Методическая разработка «Ознакомление родителей с программой «Гармония»
методическая разработка (1 класс) по теме
В данной методической разработке раскрыты основные особенности УМК «Гармония», позволяющие родителям сформировать базовое представление о программе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_razrabotka_oznakomlenie_rod_s_garmoniey1red.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка «Ознакомление родителей с программой «Гармония»
ТРАДИЦИОННАЯ СИСТЕМА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Учебно-методический комплект "Гармония"
1. Слайд 1
Учебно-методический комплект "Гармония" для четырехлетней начальной школы создан на кафедре методики начального обучения Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А.Шолохова.
2.Слайд2 2
Входящие в комплект учебники, учебники-тетради и тетради с печатной основой являются результатом многолетнего научно-методического поиска путей совершенствования начального образования, который осуществлялся авторами комплекта:
Н.Б.Истоминой, д.п.н., профессором; М.С.Соловейчик, к.п.н., профессором; Н.С.Кузьменко, к. п. н., доцентом; О.В. Кубасовой, к.п.н., доцентом; О.Т.Поглазовой, к.п.н., старшим преподавателем; Н.М. Конышевой, д.п.н.
3. Слайд 3
Примерно с 30-х годов прошлого столетия в теории отечественной педагогики постепенно утвердилось принципиально новое понимание развития ребенка. На смену его трактовке как вызревания заложенных в человеке способностей пришло понятие активности ребенка в учебно-воспитательном процессе. А с конца 60-х годов идея развивающего обучения входит в практику отечественной школы, где в течение нескольких десятилетий параллельно развиваются системы так называемого "традиционного" и "развивающего" обучения, которые первоначально противопоставляются друг другу и считаются сугубо альтернативными.
Однако с течением времени противоречия между традиционной и развивающей системами обучения постепенно смягчаются, и на современном этапе развития начального образования все учебно-методические комплекты ориентируются на тезис активности ребенка в процессе обучения. Именно на тезисе активности детей, принятия ученика как целостной личности основаны современные идеи гуманизации и гуманитаризации образования, его дифференциации и интеграции, преемственности и непрерывности.
- Слайд 4
Главной задачей авторов комплекта "Гармония" явилась разработка таких способов организации учебной деятельности младших школьников, которые обеспечивают комфортные условия для развития ребенка в процессе усвоения знаний, умений и навыков.
Методическая интерпретация в комплекте современных тенденций развития начального образования обеспечивает: понимание ребенком изучаемых вопросов, условия для гармоничных отношений учителя с учеником и детей друг с другом, создание для каждого ученика ситуации успеха в познавательной деятельности.
5. Слайд 5
МАТЕМАТИКА
В основу построения курса положена методическая концепция целенаправленной и систематической работы по формированию у младших школьников приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения математического содержания, предусмотренного программой.
Реализация данной концепции обеспечивается:
1. Тематическим построением курса, создающим условия для осознания школьниками связей между новыми и ранее изученными понятиями, для осуществления продуктивного повторения, для активного использования в процессе обучения приемов умственной деятельности.
2. Новым методическим подходом к изучению математических понятий, свойств и способов действий, в основе которого лежит установление соответствия между предметными, словесными, графическими (схематическими) и символическими моделями, их выбор, преобразование и конструирование в соответствии с заданными условиями.
3. Новым методическим подходом к формированию вычислительных навыков и умений, который создает условия не только для повышения качества вычислительной деятельности младших школьников, но и для развития их мышления.
4. Новым методическим подходом к обучению младших школьников решению текстовых задач, в соответствии с которым дети знакомятся с текстовой задачей только после того, как у них сформированы те знания, умения и навыки (навыки чтения, усвоение конкретного смысла действий сложения и вычитания, приобретение опыта в соотнесении предметных, словесных, схематических и символических моделей, знакомство со схемой как способом моделирования), которые необходимы им для овладения умениями решать текстовые задачи.
5. Включением в учебник диалогов между двумя персонажами, Мишей и Машей, с помощью которых детям предлагаются для обсуждения варианты ответов, высказываются различные точки зрения.
6. Слайд 6
7. Слайд 7
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ
Процесс обучения первоначальному чтению и письму реализуется:
– на основе целенаправленного формирования фонетических умений, с опорой на слог как естественную произносительную единицу;
– при раздельно-параллельном обучении чтению и письму как независимым друг от друга процессам;
– путем троекратного блокового введения букв для дифференцированного обучения чтению детей с разной дошкольной подготовкой;
– в единстве с обучением диалогической и монологической речи.
8. Слайд 8
9. Слайд 9
10. Слайд 10
11. Слайд 11
РУССКИЙ ЯЗЫК
Концептуальными положениями курса являются:
1. Создание методических условий для осознания ребенком себя как языковой личности и на этой основе формирование у него уважения к языку и к себе как его носителю, а потому – сознательного отношения к своей речи.
2. Осуществление коммуникативного подхода к изучению языка, то есть нацеленность учебной работы на становление (совершенствование) всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения.
3. Направленность обучения на развитие не только лингвистического мышления детей, но и их языковой интуиции, природного чувства слова и интереса к изучению языка.
