и не скучных занятиях. Вы избавитесь от множества проблем с поведением, чередуя спокойные и активные части урока.

2. Молочные зубы меняются на постоянные. 

С интересом воспринимайте их очередную потерю молочного зуба. Можно даже применить какую - то игровую форму, чтобы ребенку не жалко было их терять. Объясняйте им процесс дальнейшего развития.

3. Растут медленно, небольшие мышцы на руках еще не до конца скоординированы, но постоянно совершенствуются.

Тренируйте крупные мышцы детей. Почаще выполняйте с ними разнообразные несложные движения, которые не утомят детей, а помогут дальнейшему вниманию на уроке. Чаще используйте на занятиях карандаши для развития ручной моторики.

4. Восприимчивость к болезням, сопротивление выше, период инфекционных болезней.

Младшим школьникам необходим свежий воздух в помещении, в котором не слишком жарко и не слишком холодно. Это помогает им лучше думать, легче дышать, не на столько засоряя бронхи пылью. Чаще проветривайте класс.  Избегайте многолюдности, не давайте микробам размножаться.

5. Острота чувств.

Старайтесь применять наглядно-практические пособия. Дайте детям возможность их рассмотреть, потрогать и попробовать.

Особенности умственного развития.

1. Мыслитель, которому для большего понимания необходимы картинки и предметы.

Детям в таком возрасте нуждаются в активном участии при обучении. Мыслить для них – значит делать. Чтобы им понять – нужно видеть. Они должны быть участниками действий. Рассказывайте им о том, что они видят. Превратите увиденное в слова, чтобы ваши ученики извлекли как можно больше из картинки, фильма или других средств обучения.

2. Любят использовать новые слова, говорить о пережитом и о новых идеях. 

Выделяйте больше времени на то, чтобы они рассказывали вам о том, чему вы их учите. Это поможет им легче воспринимать новые идеи.

3. Очень любят рассказы.

Краткое напоминание о рассказанном на прошлом занятии поможет им связать продолжение с уже известной частью истории. Используйте истории, которые не требуют специальных разъяснений.

4. Требуют справедливости в отношениях.

Важно разумно выбирать учебные примеры и наказывать только при полной уверенности в том, что мера наказания соответствует проступку.

5. Учатся чтению и с удовольствием читают вслух. 

Выявите читающих слабо и помогите им. Никогда не торопите, выделяйте побольше времени, чтобы найти ту или иную книгу.

6. Обладают богатым воображением.

Дети могут легко отождествить себя с литературным персонажем и исполнить эту роль в театрализованной сценке. Они пытаются различать реальность и фантазию.

Особенности социального (общественного) развития.

  1. Хотят играть с другими – для них важно иметь близких друзей.

Укажите детям путь установления дружеских отношений. Предложите то, что ребенок может сделать для своего одноклассника.

  1. Хотят участвовать во всем, но не умеют полностью оценивать свои способности.

Младшим школьникам совместная деятельность приносит радость. Используйте их энергию и живость. Им нравится петь группой, поэтому чаще используйте эту радость детей в театрализованной деятельности. Используйте любую деятельность с детьми, которая демонстрирует идеи вашей школы.

  1. Развиваются навыки общения.

Вы можете помочь, рассказывая истории о детях, которые были дружелюбны и готовы прийти на помощь, но в то же время были решительны и поступали правильно. Помогите каждому ребенку быть принятым в группе, подчеркнув его положительные качества и призывая других к дружелюбию. Уделяйте больше внимания самому робкому ребенку, чтобы он приобрел навыки общения. Понаблюдайте, как дети относятся друг к другу во время выполнения совместной работы.

  1. Подражают взрослому, которого любят.

Авторитет взрослых чрезвычайно важен для младших школьников. Дети уважают их авторитет. Они доверяют учителю, могут копировать его действия и речь. Им очень необходимы ваше одобрение, внимание и любовь. Не разочаровывайте их в себе!

  1. Осознают свою уникальность.

Младшие школьники любят на выставке видеть поделки, сделанные своими руками. Организуйте специальную полку для таких выставок, и они с радостью придумают и сделают отличные работы. Пусть они приносят вырезки или рассказы из дома, с гордостью выставляя свои поделки, и рассказывают о них посетителям и друг другу.

Особенности эмоционального развития.

  1. Формируют самосознание.

Не оставляйте без внимания никого. Предоставляйте возможность отвечать на занятиях каждому. Младшим школьникам нравится, когда их замечают. Они оценивают себя по вашему отношению к ним и благодаря вашей положительной поддержке приобретают уверенность в себе. Растущее самосознание временами делает детей самокритичными и вникающими в себя. Они впервые сравнивают себя с другими детьми и узнают, что они нужны.

  1. Нуждаются в одобрении и любви взрослого.

