собрание для родителей первоклассников
методическая разработка (1 класс) на тему

Трудности при обучении письму и чтению
   Дети проучились в школе 3 месяца. Необычайно трудных и сложных месяца. Вероятно, я не ошибусь, сказав, что у каждого из первоклашек возникли какие-либо трудности: в письме или чтении, в счете или в поведении, в общении со взрослыми или сверстниками.
По причинам появления этих трудностей обычно выделяют следующие “Группы риска”, то есть тех детей, у которых наиболее вероятны трудности различных видов. Прочитав материал Вы подробно сможете ознакомиться с каждой из "Групп риска" и узнаете как помочь детям выйти из сложившейся ситуации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentaciya1.pptx1.03 МБ
Файл trudnosti_pri_obuchenii_pismu_i_chteniyu.docx30.83 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Одна из основных групп риска – более 30% - это дети, имеющие в анамнезе (истории развития) патологию беременности и родов у мамы, родовые травмы, инфекционные и другие тяжелые заболевания в возрасте до года Вторая группа – это дети ослабленные, часто болеющие Третья группа детей – это дети с различными неврологическими нарушениями. Четвертую группу составляют те, у которых имеются задержки в формировании тех или иных функций Пятую группу составляют дети, у которых в раннем возрасте диагностирована задержка речевого развития, которые занимаются с логопедом или посещают специальные логопедические детские сады В шестую группу я объединила медлительных и леворуких детей

Слайд 4

Все встречающиеся в повседневной практике нарушения можно разделить на три основные группы: I. Нарушения письма, связанные с нарушением моторики, пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций. Это нарушения почерка. II . Нарушения письма, связанные с задержкой речевого развития, с нарушением фонетико-фонематического восприятия. III . Комплексные нарушения.

Слайд 5

Чем можно помочь этим ученикам? Во-первых, необходимы самые разнообразные упражнения, направленные на развитие мелких движений рук: игры с мозаикой, вышивание, лепка и перебирание или склеивание мелких деталей, вязание. Можно нанизывать пуговицы и бусы на нитку и тонкую проволоку, можно раскрашивать картинки с мелкими деталями. Категорически запрещено учить этих детей писать неотрывно, нужно усилить внимание при изучении каждой буквы, расположение ее частей, направление штрихов. Не следует торопить их, нужно дать им возможность писать в “узкой строке” и медленно . На начальном этапе обучения большие по объему задания и многократные переписывания могут дать обратный эффект, так как дети пишут с напряжением.

Слайд 6

трудности медленных детей: Почему как они возникают ? Темп деятельности Этот ребенок постоянно ( и дома, и в школе) находится во временном цейтноте, он постоянно торопится, но у него ничего не получается . к нарушениям графики добавляются нарушения орфографии, у этих детей с большим трудом формируется письменная речь. Чем же можно помочь таким детям?

Слайд 7

Особо большую группу нарушений письменной речи составляют нарушения, в основе которых лежит недоразвитие тех или иных компонентов языка 1.Не полностью сформированное звукопроизношение. Физиологическое или возрастное косноязычие 2.Четкое различение на слух всех звуков речи, включая акустически близкие К 7 годам ребенок должен владеть простыми видами звукового анализа слов * определение наличия заданного звука в слове ; * выделение звука из начала и конца слова * определение местоположения звука в слове.

Слайд 8

«Зачем вообще-то нужен звуковой анализ в программе начальной школы?» Изучение грамоты в русском языке осуществляется по звуковому аналитико-синтетическому методу. Это значит, что при диктовке или диктанте ребенок должен: * услышать, сохранить в памяти услышанные слова * расчленить его на звуки, т.е. проанализировать; * определить последовательность звуков в слове; * применить правило, если написанное слово не совпадает с произношением; * собрать все действия вместе и записать слово.

