Методические приёмы обучения в начальной школе (классификация Лернера-Скаткина)
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)

Исаев Степан Максимович

В документе и презентации представлен материал, который был подготовлен мною для выступления на педагогическом совете по теме «Методы обучения в начальной школе». Я использовал классификацию по характеру познавательной деятельности Лернера-Скаткина, поскольку данная классификация, на мой взгляд, удобно отражает переход от объектной позиции учащегося к субъектной. Надеюсь, данный материал будет полезен для Вас.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд 1. Доброе утро, уважаемые коллеги. Тема, о которой сегодня будем говорить: «Методические приёмы обучения в начальной школе».

Слайд 2. Начнём с определений. Методы обучения включают в себя частные случаи применения, которые и называются приёмами. Сама тема весьма обширная и приёмы обучения будут различаться в зависимости от предмета, цели, задачи и типа урока. Целью своего выступления я определил таким образом: кратко охарактеризовать методические приёмы по классификации Лернера и Скаткина в начальной школе. 

Слайд 3. Классификации методов обучения существуют разные. Традиционно принято делить методы по источнику передачи информации на словесные, наглядные и практические. В своём выступлении хотел бы акцентировать внимание на иной классификация по степени самостоятельности обучающихся. Здесь можно отследить, как роль ученика в обучении меняется от объектной позиции к субъектной.

Слайд 4. Теперь более подробно поговорим о классификации методов. Все методы обучения делятся на объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, частичный поисковый метод и исследовательский метод. Переходим к приёмам.

Слайд 5. Начнём с объяснительно-иллюстративного (информационно-рецептивный). Он предполагает объектную позицию учащегося. Обычно метод применяется при изучении новой темы. При применении данного метода применяются такие приёмы, как рассказ, лекция, работа с учебными пособиями, просмотр наглядных материалов и демонстрация опыта (без активного участия учеников).

Слайд 6. Пример объяснительно-иллюстративного приёма обучения: чтение учителем рассказа на уроках литературного чтения, демонстрация различных полезных ископаемых на окружающем мире, чтение правила написания букв безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением, показ написания букв при обучении грамоте. Также примеры продемонстрированы на слайде.

Слайд 7. Далее следует репродуктивный метод обучения. В его основе лежит многократное воспроизведение сообщенных учащемуся знаний и новых способов деятельности.

Слайд 8. Пример репродуктивного приёма обучения: после того, как учитель показал несколько примеров письменных вычислений 57-26, учащиеся выполняют аналогично несколько упражнений на вычитание. При этом, стоит отметить, где проходит граница между методами. Демонстрация учителем решения – это объяснительно-иллюстративный. Решение учащимися – это репродуктивный метод.

Слайд 9. Затем следует метод проблемного изложения. Он, по сути, является связующим звеном между репродукцией и частично-поисковым методом. Предполагается, что учащиеся ещё не обладают достаточной самостоятельностью для решения проблемной задачи и учитель демонстрирует им готовый образец размышлений, которому они будут следовать.

Слайд 10. Удачным примером мне показалось применение приёма при изучении природных зон. На примере зоны арктических пустынь в 4 классе учитель показывает образец рассуждений – как охарактеризовать природную зону, что необходимо отметить местоположение природной зоны, какие животные и растения в ней представлены, а также определить влияние человека (негативное или позитивное). Далее дети по приведенному примеры характеризуют тундру.

Слайд 11. Предпоследний метод – частично-поисковый метод (эвристический) предполагает, что учитель организует процесс обучения таким образом, что учащиеся самостоятельно достигают цели урока.  

Слайд 12. Примером эвристического метода может послужить следующий приём: сравнение нескольких групп звуков. В первой строке будут согласные звонкие звуки, во второй – согласные глухие, а в третьей – гласные.  Учащиеся произносят звуки первой и второй строки, закрывают уши, сравнивают – какие звуки хорошо слышно, а какие нет. Делают вывод о том, в какой строке звонкие, а в какой глухие. Затем сравнивают со звуками из третьей строки – какие поются, какие нет, где язык встречает преграду.

