Методическая разработка «Ознакомление родителей с программой «Гармония»
методическая разработка (1 класс) по теме

Георгиева Светлана Валерьевна

 

 

В данной методической разработке раскрыты основные особенности УМК «Гармония», позволяющие родителям сформировать базовое представление о программе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_razrabotka_oznakomlenie_rod_s_garmoniey1red.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка «Ознакомление родителей с программой «Гармония»

ТРАДИЦИОННАЯ СИСТЕМА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Учебно-методический комплект "Гармония"

1. Слайд 1

Учебно-методический комплект "Гармония" для четырехлетней начальной школы создан на кафедре методики начального обучения Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А.Шолохова.

2.Слайд2 2
Входящие в комплект учебники, учебники-тетради и тетради с печатной основой являются результатом многолетнего научно-методического поиска путей совершенствования начального образования, который осуществлялся авторами комплекта:
Н.Б.Истоминой, д.п.н., профессором; М.С.Соловейчик, к.п.н., профессором; Н.С.Кузьменко, к. п. н., доцентом; О.В. Кубасовой, к.п.н., доцентом; О.Т.Поглазовой, к.п.н., старшим преподавателем; Н.М. Конышевой, д.п.н.

3. Слайд 3

Примерно с 30-х годов прошлого столетия в теории отечественной педагогики постепенно утвердилось принципиально новое понимание развития ребенка. На смену его трактовке как вызревания заложенных в человеке способностей пришло понятие активности ребенка в учебно-воспитательном процессе. А с конца 60-х годов идея развивающего обучения входит в практику отечественной школы, где в течение нескольких десятилетий параллельно развиваются системы так называемого "традиционного" и "развивающего" обучения, которые первоначально противопоставляются друг другу и считаются сугубо альтернативными.

Однако с течением времени противоречия между традиционной и развивающей системами обучения постепенно смягчаются, и на современном этапе развития начального образования все учебно-методические комплекты ориентируются на тезис активности ребенка в процессе обучения. Именно на тезисе активности детей, принятия ученика как целостной личности основаны современные идеи гуманизации и гуманитаризации образования, его дифференциации и интеграции, преемственности и непрерывности.

  1. Слайд 4  

Главной задачей авторов комплекта "Гармония" явилась разработка таких способов организации учебной деятельности младших школьников, которые обеспечивают комфортные условия для развития ребенка в процессе усвоения знаний, умений и навыков.  

Методическая интерпретация в комплекте современных тенденций развития начального образования обеспечивает: понимание ребенком изучаемых вопросов, условия для гармоничных отношений учителя с учеником и детей друг с другом, создание для каждого ученика ситуации успеха в познавательной деятельности.

5. Слайд 5

МАТЕМАТИКА

В основу построения курса положена методическая концепция целенаправленной и систематической работы по формированию у младших школьников приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения математического содержания, предусмотренного программой.

Реализация данной концепции обеспечивается:

1. Тематическим построением курса, создающим условия для осознания школьниками связей между новыми и ранее изученными понятиями, для осуществления продуктивного повторения, для активного использования в процессе обучения приемов умственной деятельности.

2. Новым методическим подходом к изучению математических понятий, свойств и способов действий, в основе которого лежит установление соответствия между предметными, словесными, графическими (схематическими) и символическими моделями, их выбор, преобразование и конструирование в соответствии с заданными условиями.

3. Новым методическим подходом к формированию вычислительных навыков и умений, который создает условия не только для повышения качества вычислительной деятельности младших школьников, но и для развития их мышления.

4. Новым методическим подходом к обучению младших школьников решению текстовых задач, в соответствии с которым дети знакомятся с текстовой задачей только после того, как у них сформированы те знания, умения и навыки (навыки чтения, усвоение конкретного смысла действий сложения и вычитания, приобретение опыта в соотнесении предметных, словесных, схематических и символических моделей, знакомство со схемой как способом моделирования), которые необходимы им для овладения умениями решать текстовые задачи.

5. Включением в учебник диалогов между двумя персонажами, Мишей и Машей, с помощью которых детям предлагаются для обсуждения варианты ответов, высказываются различные точки зрения.

6. Слайд 6

7. Слайд 7

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ

Процесс обучения первоначальному чтению и письму реализуется:

– на основе целенаправленного формирования фонетических умений, с опорой на слог как естественную произносительную единицу;
– при раздельно-параллельном обучении чтению и письму как независимым друг от друга процессам;
– путем троекратного блокового введения букв для дифференцированного обучения чтению детей с разной дошкольной подготовкой;
– в единстве с обучением диалогической и монологической речи.

8. Слайд 8

9. Слайд 9

10. Слайд 10

11. Слайд 11

РУССКИЙ ЯЗЫК

Концептуальными положениями курса являются:

1. Создание методических условий для осознания ребенком себя как языковой личности и на этой основе формирование у него уважения к языку и к себе как его носителю, а потому – сознательного отношения к своей речи.

2. Осуществление коммуникативного подхода к изучению языка, то есть нацеленность учебной работы на становление (совершенствование) всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения.

3. Направленность обучения на развитие не только лингвистического мышления детей, но и их языковой интуиции, природного чувства слова и интереса к изучению языка.