Слайд 9

Если попытаться подвести итог всему сказанному, то самое первое и серьезное обстоятельство, которое нам всем необходимо до конца осознать состоит в том, что примерно половина детей, поступающих ежегодно в первый класс не готова к систематическому изучению русского языка ввиду явного отставания в речевом развитии. итог

Слайд 10

Каков же выход из создавшегося положения? 1. Не сравнивайте своего ребенка с товарищами, с братьями и сестрами - потому что каждый ребенок уникален 2. Не обсуждайте своего ребенка с учителями, друзьями, сослуживцами по телефону, тем более в присутствии самого ребенка; 3. Осуждайте поступок ребенка, а не его самого. Ребенок должен быть уверен, что его любят таким, какой он есть; 4. Если есть хоть малейший повод, хвалите ребенка. Найдите за что похвалить; 5. Не ограничивайте ребенка в тех занятиях, в которых он успешен ; 6.И любите их, воспитывайте положительные моральные качества .

Слайд 11

Что делать если ребенок имеет явные трудности в письме? Не ругать ребенка и всячески помогать. Больше проявлять заботу и внимание. Меньше давать смотреть телевизор и создать спокойную обстановку дома. Чаще заниматься с ребенком дома и внушать уверенность в себе и своих силах.

Слайд 12

Успехи ребёнка напрямую зависят от понимания, любви, терпения и умения вовремя помочь со стороны близких.

Слайд 13

Ш. Л. Амонашвили: «Плохими дети не рождаются. Ребенок рождается, чтобы узнать мир, а не злить родителей»

Слайд 14

Желаю успехов!



Предварительный просмотр:

Трудности при обучении письму и чтению

  Ваши дети проучились в школе 3 месяца. Необычайно трудных и сложных месяца. Вероятно, я не ошибусь, сказав, что у каждого из ваших первоклашек возникли какие-либо трудности: в письме или чтении, в счете или в поведении, в общении со взрослыми или сверстниками.

По причинам появления этих трудностей обычно выделяют следующие “Группы риска”, то есть тех детей, у которых наиболее вероятны трудности различных видов.

Сл 3

Одна из основных групп риска – более 30% - это дети, имеющие в анамнезе (истории развития) патологию беременности и родов у мамы, родовые травмы, инфекционные и другие тяжелые заболевания в возрасте до года

Мне бы хотелось обратить особое внимание именно на эту группу детей. так как большинство родителей не склонны связывать нарушения письма, трудности , возникающие при обучении чтению и уже далекий по времени период перенатального (дородового) и послеродового развития ребенка. В практике не столь уж редки случаи, когда на вопрос о том, как рос и развивался ребенок, мама отвечает: “Нормально. Как все”. А это “нормально” включает и поздний токсикоз во время беременности и родовые травмы и серьезные заболевания до года

Вторая группа – это дети ослабленные, часто болеющие. Хотя уровень интеллекта таких детей может быть и очень высоким, но начало обучения в школе, весь комплекс школьных нагрузок вызывает столь высокое напряжение, что возникают серьезные школьные проблемы. Не зная подоплеки, или не желая видеть объективные причины такого явления, родители требуют от ребенка невозможного, а результат становится все хуже

Третья группа детей – это дети с различными неврологическими нарушениями. Немало детей имело черепно-мозговые травмы. Такого рода травмы никогда не проходят бесследно.

Четвертую группу составляют те, у которых имеются задержки в формировании тех или иных функций. Причем задержки эти видны, конечно же, до школы. Например, ребенок с задержкой моторных функций, со слов самих родителей, не любит рисовать, неохотно манипулирует мелкими деталями, играя с конструктором, и даже не умеет завязывать шнурки. Но такая хроническая “не любовь” не настораживает родителей, и они не принимают никаких мер, чтобы еще до школы исправить положение.

Пятую группу составляют дети, у которых в раннем возрасте диагностирована задержка речевого развития, которые занимаются с логопедом или посещают специальные логопедические детские сады.

В шестую группу я объединила медлительных и леворуких детей.

Сл.4

Все встречающиеся в повседневной практике нарушения можно разделить на три основные группы:

    I. Нарушения письма, связанные с нарушением моторики, пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций. Это нарушения почерка.