Слайд 13. И последний метод – это исследовательский. Он предполагает наибольшую свободу учащегося. Здесь ученик выступает в роли автономного субъекта в получении знаний. Учитель выступает в роли тьютора, занимает равную позицию с учеником, направляет, стимулирует и корректирует исследовательскую деятельность учащегося. Результатом является выступление учащихся начальной школы на научно-практических конференциях.

Слайд 14. Подводим итог: в ходе выступления мы рассмотрели методические приёмы обучения в начальной школе по классификации Лернера-Скаткина. Подытожить я бы хотел высказыванием мыслителя эпохи Просвещения Жан-Жака Руссо: «Час работы научит большему, чем день объяснений».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методические приёмы обучения в начальной школе Исаев С. М. г. Хабаровск, 2024 г.

Слайд 2

Глоссарий Метод обучения — это общий способ организации учебного процесса , целью которого является достижение дидактических задач. Приёмы обучения — это конкретные действия или техники , которые используют в рамках методов обучения. Одни и те же приёмы могут применять в разных методах.

Слайд 3

Классификация методов обучения: по дидактическим задачам; по источнику передачи информации; по характеру познавательной деятельности учащихся; по логике изложения и восприятия информации.

Слайд 4

Классификация методов по характеру познавательной деятельности (М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер)

Слайд 5

Объяснительно-иллюстративный метод Учащийся только слушает и смотрит, не является активным участником образовательного процесса. Приёмы: чтение текста учителем, рассказ, демонстрация опыта, работа с книгой.

Слайд 6

Объяснительно-иллюстративный метод Выразительное чтение стихотворения учителем. На окружающем мире демонстрация осенних листьев при изучении темы «Что такое осень?». По математике в первом классе объяснение правил использования линейки, выполнения чертежей в тетради.

Слайд 7

2. Репродуктивный метод обучения Многократное повторение изученного алгоритма действий, применение правила. Формирование умения.

Слайд 8

2. Репродуктивный метод обучения Учитель организует совершение учащимися пробного действия после объяснения алгоритма вычисления.

Слайд 9

3. Метод проблемного изложения

Слайд 10

3. Метод проблемного изложения Учащиеся по аналогии с характеристикой зоны арктических пустынь выполняют характеристику тундры.

Слайд 11

4. Частично-поисковый (эвристический) метод

Слайд 12

4. Частично-поисковый метод [б], [ж], [з], [в ], [г], [д] . [п], [к], [ш], [с ], [к], [ф] . [а], [ы], [у], [и ], [э], [о] .

Слайд 13

5. Исследовательский метод Ученик выступает в роли самостоятельного исследователя. Учитель координирует действия, направляет, мотивирует учащегося. В данном методе учитель выступает в роли тьютора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая тема "Групповые приёмы работы в начальной школе".

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача - помочь им раскрыться, развить собственные идеи». И.Г.Песталоцци      На протя...

Презентация к работе над методической темой "Групповые приёмы работы в начальной школе".

В презентации отмечены необходимость нового подхода в обучении, актуальность темы,  элементы групповой работы, алгоритм работы в группах, методы обучения в группах, правила организации работы в г...

Методические рекомендации по организации обучения в начальной школе учащихся, испытывающих трудности в обучении.

В документе содержатся рекомендации по работе с детьми, испытывающими трудности в обучении....

Методические рекомендации по организации обучения в начальной школе учащихся, испытывающих трудности в обучении.

Методические рекомендации по организации обучения в начальной школе учащихся, испытывающих трудности в обучении....

Методические рекомендации по организации обучения в начальной школе учащихся, испытывающих трудности в обучении.

Методические рекомендации по организации обучения в начальной школе учащихся, испытывающих трудности в обучении....

Формирование навыка смыслового чтения с использованием активных методов и приёмов обучения в начальной школе по ФГОС

Использование в работе активных приёмов и методов обучения позволяет повысить познавательную деятельность обучающихся, формировать навыки смыслового чтения...