Активизация познавательной деятельности учащихся при работе над простой задачей в 1 классе
статья по математике (1 класс)
Одна из основных задач современной школы – активизация познавательной деятельности учащихся. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у ребят познавательных интересов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Активизация познавательной деятельности
учащихся при работе над простой задачей в 1 классе
Одна из основных задач современной школы – активизация познавательной деятельности учащихся. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у ребят познавательных интересов.
Приёмы активизации познавательной деятельности очень разнообразны и имеют широкое применение в учебном процессе. Я расскажу об использовании приёмов активизации познавательной деятельности при работе над простой задачей. Решение любой текстовой задачи состоит из нескольких этапов: восприятие и первичный анализ задачи; поиск и составление плана решения; выполнение решения и получение ответа на вопрос задачи; проверка решения и его корректировка (если последнее необходимо); формулировка окончательного ответа на вопрос задачи; дополнительная работа над решённой задачей.
Рассмотрим приёмы активизации познавательной деятельности учащихся, используемые на разных этапах решения.
Основная цель ученика на первом этапе – это понять задачу. Ученик должен чётко представить себе: о чём эта задача? Что в задаче известно? Что нужно найти? Как связаны между собой данные?
Я в своей работе использую следующие приёмы выполнения первого этапа решения текстовой задачи:
- Представление жизненной ситуации, описанной в задаче, мысленное участие в ней. С этой целью полезно после чтения задачи предложить учащимся представить себе то, о чём говорится в задаче, и предложить нарисовать словесную картинку.
- Разбиение текста на смысловые части и выделение на этой основе необходимой для поиска решения информации.
- Очень важно при работе над задачей научить детей выделять основные слова, которые связаны с действием, соответствующим сюжету. С этой целью проводится работа с опорными словами без числовых данных.
Перейдём к рассмотрению приёмов активизации познавательной деятельности, которые используются на втором этапе решения задач.
Цель ученика на втором этапе – выделить величины, данные и искомые числа, входящие в задачу, установить связи между данными и искомым и на этой основе выбрать соответствующее арифметическое действие.
Использование различных методических приёмов при обучении решению простых задач способствует развитию кругозора учащихся, правильному пониманию математического смысла различных жизненных ситуаций, активизирует их познавательную активность. На данном этапе используются различные способы моделирования.
- Предметное моделирование.
- Графические модели (это рисунки и чертежи, которые помогают понять задачу, организовать поиск её решения).
- Схематическая модель – это краткая запись задачи (в методической литературе рассматриваются различные виды краткой записи). Для формирования умения записывать кратко простую задачу используются опоры – таблицы, выполненные по принципу перфокарт.
Выбрав арифметическое действие, учащиеся переходят к его выполнению, т.е. к третьему этапу решения задачи. Решение задачи может выполняться устно и письменно. В начальных классах решение примерно половины всех задач должно выполняться устно. В основном устно решаются задачи на третьем этапе обучения решению задач, т.е. при формировании умения решать задачи рассматриваемого вида. Письменно решение выполняется, как правило, в период ознакомления с задачами нового вида. Основная форма записи решения простых задач – по действиям с пояснениями.
Рассмотрим приёмы активизации учащихся, используемые на четвёртом этапе обучения решению задач, т.е. при проверке решённой задачи.
Для проверки простых задач используют следующие способы:
- Составление и решение обратной задачи.
- Установление соответствия между числами, полученными в результате решения задачи, и данными числами.
- Установление границ искомого числа (прикидка ответа).
Рассмотрим виды дополнительной работы с уже решённой задачей с точки зрения активизации познавательной деятельности учащихся:
- Изменение условия задачи.
- Постановка нового вопроса к уже решённой задаче, постановка всех вопросов, ответы на которые можно найти по данному условию.
- Сравнение содержания данной задачи и её решения с содержанием и решением другой задачи. Сравнивая задачи и их решения, учитель побуждает детей высказывать предположения, развивает интуицию, вызывает интерес к решению задач, т.е. активизирует их познавательную деятельность.
- Анализ выполнения решения. Если задача при решении вызвала у учащихся трудность, то полезно провести её повторный анализ с обоснованием выполняемого действия.
- Обоснование правильности решения. Учителю важно внимательно отнестись к каждому из приведённых объяснений и обсудить их с классом. Это приучает учащихся уважительно относиться к мнению одноклассников, доброжелательно указывать на недостатки.
- Составление задач по аналогии. В качестве варианта такой работы может выступать задание – составить задачу аналогичную данной, используя те же числовые данные (изменяется только сюжет) или изменив одно (два) из них и т.п.
Мы рассмотрели некоторые приёмы активизации познавательной деятельности младших школьников, используемые на разных этапах обучения решению простых текстовых задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики.
Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество и результативность, должно стать обучение, ориентированное на самосовершенствование и самореализацию личности. Поэтому на смену...
Активизация познавательной деятельности учащихся при организации работы по формированию вычислительных навыков.
Оглавление1. Введение32. Общая характеристика формирования вычислительных навыков младших школьников43.Познавательный интерес – один из важнейших мотивов учения младших школьников64. Особенности...

«МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ РАБОТЕ НАД ТЕМОЙ «БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАС- НЫЕ В КОРНЕ СЛОВА»
Материалы содержат огромное количество видов упражнений при работе над орфографической зоркостью...

Статья:«Активизация познавательной деятельности учащихся – ключевая проблема в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса».
В данной статье раскрывается одна из ключевых проблем в решении задач и повышении эффективности и качества учебного процесса....

Обобщение опыта работы по теме «Использование ИКТ как основной компонент активизации познавательной деятельности учащихся начальных классов»
ИКТ – это визуальный ресурс, который позволяет сделать уроки живыми и привлекательными для учениковПри умелом использовании , ИКТ помогают учителюне только разнообразить урок, но и экономить вре...
Теория решения изобретательских задач как метод создания технологических инноваций и средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка
Главная цель для учителя при конструировании интересного урока - это поиск и использование разнообразных эффективных методических приёмов организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Дости...

Теория решения изобретательских задач как метод создания технологических инноваций и средство активизации познавательной деятельности учащихся
В статье раскрываются теоретические основы использования ТРИЗ-технологии в процессе обучения младших школьников с целью развития интеллектуально-творческих способностей. Показывается важность внедрени...