4. Обеспечение базы для повышения грамотности учащихся за счет системного развития их орфографической зоркости и орфографического самоконтроля.
12. Слайд 12
13. Слайд 13
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Концептуальными положениями курса являются:
1.Активная направленность курса на формирование мировоззрения детей. Этому способствует не только систематизация отобранных произведений по темам духовно-нравственного содержания, но и характер вопросов и заданий, которые предлагаются в учебниках после текстов.
2. Развитие творческих способностей учащихся, чему способствуют специальные задания, обучающие иллюстрированию (графическому, словесному, музыкальному), выразительному чтению и инсценированию, азам словесного творчества (подбору рифм, сравнений, творческому пересказу, сочинению небольшого высказывания по подобию и т.д.).
3. Обогащение умственного потенциала детей путем целенаправленного формирования у них типа правильной читательской деятельности, заключающегося в обдумывании предстоящего чтения, осмыслении читаемого в процессе и по окончании чтения.
4. Развитие эмоциональной сферы. Осознанию эмоций и чувств служат вопросы и задания, привлекающие внимание детей к авторским ремаркам, к анализу особенностей речи и поведения персонажей.
5. Развитие речи читателя. С этой целью в учебники включены задания по работе над заголовком, планом, всеми видами пересказа, над созданием собственных высказываний, по наблюдению над правильностью, точностью, богатством, выразительностью художественной речи.
6. Комплексный подход к формированию умений, обеспечивающих ребенку способность быть читателем: становление правильности, беглости, осознанности, выразительности чтения.
14. Слайд 14
15. Слайд 15
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Курс "Окружающий мир" является интегративным, объединяющим знания о природе, человеке и обществе. В качестве линий интеграции содержания выступают следующие концептуальные положения:
– окружающий тебя мир многогранен, прекрасен и все время изменяется – наблюдай и познавай его, интересуйся тем, каким он был;
– опыт человечества и твоих предков богат и пригодится тебе в жизни – уважай и изучай его;
– природа жизненно необходима тебе и ранима – знай об этом и береги ее красоту и гармонию.
16. Слайд 16
В учебно-методическом комплекте реализован основной принцип обучения: начальная школа должна быть природосообразной, то есть соответствовать потребностям детей этого возраста (в познании, общении, разнообразной продуктивной деятельности), учитывать типологические и индивидуальные особенности их познавательной деятельности и уровень социализации.
Список использованной литературы:
- Учебно-методический комплект для четырехлетней начальной школы «ГАРМОНИЯ». Смоленск: «Ассоциация XXI века», 2002.
- Нечаева Н.В., Андрианова Т.Н., Остроумова А.В.Букварь, часть 1. Самара. Издательский Дом «Федоров», 1993.
- Бетенькова Н. М., Горецкий В.Г., Фонин Д.С. Азбука. «СпецЛит», 2001.
- Бетенькова Н. М., Горецкий В.Г., Фонин Д.С. Прописи «Мои первые тетрадки» № 1-3. «СпецЛит», 2001.
- Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка. Учебник-тетрадь для 1 класса. Смоленск: «Ассоциация XXI века», 2003.
- Истомина Н.Б. Математика. Учебники-тетради для 1класса. Смоленск: «Ассоциация XXI века», 2003.
- Поглазова О.Т, Шилин В.Д. Окружающий мир. Учебник-тетрадь для 1 класса. Смоленск: «Ассоциация XXI века», 2003.
- Кубасова О.В. Любимые страницы. Учебник-тетрадь для 1 класса. Смоленск: «Ассоциация XXI века», 2001.
Составитель: Георгиева С.В.
Дизайн-макет и компьютерная верстка: Георгиева С.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Ознакомление родителей с программой "Гармония"
Благодаря данной презентации родители смогут составить общее представление о программе «Гармония»....
Методические разработки для родителей детей младшего возраста
методические разработки по темам: Темперамент ребенка и что с ним делать. Деские страхи. Маленкие агрессоры....
Методическая разработка для родителей по изготовлению светоотражающих элементов "Фликер".
Воспитательная работа. Выполнение и использование светоотражающих элементов в одежде детей с целью предупреждения детского дорожно - транспортного травматизма....
Методическая разработка для родителей детей, обучающихся в кадетской школе (кадетских корпусах), как для равноправных участников образовательного процесса, по воспитанию и приобщению детей по правильному уходу и сбережению форменного обмундирования.
Методическая разработка для родителей детей, обучающихся в кадетской школе (кадетских корпусах), как для равноправных участников образовательного процесса, по воспитанию и приобщению детей по пра...
Методическая разработка для родителей " Путешествие снежинки " ( Учение с увлечением )
В методической разработке задания рассчитаны на детей, имеющих разный уровень интеллектуального и речевого развития....
Методическая разработка "Рекомендации родителям по ОРКСЭ"
Школьный курс «Основы религиозной культуры и светской этики» адресован учащимся начальной школы, так как именно в младшем школьном возрасте происходит социализация ребенка, расширяется кру...
Методическая разработка. Собрание родителей будущих первоклассников.
Методическая разработка. Собрание родителей будущих певоклассников....