    II. Нарушения письма, связанные с задержкой речевого развития, с нарушением фонетико-фонематического восприятия.

    III. Комплексные нарушения.

Рассматривая психофизиологические особенности формирования навыка письма, следует сказать, что письмо, воспринимаемое со стороны, как целое и связное, на самом деле (особенно на начальных этапах обучения) является последовательностью (цепочкой) дискретных операций. И только тогда, когда навык сформирован, выполнение всех звеньев этой цепочки происходит автоматически, без осознания, без направленного контроля. Однако, если этап начального обучения построен так, что какие-то реакции не закрепляются  какие-то закрепляются неправильно, то последующая тренировка закрепит неправильное выполнение и результаты будут неудовлетворительными.

Выполнение двигательного акта письма (т.е. выполнение сложно- координированных моторных движений) во многом зависит не только от степени развития моторных функций, но и от особенностей зрительного, пространственного восприятия зрительно-моторных координаций.

Как правило, у детей с нарушением в развитии моторных функций, очень трудно идет процесс освоения конфигурации букв, они не могут понять соотношение частей, их расположения на листе. Пишут эти дети с большим напряжением, и почерк резко ухудшается при незначительном увеличении скорости письма.

Сл.5

Чем можно помочь этим ученикам?

Во-первых, необходимы самые разнообразные упражнения, направленные на развитие мелких движений рук: игры с мозаикой, вышивание, лепка и перебирание или склеивание мелких деталей, вязание. Можно нанизывать пуговицы и бусы на нитку и тонкую проволоку, можно раскрашивать картинки с мелкими деталями.

Категорически запрещено учить этих детей писать неотрывно, нужно усилить внимание при изучении каждой буквы, расположение ее частей, направление штрихов. Не следует торопить их, нужно дать им возможность писать в “узкой строке”  и медленно.

На начальном этапе обучения большие по объему задания и многократные переписывания могут дать обратный эффект, так как дети пишут с напряжением.

Говоря о трудностях письма, связанных с развитием моторики, координации движений и пространственного восприятия, мы обязательно подчеркиваем, что у этих детей очень медленный темп письма и эта медлительность является как бы вторичной из-за других трудностей.

В то же время в том же классе есть дети, которые не имеют никаких трудностей кроме медленного темпа деятельности, но уже к середине года они набирают целый букет трудностей.

Сл.6.

Это трудности медленных детей

Почему как они возникают

Темп деятельности – характеристика индивидуальная и специфическая, в основе которой особенности развития высшей нервной деятельности. Темп деятельности мало зависит от “хочу и не хочу”. И с этой особенностью надо не бороться, а считаться в процессе обучения.

Чаще всего эти дети не только медленно пишут, но и медленно говорят, медленно, как бы в растяжку, читают, двигаются, часто своей медлительностью выводя из равновесия не только родителей, но и учителя.

Этот ребенок постоянно ( и дома, и в школе) находится во временном цейтноте, он постоянно торопится, но у него ничего не получается. Чтобы выполнить все задания на уроке, он “жертвует” качеством письма. Вместо букв успевает написать нечто похожее и постепенно такое написание букв-каракулей закрепляется, появляется сильный тремор, дополнительные штрихи. Но темп работы класса увеличивается, и он все равно не успевает.

В таких условиях к нарушениям графики добавляются нарушения орфографии, у этих детей с большим трудом формируется письменная речь. Все эти трудности усугубляются тем, что к концу года у большей части этих детей развиваются неврозы, невротические реакции.

Чем же можно помочь таким детям?

Выход вроде бы прост: позволить ребенку работать в нужном ему темпе. Но программа для всех детей одинакова, и учитель не всегда находит возможность сократить объем работы для вашего ребенка. Но при приготовлении домашних заданий не следует ограничивать ребенка во времени, подгонять и, тем более, упрекать. Он и так всегда чувствует себя виноватым из-за постоянных неуспехов

Наиболее сложная картина нарушения письма отмечается у детей, имеющих различные нарушения психического развития (например, ЗПР). У таких детей трудности обучения письму сочетаются, как правило, с другими трудностями обучения: чтению, математике, а также трудностями адаптации к классу, к детям, а также нарушениями в поведении.

