Методические приёмы обучения в начальной школе (классификация Лернера-Скаткина)
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)
В документе и презентации представлен материал, который был подготовлен мною для выступления на педагогическом совете по теме «Методы обучения в начальной школе». Я использовал классификацию по характеру познавательной деятельности Лернера-Скаткина, поскольку данная классификация, на мой взгляд, удобно отражает переход от объектной позиции учащегося к субъектной. Надеюсь, данный материал будет полезен для Вас.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Текст выступления на педагогическом совете | 21.91 КБ |
Презентация для педагогического совета | 1.05 МБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1. Доброе утро, уважаемые коллеги. Тема, о которой сегодня будем говорить: «Методические приёмы обучения в начальной школе».
Слайд 2. Начнём с определений. Методы обучения включают в себя частные случаи применения, которые и называются приёмами. Сама тема весьма обширная и приёмы обучения будут различаться в зависимости от предмета, цели, задачи и типа урока. Целью своего выступления я определил таким образом: кратко охарактеризовать методические приёмы по классификации Лернера и Скаткина в начальной школе.
Слайд 3. Классификации методов обучения существуют разные. Традиционно принято делить методы по источнику передачи информации на словесные, наглядные и практические. В своём выступлении хотел бы акцентировать внимание на иной классификация по степени самостоятельности обучающихся. Здесь можно отследить, как роль ученика в обучении меняется от объектной позиции к субъектной.
Слайд 4. Теперь более подробно поговорим о классификации методов. Все методы обучения делятся на объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, частичный поисковый метод и исследовательский метод. Переходим к приёмам.
Слайд 5. Начнём с объяснительно-иллюстративного (информационно-рецептивный). Он предполагает объектную позицию учащегося. Обычно метод применяется при изучении новой темы. При применении данного метода применяются такие приёмы, как рассказ, лекция, работа с учебными пособиями, просмотр наглядных материалов и демонстрация опыта (без активного участия учеников).
Слайд 6. Пример объяснительно-иллюстративного приёма обучения: чтение учителем рассказа на уроках литературного чтения, демонстрация различных полезных ископаемых на окружающем мире, чтение правила написания букв безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением, показ написания букв при обучении грамоте. Также примеры продемонстрированы на слайде.
Слайд 7. Далее следует репродуктивный метод обучения. В его основе лежит многократное воспроизведение сообщенных учащемуся знаний и новых способов деятельности.
Слайд 8. Пример репродуктивного приёма обучения: после того, как учитель показал несколько примеров письменных вычислений 57-26, учащиеся выполняют аналогично несколько упражнений на вычитание. При этом, стоит отметить, где проходит граница между методами. Демонстрация учителем решения – это объяснительно-иллюстративный. Решение учащимися – это репродуктивный метод.
Слайд 9. Затем следует метод проблемного изложения. Он, по сути, является связующим звеном между репродукцией и частично-поисковым методом. Предполагается, что учащиеся ещё не обладают достаточной самостоятельностью для решения проблемной задачи и учитель демонстрирует им готовый образец размышлений, которому они будут следовать.
Слайд 10. Удачным примером мне показалось применение приёма при изучении природных зон. На примере зоны арктических пустынь в 4 классе учитель показывает образец рассуждений – как охарактеризовать природную зону, что необходимо отметить местоположение природной зоны, какие животные и растения в ней представлены, а также определить влияние человека (негативное или позитивное). Далее дети по приведенному примеры характеризуют тундру.
Слайд 11. Предпоследний метод – частично-поисковый метод (эвристический) предполагает, что учитель организует процесс обучения таким образом, что учащиеся самостоятельно достигают цели урока.
Слайд 12. Примером эвристического метода может послужить следующий приём: сравнение нескольких групп звуков. В первой строке будут согласные звонкие звуки, во второй – согласные глухие, а в третьей – гласные. Учащиеся произносят звуки первой и второй строки, закрывают уши, сравнивают – какие звуки хорошо слышно, а какие нет. Делают вывод о том, в какой строке звонкие, а в какой глухие. Затем сравнивают со звуками из третьей строки – какие поются, какие нет, где язык встречает преграду.