Воодушевляйте детей в минуты сомнений в себе. Делайте все возможное, чтобы помочь вашим мальчикам и девочкам развивать свои положительные стороны и руководствоваться ими. Расскажите им о различиях между детьми и помогите детям принять другого, не похожего на остальных.

  1. Многого боятся.

В этом возрасте дети боятся темноты, зубного врача, опоздания в школу, встреч с новыми людьми, боятся, что их не любят, что не выполняют что-то вовремя. Некоторые их страхи вы можете преодолеть рассказами или своим любящим отношением к ним.

  1. Очень чувствительны и обидчивы.

Будьте внимательны к чувствам каждого ребенка. Чаще разговаривайте с детьми о их проблемах. Посоветуйте ему, заверьте его в своей любви, окажите побольше внимания, а затем предложите заняться чем-то интересным. Активная деятельность отвлекает от мрачных мыслей.

  1. Часто обманывают.

Помогите детям избегать слишком соблазнительных ситуаций. Объясните что такое честность, насколько она важна в жизни, расскажите истории о честности и научите детей молиться, когда им хочется обмануть.

ПЕРИОД ПОЗДНЕГО ДЕТСТВА

(9-11 лет)

ПРИЗНАКИ РАЗВИТИЯ

  1. постоянный физический рост;
  2. совершенствование навыков;
  3. осознание моральных и нравственных ценностей;
  4. способность сосуществовать со своими сверстниками;
  5. здравая позиция по отношению к самому себе.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Физически — он активен.

  1. Любит приключения. Избыточная энергия ребенка заставляет его активно действовать. Он ищет приключения, впечатления и физические упражнения. Он любит игры на природе.

  1. Здоровье. Он относительно редко болеет и получает удовольствие от своей хорошей физической координации. Он восприимчив и может завершать сложные проекты, но возможно ему потребуется для этого ободрение.

  1. Нуждается в самодисциплине. Ребенок настолько занят и настолько вовлечен во все новые ежедневные приключения, что, вероятно, может пренебрегать своим внешним видом. Его нужно учить самодисциплине, личной гигиене и уходу за своей одеждой, вещами и комнатой.

Интеллектуально — он исследователь.

  1. Мыслит логически. Как и первоклассник, ребенок этого возраста также является хорошим наблюдателем, но он наблюдает внимательнее и мыслит логичнее. Он по-прежнему задает довольно много вопросов, как и дети более младшего возраста. Однако теперь он способен найти свои собственные ответы.

  1. Коллекционирование. Ребенку нравится собирать коллекции. Он будет собирать все что угодно, большое или маленькое, и не ради качества, но ради количества. Пока не исполнится одиннадцать, он не будет пытаться каким-либо образом классифицировать свою коллекцию, если конечно, взрослый не поможет ему сделать это раньше. Стремление собирать коллекции может служить образовательным целям, так как таким образом можно заложить основы для изучения научных предметов. Ребенок становится наблюдательнее, а при обсуждении и обмене коллекциями развиваются и улучшаются межличностные отношения ребенка.

  1. Исследование. Ребенку нравится исследовать все, что ему не знакомо. Это могут быть новые места на экскурсиях или в походах, или такие привычные предметы, как настенные или наручные часы, или любое механическое устройство. В этом возрасте он уже может понимать законы причины и следствия и обладает хорошим историческим и хронологическим чувством времени, пространства, месторасположения и расстояния. Поэтому он должен быть убежден и уверен в истине. Он судит о том, что видит и слышит.

  1. Возросшее понимание. Ребенок в этом возрасте хорошо мыслит и лучше понимает абстрактные идеи. Он, вероятно, знает о новых научных изысканиях столько же или больше, чем его родители, и может долго обсуждать их. Ему нравится исследовать новые значения. Как только закон «причины и следствия» приобретет для него большее значение, слова «почему» и "потому что" станут неотъемлемой частью его речи.

  1. Чтение. Ребенку в этом возрасте нравится читать, и его нужно поощрять читать книги. Дома необходимо отвести время для совместного чтения хороших книг.

  1. «Золотой возраст памяти». Так как этот возраст часто называют «золотым возрастом памяти», ребенка необходимо также поощрять запоминать возможно большее количество стихов и отрывков из прозы.

Социально — он приспосабливается.

  1. Подготовка к независимости. Ребенок приспосабливается к обществу вне дома и семейного круга. Теперь у родителей появляется возможность помочь ему действовать и думать независимо, подготавливая его к грядущему подростковому возрасту.

  1. Присоединяющийся. Когда ребенок приспосабливается к обществу вне дома, он становится «присоединяющимся», и, несомненно, он станет членом какой-либо группы или компании. Эти компании или группы ровесников будут разделены по признакам пола, так как мальчики или девочки вообще чувствуют в этом возрасте определенный антагонизм по отношению к представителям противоположного пола. Для девочек мальчики слишком шумны и буйны, а для мальчиков девочки — слишком глупы.

