Интегрированный урок шахматы + математика
план-конспект урока по математике (2 класс)

Для интегрированного урока математика+шахмматы для 2 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok_shahmaty_matematika.docx379.93 КБ
PDF icon rokirovka.pdf831.9 КБ

Предварительный просмотр:

Артамонова Светлана Викторовна

МКОУ «Хвастовичская средняя школа»

Урок математики к учебнику Г.В. Дорофеева, Т.Н. Мираковой. УМК «Перспектива» 2 класс.

Урок «Шахматы» к учебнику Е.А. Прудниковой, Е.И. Волковой. УМК «Шахматы в школе» 1 класс.

Предмет: Интегрированный урок шахматы + математика.

Тема: Шахматы – Рокировка; Математика – Сложение без перехода через десяток.

Тип урока: открытие нового знания.

Цель урока «Шахматы»: познакомить учащихся с понятием «рокировка», видами рокировки, условиями, при которых рокировка может быть сделана.

Цель урока «Математика»: закрепить изученный материал по теме: «Сложение чисел без перехода через десяток», проверить

Целевые установки урока:

Предметные:

Развитие умения выполнять действие «рокировка»;

Закрепление умения складывать без перехода через десяток, построение диаграммы.

Личностные:

Прививать интерес и любовь к шахматной игре. Развивать логическое мышление, внимание, память и речь.Воспитывать смелость, уверенность, инициативность в усвоении новых приёмов игры в шахматы.

Познавательные:

Понятие о шахматной рокировке. Познакомить учащихся с двумя видами шахматной рокировки: короткой и длинной и основными правилами рокировки. Учить защите короля путем осуществления шахматной рокировки и производить шахматную рокировку со стороны ферзевого и королевского флангов.

Регулятивные:

Учиться ставить цели, находить пути их достижения, делать выводы.

Коммуникативные:

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре.

Этапы урока

Задача – результат каждого этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД, формируемые н каждом этапе

#1052;отивация (самоопределение) к учебной деятельности

Формирование положительной мотивации к учению.

- Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте поприветствуем наших гостей. Вам ребята доброго дня и хорошего настроения.

Включение в учебную деятельности.

Готовность к обучению, отношение к учению.

#1040;ктуализация знаний. Подводящий к теме диалог.

Актуализировать личностный смысл обучающихся к изучению темы.

-Ребята, у каждой фигуры есть своя ценность.

Вспомним ценность фигур: ладья(5), слон(3), ферзь(9).

-Составьте все возможные двузначные числа (можно сразу записать в порядке увеличения).

Задача.

Мальчики Дима и Саша играли в шахматы. Они начали играть в 9 часов, а закончили в 11ч. Сколько часов длилась их партия.

Б) На доске примеры:

63+30 63+3

27+20 27+2

52+10 52+1

-Чем похожи?

-Чем отличаются?

-На какое правило будем опираться при решении этих пример?

-Почему мы можем решить эти примеры?

-Решим эти примеры и узнаем новую тему по шахматам.

Ответ примера соответствует букве.

-Какой шахматный термин зашифровали?

-Какая тема урока?

-Отгадайте загадки и узнаете, какие фигуры участвуют в рокировке.

-Какая фигура бесценная? (Король)

(Ладья)

-Вы слышали это слово?

-Попробуем дать определение.

-Кто знает, что обозначает этот термин?

Столкнулись с затруднением.

Из затруднения ставим цель.

-1. Узнать, что такое рокировка.

#1044;ля чего нужна рокировка.

#1055;ознакомиться с правилами, по которым осуществляется рокировка.

Дети составляют двузначные числа и записывают в тетрадь.

Ученики сравнивают,

Называют тему и цели урока.

самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические – формулирование затруднение

Открытие нового знания

Организовать и направить к цели урока познавательную деятельность учащихся;

-эффективность восприятия и осмысления нового материала

-Прочитайте самостоятельно, что такое рокировка.

Рокировка-это одновременный ход короля и ладьи.

-Какое главное слово?

-Ход каких фигур?

-Послушайте историю.

-Что может сделать король в такой ситуации?

-Для чего нужна рокировка?

-Посмотрим, сколькими способами можно осуществить рокировку?

-Внимание на экран.

Как происходит рокировка.

Работа с определением.

Высказывают свои предположения.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, учёт разных мнений.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

-организовать усвоение детьми новых знаний при решении типовых задач с проговариванием во внешней речи;

- правильность и осознанность основного содержания

Изученного материала большинством учащихся

Решение шахматных задач.

-1. Дунул ветер и ладья упала. Поставьте, где она должна быть.

-Какая 3 цель была поставлена.

-У вас на партах лист на котором правила.

-Выберете те правила, которые нам нужны.

-Правильно выбрать вам поможет, если вы внимательно прочитаете их на экране.

-Разберём эти правила.

Решение математических задач.

Работа с текстом. Выбирают правила.

Решение шахматной задачи.