4. Обеспечение базы для повышения грамотности учащихся за счет системного развития их орфографической зоркости и орфографического самоконтроля.

12. Слайд 12

13. Слайд 13

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Концептуальными положениями курса являются:

1.Активная направленность курса на формирование мировоззрения детей. Этому способствует не только систематизация отобранных произведений по темам духовно-нравственного содержания, но и характер вопросов и заданий, которые предлагаются в учебниках после текстов.

2. Развитие творческих способностей учащихся, чему способствуют специальные задания, обучающие иллюстрированию (графическому, словесному, музыкальному), выразительному чтению и инсценированию, азам словесного творчества (подбору рифм, сравнений, творческому пересказу, сочинению небольшого высказывания по подобию и т.д.).

3. Обогащение умственного потенциала детей путем целенаправленного формирования у них типа правильной читательской деятельности, заключающегося в обдумывании предстоящего чтения, осмыслении читаемого в процессе и по окончании чтения.

4. Развитие эмоциональной сферы. Осознанию эмоций и чувств служат вопросы и задания, привлекающие внимание детей к авторским ремаркам, к анализу особенностей речи и поведения персонажей.

5. Развитие речи читателя. С этой целью в учебники включены задания по работе над заголовком, планом, всеми видами пересказа, над созданием собственных высказываний, по наблюдению над правильностью, точностью, богатством, выразительностью художественной речи.

6. Комплексный подход к формированию умений, обеспечивающих ребенку способность быть читателем: становление правильности, беглости, осознанности, выразительности чтения.

14. Слайд 14

15. Слайд 15

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

           Курс "Окружающий мир" является интегративным, объединяющим знания о природе, человеке и обществе. В качестве линий интеграции содержания выступают следующие концептуальные положения:

– окружающий тебя мир многогранен, прекрасен и все время изменяется – наблюдай и познавай его, интересуйся тем, каким он был;

– опыт человечества и твоих предков богат и пригодится тебе в жизни – уважай и изучай его;

– природа жизненно необходима тебе и ранима – знай об этом и береги ее красоту и гармонию.

16. Слайд 16

            В учебно-методическом комплекте реализован основной принцип обучения: начальная школа должна быть природосообразной, то есть соответствовать потребностям детей этого возраста (в познании, общении, разнообразной продуктивной деятельности), учитывать типологические и индивидуальные особенности их познавательной деятельности и уровень социализации.

Список использованной литературы:

  1. Учебно-методический комплект для четырехлетней начальной школы «ГАРМОНИЯ».  Смоленск: «Ассоциация XXI века», 2002.
  2. Нечаева Н.В., Андрианова Т.Н., Остроумова А.В.Букварь, часть 1. Самара. Издательский Дом «Федоров», 1993.
  3. Бетенькова Н. М., Горецкий В.Г., Фонин Д.С. Азбука. «СпецЛит», 2001.
  4. Бетенькова Н. М., Горецкий В.Г.,  Фонин Д.С. Прописи «Мои первые тетрадки» № 1-3. «СпецЛит», 2001.
  5. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка. Учебник-тетрадь для 1 класса. Смоленск: «Ассоциация XXI века», 2003.
  6. Истомина Н.Б. Математика.  Учебники-тетради для 1класса. Смоленск: «Ассоциация XXI века», 2003.
  7. Поглазова О.Т, Шилин В.Д. Окружающий мир. Учебник-тетрадь для 1 класса. Смоленск: «Ассоциация XXI века», 2003.
  8. Кубасова О.В. Любимые страницы. Учебник-тетрадь для 1 класса. Смоленск: «Ассоциация XXI века», 2001.

Составитель: Георгиева С.В.

Дизайн-макет и компьютерная верстка: Георгиева С.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Ознакомление родителей с программой "Гармония"

Благодаря данной презентации родители смогут составить общее представление о программе «Гармония»....

Методические разработки для родителей детей младшего возраста

методические разработки по темам: Темперамент ребенка и что с ним делать. Деские страхи. Маленкие агрессоры....

Методическая разработка для родителей по изготовлению светоотражающих элементов "Фликер".

Воспитательная работа. Выполнение и использование светоотражающих элементов в одежде детей с целью предупреждения детского дорожно - транспортного травматизма....

Методическая разработка для родителей детей, обучающихся в кадетской школе (кадетских корпусах), как для равноправных участников образовательного процесса, по воспитанию и приобщению детей по правильному уходу и сбережению форменного обмундирования.

Методическая разработка для родителей детей, обучающихся в кадетской школе (кадетских корпусах), как для равноправных участников образовательного процесса, по воспитанию и приобщению детей по пра...

Методическая разработка для родителей " Путешествие снежинки " ( Учение с увлечением )

В методической разработке задания рассчитаны на детей, имеющих разный уровень интеллектуального и речевого развития....

Методическая разработка "Рекомендации родителям по ОРКСЭ"

Школьный курс «Основы религиозной культуры и светской этики» адресован учащимся начальной школы, так как именно в младшем школьном возрасте происходит социализация ребенка, расширяется кру...

Методическая разработка. Собрание родителей будущих первоклассников.

Методическая разработка. Собрание родителей будущих певоклассников....