  1. Поиск друзей. Родители должны заботиться о том, чтобы нравственные нормы детей, составляющих группу сверстников, не были ниже норм, предъявляемых к друзьям их ребенка. Родители не могут выбирать друзей своему ребенку, но они могут обеспечить хорошее окружение для своих детей.

  1. Учите дружелюбию. В то же время другие семьи мудро решили помочь своим детям вести деятельность групп их сверстников. Детей не следует поощрять занимать позицию «я лучше всех», но и не изолировать их от сверстников. Этот период времени нужно использовать для того, чтобы помочь ребенку стать любящей, открытой личностью.

  1. Влияние групп сверстников. По мере взросления ребенка, группа сверстников будет приобретать для него все большее значение. Ни родители, ни учителя не смогут заменить ее, но они должны делиться своим опытом с детьми в это время, и в подростковом периоде.

  1. Способности. Когда период детства подходит к концу, естественно, что некоторые способности ребенка будут превосходить способности его родителей или учителей. Взрослые должны с готовностью признать этот факт и позволить своим детям принимать участие в дискуссиях и делах, в которых они могли бы использовать эти способности.

Эмоционально — он выразителен.

  1. Несдержанный. Ребенок свободно выражает свои эмоции. Он будет бегать по дому, хлопать дверями, кричать и петь. Он быстро и эмоционально включается в какие-либо дела или споры.

  1. Должен учиться самоконтролю. Он должен учитъся тому, когда ему следует быть серьезным и спокойным, а когда раскованным и веселым. Он так же должен учиться терпимости и самоконтролю, так как легко занимает «оборонительную позицию» при малейшем обвинении и часто препирается. Он может делать поспешные заключения, не имея достаточных фактов, и таким образом приходить к необоснованным выводам. Его нужно учить принимать во внимание все факты, прежде чем принять решение, и он должен учиться уважать права и чувства других людей.

  1. Скрытые страхи. Ребенок в этом возрасте вообще пытается скрыть свои интимные чувства. Ему хотелось бы выглядеть бесстрашным, и он будет скрывать многие страхи, которые сохранились в его душе с раннего детства.

  1. Эмоциональные проявления. Он не любит внешних проявлений сентиментальности или привязанности, но будет восхищаться и может сам чувствовать глубокую привязанность к тем, на кого он смотрит как на свой идеал. Он узнает, что разные люди выражают себя по-разному. Он также научится с пониманием относиться к различным способам эмоционального выражения со стороны других людей.

  1. Юмор. Хотя ребенку этого возраста нравятся хорошие шутки, он может сердечно смеяться и над шутками, которых не понимает. Ребенок должен научиться смеяться над собой и не произносить острот, которые могут оскорбить других людей.

Духовно — он смотрит на других.

  1. Ребенок «поклоняется» кумирам. Ребенок восхищается теми, кто делает то, что и он хотел бы сделать.

  1. Он восхищается человеком за то, что он делает, не думая о том, каков он есть. Он выбирает своих кумиров среди тех людей, которых встречает, о которых читает, или видит их по телевизору. Он формирует свои жизненные образцы, наблюдая за жизнью других людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

психологические особенности детей младшего школьного возраста как один из факторов сохранения самоценности возрастного периода

развитие внимания, памяти, особенности психологических процессов в младшем школьном возрасте, их значение в обучении и развитии ребенка....

Младший школьный возраст как сензитивный период нравственного воспитания

Младший школьный возраст как сензитивныйпериод нравственного воспитания....

«Младший школьный возраст как наиболее благоприятный период для раскрытия личностного потенциала ребенка».

1.Младший школьник-новая личность2.Личность и её формирование в младшем школьном возрасте3.Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников4.Личностные изменения ребёнка,возникающие при пост...

«Младший школьный возраст как наиболее благоприятный период для раскрытия личностного потенциала ребенка».

1.ладший школьник- новая личность.2.Личность и её формирование в младшем школьном возрасте3.Личностные изменения ребёнка, возникающие при поступлении в школу4.Развитие познавательных процессов у младш...

Сенсорное развитие детей младшего школьного возраста в адаптационный период

Сенсорное развитие детей младшего школьного возраста в адаптационный период...

Реферат «Младший школьный возраст как наиболее благоприятный период для раскрытия личностного потенциала ребёнка».

1.      Введение..................................................................................................................................................................

Статья "Младший школьный возраст как наиболее благоприятный период для раскрытия личностного потенциала ребенка".

Основные харакетристики, особенности и виды деятельности младшего школьника. Формирование личности....