Слайд 13. И последний метод – это исследовательский. Он предполагает наибольшую свободу учащегося. Здесь ученик выступает в роли автономного субъекта в получении знаний. Учитель выступает в роли тьютора, занимает равную позицию с учеником, направляет, стимулирует и корректирует исследовательскую деятельность учащегося. Результатом является выступление учащихся начальной школы на научно-практических конференциях.
Слайд 14. Подводим итог: в ходе выступления мы рассмотрели методические приёмы обучения в начальной школе по классификации Лернера-Скаткина. Подытожить я бы хотел высказыванием мыслителя эпохи Просвещения Жан-Жака Руссо: «Час работы научит большему, чем день объяснений».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Глоссарий Метод обучения — это общий способ организации учебного процесса , целью которого является достижение дидактических задач. Приёмы обучения — это конкретные действия или техники , которые используют в рамках методов обучения. Одни и те же приёмы могут применять в разных методах.
Классификация методов обучения: по дидактическим задачам; по источнику передачи информации; по характеру познавательной деятельности учащихся; по логике изложения и восприятия информации.
Классификация методов по характеру познавательной деятельности (М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер)
Объяснительно-иллюстративный метод Учащийся только слушает и смотрит, не является активным участником образовательного процесса. Приёмы: чтение текста учителем, рассказ, демонстрация опыта, работа с книгой.
Объяснительно-иллюстративный метод Выразительное чтение стихотворения учителем. На окружающем мире демонстрация осенних листьев при изучении темы «Что такое осень?». По математике в первом классе объяснение правил использования линейки, выполнения чертежей в тетради.
2. Репродуктивный метод обучения Многократное повторение изученного алгоритма действий, применение правила. Формирование умения.
2. Репродуктивный метод обучения Учитель организует совершение учащимися пробного действия после объяснения алгоритма вычисления.
3. Метод проблемного изложения
3. Метод проблемного изложения Учащиеся по аналогии с характеристикой зоны арктических пустынь выполняют характеристику тундры.
4. Частично-поисковый (эвристический) метод
4. Частично-поисковый метод [б], [ж], [з], [в ], [г], [д] . [п], [к], [ш], [с ], [к], [ф] . [а], [ы], [у], [и ], [э], [о] .
5. Исследовательский метод Ученик выступает в роли самостоятельного исследователя. Учитель координирует действия, направляет, мотивирует учащегося. В данном методе учитель выступает в роли тьютора.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая тема "Групповые приёмы работы в начальной школе".
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача - помочь им раскрыться, развить собственные идеи». И.Г.Песталоцци На протя...
Презентация к работе над методической темой "Групповые приёмы работы в начальной школе".
В презентации отмечены необходимость нового подхода в обучении, актуальность темы, элементы групповой работы, алгоритм работы в группах, методы обучения в группах, правила организации работы в г...
Методические рекомендации по организации обучения в начальной школе учащихся, испытывающих трудности в обучении.
В документе содержатся рекомендации по работе с детьми, испытывающими трудности в обучении....
Методические рекомендации по организации обучения в начальной школе учащихся, испытывающих трудности в обучении.
Методические рекомендации по организации обучения в начальной школе учащихся, испытывающих трудности в обучении....
Методические рекомендации по организации обучения в начальной школе учащихся, испытывающих трудности в обучении.
Методические рекомендации по организации обучения в начальной школе учащихся, испытывающих трудности в обучении....
Формирование навыка смыслового чтения с использованием активных методов и приёмов обучения в начальной школе по ФГОС
Использование в работе активных приёмов и методов обучения позволяет повысить познавательную деятельность обучающихся, формировать навыки смыслового чтения...
- Мне нравится (1)