У этой группы детей искажения характеризуются сильными искажениями почерка, искажением смысла слов и фраз, заменой и пропусками букв и слогов, иногда зеркальным написанием многих букв. Все эти трудности письма видны уже к концу первого полугодия. Такому ребенку нужна специальная медицинская помощь. В таком случае мы стараемся сразу обратить внимание родителей на множественный характер нарушений и рекомендуем родителям обратиться в психоневрологу.

Сл.7

Особо большую группу нарушений письменной речи составляют нарушения, в основе которых лежит недоразвитие тех или иных компонентов языка

1.Не полностью сформированное звукопроизношение. Физиологическое или возрастное косноязычие исчезает к 5-6 годам.     У 30-35% первоклассников в той или иной мере нарушено звукопроизношение. Наибольшую опасность представляют полные звуковые замены, когда в процессе проговаривания ребенок вместо одного звука произносит другой (шапка – сапка)   Появление артикуляторно-акустической дисграфии.(как произношу, так и пишу)

2.Четкое различение на слух всех звуков речи, включая акустически близкие. В норме к 2 годам.    Слуховая дифференциация нарушена у 40-45% первоклассников. В этом случае дети не дифференцируют аккустически близкие звуки: твердые-мягкие, звонкие-глухие, соноры, аффрикаты. Появление акустической дисграфии. (как слышу, так и пишу)

3. К 7 годам ребенок должен владеть простыми видами звукового анализа слов

    * определение наличия заданного звука в слове;

    * выделение звука из начала и конца слова

    * определение местоположения звука в слове.

  10-20% детей справляются с заданиями. Следовательно, каждый третий первоклассник не сможет в установленные программой сроки овладеть полным фонематическим анализом, что ведет к пропускам, перестановкам, добавлению лишних элементов.       Появление дисграфии на почве несформированности звукового анализа и синтеза

Сл.8

Многие родители спрашивают: “Зачем вообще-то нужен звуковой анализ в программе начальной школы?”

Изучение грамоты в русском языке осуществляется по звуковому аналитико-синтетическому методу. Это значит, что при диктовке или диктанте ребенок должен:

    * услышать, сохранить в памяти услышанные слова

    * расчленить его на звуки, т.е. проанализировать;

    * определить последовательность звуков в слове;

    * применить правило, если написанное слово не совпадает с произношением;

    * собрать все действия вместе и записать слово.

Все эти действия происходят автоматически на более поздних этапах обучения и если нет трудностей. Если вашему ребенку дается это с трудом и первичные признаки дисграфии налицо, учите его проговаривать сначала вслух, а затем “про себя”. Если ребенок проговаривает слова не торопясь, он осознанно производит звукобуквенный анализ И тем самым избегает ошибок, связанных с перестановкой букв. Особо важно проговаривание для детей с неустойчивым вниманием, низкой работоспособностью.

Сл.9

Если попытаться подвести итог всему сказанному, то самое первое и серьезное обстоятельство, которое нам всем необходимо до конца осознать состоит в том, что примерно половина детей, поступающих ежегодно в первый класс не готова к систематическому изучению русского языка ввиду явного отставания в речевом развитии. Такой вывод на основе многолетних наблюдений сделали ученые Санкт-Петербургского психолого-педагогического центра “Здоровье”. К такому же выводу пришла и я, обобщив свой собственный опыт и наблюдения в своем первом классе.

Сл.10

Каков же выход из создавшегося положения?

Для нас с вами – работать с нашими детьми, с такими, какие они есть. Помогать им преодолевать трудности, потому, что они преодолимы в своем большинстве, преодолимы, если вы заодно со своим ребенком, и готовы соблюдать общедидактические принципы.