Контроль, оценка, коррекция;

умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия;

Физкультминутка

На болоте две подружки,

Две зелёные лягушки,

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались,

Ножками топали,

Ручками хлопали,

Вправо-влево наклонялись

И обратно возвращались.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Установить,

усвоили ли учащиеся связь между фактами

содержание новых понятий, закономерностей.

Обеспечить формирование у учащихся умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях.

Ликвидация неясностей осмысления учащимися изученного материала.

Работа в парах.

#1054;предели, в какую сторону могут рокироваться белые.

2. Могут ли белые, черные сделать короткую или длинную рокировку в следующих позициях?

Дети работают в парах.

Учащиеся, которые выполнили 1задание, выполняют задание №2

контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Включение в систему знаний и повторение.

-обеспечить формирование у учащихся умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях

-углубление знаний и способов действий учащихся

-Откроем учебник по математике стр.32 №3

-Как называется схема , которые вы видите в учебнике?

-Что можно показать с помощь диаграммы?

-Прочитаем задание.

-Что проходило в классе?

-Сколько кандидатур было предложено?

-Посмотрим на первую диаграмму.

-Кто набрал больше всех голосов?

-Покажите с помощью шахматных фигур количество голосов, которые набрал Костя и запишите цифрами в тетрадь.

-Одинаковые ответы у вас получились?

-Почему?

-Сравните жёлтую диаграмму и синюю.

-Чем похожи? Чем отличаются?

-Почему?

Вывод: ценность фигур различна и ценность одного квадрата м/б различна.

- А как в математике мы можем сказать вместо слова ценность. Прочитайте под диаграммой и найдите это главное слово.

Используя диаграмму ответьте на вопрос №4. Запишите решение в тетрадь.

-Молодцы!

Высказывают предположения.

Показывают с помощью фигур количество голосов, учитывая ценность шахматной фигуры.

Делают вывод.

Работают с учебником, записывают решение в тетрадь.

Уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; находить в тексте учебника необходимую информацию и работать с ней.

Рефлексия.

-способствовать формированию оценки результатов собственной деятельности

Какая тема урока?

Какие цели урока?

Итак, мы познакомились с новым ходом - который называется как:

4) Ответь: да или нет. Согласны ли вы, что:

-рокировка-это одновременный ход короля и ладьи?_____

-ферзь, конь и слон могут рокироваться?___________

-при рокировки ладья перепрыгивает через короля?_______

-белые могут рокировать если их король походил?________

-белые могут рокировать, если обе ладьи уже походили?______

-можно рокировать, если король идёт под удар?____

-можно рокировать, между королём и ладьёй стоит слон?__________

Проверка.

-Кто правильно ответил на все вопросы?

-У кого были трудности?

- В чём возникло затруднение?

- Над чем ещё надо поработать?

Оценивают свою работу на уроке.

Отвечают на вопросы самостоятельно.

Учащиеся, которым трудно отвечают на вопросы пользуются карточкой- помощницей.

- способность к самооценке своей работы.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок математики во 2-ом классе ( математика, литература)

                            Урок математики. 2-ой класс. Учитель: Игошина Л.М. ГОУ СОШ № 1108Тема урока: "Сложение и в...

Интегрированный урок математика и познание мира (2 класс) Математика. Тема: Закрепление изученного материала. Познание мира. Тема: Человек, растения и животные. Виртуальная экскурсия в зимний лес.

Интегрированный урок  математика и познание мира (2 класс). Закрепление изученного материала.  Математика. Тема:  Закрепление изученного материала. Познание мира.  Тема: ...

Интегрированный урок Математика + Музыка. 3 класс.Тема; "Точки соприкосновения в музыке и математике"

Познакомить детей с открытиями Пифагора в музыке и математике; увидеть точки соприкосновения музыки и математики; учить работать в малых группах, используя технологию сотрудничества; развивать познава...

Интегрированный урок Математика + Музыка. 3 класс. Тема: "Точки соприкосновения в музыке и математике"

Данная презентация к уроку поможет учителю рассказать детям об открытиях Пифагора в музыке и математике; о точках соприкосновения музыки и математики; будет способствовать развитию познавательных и тв...

Конспект интегрированного занятия (математика+труд) в 4 классе «Капитану корабля помогает… математика»

интегрированный урок математики и трудового обучения в 4 классе, изготовление аппликации кораблика...

Интегрированный урок (математика + окружающий мир). Тема урока: Повторение таблицы умножения и деления на 3. Лес – это интересно (закрепление).2 класс Математика Л.Г.Петерсон

Интегрированный урок (математика + окружающий мир). Тема урока: Повторение таблицы умножения и деления на 3.  Лес – это  интересно (закрепление).2 класс Математика Л.Г.Петерсон...

Интегрированный урок математики с окружающим миров "Морские обитатели в царстве математики"

Предлагаю вашему вниманию открытый урок математики, интегрированный с окружающим миром "Морские обитатели в царстве математики", для второго класса.Цели:- повторить изученные приёмы выч...