Например, такие:

   1. Не сравнивайте своего ребенка с товарищами, с братьями и сестрами - потому что каждый ребенок уникален

   2. Не обсуждайте своего ребенка с учителями, друзьями, сослуживцами по телефону, тем более в присутствии самого ребенка;

   3. Осуждайте поступок ребенка, а не его самого. Ребенок должен быть уверен, что его любят таким, какой он есть;

   4. Если есть хоть малейший повод, хвалите ребенка. Найдите за что похвалить;

   5. Не ограничивайте ребенка в тех занятиях, в которых он успешен;

   6. И любите их, воспитывайте положительные моральные качества.

Письменная речь- это, пожалуй, самый основной и один из самых сложных психических процессов, который взаимодействует с такими психологически процессами как внимание, речь, эмоции и память. Если один из процессов отстает в своем развитии, то страдает вся цепочка. Первоначально ребенок овладевает устной речью. Он учится правильно говорить и произносить слова. Заучивает произношения и строит предложения, затем ребенок начинает постепенно осваивать чтение.

Если родители замечают неправильное произношение тех или иных звуков, дефект речи, то необходимо обязательно обратится к логопеду, что бы в дальнейшем не начали появляться проблемы более серьезного характера. Если во время не решить речевые дефекты, то появятся дефекты в изучении грамоты и письма. Даже если ребенок все произносит правильно и в его речи не слышны никакие дефекты, то это не значит, что в дальнейшем не может произойти нарушение звукового анализа и синтеза.

Выявить данное нарушение можно будет лишь при изучении грамматики. Проявляется это в виде пропускания букв в словах, перестановке звуков, замене на неподходящие буквы или звуки. Такое нарушение фонематического слуха сможет выявить только логопед.

Очень часто можно наблюдать такие ошибки в письме как замена букв, схожих по написанию, несоблюдение строки, неряшливость в почерке. С таким видом нарушения можно бороться с помощью пальчиковой гимнастики и развития мелкой моторики. Пусть ребенок больше лепит из пластилина, собирает мелкие бусинки в коробочку либо нанизывает их на нитку. Все это способствует улучшению письма и развитию моторики пальцев. Очень полезно собирать конструктор LEGO.

Что делать если ребенок имеет явные трудности в письме?

Не ругать ребенка и всячески помогать.

Больше проявлять заботу и внимание.

Меньше давать смотреть телевизор и создать спокойную обстановку дома.

Чаще заниматься с ребенком дома и внушать уверенность в себе и своих силах.

Для овладения правильным письмом необходимо всегда проговаривать слова. Выделять значение слова, корни, находить однокоренные слова. Давая различного рода задачи, развивается и мыслительный процесс, вскоре ребенок начнет самостоятельно замечать свои ошибки и исправлять их

Главное- это сила воли и желание помочь своему малышу справится с этим дефектом. Постоянное пополнение словарного запаса, заучивание скороговорок и стихов, также помогут ускорить процесс. Ко всему необходимо подходить в комплексе. Развивая один психологический процесс, происходит влияние и на другие немало  важные процессы. Родителям важно знать, что необходимо постоянно расширять и кругозор ребенка. Чаще ходить на разнообразные выставки, в музеи, театры. Больше читать малышу, показывать наглядный материал и рассказывать познавательные истории. Постоянна работа с ребенком, поможет ему справиться со всеми проблемами, и в дальнейшем с ними больше не сталкиваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первое родительское собрание для родителей первоклассников

На самом первом собрании я знакомлюсь с родителями. Расскзываю им о системе обучения Л.В. Занкова и почему мы её выбрали. Знакомлю с дидактическими принципами системы....

Классное собрание для родителей первоклассников.

•Цели:создание атмосферы сотрудничества и сотворчества, необходимой для дальнейшей совместной деятельности учителя и родителей по воспитанию детей; выявление проблем и обозначение основных ориен...

"Особенности проведения собрания с родителями первоклассников"

Общее положение о классномродительском собраниив начальной школе.   Деятельность учителя начальных классов в качестве классного руководителя имеет свои отличия от деятельности классног...

родительское собрание для родителей первоклассников

Советы и рекомендации для родителей первоклассников...

Родительское собрание на тему "Первое родительское собрание для родителей первоклассников"

Родительское собрание на тему "Первое родительское собрание для родителей первоклассников"...